Средства связи и наблюдения



План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Серийное производство
  • 3 Описание конструкции
    • 3.1 Броневой корпус и башня
    • 3.2 Вооружение
    • 3.3 Средства связи и наблюдения
    • 3.4 Двигатель и трансмиссия
    • 3.5 Ходовая часть
  • 4 Модификации
  • 5 Машины на базе
  • 6 Служба и боевое применение
  • 7 Сохранившиеся экземпляры
  • 8 Оценка машины
  • Примечания
    Литература

Введение

Т-64 (Индекс ГБТУ - Объект 432 ) - советский средний танк. Разработан в конструкторском бюро Харьковского завода имени Малышева.


1. История создания

Во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе были развёрнуты работы по созданию нового среднего танка Т-54 и Т-55. Работы велись в нескольких конструкторских бюро, одним из которых было конструкторское бюро Харьковского завода имени Малышева. В бюро была поставлена задача разработать принципиально новый танк, результатом разработок стал средний танк «Объект 430». Параллельно разработка по пути модернизации велась в конструкторском бюро Завода №183, в результате которой были созданы средние танки «Объект 166» и «Объект 167». Однако ни один из разработанных танков не давал существенного отрыва по тактико-техническим характеристикам по сравнению с Т-54/55. После анализа сложившейся ситуации было принято решение по форсированию разработки и постановки на серийное производство среднего танка «Объект 166», кроме того Заводу им. Малышева совместно с научно-исследовательскими институтами СССР была поручена разработка нового танка, который бы обеспечивал существенное преимущество над зарубежными танками. В 1960 году Министерством обороны СССР были выданы тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года выпущено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №141-58 на разработку нового танка .

К середине 1961 года были завершёны этапы технического и эскизного проектов нового танка получившего обозначение «Объект 432». По проекту танк обладал высочайшим уровнем защиты, отличными манёвренными качествами и мощным вооружением. По завершении этапа эскизного проекта начался этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытных образцов. Большинство узлов машины применялось впервые .

В качестве ходового макета для отработки ходовой части машины был изготовлен видоизменённый Т-55 с катками малого диаметра, а также гусеницами с резино-металлическими шарнирами. Конструкция нового танка коренным образом отличалась от конструкции ранее разработанного «Объекта 430», использование «Объекта 430» в качестве ходового макета было признано не рациональным, так как объём переделок и доработок был ещё большим, чем на Т-55. В общей сложности пробег ходового макета составил 900 км, после чего в середине 1961 года ходовые испытания были остановлены. Причиной стали усталостные разрушения резино-металлических шарниров, вызванные циклическими нагрузками во время перекатывания опорных катков машины по гусеницам. В последствии дефект был устранён подбором более усталопрочного материала .

Первый образец шасси танка «Объект 432». Шасси было догружено до заданной массы, после чего машина подверглась ходовым испытаниям. Пробег составил 500 км. В результате испытаний был выявлен ряд дефектов, таких как поломки деталей при пробеге на максимальной скорости, а также тепловое разрушение внутренних амортизаторов катков. В течение 1962-1963 годов Заводом №75 были изготовлены 6 опытных машин. Образцы прошли приёмо-сдаточные и предварительные испытания в ходе которых обнаружились дефекты и недоработки большинства узлов и агрегатов ходовой части, двигателя, механизма заряжания и других подсистем танка. Из-за ряда дефектов ряд тактико-технических требований машиной выполнен не был. После отработки конструкции и устранения замечаний «Объект 432» был отправлен на государственные испытания, однако испытания были провалены и танк не был принят на вооружение .

Несмотря на неудачу на государственных испытаниях «Объекта 432», Министерству обороны всё ещё требовалось перевооружение армии новыми танками. Анализ результатов работы по танку «Объект 432» выявил невозможность создания новой машины с использованием старых технологий, поэтому все усилия были направлены на создание новых производственных мощностей, строительство цехов, способных изготавливать наиболее сложные узлы машины, кроме того к работе были подключены ведущие научно-исследовательские институты танкостроительной отрасли. В 1963 году была начата работа по дальнейшему совершенствованию конструкции «Объекта 432» и повышению его характеристик путём установки 125-мм гладкоствольной пушки, машина получила обозначение «Объект 434» .


2. Серийное производство

Несмотря на то, что «Объект 432» на вооружение принят не был в 1964 году было принято решение об организации на Заводе №75 серийного производства машины по документации с литерой «О» (литера главного конструктора) . Изготовленные машины направлялись в войска на ускоренную эксплуатацию, где выявлялись дефекты, по которым конструкция танка продолжала совершенствоваться. К 1965 году большинство дефектов было устранено и серийные машины подверглись различным испытаниям, после которых в октябре 1966 года танк был предъявлен на повторные государственные испытания. По результатам испытаний «Объект 432» был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №982-321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64 .

График серийного выпуска Т-64
1964 1965 1966 1967 1968
90 160 294 330 318

3. Описание конструкции

3.1. Броневой корпус и башня

Корпус танка Т-64 сварной из броневых листов. Лобовая часть корпуса выполнена из комбинированной брони. Снаружи расположен броневой лист толщиной 80-мм, на внутренней стороне корпуса установлен 20-мм лист. Между листами имеется прослойка из стеклопластика, толщиной 105-мм. Башня машины выполнена литой, лобовая часть и борта в секторе 35° также имеют комбинированную броню, состоящую из алюминиевого наполнителя. Толщина брони от 600 до 675 мм. Корпус машины ослабляет внутри машины действие проникающей радиации в 16, а заражённой местности в 18 раз .


3.2. Вооружение

В качестве основного вооружения использовалась 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (индекс ГРАУ - 2А21) раздельно гильзового заряжания. Возимый боекомплект составлял 40 выстрелов. Дополнительно с пушкой был спарен курсовой 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов .

3.3. Средства связи и наблюдения

Для прицеливание использовался монокулярный танковый прицел-дальномер ТПД-43Б. Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения по вертикали. Дополнительно на танк устанавливался ночной прицел ТПН-1-432 .

Внешняя связь машины поддерживалась радиостанцией Р-123 .

3.4. Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки использовался двухтактный дизельный двигатель 5ТДФ. Мощность двигателя составляла 700 л.с. Трансмиссия имела две бортовые коробки передач, в которых имелись фрикционные элементы. Двигатель с трансмиссией и элементами их обслуживания были размещены в моторно-трансмиссионном отделении, имевшем объём всего 2,4 м³ .


3.5. Ходовая часть

В ходовой части Т-64 использовалось по 6 двухбандажных опорных катков с каждой стороны. Диаметр каждого катка составлял 550 мм. Катки располагались на индивидуальных подвесках и имели внутреннюю амортизацию. На 1, 2 и 6 катках были расположены гидравлические телескопические амортизаторы. Кроме опорных катков имелось по 4 однобандажных поддерживающих катка, имевших также внутреннюю амортизацию. По продольной оси танка были установлены центральные опоры, в которых были соосно закреплены укороченные торсионные валы. В задней части машины были установлены ведущие колёса, приводившие в движение гусеницы с резино-металлическими шарнирами параллельного типа. В передней части гусеничного движителя располагались монолитные направляющие колёса с механизмом натяжения гусениц .


4. Модификации

  • Т-64 (Объект 432) - базовый вариант
  • Т-64Т - опытная модификация 1963 года. Отличается установкой вертолётного газотурбинного двигателя ГТД-3Л, мощностью 700 л.с.
  • Объект 436 - опытная модификация 1965 года. Отличается установкой дизельного двигателя В-45-К.
  • Т-64Р (Объект 432Р) - модернизированная версия с заменой 115-мм орудия 2А21 на 125-мм орудие и доработкой машины до уровня Т-64А. Модернизации в ходе капитального ремонта подверглись все танки Т-64, выпущенные после 1965 года. Танки, выпущенные в 1964 и 1965 годах в конце 1960-х годов были списаны.

5. Машины на базе

  • Т-64А (Объект 434) - советский основной боевой танк

6. Служба и боевое применение

В сентябре 1967 года 243 танка Т-64 принимали участие в учениях «Днепр» .

