Таможенные органы российской федерации. Специализированные таможенные органы Московский институт экономики, управления и права

Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и осуществляется непосредственно таможенными органами, которые относятся к разряду правоохранительных органов. Согласно п. 1 ст. 401 ТК таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят (п. 1 ст. 402 ТК):
1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении ФТС России для обеспечения деятельности таможенных органов (п. 4 ст. 402 ТК).

Под таможенным органом понимается федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий возложенные на него функции по развитию внешней торговли.

Центральным аппаратом системы таможенных органов является Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России). В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе», ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

С целью реализации полномочий в сфере таможенного дела ФТС России имеет право:
а) создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
б) определять регион деятельности таможенных органов;
в) утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.

Нижестоящими по отношению к ФТС России органами являются региональные таможенные управления, а также таможни центрального подчинения (Внуковская, Шереметьевская, Домодедовская таможни, Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня, Центральная базовая таможня, Центральная таможня – кинологический центр ФТС России).

По видам решаемых задач все региональные таможенные управления могут быть разделены на несколько групп: 1) территориальные или общие региональные таможенные управления; 2) специализированные региональные таможенные управления.

Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами федеральных округов. Специализированные региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых ими функций (правоохранительной, контрольной и др.). Специализированными региональными таможенными управлениями являются:
Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;
Региональное оперативно-поисковое управление;
Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;
Региональное таможенное управление организации силового обеспечения.

Функции непосредственного таможенного контроля, производства таможенного оформления, предотвращения контрабанды, а также функции сбора и анализа статистической информации выполняют таможни и таможенные посты. С точки зрения местонахождения таможни подразделяются на пограничные и внутренние: пограничные таможни проверяют наличие и правильность заполнения документов, предъявляемых в таможенных целях; внутренние таможни проводят таможенный и личный досмотр, проверяют документы, ревизуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий – субъектов ВЭД. Собственно процедурами таможенного контроля и таможенного оформления товара, как правило, занимаются таможенные посты. Другими словами, таможенные посты наделены полномочиями по приему и проверке грузовых таможенных деклараций. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица (п. 3 ст. 402 ТК РФ). Осуществляя таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственного таможенного контроля, а также обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также имеют право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

Остались вопросы? Задайте их нашему специалисту!


Специалист Элайт Плюс бесплатно проконсультирует Вас и ответит на все вопросы, относительно таможенного оформления груза и международных перевозок:

Ваше сообщение отпавлено. Благодарим за проявленный интерес!


Документация

Таможенное дело в России относится к ведению федеральных органов государственной власти и представляет собой совокупность методов и средств обеспеченна соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Введение…………………………………………………………….………..……2

Глава I . Характеристика и структура таможенных органов России.........5

1.1Таможенные органы РФ, структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономике…………………………………………..….5

1.2 Организационная структура Федеральной таможенной службы……....….8

Глава II. Специализация таможенных органов и региональных таможенных управлений...................................................................................12

2.1 Специализированные таможенные органы……………………..………….17

2.2 Специализация региональных таможенных управлений……...………….21

Глава III. Совершенствование управления в таможенных органах Российской Федерации…………………………………………………..…….25

Заключение……………………………………………………………….………30

Список литературы…………………………………………………….…......….33

Приложение…………………………………………………………………..…..34

Работа содержит 1 файл

Введение………………………………………………………… ….………..……2

Глава I . Характеристика и структура таможенных органов России .........5

1.1Таможенные органы РФ, структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономике…………………………………………..….5

1.2 Организационная структура Федеральной таможенной службы……....….8

Глава II. Специализация таможенных органов и региональных таможенных управлений .................... .............................. .............................. ...12

2.1 Специализированные таможенные органы……………………..………….17

2.2 Специализация региональных таможенных управлений……...………….21

Глава III. Совершенствование управления в таможенных органах Российской Федерации ………………………………………………….. …….25

Заключение…………………………………………………… ………….………30

Список литературы………………………………… ………………….…......….33

Приложение…………………………………………………… ……………..…..34

Введение.

Таможенное дело в России относится к ведению федеральных органов государственной власти и представляет собой совокупность методов и средств обеспеченна соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В формировании мер таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности участвует ряд федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализация же комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности возложена на Федеральную таможенную службу (ФТС) Российской Федерации, составляющую единую систему, включающую центральный аппарат ФТС, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты Российской Федерации, представительства Службы за рубежом 1 . ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Таможенное дело в Российской Федерации - это особая область дея-тельности, часть национальной экономики, ее государственного сектора в которой таможенные органы и другие подведомственные ФТС России предприятия и организации осуществляют на основе единой технологии таможенные работы и услуги, обеспечивающие реализацию регулятивных контрольных, экономических и информационно- аналитических функций.