7. Сохранившиеся экземпляры

8. Оценка машины

Танк Т-64 предполагалось запустить в серию на всех танковых заводах. По постановлению СМ СССР 1967 г. планировалось изготовить в 1970 г. по 40 этих танков в Нижнем Тагиле и в Омске, а в Челябинске – 25. Реально же «шестьдесятчетверка» выпускалась только в Харькове, да и то в весьма ограниченных количествах. В производстве танк оказался очень сложным, а войсковая эксплуатация показала его низкую надежность. Наконец, в 1972 г. был принят на вооружение танк Т-64А со 125-мм пушкой, разработанный на базе Т-64 и выпускавшийся в Харькове до развала СССР.

- Карцев Л.Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»


Примечания

  1. В. В. Поликарпов , На пути ко второму поколению советских послевоенных танков, стр. 19
  2. 1 2 3 4 5 В. В. Поликарпов , Создание танка Т-64 (фрагменты истории), стр. 20
  3. 1 2 В. В. Поликарпов , Создание танка Т-64 (фрагменты истории), стр. 22
  4. 1 2 3 В. В. Поликарпов , Создание танка Т-64 (фрагменты истории), стр. 23
  5. В. В. Поликарпов , Создание танка Т-64 (фрагменты истории), стр. 24
  6. 1 2 3 А.В. Карпенко , Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995), стр. 324
  7. Карцев. Л.Н. Воспоминания Главного конструктора танков//«Техника и вооружение» 2008, №№ 1-5, 8, 9, 11. - 2008.

Литература

  • Карпенко А. В. Средние и основные танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). - Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. - С. 323. - 480 с. - 10000 экз .
  • Создание танка Т-64 (фрагменты истории) / Карпенко А. В. // Поликарпов В. В. Бастион: Военно-технический сборник. - Санкт-Петербург - № 5. - С. 19-24.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра . - Москва: Техинформ, 2009. - № 9. - С. 53.

«Объект 432» (Танк Т-64)

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

Танк «Объект 432» был создан в 1962 г . в Харькове констру-кторским бюро завода им. В.А. Малышева (главный конструк-тор А.А. Морозов) на основе последних достижений науки и техники того времени и обладал самыми высокими показате-лями боевых свойств, среди серийно выпускавшихся в первом послевоенном периоде средних танков.

Опытно-конструкторская работа по созданию танка была за-дана Постановлением ЦК КПСС и CM СССР от 17 февраля 1961 г . Согласно постановлению завод им. Малышева Харьков-ского совнархоза был обязан переконструировать по ТТТ, сог-ласованным с MO СССР, средний танк «Объект 430», разраба-тывавшийся согласно Постановлению CM СССР от 6 мая 1955 г . с обеспечением установки на нем современного пушеч-ного оружия, повышением средней скорости до 45 км/ч , а также усилением его противоатомной и противокумулятивной защи-ты.

В июне 1961 г . разработанный заводом технический проект танка, получившего обозначение «Объект 432», был рассмотрен на заседании секции № 7 HTC ГКОТ и на пленуме НТК ГБТУ. В марте 1962 г . были начаты заводские испытания первого опытного образца танка. В мае 1962 г . заводом был изготовлен второй опытный образец танка для заводских и полигонных ис-пытаний. В феврале 1963 г . с учетом результатов заводских ис-пытаний первых двух опытных образцов был изготовлен третий опытный образец танка «Объект 432» для полигонно-войско-вых испытаний. В феврале-марте 1963 г . в войсках Киевского ВО в районе г. Чугуєва были проведены испытания третьего опытного образца танка.

По результатам полигонных и войско-вых испытаний трех опытных образцов 28 марта 1963 г . вышло Постановление ЦК КПСС и CM СССР «О подготовке к серий-ному производству нового среднего танка /объект 432/ и воору-жения к нему». Первые 10 танков «Объект 432» установочной партии заводом им. Малышева были собраны к 4 марта 1964 г ., а к концу года количество изготовленных танков достигло 90 единиц. В 1965 г . завод по чертежам главного конструктора из-готовил 163 танка «Объект 432». Проведенные в августе-сентя-бре 1965 г . контрольно-заводские испытания танка «Объект 432» показали, что внедренные в конструкцию танка мероприя-тия по повышению надежности работы двигателя, механизма заряжания пушки и стабилизатора вооружения не обеспечива-ли бездефектную работу в пределах гарантийного пробега в объеме 3000 км . В течение 1966 г . на заводе проводилась кон-структивная и производственная доработка танка «Объект 432» с учетом контрольных заводских испытаний и опытной войско-вой эксплуатации свыше 150 танков. Всего к 1966 г . заводом бы-ло изготовлено 294 танка «Объект 432». Постановлением ЦК КПСС и CM СССР от 30 декабря 1966 г . средний танк «Объект 432» был принят на вооружение Советской Армии и ему было присвоено наименование «Танк Т-64». Серийное производство этого танка было организовано в г . Харькове в 1966-1968 гг.

Танк «Объект 432» имел классическую схему общей компо-новки с разобщенным расположением экипажа из 3 человек, размещением 1 15-мм пушки во вращающейся башне и установ-кой дизеля поперек продольной оси броневого корпуса. Осо-бенностью танка, имевшего забронированный объем 10,5 м 3 , яв-лялась высокая плотность компоновки, а также наименьшие среди средних танков с башней габаритные показатели, особен-но по высоте (2,17 м ). Это было достигнуто за счет исключения заряжающего из состава членов экипажа и применения меха-низма заряжания, малой высоты специально спроектированно-го двигателя и наличия выштамповки в днище корпуса для раз-мещения сиденья механика-водителя. Внутреннее оборудова-ние танка размещалось в трех отделениях: отделении управле-ния, боевом и моторно-трансмиссионном. Отделение управле-ния располагалось в носовой части корпуса танка. В центре от-деления управления вдоль продольной оси корпуса находилось сиденье механика-водителя. Такое его расположение упрощало вождение танка. Справа от сиденья механика-водителя были установлены правый топливный бак и бак-стеллаж, а слева - левый топливный бак и аккумуляторные батареи с пуско-регу - лирующей аппаратурой.

Сиденье фиксировалось в двух положениях: нижнем (при вождении танка с закрытым люком) и верхнем (при вождении танка с открытым люком). Конструкция сиденья предусматри-вала регулировку по высоте и вдоль корпуса танка для установ-ки его в удобное для механика-водителя положение. Перед си-деньем механика-водителя на днище корпуса были установле-ны рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива, пе-даль отключения БКП (педаль трансмиссии) и педаль тормоза. Справа от сиденья механика-водителя на днище был установ-лен избиратель передач (рычаг переключения передач). На верхнем наклонном носовом листе корпуса перед сиденьем механика-водителя находился гирополукомпас ГПК-59, кото-рый обеспечивал вождение танка по заданному курсу в услови-ях затрудненного ориентирования.

Для наблюдения и вождения танка в боевой обстановке ра-бочее место механика-водителя было оборудовано тремя приз-менными смотровыми приборами, обеспечивавшими механику- водителю обзор в секторе 192°. Приборы наблюдения имели электрообогрев входного и выходного окон.

Боевая масса - 35 т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка - 115 мм, пулемет - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность дизеля (700 л.с.); максимальная скорость - 65 км/ч.

При ночном вожде-нии танка вместо центрального призменного смотрового прибо-рами в шахте устанавливался бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2БМ. Очистка смотровых приборов механика-водителя от пыли, грязи, снега и т.п. осуществлялась с помощью системы гидропневмоочистки .

Над сиденьем механика-водителя в подбашенном листе кор-пуса находился люк механика-водителя. Броневая крышка лю-ка открывалась и закрывалась с помощью закрывающего меха-низма, который обеспечивал открытие и закрытие люка как из-нутри, так и снаружи танка. При определенных положениях башни люк механика-водителя не открывался. Положения баш-ни при котором обеспечивалось открытие люка механика-води-теля было изображено красными дугами на внутренней шкале азимутального указателя механизма поворота башни. При рабо-тающем стабилизаторе механик-водитель мог включением тумблера повернуть башню в положение, обеспечивающее от-крытие его люка. При открытом люке механика-водителя вра-щение башни от электропривода было исключено путем размы-кания цепи электропривода с помощью микровыключателя .

За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся люк запасного выхода, крышка которого открывалась внутрь танка.

В боевом отделении, располагавшемся во внутреннем объе-ме башне и в средней части корпуса танка, справа от пушки на-ходилось рабочее место командира танка, слева - наводчика. На рабочем месте командира танка во вращающейся крыше ба-шенки был установлен комбинированный (дневной и ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-3 и два призменных прибора наблюдения ТНП-160. Наблюдение за полем боя на-водчик осуществлял днем через танковый прицел-дальномер ТПД-43Б или перископический прибор наблюдения ВНМ, но-чью - с помощью ночного прицела ТПН1-432. Для безопасной работы командира танка и наводчика при вращении конвейера механизма заряжания (М3) пушки в боевом отделении была установлена кабина. Кабина, представлявшая собой цилиндри-ческую сварную корзину, была закреплена на кронштейнах к верхнему погону башни и вращалась вместе с ней относитель-но корпуса танка.

Посадка и выход командира танка и наводчика производи-лись через два люка в крыше башни.

Полигонные испытания танка «Объект 432».

Люки закрывались броне-выми крышками. Для сообщения между боевым отделением и отделением управления в передней части кабины по продоль-ной оси находился люк, закрывавшийся съемным щитком. Для обеспечения перемещения членов экипажа из одного отде-ления в другое из конвейера М3 снимались два лотка.

В кормовой части танка за герметичной перегородкой нахо-дилось моторно-трансмиссионное отделение, которое за счет исключительно плотной компоновки занимало объем всего 2,62 м 3 . Последняя была достигнута за счет центрального попе-речного расположения двухтактного дизеля с горизонтальным расположением цилиндров и двумя выходами коленчатого вала в сочетании с двумя планетарными бортовыми коробками пере-дач, а также за счет применения эжекционной системы охлаж-дения водяных и масляных радиаторов.

Стрельба сходу из танка «Объект 432».

Танк «Объект 432». Вид спереди.

Основным оружием танка являлась 115-мм гладкоствольная стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д-68 раз-дельно-гильзового заряжания с клиновым полуавтоматическим затвором горизонтального перемещения и эжекционным меха-низмом очистки канала ствола от пороховых газов после выстре-ла. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м бронебойно-подкалиберным снарядом была равна 1870 м , кумулятивным - 990 м . При стрельбе прямой наводкой использовался моноку-лярный, стереоскопический с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости прицел-дальномер ТПД-43Б. Наибольшая прицельная дальность стрельбы бронебойно-подкалиберным снарядом составляла 4000 м , осколочно-фугасным и кумулятивным - 3300 м . Ошибка измерения дальности в диа пазоне 1000- 4000 м была от 3 до 5%. При стрельбе ночью ис-пользовался ночной монокулярный перископический прицел ТПН1-432, а при стрельбе из пушки с закрытых огневых пози-ций - боковой уровень и азимутальный указатель. Наибольшая прицельная дальность стрельбы (с помощью ночного прицела) бронебойно-подкалиберным снарядом - 800 м .

Продольный разрез танка «Объект 432».

Выстрел из пуш-ки осуществлялся гальванозапалом или механическим (руч-ным) спуском. Электроспуск осуществлялся при нажатии на кнопку, находившуюся на правой рукоятке пульта прицел-даль-номера ТПД-43Б, или на клавишу, находившуюся на рукоятке маховика подъемного механизма пушки. Механический (руч-ной) спуск осуществлялся нажатием на рычаг, выходивший на-ружу за левый щит ограждения пушки. Углы вертикальной на-водки пушки с помощью гидравлического подъемного механиз-ма находились в пределах от -6 до +14°.

Установка пушки и спаренного пулемета в башне танка «Объект 432».

Поворот башни в горизонтальной плоскости осуществлялся с помощью одного из двух механизмов поворота. При работе электропривода поворот башни осуществлялся гидравличе-ским механизмом поворота, а при неработающем электроприво-де - механизмом поворота с ручным приводом. Скорость гори-зонтальной наводки при работающем электроприводе находи-лась в пределах от 0,05 до 18 град./с , при ручном приводе - за-висела от интенсивности вращения маховика с рукояткой меха-низма поворота башни. В маховике механизма поворота башни с ручным приводом был размещен азимутальный указатель. Стопорение башни относительно корпуса танка в любом поло-жении обеспечивалось гребневым стопором башни с восемью

зубьями. Пушка в походном положении стопорилась с помо-щью специальной трехпозиционной тяги, позволявшей фикси-ровать в вертикальной плоскости пушку относительно башни в трех положениях.

Стрельба из пушки могла вестись выстрелами с бронебойно- подкалиберными ЗБМ5, кумулятивными ЗБК8, ЗБК8М или ос-колочно-фугасными ЗОФ17 снарядами. Бронепробиваемость БПС на дальности 1000 м составляла 250 мм ( 135 мм под углом 60°), а КС - 450 мм .

С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, который обес-печивал эффективное поражение открыто расположенных це-лей на дистанции до 1500 м . Для стрельбы из пулемета необхо-димо было нажать на кнопку на левой рукоятке пульта управле-ния прицел-дальномером ТПД-43Б или на кнопку на рукоятке маховика механизма поворота башни.

Эффективное ведение огня сходу из пушки и спаренного пу-лемета обеспечивалось стабилизатором 2Э18 «Сирень», имев-шим электрогидравлические приводы для стабилизации и на-водки пушки и спаренного пулемета в вертикальной и горизон-тальной плоскостях. Кроме того, стабилизатор обеспечивал це-леуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости и аварийный поворот башни с рабочего места меха-ника-водителя. В качестве задающих элементов стабилизатора в вертикальной и горизонтальной плоскостях использовались трехстепенные гироскопы, обладавшие свойством сохранять неизменным направление своих осей в пространстве.

Для обеспечения боевой скорострельности танковой пушки до 10 выстр ./мин. танк был оборудован механизмом заряжания (М3). Он представлял собой гидроэлектромеханический комп-лекс с вр ащающимся конвейером, механизмом подачи, механиз-мом улавливания поддона заряда после выстрела и механизмом досылания. Механизм заряжания обеспечивал автоматическое заряжание пушки тремя типами выстрелов с БПС, КС и ОФС в раздельно-гильзовом исполнении. Емкость конвейера М3 со-ставляла 30 выстрелов. Угол заряжания (постоянный) - +2°48’. Скорость вращения конвейера - 24 град/с. Продолжительность заряжания одного выстрела зависела от его расположения в кон-вейере М3 относительно рычага механизма подачи. Минималь-ная продолжительность заряжания одного выстрела составляла 6 с, максимальная (полный поворот конвейера) - 20 с .


Размещение узлов и приборов стабилизатора в танке «Объект 432».

Рабочее место командира танка «Объект 432».

Схема механизма заряжания танка «Объект 432»: 1 - улавливатель поддонов зарядов; 2 - копир; 3 - верхний полулоток ; 4 - захваты; 5 - нижний полулоток ; 6 - тележка рычага механизма подачи; 7 - рычаг подачи; 8 - привод улавливателя поддонов зарядов; 9 - конвейер механизма заряжания.

Заряжание пушки также могло производиться вручную вы-стрелами, взятыми из немеханизированных укладок танка.

Внутри танка были предусмотрены укладки для автомата АК-47, 26-мм сигнального пистолета и 10 ручных гранат Ф-1.

Боекомплект к пушке состоял из 40 выстрелов, к спаренно-му с пушкой пулемету ПКТ - 2000 патронов, к 7,62-мм автома-ту АК-47 - 120 патронов.

Броневая защита танка - противоснарядная. Она обеспечи-вала защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздейст снарядов зарубежных 105-мм нарезных танко-вых пушек с дальности 500 м при курсовых углах обстрела +20°.