Таможенное дело в Российской Федерации характеризуется рядом особенностей:

Представляет собой организационно оформленную систему, включает субъектов двух видов: управляющую подсистему - ФТС России и управляемые подсистемы - региональные и специализированны таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, представительства Службы за рубежом, а также таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации, подведомственные ФТС России;

Представляет собой финансируемую из федерального бюджета част государственного сектора экономики;

Обеспечивает выполнение таможенных работ и оказание таможенные услуг и выступает как «чистая» экономическая отрасль, поскольку все входящие в нее организации заняты выполнением только таможенных операций.

Таможенное дело имеет сложную структуру, включающую ряд элементов, в том числе организацию, управление и экономику.

Организация - это совокупность структуры системы и способов функ- ционирования ее элементов.

В организационной структуре таможенного дела выделяются социально-экономический, материально-вещественный, технологический и инфор- мационный аспекты.

Социально-экономический аспект определяется формой собственности на основные ресурсы, с помощью которых выполняются таможенные работы и оказываются таможенные услуги. Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется на основе государственной формы собственности. Материально-вещественную основу таможенного дела составляют основные средства и материальные запасы таможенных органов.

Технологический аспект - это совокупность процессов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в таможенном деле.

Информационный аспект - это совокупность форм и способов упорядочения таможенной информации.

Управление в таможенном деле представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий (то есть воздействий субъекта управления на объект управления, предназначенных для достижения цели управления) 2

Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований:

- во-первых, это хозяйство таможенной системы, то есть преобразование некоторых видов экономических ресурсов в таможенный продукт, или при влечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела производственных ресурсов для выполнения таможенных работ и оказания таможенных услуг;

- во-вторых, это совокупность экономических отношений между физическими и юридическими липами и государством в лице таможенных органов в процессе таможенной деятельности;

- в-третьих, это совокупность научных знаний о поведении людей в процессе использования ресурсов таможенной службы при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг» о закономерностях функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредовании.

Глава I. Характеристика и структура таможенной системы России.

1.1 Таможенные органы РФ, структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.

Таможенное дело непосредственно осуществляю таможенные органы Российской Федерации, составляющие единую федеральную централизованную систему, включающую Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. 3 Содержание таможенного дела определяют его функции и задачи. Под функциями следует понимать объективно обусловленные основные цели таможенной системы, а под задачами - набор проблем, решение которых приводит к достижению поставленных целей, то есть реализации функций.

Таможенные органы Российской Федерации выполняют комплекс взаимосвязанных функций: регулятивную, контрольную, экономическую, информационно-аналитическую, осуществляют управленческую, оперативную, экономическую, правовую и обеспечивающую деятельность, решают разнообразные задачи. 4

Большую часть задач таможенной службы можно считать экономическими, так как их решение приводит к ускорению развития национальной экономики, совершенствованию ее структуры, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности страны. Кроме того, решение этих задач требует затрат производственных ресурсов и оценивается экономическими показателями - экономией или перерасходом выделенных из федерального бюджета средств.

Так, задачей таможенных органов является осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.

В задачи таможенных органов входит обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Их задачей также является обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности. Они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают не оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а так же оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечением незаконного вмешательства в аэропортах РФ, в деятельность международной гражданской авиации. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании контроле.

В целях анализа состояния внешней торговли страны, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом, таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли страны Президенту, Федеральному собранию, Правительству Российской Федерации и иным органам, которые определяются российским законодательством.

В целях обеспечения решения возложенных на таможенные органы задач, ими ведется специальная таможенная статистика в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможенные органы обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

В круг задач таможенных органов входит информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и информацией вопросам.

Таможенные органы разрабатывают, создают и используют информационные системы и информационные технологии, защищают информацию и права субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

1.2 Функции, организационная структура Федеральной таможенной службы.