В конструкции корпуса и башни применялись комбиниро-ванные броневые преграды. При действии в боевых условиях на танке устанавливались бортовые щитки (экраны). Три правых и три левых бортовых щитка крепились на левой и правой над- гусеничных полках в передней части танка. Еще два (левый и правый) передних щитка крепились на передних откидных грязевых щитках.

Схема броневой защиты танка «Объект 432». Вариант.

Носовая часть корпуса танка была сварена из верхнего и нижнего наклонных броневых листов. Угол наклона верхней лобовой детали корпуса составлял 68 ° и она имела многослой-ную комбинированную конструкцию. Между наружным и вну-тренним броневыми листами находились два листа стеклотек-столита. Этот сравнительно легкий материал эффективно ос-лаблял кумулятивную струю и поток быстрых нейтронов, не вызывая большого увеличения массы корпуса танка. Для снижения вероятности заклинивания башни танка, от сри-кошетивших снарядов, на верхнем наклонном листе и на боко-вых «скулах» переднего листа крыши корпуса танка были при-варены отбойники.


Конструкция носовой части корпуса и лобовая часть башни танка «Объект 432»

Для обеспечения размещения в боевом отделении конвейера М3 с максимально возможным числом выстрелов в средней ча-сти вертикально располагавшихся броневых листов бортов кор-пуса танка были сделаны выштамповки . Выштамповки спереди б ыли защищены приваренными на наружной стороне бортов броневыми накладками. В верхней части выштамповок и на-кладках имелись вырезы под верхние ветви гусениц.

Крыша над MTO представляла собой сварную конструкцию из броневых катаных листов и литых боковин. Для обеспечения доступа к узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии крыша поднималась вверх на угол 29°30’ с помощью рычажно-торсионного механизма подъема. Днище корпуса танка состоя-ло из трех сваренных между собой броневых листов, каждый из которых представлял собой штампованную деталь, имевшую в поперечном сечении корытообразную форму. Для компактно-го размещения торсионов и увеличения жесткости конструкции в днище имелись продольные и поперечные выштамповки . В переднем листе днища, кроме того, имелась выштамповка , обеспечивавшая необходимую высоту для размещения механи-ка-водителя по-боевому.

Литая башня снарядостойкой формы имела мощную лобо-вую часть с замкнутой по периметру амбразурой для пушки и отверстиями для пулемета и прицела-дальномера. В правой и левой половинах лобовой части башни имелись специальные полости, которые заполнялись вставками из алюминиевого сплава. К верхней части башни были приварены крыша и кор-пус базовой трубы прицел-дальномера . Справа и слева от амб-разуры пушки перед выходными окнами прицел-дальномера в башне были сделаны специальные вырезы, обеспечивавшие необходимую обзорность.

Башня устанавливалась на корпус танка на шариковой опо-ре, представлявшей собой радиально-упорный шарикоподшип-ник, кольцами которого являлись погоны башни. Верхний по-гон опоры башни одновременно являлся составной частью ша-риковой опоры конвейера механизма заряжания пушки. Между башней и нижним погоном в выточке нижнего погона была ус-тановлена резиновая манжета, предотвращавшая проникнове-ние внутрь танка пыли при движении танка, воды во время под-водного вождения, ударной волны и радиоактивной пыли при ядерном взрыве.

Защита экипажа и внутреннего оборудования обитаемых от-делений танка от быстрых нейтронов была обеспечена за счет установки внутри машины специального материала (подбоя) на основе полиэтилена. Дополнительной защитой командира и на-водчика являлись также вертикально расположенные заряды артиллерийских выстрелов, а механика-водителя - дизельное топливо, располагавшееся в левом и правом передних баках.

Все эти мероприятия обеспечивали 16-кратное ослабление уровня проникающей радиации.

Бортовые щитки (экраны) в походном положении (верхний снимок) и

в боевом (нижний снимок) положении.

Схема установки противокумулятивных бортовых экранов

Танк был оборудован системой противоатомной защиты (ПАЗ), которая вместе с броневой конструкцией обеспечивала за-щиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва за счет герметизации машины с автоматическим закрытием до прихода ударной волны отвер-стий, которые в условиях эксплуатации могли быть открыты (вен-тиляционные лючки, жалюзи над радиатором и воздухоочистите-лем и т.п.). Высокий уровень герметизации обитаемых отделений танка обеспечивался постоянно установленными уплотнительны-ми устройствами и автоматически закрываемыми устройствами дополнительной герметизации. Постоянные уплотнения имели амбразуры пушки и пулемета, шариковая опора башни, перегород ка МТО, крышки люков членов экипажа и запасного выхода, мес-та установки приборов наблюдения и прицеливания. Для предо-хранения обитаемых отделений танка от проникновения радиоак-тивной пыли за счет создания в них избыточного давления (подпо-ра) воздуха и обеспечения членов экипажа очищенным воздухом в правой задней части боевого отделения был установлен нагнета-тель. Нагнетатель представлял собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха в роторе. Он обес-печивал создание избыточного давления не менее 0,29 кПа (0,003 кгс/см 2 ) и очистку воздуха от пыли примерно на 98%.

Основными элементами электрооборудования системы ПАЗ являлись радиометрический блок защиты РБЗ-1М, рентгенметр ДП-ЗБ, электродвигатель нагнетателя, коробка управ-ления вентилятором и нагнетателем КУВ-5, электромагнит ме-ханизма остановки двигателя и запалы пиропатронов механиз-мов закрывания. В системе ПАЗ танка особое внимание было уделено повышению уровня защиты командира танка. При ядерном взрыве сигнал от радиометрического блока защи-ты РБЗ-1М поступал на коробку релейную КРПУ, а от нее на-пряжение подавалось на пиропатроны исполнительных меха-низмов. При срабатывании пиропатрона в специальном меха-низме, сиденье вместе с командиром танка быстро опускалось вниз - под защиту наиболее толстой брони башни.

Для тушения пожара, возникшего в танке, применялась уни-фицированная автоматическая, трехкратного действия система ППО. Пожаротушащий состав «3,5» находился в трех двухлит-ровых баллонах. Система могла работать в автоматическом, по-луавтоматическом режимах или в режиме ручного включения. Для тушения незначительных очагов пожаров в танке имелся ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Активным средством маскировки танка являлась термиче-ская дымовая аппаратура (ТДА), обеспечивавшая, при работаю-щем двигателе, многократную постановку дымовых (аэрозоль-ных) завес.

Для преодоления по дну водных преград глубиной до 5 м , танк был оснащен ОПВТ. Оборудование танка для подводного вождения состояло из постоянно установленных и съемных уз-лов. На танке были постоянно установлены: уплотнения корпу-са и башни танка; уплотнение броневой защиты пушки; заслон-ка обводного газохода отработавших газов; привод к заслонке га-зохода и к клапану уплотнения эжектора воздухоочистителя и два водооткачивающих насоса производительностью по 100 л/мин. При преодолении водной преграды на танк устанав-ливались: двухсекционная воздухопитающая труба; двухсекци-онная выпускная труба; уплотнение дульного среза пушки; уп-лотнение спаренного пулемета; выпускной клапан; уплотнение жалюзи над воздухоочистителем; уплотнение эжектора воздухо-очистителя; уплотнение отверстий вентиляции M ТО; клапан слива воды из газохода; обратные клапаны водооткачивающих насосов; клипсы фиксации рукоятки рычага привода жалюзи. Съемные узлы ОПВТ укладывались снаружи танка. Монтаж съемных частей ОПВТ силами экипажа производился в течении 45 мин. После форсирования водной преграды время, необходи-мое для подготовки танка к немедленному ведения огня, состав-ляло всего 1 мин. Движение по дну водоема осуществлялось на I передаче. Выдерживание заданного направления движения обеспечивалось работой гирополукомпаса ГПК-59 и с помощью радиосвязи. Кроме того, в комплект ОПВТ входили три изоли-рующих аппарата танкиста АТ-1.