ФТС России - центральный орган исполнительной федеральной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ (ст.7 ТК РФ). Он возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов. Как федеральный орган ФТС России несёт ответственность за реализацию таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства всей системы возглавляемых им таможенных органов. ФТС России выполняет не только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях, предусмотренных ТК РФ, а также иными актами законодательства, ФТС России издаёт в пределах своей компетенции акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. ФТС России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ФТС России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например, когда должностные лица ФТС России Основными задачами ФТС России являются: участи в разработке таможенной политики РФ; обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ; организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях; организация и совершенствование таможенного дела в РФ; обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Региональные таможенные управления составляют промежуточное управленческое звено в системе таможенных органов, необходимость создания которого объясняется большими масштабами таможенной территории РФ. В настоящее время таможенная территория России, в целях таможенного более эффективного управления поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах.

РТУ осуществляет руководство деятельностью следующих подчиненных таможенных органов:

    таможен (за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России);

    таможенных постов, подчиненных РТУ и находящихся в регионе деятельности РТУ.

Территории деятельности региональных таможенных управлений – таможенные регионы, являются более крупным административным образованием, чем субъекты РФ и совпадают с административными федеральными округами.

Федеральные округа Российской Федерации являются неконституционными территориальными образованиями, созданными в соответствии с Указом президента России №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000. Границы таможенного округа могут, как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов РФ. Именно поэтому РТУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, а так же территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

В настоящий момент по зонам ответственности сформировано восемь региональных таможенных управлений, объединяющих различное количество подчиненных таможенных органов и включающие различные по масштабам территории охвата 5:

    Центральное таможенное управление,

    Северо-западное таможенное управление,

    Южное таможенное управление,

    Сибирское таможенное управление,

    Приволжское таможенное управление,

    Дальневосточное таможенное управление,

    Уральское таможенное управление,

    Северо-Кавказское таможенное управление.

Как было указано ранее, региональные таможенные управления являются управленческими таможенными структурами. Если анализировать полномочия РТУ на фоне сравнения с полномочиями ФТС, то надо отметить, что правотворческая функция РТУ гораздо уже, чем у ФТС, и сводится к изданию правовых актов распорядительного и организационного характера в форме писем, приказов, распоряжений.

Ведомственные контрольно-надзорные функции РТУ согласуются с аналогичными полномочиями ФТС, но концентрируются в более узком масштабе таможенного региона и распространяются только на круг подчиненных таможенных органов в сфере:

    проверки законности издания правовых актов подчиненных таможенных органов и принятия мер по отмене или изменению указанных актов в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации;

    соблюдения подчиненными таможенными органами законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур, таможенного оформления товаров и средств международной перевозки, взимания таможенных платежей, предоставлении таможенных льгот и преференций, исполнения агентских контрольных полномочий;

РТУ имеет полномочия по:

    инспектированию деятельности подчиненных таможенных органов в порядке и формах, определяемых ФТС;

    ведению правоохранительной деятельности;

    анализу правоприменительной деятельности и судебной практики в регионе деятельности РТУ

    рассмотрению жалоб юридических и физических лиц, а так же протестов прокурора на решения, действия (бездействия) должностных лиц РТУ и подчиненных таможенных органов;

В целях организации таможенного дела Региональное таможенное управление имеет право направлять в ФТС России рекомендации в форме предложений:

Предложения о совершенствовании осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

Предложения об аннулировании квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

Предложения об изменении пределов региона деятельности подчиненных таможенных органов, а также мест их нахождения, о создании, реорганизации и ликвидации таможен и таможенных постов;

Предложения и соответствующие заявки о материально-техническом обеспечении, проекты сметы расходов и предложения по программам развития социальной и технической базы РТУ и подчиненных таможенных органов;

РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник РТУ несет персональную ответственность за осуществление возложенных на РТУ полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности РТУ.

Начальник РТУ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника РТУ. Начальники структурных подразделений РТУ назначаются на должность и освобождаются от должности приказами РТУ по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России.

Начальник службы собственной безопасности РТУ и главный бухгалтер РТУ назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждается ФТС. В рамках РТУ создается коллегиальный совещательный орган, состоящий их начальника РТУ (председатель коллегии), его заместителей, иных руководящих работников РТУ и подчиненных таможенных органов.

Таможня - является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможни действуют на основании общего «Положением о Таможне», утв. Приказом ФТС России от 12.01.2005 N 7, либо индивидуальных положений, утверждаемых ФТС.

Таможня является, как подчиненным звеном, так и управленческой структурой в области таможенного дела, так как:

    осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении ФТС России, например, Домодедовская, Внуковская, Шереметьевская;

    осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможни и возглавляемые ими таможенные посты являются основным практическим звеном реализации таможенного дела в России. Регион деятельности и местоположение таможни определяет ФТС России.

В зависимости от местоположения, таможни делятся на:

    пограничные – располагаются в приграничной зоне в районах транспортных узлов;

    внутренние – располагаются в глубине таможенной территории в местах концентрации участников ВЭД.

Основные полномочия таможни:

    производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;

    обеспечение правильности исчисления и взимания таможенных платежей,

    проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, организация и координация осуществления таможенного контроля таможенными постами;

    контроль соблюдения таможенными постами законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур;

    создание и ликвидация зон таможенного контроля, обеспечение соблюдения режима зоны таможенного контроля

    включение в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, выдачу свидетельств о включении в такие реестры, а также исключение лиц из таких реестров согласно порядку, установленному таможенным законодательством Российской Федерации;

    производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, дознание и производство неотложных следственных действий, оперативно-розыскная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    рассмотрение жалоб юридических и физических лиц и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни, таможенных постов, обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и протестов таможенными постами;

    информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела

    обобщение и анализ правоприменительной и судебной практики в регионе деятельности, представление в вышестоящий таможенный орган аналитических материалов и документов

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России, несущий персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий. Начальник таможни имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни.

Начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа. Начальник подразделения собственной безопасности таможни и главный бухгалтер таможни назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России. Таможни могут создавать рабочие группы и комиссии.

Таможенный пост является первичным звеном системы таможенных органов России, обеспечивающим практическую реализацию полномочий ФТС России, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста.

Регион деятельности таможенного поста и его местонахождение определяет ФТС России. Размещение таможенных постов строится по территориальному признаку, аналогично определению местоположений таможен:

    непосредственно вблизи Государственной границы;

    внутри таможенной территории государства в местах сосредоточения крупных промышленных, транспортных объектов и участников ВЭД.

Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенный пост действуют на основании «Общего положения о таможенном посте», утв. Приказом ФТС России от 13.08.2007 N 965 или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС. Штатную численность таможенного поста утверждает ФТС России. Штатная численность таможенного поста определяется исходя из потребностей грузопотоков и пассажиропотоков участников ВЭД.

Таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, регионального таможенного управления и непосредственным руководством таможни. Организацию, контроль и координацию деятельности таможенного поста осуществляет таможня.

Отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении регионального таможенного управления. Компетенция и особенности деятельности отдельных таможенных постов определяются ФТС России.

По юридическому статусу, который предоставляется таможенному посту Федеральной таможенной службой, таможенные посты делятся на:

    обладающие статусом юридического лица;

    не обладающие статусом юридического лица, имеют меньшие финансово-хозяйственные полномочия (не могут быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде; заключать в пределах своей компетенции и выделенных денежных средств с юридическими и физическими лицами договоры, связанные с собственной финансово-хозяйственной деятельность), но перечень контрольно-надзорных полномочий в области таможенного дела вышеуказанных таможенных постов одинаков.

Компетенция таможенного поста связана с непосредственной реализацией таможенного дела в пределах территории ответственности таможенного поста. Круг полномочийтаможенного поста, как таможенного органа сводится к непосредственному исполнению экономических (фискальных), правоохранительных и регулятивных функций. Перечень полномочий таможенного поста представлен в Общем положении о таможенном посте и во много схож с полномочиями таможни, которые были рассмотрены ранее, аналогично направлен на реализацию таможенного дела в регионе своей деятельности.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник таможенного поста несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможенный пост полномочий.

Начальник таможенного поста может иметь заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в порядке, зависящем от статуса таможенного поста и подчиненности таможни:

    начальником таможни по согласованию с региональным таможенным управлением, в случае отсутствия у таможенного поста статуса юридического лица;

    единолично начальником таможни, если она подчинена непосредственно ФТС, в случае отсутствия у таможенного поста статуса юридического лица;

    единолично начальником таможенного поста, в случае придания таможенному посту статуса юридического лица.

Главный бухгалтер таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России. Иные должностные лица таможенного поста назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни, а таможенного поста, являющегося юридическим лицом, - приказом таможенного поста.

Специализированные таможенные органы создаются ФТС на основании положений ч.4 ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в целях:

    выполнения отдельных функций, возложенных на таможенные органы (борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, реализация задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществление тылового обеспечения деятельности таможенных органов, и др.);

    совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Статья 205 Закона разъяснят, что создание специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров диктуется необходимостью наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как:

    культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней,

    вооружение, военная техника и боеприпасы,

    радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары,

либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как:

    экспресс-грузы,

    выставочные образцы,

    товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.