Основу силовой установки танка составлял пятицилиндро-вый, двухтактный, турбопоршневой быстроходный танковый дизель 5ТДФ жидкостного охлаждения с прямоточной продув-кой, поршневым газораспределением, горизонтальным распо-ложением цилиндров и встречно движущимися поршнями. Ма-ксимальная мощность двигателя массой 1050 кг составляла 515 кВт (700 л .с .). Отбор мощности осуществлялся с двух сто-рон от выпускного коленчатого вала. Оси коленчатых валов двигателя располагались поперек продольной оси танка. Двига-тель крепился в трех точках с помощью двух жестко закреплен-ных цапф и одной шарнирной опоры. Установка двигателя в от-личие от установки двигателя типа В-2 не требовала центровки относительно агрегатов трансмиссии, благодаря чему он отно-сительно легко заменялся в полевых условиях.

Во внутренние топливные баки заправлялось 815 л дизель-ного топлива марки ДЛ, ДЗ или ДА. Емкость передней группы баков, состоявшей из левого и правого передних баков и бака- стеллажа, составляла 505 л . На левой надгусеничной полке тан-ка были расположены три наружных топливных бака общей ем-костью 330 л . Наружные баки были сварены из алюминиевых листов и в каждом из них имелась заправочная горловина, за-крывавшаяся пробкой.


Топливная система танка «Объект 432»: 1 и 9 - правый и левый передние топливные баки; 2 - бак-стеллаж; 3 и 4 - правый и левый кормовые топливные баки; 5 - фильтр тонкой очистки; 6 - топливоподкачивающий насос двигателя; 7 - фильтр грубой очистки; 8 - наружные топливные баки; 10 - ручной топливоподкачивающий насос; 11 - топливораспределительный кран.

Баки были соединены между собой пос-ледовательно. Выработка топлива из баков происходила через задний бак, трубопровод которого был соединен с краном от-ключения наружных баков. Благодаря относительно небольшо-му удельному расходу топлива 238 г/кВт-ч (175 г/л.с.- ч ) дви-гателем, запас хода по шоссе на одной заправке достигал 650 км . Для заправки топливных баков танка в полевых условиях было предусмотрено топливозаправочное устройство. Устройство со-стояло из носового центробежного насоса (при преодолении водных преград выполнявшего функции водооткачивающего насоса), крана переключения («вода», «топливо»), заправочно-го топливного фильтра и дюритового шланга с заборным пат-рубком и поворотным угольником со штуцером.

Размещение бескассетного воздухоочистителя в MTO танка «Объект 432».

Схема компоновки агрегатов МТО: 1 и 5 - левый и правый бортовые редукторы; 2 и 4 - левая и правая бортовые коробки передач; 3 - дизель 5ТДФ.

В системе воздухоочистки использовался одноступенчатый бескассетный воздухоочиститель циклонного типа с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Воздухоочиститель был установлен у левого борта над патрубками входа воздуха в на-гнетатель двигателя.

В принудительной системе смазки двигателя с сухим картером был применен полнопоточный масляный центробежный фильтр тонкой очистки. Фильтр располагался на блоке двигателя сверху и крепился к нему шпильками. Непрерывную подачу масла к тру-щимся деталям обеспечивал нагнетающий масляный насос. Для создания заданного давления в системе в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатых валов двигателя нагне-тающий масляный насос имел производительность 120 л/мин. За-правочная емкость системы смазки двигателя равнялась 75 л .

Особенностью жидкостной системы охлаждения являлось использование энергии отработавших газов для создания пото-ка охлаждающего воздуха через радиаторы. Применение в воз-душном тракте эжекционной системы охлаждения обеспечило компактность системы охлаждения, хорошую ее саморегулируемость и уменьшение количества излучаемого танком тепла. Два последовательно соединенных и аналогичных по конструк-ции трубчато-пластинчатых водяных радиатора устанавлива-лись в изолированном от MTO корпусе эжектора под углом в сторону носа танка. Наклон радиаторов обеспечивал полный слив охлаждающей жидкости из них. Заправочная емкость сис-темы охлаждения равнялась 65 л . Для охлаждения двигателя применялась летом вода с трехкомпонентной присадкой, зимой - низкозамерзающая жидкость марки 40 или 65.

Бортовая коробка передач танка «Объект 432».

Предварительный нагрев силовой установки перед пуском двигателя и поддержание ее в состоянии постоянной готовно-сти к пуску при низких температурах окружающего воздуха осуществлялся с помощью системы подогрева, основным эле-ментом которой являлся форсуночный подогреватель. Разогрев двигателя и узлов силовой установки производился жидко-стью, а масла в масляном баке отработавшими газами подог-ревателя. Кроме того, для облегчения пуска двигателя произво-дился нагрев воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя электрофакельным подогревом.

Пуск двигателя производился от двух независимо действо-вавших систем: от стартер-генератора (основной способ) или от воздушного пускового устройства (резервный способ). При не-обходимости пуск двигателя мог производиться комбинирован-ным способом (одновременно стартер-генератором и воздуш-ным пусковым устройством) или с буксира.

Воздушное пусковое устройство входило в воздушную сис-тему танка. Кроме пуска двигателя эта система обеспечивала впрыск масла в цилиндры двигателя, работу электрофакельного подогрева и очистку смотровых приборов от грязи и пыли во время движения и на месте. Источниками сжатого воздуха яв-лялись: компрессор АК-150С (при работающем двигателе) и два баллона со сжатым воздухом (при неработающем двигате-ле). Рабочее давление в системе - 14,7 МПа (150 кгс/см 2 ).

Механическая планетарная трансмиссия обеспечивала вы-сокую среднюю скорость, хорошую маневренность и проходи-мость танка. Высокий КПД трансмиссии способствовал получе-нию большого запаса хода, а применение гидросервосистемы управления трансмиссией значительно облегчало управление движением танка. Трансмиссия состояла из двух (левой и пра-вой) бортовых коробок передач (БКП), двух бортовых редукто-ров, системы смазки трансмиссии и гидросервосистемы управ-ления. Конструкция трансмиссии обеспечивала высокую на-дежность работы и не требовала значительных затрат времени на выполнение технического обслуживания.

Направляющее колесо и траки танка «Объект 432» .

Танк «Объект 432» с установленным комплектом ОПВТ. На верхней части снимка - воздухопитающая и выпускная трубы в транспортном положении.

Танк «Объект 434 » являлся дальнейшим развитием танка «Объект 432» в отношении повышения его огневой мощи. Он разрабатывался с 1962 г. в конструкторском бюро (КБ-60) Харьковского завода им. В.А. Малышева под руководством главного конструктора А.А. Морозова во исполнение совместного решения Министерства обороны и ГКСМОТ от 11 августа 1962 г. После утверждения технического проекта и деревянного макета боевого отделения в натуральную величину 10 и 17 мая 1964 г. в Министерстве оборонной промышленности и в Управлении начальника танковых войск, изготовление опытных образцов и сроки их предъявления на заводские и полигонно-войсковые испытания велись в соответствии с решением ВПК №217 от 12 августа 1964 г.

Первую опытную машину «Объект 434» на базе танка «Объект 432» (№ 406Е623) завод им. В.А. Малышева собрал в июле 1965 г В период с 27 июля по декабрь 1965 г. она прошла артиллерийские испытания на ГНИАП ГРАУ в Ленинграде («Ржевка»), К середине октября 1965 г был переоборудован еще один танк «Объект 432» («Объект 434» №2), который поступил на отладочные заводские испытаний, завершившиеся летом 1966 г В период июля-октября 1965 г на завод им. В.А. Малышева с завода им. А.А. Жданова поступили два комплекта корпусов и одна башня под монтаж радиолокационного дальномера, предназначавшиеся для опытных образцов танка «Объект 434» №3 и N94. Сборка этих машин и дальнейшие работы по танку «Объект 434» были продолжены во втором послевоенном периоде.

«Объект 434» отличался от танка «Объект 432» в основном комплексом основного оружия. Компоновка, размещение экипажа, оборудования, приборов, узлов и агрегатов в отделениях танка (за небольшим исключением) остались прежними. Для улучшения условий работы командира танка и наводчика пол кабины в боевом отделении (по отношению к полу кабины танка «Объект 432») перенесли вниз на 110 мм и более рационально разместили блоки и узлы стабилизатора и механизма заряжания. В башне танка (машины №1-3) монтировалась 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81 с эжекционным устройством продувки канала ствола после выстрела, оснащенная двухплоскостным стабилизатором 2Э18 «Сирень-III». С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, который размещался справа от ее люльки. Наводка спаренной установки в цель производилась с помощью бинокулярного стереоскопического с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости прицела-дальномера ТПД-2-49 с базой 1500 мм. Углы наводки в вертикальной плоскости находились в пределах от -6 до +14°, диапазон измерения дальности - от 1000 до 4000 м.

Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью прицела-дальномера бронебойно-подкалиберным и кумулятивным снарядами составляла 4000 м, осколочно-фугасным снарядом - 5000 м. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 10000 м. Для стрельбы в ночных условиях служил ночной монокулярный перископический прицел ТПН-1-432 с подсветкой целей инфракрасным прожектором Л-2АГ, устанавливавшимся слева от маски пушки на лобовой части башни. При этом наибольшая прицельная дальность стрельбы бронебойно-подкалиберньм снарядом достигала 800 м. На танке «Объект 434» №4 предполагалось установить двухплоскостной стабилизатор 2Э19 «Сирень-IV», сопряженный с радиолокационным прицелом-дальномером ТРЛД-2, что позволяло повысить точность измерения дальности.

В боекомплект пушки входили 37 выстрелов раздельно гильзового заряжания со сгорающей гильзой, из которых 28 находились в конвейере гидроэлектромеханического механизма заряжания. Остальные девять выстрелов располагались в немеханизированной укладке. После выстрела металлический поддон частично сгорающей гильзы укладывался обратно в освободившийся лоток механизма заряжания. Благодаря механизму заряжания боевая скорострельность 125-мм пушки составляла 8 выстр./мин. Боекомплект к спаренному пулемету не изменился и включал 2000 патронов. Кроме того, внутри танка были предусмотрены укладки для автомата АК-47 с боекомплектом 120 патронов, сигнального пистолета с 12 сигнальными патронами и 10 ручных гранат Ф-1. Броневая защита, системы ПАЗ и ТДА, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи первых опытных образцов выпуска 1965 г по сравнению с танком «Объект 432» изменений не претерпели.

Тактико-технические характеристики танка «Объект 434»
Боевая масса. т - 35,3
Экипаж,чел. 3
Основные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед 8948
- ширина 3280
- высота 2146
Клиренс, мм 415
Пушка: 125-мм гладкоствольная Д-81
Боекомплект (в механизме заряжания),выср. 37
Скорострельность, выстр./мин. 8
Пулемет: 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект, патрон 2000
Броневая зашита, мм/градТ:
корпус
- верхняя часть 80+105+20/68
- нижняя часть 80/61,5
- борт 80/0
лоб башни 119+295+185/0
Система противоатомной защиты - ПАЗ
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550-650
Максимальный угол подъема град. - 30
Максимальный угол крена, град - 30
Ров, м - 2,9
Стенка, м - 0,8
Брод, м - 1
Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ, м - 5
Двигатель, 5ТДФ
максимальная мощность, кВт (л.с.) 515 (700)
Емкость топливных баков, л:
- внутренних - 815
- наружных - 330

Производитель З-д им. Малышева Годы разработки с по Годы производства с по Годы эксплуатации с Количество выпущенных, шт. 1192 Основные операторы СССР СССР Размеры Длина корпуса , мм 6428 Длина с пушкой вперёд, мм 8948 Ширина, мм 3415 Высота, мм 2154 База, мм 4008 Колея, мм 2370 Клиренс , мм 456 Бронирование Тип брони комбинированная противоснарядная Лоб корпуса (верх), мм/град. 80+105+20/68° Лоб корпуса (низ), мм/град. 80/61°30" Борт корпуса (верх), мм/град. 56-80/0° Борт корпуса (низ), мм/град. 20/32° Корма корпуса (верх), мм/град. 50/0° Корма корпуса (низ), мм/град. 20/48° Днище, мм 20 Крыша корпуса, мм 16-45 Лоб башни, мм/град. 600-675/10-50° Борт башни, мм/град. 118-80+300-180+170-180 Корма башни, мм/град. 65/2° Крыша башни, мм 45/78° Вооружение Калибр и марка пушки 115-мм 2А21 Тип пушки гладкоствольная пушка Боекомплект пушки 40 Углы ВН, град. −6...+14 Углы ГН, град. 360 Дальность стрельбы, км до 4 по ТПД-43Б и до 9,4 по боковому уровню Прицелы ТПД-43Б, ТПН-1-432 Пулемёты 1 7,62-мм ПКТ Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. 700 Скорость по шоссе, км/ч 65 Скорость по пересечённой местности, км/ч 30-40 по просёлку Запас хода по шоссе , км 550-650 Запас хода по пересечённой местности, км 250-370 Удельная мощность, л. с./т 19,1 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,815 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,85 Преодолеваемый брод , м 1,8 (5 с ОПВТ) Медиафайлы на Викискладе

История создания

Во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе были развёрнуты работы по созданию нового среднего танка на замену Т-54 и Т-55 . Работы велись в нескольких конструкторских бюро, одним из которых было конструкторское бюро Харьковского завода имени Малышева. В бюро была поставлена задача разработать принципиально новый танк, результатом разработок стал средний танк «Объект 430 ». Параллельно разработка по пути модернизации велась в конструкторском бюро Завода № 183 , в результате которой были созданы проекты средних танков «Объект 166 » и «Объект 167 ». Однако ни один из разработанных танков не давал существенного отрыва по тактико-техническим характеристикам по сравнению с танками Т-54 и Т-55. После анализа сложившейся ситуации было принято решение по форсированию разработки и постановки на серийное производство среднего танка «Объект 166», кроме того Заводу им. Малышева совместно с научно-исследовательскими институтами Союза ССР была поручена разработка нового танка, который бы обеспечивал существенное преимущество над зарубежными. В 1960 году Министерством обороны СССР были выданы тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года выпущено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 141-58 на разработку нового танка .

К середине 1961 года были завершены этапы технического и эскизного проектов нового танка, получившего обозначение «Объект 432». По проекту танк обладал высочайшим уровнем защиты, отличными манёвренными качествами и мощным вооружением. По завершении этапа эскизного проекта начался этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытных образцов. Большинство узлов машины применялось впервые .

В качестве ходового макета для отработки ходовой части машины был изготовлен видоизменённый Т-55 с катками малого диаметра, а также гусеницами с резино-металлическими шарнирами . Конструкция нового танка коренным образом отличалась от конструкции ранее разработанного «Объекта 430», использование «Объекта 430» в качестве ходового макета было признано не рациональным, так как объём переделок и доработок был ещё большим, чем на Т-55. В общей сложности пробег ходового макета составил 900 километров, после чего в середине 1961 года ходовые испытания были остановлены. Причиной стали усталостные разрушения резино-металлических шарниров, вызванные циклическими нагрузками во время перекатывания опорных катков машины по гусеницам. Впоследствии дефект был устранён подбором более усталопрочного материала .

Первый образец шасси танка «Объект 432». Шасси было догружено до заданной массы, после чего машина подверглась ходовым испытаниям. Пробег составил 500 км. В результате испытаний был выявлен ряд дефектов, таких как поломки деталей при пробеге на максимальной скорости, а также тепловое разрушение внутренних амортизаторов катков. В течение 1962-1963 годов Заводом № 75 были изготовлены 6 опытных машин. Образцы прошли приёмо-сдаточные и предварительные испытания в ходе которых обнаружились дефекты и недоработки большинства узлов и агрегатов ходовой части, двигателя, механизма заряжания и других подсистем танка. Из-за ряда дефектов ряд тактико-технических требований машиной выполнен не был. После отработки конструкции и устранения замечаний «Объект 432» был отправлен на государственные испытания, однако испытания были провалены и танк не был принят на вооружение .