Специализированные таможенные органы могут создаваться Федеральной таможенной службой на уровне всех звеньев системы таможенных органов, подчиненных ФТС в форме специализированных региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. 6

    Специализированные региональные таможенные управления - это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория РФ, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов. По данному принципу созданы в настоящее время и действуют

    Региональное оперативно-поисковое управление;

    Региональное таможенное управление силового обеспечения;

    РТУ радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

    Центральное экспертно-криминалистическое управление.

    Специализированные таможни и таможенные посты - это таможенные органы, деятельность которых направлена на регулирование перемещения строго определенных товаров (драгоценных металлов и драгоценных камней, электроэнергии, военно-транспортной авиации, подакцизных товаров) либо совершения определенных действий, например, оформление товаров перемещаемых морским (речным) транспортом, воздушным транспортом. Специализированные таможни подчинены непосредственно ФТС и управляют деятельностью подотчетных им специализированных таможенных постов. Например, Центральная акцизная таможня руководит деятельностью Калининградского акцизного таможенного поста и Южного акцизного таможенного поста. В ведении Центральной энергетической таможни находятся шесть таможенных постов. В каждом таможенном регионе действуют оперативные таможни, основным направлением деятельности которых является борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.

Статья 34 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закрепляет право ФТС иметь в ведении:

    научно-исследовательские учреждения;

    образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования;

    учреждения здравоохранения;

    печатные издания, информационно-вычислительные центры;

    другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

В настоящий момент в ведении ФТС имеются ряд государственных учреждений: Главный научно-информационный вычислительный центр, Центральный клинический госпиталь и поликлиника ФТС России, пансионаты и санатории, ГОУ ВПО «Российская Таможенная академия» с филиалами, представленными в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Ростове-на-Дону, Центральный музей таможенной службы России, унитарное предприятие "РОСТЭК", Всероссийский Союз ветеранов таможенной службы.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ФТС имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Россия располагает представительствами ФТС в семнадцати государствах мира, включая страны Таможенного союза, ЕврАзЭС, ряд европейских государств, а так же в Китае, Индии, Бразилии, Турции и т.д.

Контрольные вопросы:

    Укажите систему нормативных источников, регулирующих вопросы формирования системы и структуры таможенных органов России.

    Дайте общую характеристику компетенции таможенных органов Российской Федерации.

    Охарактеризуйте основные элементы статуса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

    Сравните объекты правотворческой деятельности ФТС РФ, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

    Опишите цели создания региональных таможенных управлений, как управленческой структуры и территориальные зоны их ответственности.

    Перечислите круг нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность таможни.

    Опишите статус и правовое регулирование деятельности таможенного поста, как первичного звена системы таможенных органов РФ.

    Опишите цели создания специализированных таможенных органов и перечислите виды.

    «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

    Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";

    Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 «О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза»;

    Указ Президента РФ от 11.05.2006 N 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»;

    Указ президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000

    Постановление Правительства РФ от 08.01.1998 N 15 «О порядке организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»;

    Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;

    Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;

    Положение «О Федеральной таможенной службе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459«О Федеральной таможенной службе»;

    1. Приказ ФТС РФ от 15.02.2011 N 318 «Об утверждении перечня региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов (со статусом юридического лица), учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом»;

    Приказ ФТС РФ от 13.08.2007 N 965 (ред. от 21.12.2009) "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.09.2007 N 10121);

    Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 N 7 «"Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»;

    Приказ ФТС РФ от 17.03.2010 N 500«Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности»;

    Приказ ФТС РФ от 24.05.2006 N 469«Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов»;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Утвержден приказом ФТС России от 13 августа 2009 г. N 1488;

    Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 N 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара. Утвержден приказом ФТС России от 23 июля 2008г. № 906;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению. Утвержден приказом ФТС России от 23 июля 2008г. №905;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц. Утвержден приказом ФТС России от 23 декабря 2008г. №1656;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей. Приказ ФТС России от 7 декабря 2007г. №1281;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Утвержден приказом ФТС России от 25 октября 2010г. №1957;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению. Утвержден приказом ФТС России от 5 февраля 2007г. №152;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом. Утвержден приказом ФТС России от 19 сентября 2008г. №1150;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и реестра владельцев складов временного хранения. Утвержден приказом ФТС России от 31 октября 2007г. №1352;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок. Утвержден приказом ФТС России от 10 сентября 2009г. №1660;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей). Утвержден приказом ФТС России от 10 октября 2007г. №1257 (Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра таможенных перевозчиков. Утвержден приказом ФТС России от 31 октября 2007г. №1351;

    Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Утвержден приказом ФТС России от 24 мая 2006г. № 469;

    Регламент Федеральной таможенной службы по организации законопроектной работы федеральной таможенной службы. Утвержден приказом ФТС России приказ ФТС 17 июля 2009 г. № 1313;

– это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная - таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая - таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств - таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная - в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности - таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой - борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль - перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики - на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная - на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная - таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • Обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений;
  • Обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории;
  • Борьба с контрабандой;
  • Ведение статистики внешнеторговых операций;
  • Валютный контроль;
  • Возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Регистрация участников ВЭД;
  • Регистрация объектов интеллектуальной собственности;
  • Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • Проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз;
  • Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности;
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий.

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.
  • Разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Система таможенных органов

Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Структура таможенных органов России:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
    • Дальневосточное таможенное управление;
    • Приволжское таможенное управление;
    • Северо-Западное таможенное управление;
    • Северо-Кавказское таможенное управление;
    • Сибирское таможенное управление;
    • Уральское таможенное управление;
    • Центральное таможенное управление;
    • Южное таможенное управление.
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона;
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.

Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

Таможенные органы РФ и таможенные представители

Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Назначение и функции таможенных органов. Как уже отмечалось, обязательным участником таможенных правоотношений является особый вид органов государственной власти - таможенные органы. Они являются специальным субъектом таможенных правоотноше­ний и заслуживают особого изучения, тем более что система тамо­женных органов нашей страны и их компетенции достаточно сложна.

Термин «таможенные органы» используется действующими за­конами - в Конституции в качестве особой составляющей государ­ственного механизма они не выделяются.

Таможенные органы могут быть определены как государствен­ные органы, предназначенные для непосредственного осуществле­ния с помощью специальных методов государственно-властной дея­тельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним об­ластях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государ­ственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация про­цесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществле­ния такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. По­этому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохра­нительные. B качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопас­ность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятель­ность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность тамо­женных органов проводится строго в рамках положений, опреде­ленных таможенным правом, и любые действия или решения та­моженных органов распорядительного характера могут быть обжа­лованы в служебном или в судебном порядке.

B числе наиболее важных нормативно-правовых актов, содер­жащих предписания о таможенных органах, можно выделить Тамо­женный кодекс (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной та­моженной службе» и некоторые другие акты.

B соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса система тамо­женных органов России включает в себя (по нисходящей):

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенно­го дела. B настоящий момент таким центральным государственным органом является Федеральная таможенная служба (до июня 2004 г. Государственный таможенный комитет - ГТК России), находящая­ся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса РФ таможенные органы в нашей стране осуществляют следующие основные функции:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный кон­троль, создают условия, способствующие ускорению товаро­оборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транс­портных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с за­конодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международ­ными договорами Российской Федерации запретов и ограни­чений в отношении товаров, перемещаемых через таможен­ную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав ин­теллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, адми­нистративными правонарушениями в сфере таможенного де­ла, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, ра­диоактивных веществ, видов животных и растений, находя­щихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объ­ектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным террориз­мом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной граж­данской авиации;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный кон­троль операций, связанных с перемещением товаров и транс­портных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регу­лировании и валютном контроле;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств Рос­сийской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными ком­петентными органами иностранных государств, международ­ными организациями, занимающимися вопросами таможен­ного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке го­сударственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области тамо­женного дела.

Статья 408 Таможенного кодекса закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вы­шеизложенных функций:

1) принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными нормативно-правовыми актами, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых пре­дусмотрено Таможенным кодексом;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в та­моженных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществ­ление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производ­ство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установ­ления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за соверше­ние административных правонарушений в соответствии с законода­тельством Российской Федерации об административных правона­рушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консуль­ских и иных учреждений иностранных государств, а также между­народных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении; имущест­венный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств свя­зи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможен­ного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонаруше­ния в области таможенного дела, в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, ки­но- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осу­ществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под тамо­женным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физи­ческих лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующим законодательством;

12) выносить руководителям государственных органов, органи­заций, предприятий, общественных объединений, а также гражда­нам предупреждения в письменной форме с требованиями устра­нить нарушения таможенного законодательства Российской Феде­рации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;

Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможен­ных пошлин, налогов;

В иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осу­ществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессио­нальными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действую­щим российским законодательством.