Несмотря на неудачу на государственных испытаниях «Объекта 432», Министерству обороны всё ещё требовалось перевооружение армии новыми танками. Анализ результатов работы по танку «Объект 432» выявил невозможность создания новой машины с использованием старых технологий, поэтому все усилия были направлены на создание новых производственных мощностей, строительство цехов, способных изготавливать наиболее сложные узлы машины, кроме того к работе были подключены ведущие научно-исследовательские институты танкостроительной отрасли. В 1963 году была начата работа по дальнейшему совершенствованию конструкции «Объекта 432» и повышению его характеристик путём установки 125-мм гладкоствольной пушки, машина получила обозначение «Объект 434 » .

Серийное производство

Несмотря на то, что «Объект 432» на вооружение принят не был, в 1964 году было принято решение об организации на Заводе № 75 серийного производства машины по документации с литерой «О» (литера главного конструктора) . Изготовленные машины направлялись в войска на ускоренную эксплуатацию, где выявлялись дефекты, по которым конструкция танка продолжала совершенствоваться. К 1965 году большинство дефектов было устранено и серийные машины подверглись различным испытаниям, после которых в октябре 1966 года танк был предъявлен на повторные государственные испытания. По результатам испытаний «Объект 432» был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 982-321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64 .

Объёмы серийного выпуска Т-64
1964 1965 1966 1967 1968
90 160 294 330 318

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Концептуально бронирование танка было рассчитано на противодействие, в пределах курсовых углов безопасного маневрирования, всем боеприпасам 105-мм нарезной пушки НАТО начала 1960-х годов - кумулятивным (HEAT) и подкалиберным (APDS-T) , см. рис.

Корпус танка Т-64 сварной из стальных броневых листов. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) корпуса из комбинированной брони: сталь - стеклопластик - сталь толщиной 205 мм. Конструктивный угол наклона ВЛД (от вертикали) 68 градусов. Верхний лобовой лист толщиной 80 мм из стальной брони средней твердости, средний лист суммарной толщиной 105 мм из листов стеклотекстолита , на внутренней стороне корпуса установлен 20-мм подпорный лист - также из стальной брони средней твердости. Эквивалентная по стойкости горизонтальная толщина ВЛД по бронебойному подкалиберному снаряду (БПС) была 333 мм, по кумулятивному снаряду (КС) - 377 мм.

Башня из литой брони средней твердости, лобовая часть и борта в секторе 35° имели комбинированные вставки в виде полости, заполненной алюминиевым сплавом. Суммарная толщина брони (по горизонтали) от 570 (в лобовой части) до 600 мм (в нижней части) башни. Эквивалентная по стойкости толщина брони башни по БПС 400 мм, по (КС) - 450 мм . Тем самым обеспечивалась защита лобовой проекции танка при обстреле зарубежными 105-мм кумулятивными и бронебойно-подкалиберными снарядами с сердечником из карбида вольфрама или вольфрамового сплава при обстреле с дальности свыше 500 м .

Корпус машины ослабляет действие проникающей радиации в 16, а на заражённой местности в 18 раз .

Вооружение

В качестве основного вооружения использовалась 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (индекс ГРАУ - 2А21) раздельно гильзового заряжания. Возимый боекомплект составлял 40 выстрелов. Дополнительно с пушкой был спарен курсовой 7,62-мм пулемёт ПКТ . Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов .

Средства связи и наблюдения

Для прицеливания использовался монокулярный танковый прицел-дальномер ТПД-43Б. Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения по вертикали. Дополнительно на танк устанавливался ночной прицел ТПН-1-432 .

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

В ходовой части Т-64 по 6 двухбандажных опорных катков с каждой стороны. Диаметр каждого катка 550 мм. Катки на индивидуальных подвесках и имели внутреннюю амортизацию. На 1, 2 и 6 катках гидравлические телескопические амортизаторы . Кроме опорных катков по 4 однобандажных поддерживающих катка, также внутренней амортизацией. По продольной оси танка установлены центральные опоры, в которых соосно закреплены укороченные торсионные валы. В задней части машины ведущие колёса, приводившие гусеницы с резино-металлическими шарнирами параллельного типа. В передней части гусеничного движителя литые направляющие колёса с механизмом натяжения гусениц .

Модификации

  • Объект 432 - базовый вариант, после принятия на вооружение получил обозначение Т-64
  • Объект 003 - опытный танк Т-64Т. Разработан в 1963 году . Отличается установкой вертолётного газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ, мощностью 700 л. с.
  • Объект 004 - опытная модификация 1965 года . Отличается установкой более мощного и экономичного газотурбинного двигателя ГТД-3ТП, мощностью 950 л. с.
  • Объект 289 - проект газотурбинного танка. От Т-64 отличается установкой спаренных газотурбинных двигателей ГТД-Т или ГТД-450Т, мощностью 450 л. с.
  • Объект 436 - опытная модификация 1965 года . Отличается установкой дизельного двигателя В-45-К.
  • Объект 432Р - основной танк Т-64Р. Модернизированная версия с доработкой машины до уровня Т-64А . Модернизации в ходе капитального ремонта подверглись все танки Т-64, выпущенные после 1965 года . Танки, выпущенные в и 1965 годах , в конце 1960-х годов были списаны.
  • Объект 619В - опытная модификация Т-64 с плавсредствами ПСТ-63А.

Машины на базе

Служба и боевое применение

В сентябре 1967 года 243 танка Т-64 принимали участие в учениях «Днепр» .

Приднестровский конфликт

В 1992 году составе 14 армии РФ (бой за город Бендеры. Танки в модификации Т-64БВ)

Война в Грузии

Участие Т-64БВ1К морской пехоты ЧФ РФ в операции по разоружению сил звиядистов в Грузии в ноябре 1993 года. Танки были высажены в порту Поти и принимали участие в зачистке Западной Грузии от мятежных сил Звияда Гамсахурдия.

Контртеррористическая операция в Чечне

Бои в первую чеченскую (как минимум один Т-64А активно участвовал в боях). [где? ] [ ]

Конфликт Россия-Украина

Во время операции по присоединению Крыма к России в феврале 2014 года на территории полуострова находилось около 45 танков Т-64 36-й бригады береговой охраны Украины. 41 танк был возвращён Украине.

Советский средний танк. Создан в конструкторском бюро Харьковского завода имени Малышева.

История создания

Во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе были начаты работы по проектированию нового среднего танка на замену Т-54 и Т-55. Работы производились в нескольких конструкторских бюро, одним из которых было конструкторское бюро Харьковского завода имени Малышева. В бюро была поставлена задача создать принципиально новый танк, итогом разработок стал средний танк «Объект 430». Одновременно разработка по пути модернизации производилась в конструкторском бюро Завода № 183, в итоге которой были спроектированы средние танки «Объект 166» и «Объект 167». Однако ни один из созданных танков не давал существенного отрыва по тактико-техническим характеристикам по сравнению с Т-54/55. После анализа сложившейся ситуации было решено форсировать разработки и постановки на серийный выпуск среднего танка «Объект 166», помимо этого Заводу им. Малышева вместе с научно-исследовательскими институтами СССР было поручено создание нового танка, который бы обеспечивал существенное преимущество над зарубежными. В 1960 году Министерством обороны СССР были выдвинуты тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года издано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 141-58 на разработку нового танка.

К середине 1961 года были закончены этапы технического и эскизного проектов нового танка, получившего обозначение «Объект 432». По проекту танк обладал высочайшим уровнем защиты, отличными манёвренными качествами и мощным вооружением. По завершении этапа эскизного проекта начался этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытных образцов. Большинство узлов машины использовалось впервые.

В качестве ходового макета для отработки ходовой части машины был сделан видоизменённый Т-55 с катками малого диаметра, а также гусеницами с резино-металлическими шарнирами. Конструкция нового танка коренным образом отличалась от конструкции ранее разработанного «Объекта 430», эксплуатация «Объекта 430» в качестве ходового макета было признано не рациональным, так как объём переделок и доработок был ещё большим, чем на Т-55. В общей сложности пробег ходового макета составил 900 км, после чего в середине 1961 года ходовые испытания были остановлены. Причиной стали усталостные разрушения резино-металлических шарниров, вызванные циклическими нагрузками во время перекатывания опорных катков машины по гусеницам. Впоследствии дефект был устранён подбором более усталопрочного материала.

Первый образец шасси танка «Объект 432». Шасси было догружено до заданной массы, после чего машина подверглась ходовым испытаниям. Пробег составил 500 км. В ходе испытаний был выявлен ряд дефектов, таких как поломки деталей при продвижении на максимальной скорости, а также тепловое разрушение внутренних амортизаторов катков. В течение 1962-1963 годов Заводом № 75 были построены 6 опытных машин. Образцы прошли приёмо-сдаточные и предварительные испытания во время которых выявились дефекты и недоработки большинства узлов и агрегатов ходовой части, двигателя, механизма заряжания и других подсистем танка. Из-за ряда дефектов ряд тактико-технических требований машиной выполнен не был. После отработки конструкции и устранения замечаний «Объект 432» был отправлен на государственные испытания, однако испытания были провалены и танк не был принят на вооружение.

Несмотря на неудачу на государственных испытаниях «Объекта 432», Министерству обороны всё ещё требовалось перевооружение армии новыми танками. Анализ результатов работы по танку «Объект 432» выявил невозможность создания новой машины с прменением старых технологий, поэтому все усилия были направлены на создание новых производственных мощностей, строительство цехов, способных изготавливать наиболее сложные узлы машины, кроме того к работе были подключены ведущие научно-исследовательские институты танкостроительной отрасли. В 1963 году была стартовала работа по дальнейшему совершенствованию конструкции «Объекта 432» и повышению его характеристик путём установки 125-мм гладкоствольной пушки, машина получила обозначение «Объект 434».

Серийное производство

Несмотря на то, что «Объект 432» на вооружение принят не был, в 1964 году было принято решение об организации на Заводе № 75 серийного выпуска машины по документации с литерой «О» (литера главного конструктора). Изготовленные машины направлялись в войска на ускоренную эксплуатацию, где обнаруживались дефекты, по которым конструкция танка продолжала совершенствоваться. К 1965 году большинство дефектов было устранено и серийные машины подверглись различным испытаниям, после которых в октябре 1966 года танк был предъявлен на повторные государственные испытания. По итогам испытаний «Объект 432» был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года приказом ЦК КПСС и Совета министров СССР № 982-321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Концептуально бронирование танка было рассчитано на противодействие, в пределах курсовых углов безопасного маневрирования, всем боеприпасам 105-мм нарезной пушки НАТО начала 1960-х годов - кумулятивным (HEAT) и подкалиберным (APDS-T).

Благодаря использованию комбинированной брони, созданной и конструктивно оформленной специалистами ВНИИ-100 и его московского филиала, впервые в мировой практике танкостроения был достигнут уровень защиты объекта, характеризуемый стальным эквивалентом 450 мм, по другой информации 500 мм (лоб башни, кумулятивный снаряд), недостижимый по габаритным (толщине) и массовым ограничениям параметров защиты танков 1960-х годов, полностью сделанных из гомогенной стальной брони. Тем самым, была обеспечена дистанция непробития лобовой проекции машины, равная 500 м при стрельбе 105-мм снарядами танковой пушки НАТО.

Корпус танка Т-64 сварной из стальных броневых листов. Для ВЛД корпуса использована комбинированная броня сталь - стеклопластик - сталь толщиной 205 мм. Конструктивный угол наклона ВЛД (от вертикали) составлял 68 градусов. Верхний лобовой лист толщиной 80 мм сделан из стальной брони средней твердости, средний лист суммарной толщиной 105 мм из листов стеклотекстолита, на внутренней стороне корпуса установлен 20-мм подпорный лист - также из стальной брони средней твердости. Эквивалентная по стойкости горизонтальная толщина ВЛД по бронебойному подкалиберному снаряду (БПС) составляла 333 мм, по кумулятивному снаряду (КС) - 377 мм. Башня машины была сделана из литой брони средней твердости, лобовая часть и борта в секторе 35 град. имели комбинированные вставки в виде полости, заполненной алюминиевым сплавом. Суммарная толщина брони (по горизонтали) составляла от 570 (в лобовой части) до 600 мм (в нижней части) башни. Эквивалентная по стойкости толщина брони башни по БПС составляла 400 мм, по (КС) - 450 мм. Тем самым обеспечивалась защита лобовой проекции танка при обстреле зарубежными 105-мм кумулятивными, а также бронебойно-подкалиберными снарядами с сердечником из карбида вольфрама или вольфрамового сплава при обстреле с дальности свыше 500 м.

Корпус машины ослабляет действие проникающей радиации в 16, а на заражённой местности в 18 раз.

Вооружение

В качестве главного вооружения применялась 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (индекс ГРАУ - 2А21) раздельно гильзового заряжания. Возимый боекомплект составлял 40 выстрелов. Вместе с пушкой был спарен курсовой 7,62-мм пулемёт ПКТ . Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов.

Средства связи и наблюдения

Для прицеливания примменялся монокулярный танковый прицел-дальномер ТПД-43Б. Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения по вертикали. Дополнительно на танк оборудовался ночной прицел ТПН-1-432.

Внешняя связь машины обеспечивалась радиостанцией Р-123.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки применялся двухтактный дизельный двигатель 5ТДФ. Мощность двигателя составляла 700 л.с. Трансмиссия имела две бортовые коробки передач, в которых имелись фрикционные элементы. Двигатель с трансмиссией и элементами их обслуживания были расположены в моторно-трансмиссионном отделении, имевшем объём всего 2,4 куб.см.

Ходовая часть

В ходовой части Т-64 использовалось по 6 двухбандажных опорных катков с каждого борта. Диаметр каждого катка составлял 550 мм. Катки размещались на индивидуальных подвесках и имели внутреннюю амортизацию. На 1, 2 и 6 катках были размещены гидравлические телескопические амортизаторы. Кроме опорных катков имелось по 4 однобандажных поддерживающих катка, имевших также внутреннюю амортизацию. По продольной оси танка были оборудованы центральные опоры, в которых были соосно закреплены укороченные торсионные валы. В задней части машины были оборудованы ведущие колёса, приводившие в движение гусеницы с резино-металлическими шарнирами параллельного типа. В передней части гусеничного движителя размещались монолитные направляющие колёса с механизмом натяжения гусениц.

ТТХ

Классификация: Средний танк
-Боевая масса, т: 36
-Экипаж, чел.: 3

Размеры:

Длина корпуса, мм: 6428
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8948
-Ширина корпуса, мм: 3415
-Высота, мм: 2154
-База, мм: 4008
-Колея, мм: 2370
-Клиренс, мм: 456

Бронирование:

Тип брони: комбинированная противоснарядная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80+105+20/68 град
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80/61 град.30
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 56..80/0 град
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 20/32 град.
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 50/0 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 20/48 град.
-Днище, мм: 20
-Крыша корпуса, мм: 16..45
-Лоб башни, мм/град.: 600..675/10..50 град.
-Борт башни, мм/град.: 118..80+300..180+170..180
-Корма башни, мм/град.: 65/2 град.
-Крыша башни, мм: 45/78 град.

Вооружение:

Калибр и марка пушки: 115-мм 2А21
-Тип пушки: гладкоствольная пушка
-Боекомплект пушки: 40
-Углы ВН, град.: -6..+14
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: до 4
-Прицелы: ТПД-43Б, ТПН-1-432
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ

Подвижность:

Двигатель: Производитель: Завод № 75; Марка: 5ТДФ; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 13 570 куб.см.; Максимальная мощность: 515 кВт (700 л.с.), при 2800 об/мин; Максимальный крутящий момент: 2050 Н·м, при 2000 об/мин; Конфигурация: рядный, 5-цилиндр.; Цилиндров: 5; Расход топлива при смешанном цикле: 300..450 л/100 км; Расход топлива на трассе: 170,200 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 2х120 мм; Степень сжатия: 16,5; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 2; Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3; Максимальные обороты: 3250; Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА.
-Скорость по шоссе, км/ч: 65
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 30..40
-Запас хода по шоссе, км: 550..650
-Запас хода по пересечённой местности, км: 250..370
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Тип подвески: индивидуальная торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,815
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,85
-Преодолеваемый брод, м: 1,8 (5 с ОПВТ)