Структура таможенных органов в России. На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит Федеральная таможенная служба России - центральный орган, находящийся в ведении Ми­нистерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется постановлением Прави­тельства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможен­ной службе».

B этом нормативном правовом акте перечислено несколько де­сятков функций этого органа по контролю и надзору в области та­моженного дела, а также функции агента валютного контроля и спе­циальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступле­ниями и административными правонарушениями. Наиболее важные из их числа:

Осуществление взимания таможенных пошлин, налогов и про­чих обязательных таможенных платежей, контроль правильно­сти исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию;

Обеспечение соблюдения установленных запретов и ограниче­ний в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, борьба с нарушениями уста­новленных таможенных правил;

Обеспечение единообразного применения таможенными орга­нами таможенного законодательства Российской Федерации;

Осуществление таможенного оформления и таможенного кон­троля;

Обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и сво­бод граждан;

Ведение таможенной статистики;

Информирование и консультирование на безвозмездной осно­ве по вопросам таможенного дела участников внешнеэконо­мической деятельности;

Осуществление в пределах определенной законом компетен­ции валютного контроля операций, связанных с перемещени­ем товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

Осуществление дознания, производства по делам об админист­ративных правонарушениях (включая совершение неотложных следственных действий) и рассмотрение таких дел в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях;

Осуществление в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации оперативно-розыскной деятельности;

Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) та­моженных органов и их должностных лиц;

Взаимодействие в установленном порядке с органами государ­ственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Bсемирной таможенной организа­ции (Совете таможенного сотрудничества) и других междуна­родных организациях;

Реализация программ развития таможенного дела в Российской Федерации.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, на­значаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством РФ по представлению министра экономического разви­тия и торговли Российской Федерации. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и еще четырех заместителей.

Структура ФТС представлена ниже достаточно подробно.

Существует восемь главных управлений: Главное организационно­инспекторское управление (аппарат председателя ФТС России); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товар­ной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможен­ных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий;

Есть также 11 управлений: Управление кадров; Управление валют­ного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной ин­спекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации си­лового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального под­чинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологиче­ский центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются семь регио­нальных таможенньх управлений, включающих в себя следующие таможни:

Центральное таможенное управление - Белгородскую, Брян­скую, Владимирскую, Воронежскую, Зеленоградскую, Ива­новскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскую северную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, По­дольскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую, Центральную акциз­ную, Центральную оперативную и Центральную тыловую;

Северо-Западное таможенное управление - Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую, Калининградскую, Калиниградскую оперативную,

Кингисеппскую, Костомукскую, Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую, Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктыв­карскую, Северо-Западную акцизную, Северо-Западную опера­тивную, Северо-Западную тыловую, а также специализирован­ное подразделение - Кинологический центр Северо-Западной таможни;

Южное таможенное управление - Адыгейскую, Астрахан­скую, Bолгоградскую, Дагестанскую, Ингушскую, Кабардино­Балкарскую, Калмыцкую, Карачаево-Черкесскую, Краснодар­скую, Миллеровскую, Минераловодскую, Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую, Сочинскую, Ставрополь­скую, Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную опе­ративную;

Приволжское таможенное управление - Башкортостанскую, Кировскую, Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Орскую, Пензенскую, Пермскую, Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую, Чувашскую, Приволжскую оперативную;

Уральское таможенное управление - Екатеринбургскую, Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагиль­скую, Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало­Ненецкую, Уральскую оперативную;

Сибирское таможенное управление - Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую, Bосточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую;

Дальневосточное таможенное управление - Амурскую, Биро­биджанскую, Благовещенскую, Bанинскую, Bладивостокскую, Гродековскую, Камчатскую, Магаданскую, Находкинскую, Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукот­скую, Якутскую, Дальневосточную оперативную.

Региональные таможенные управления осуществляют руково­дство таможенным делом в своем регионе, который (как и созда­ние, реорганизацию и ликвидацию управлений и их подразделений) определяет ФТС России. B задачи региональных таможенных управлений входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее эко­номической безопасности в части, относящейся к таможенному де­лу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонаруше­ниями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятель­ности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус ре­гиональных таможенных управлений регламентируется приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082, утверждающим Общее по­ложение о региональном таможенном управлении.