Спас орех. Из истории праздника. августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Ореховый Спас в 2018 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Третий Спас также называют Нерукотворным, или Спасом на Холсте, из-за чудесного события, которое произошло еще во времена жизни Спасителя. Когда сирийский правитель изнемогал от тяжелой болезни, он решил, что только Сын Божий сможет исцелить его. Несмотря на то, что ему никогда не доводилось видеть Христа в живую, он уверовал в него и написал ему письмо с просьбой об исцелении его недуга.

Поручив своему живописцу Ананию передать письмо, он приказал написать изображение Христа на холсте. Когда живописец прибыл в Палестину, он своими глазами увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Однако подойти к нему не смог, поэтому забрался на высокий камень и попытался нарисовать его портрет.

Когда Сын Божий заметил это, он подозвал к себе живописца, взял письмо и пообещал, что его ученик вскоре явится к правителю и подарит ему исцеление, а затем попросил передать ему воду и полотенце. Умыв лицо, он вытерся полотенцем, на котором внезапно проявился его Божественный лик. До прибытия ученика болезнь уже покинула правителя, а образ Иисуса Христа стал главной святыней сирийского города Эдесса.

Что означает Ореховый Спас для церкви

В церкви, разумеется, официально праздника с таким названием нет. Православные отмечают 29 августа праздник с другим названием - Перенесение в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Поэтому одно из названий для этого дня - Нерукотворный Спас.

Нерукотворный образ, согласно библейскому преданию, возник после того, как Иисус умылся и вытер лицо холщовым полотенцем. На этом полотенце навсегда отразился его святой лик, и оно стало одной из важнейших для всех христиан святынь.

Именно с этого изображения первые иконописцы писали облик Христа, на которое веками ориентируются все христиане и которое считается подлинной внешностью Спасителя.

Святыня является чудотворной. Согласно древнему преданию, этот облик Христа исцелил жителя города Эдесса от смертельного заболевания. Благодаря этому христианство быстро стало популярным среди всех жителей этого города.


Ореховый или хлебный Спас: что и как празднуем?

Наши предки жили по-особому, сельскохозяйственному календарю, поэтому так много церковных праздников совмещены с теми отголосками языческих традиций, которые существовали до прихода христианства. Хлебным Спас зовется не случайно, ведь именно в эти дни прекращались уборочные работы и работы по засеванию озимых. А название «ореховый» закрепилось из-за начала сбора урожая орехов, которые были ценным запасом на зиму, а также источником растительных масел.

29 августа известно еще и как праздник Нерукотворного Спаса, он же Спас на холсте или полотне. Именно в этот день много лет назад Нерукотворный образ Христа, получившийся после того, как Иисус умылся и вытер лицо полотном, был перенесен в Константинополь.

Что можно делать на третий Спас? В этот день традиционно освящали новые колодцы и все, что связано с водой. Ходили в баню париться с ореховыми вениками. Считалось, что сегодня крепость ореха таким способом переходит человеку.

Основное блюдо на столе - конечно, хлеб из муки нового урожая с орехами. Выпечка может быть любой, так как пост закончился, и можно использовать масло, яйца и другие скоромные ингредиенты. И, конечно, не возбраняется вино.

Святят в церквях орехи и хлеба, однако не запрещено святить овощи, яблоки, мед, мак. Только помни, что принося съестное в храм, ты предлагаешь его Богу прежде всего, а не подставляешь под брызги святой воды, чтобы снедь получила целебные свойства.

А еще в некоторых регионах нашей страны на третий Спас в церковь обязательно водят будущих школьников, благословляя их на начало учебы, ведь школа не за горами.

После третьего Спаса лето окончательно сдается в объятия осени. Птицы сбиваются в стаи и улетают в теплые края на зимовку. Существует примета, что если журавли улетают на ореховый Спас, то на Покрова будут уже заморозки.

Ореховый Спас в 2019 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Ореховый, или Холщовый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.

Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.

Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.

Традиции и обряды праздника

В Ореховый Спас в храмах проходят богослужения. Прихожане освящают орехи, мед, фрукты, хлеб.

Начинается заготовка лещины. Земледельцы убирают зерновые, подготавливают поля к посеву озимых культур. Хозяйки готовят пироги, булочки, пряники из муки нового урожая. Внутрь они кладут ореховую начинку. Домашней выпечкой принято угощать родственников и соседей. В этот праздник семьи собираются за богатым столом. Хозяйки готовят мясные и рыбные блюда, молочные продукты. На столе присутствуют яблоки, мед и орехи.

Хозяйки готовят лечебные настойки. Они заливают орехи коньяком или водкой и ставят в темное место. Эту настойку используют зимой против простуды. В этот день принято засушивать ветки орешника и делать из них веники для бани.

В некоторых регионах сохранились традиции устраивать ярмарки, на которых торговцы продают полотняные изделия.

Что можно есть в Ореховый Спас

К Ореховому Спасу уже заканчивается Успенский пост, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты, алкогольные напитки.

Что нельзя делать в Ореховый Спас

В этот праздник запрещается ругаться, обижать близких людей, грубить и отказывать нуждающимся в помощи.

Приметы и поверья

  • Гроза в этот день - примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если на Третий Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький - трудности и разочарование.

Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.

После завершения и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.

История праздника Ореховый спас

То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.

Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.

Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.

Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.

В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.

Народные обычаи – как отметить Ореховый спас

Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый» .

К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.

Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.

Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.

Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.

Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили . Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.

Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.

Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.

Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.

В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.

Ореховый или Хлебный спас: приметы и суеверия

По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.

Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?

Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.

Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.

Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.

Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.

Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.

Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.

У последнего, Третьего Спаса в народной памяти сохранилось множество названий. Узнайте, откуда они произошли, с чем были связаны, и какова история этого праздника.

Всего в августе на Руси издавна отмечали три Спаса — Яблочный, Медовый и Ореховый. Ореховый Спас, таким образом, становился третьим, самым последним. Иногда его звали также Орешным. Он подытоживал собой строгий Успенский пост. Считалось, что в в эти дни окончательно созревают орехи.

Поэтому на Третий Спас часто отправлялись в ореховые рощи, чтобы собрать первые урожаи, а затем приготовить к столу праздничные кушанья. К орехам были обращены многие приметы и поверья, связанные с этим днем. По орешкам девушки гадали, выйдут ли замуж. Сдвоенный плод лещины считался приносящим денежную удачу и достаток. Знахари запасались ветвями орешника, так как считалось, что они могут прогнать любую болезнь. Из них вязали банные веники, ими иногда украшали на праздник стол.

Хлебным этот Спас прозвали, потому что он приходится на конец лета — как раз то время, когда заканчивали уборку хлеба в полях. Целые народные гулянья и торжественные обряды были связаны с только что сжатыми снопами. Один сноп обязательно наряжали и приносили домой, к иконам, колосья освящали в церкви, а из недавно собранного и перемолотого зерна выпекали свежий праздничный хлеб.

Иногда Третий Спас называют Спасом на полотне или на холстах, а также Холщовым и Нерукотворным. Последнее название появилось, потому что дата Спаса тесно связана с церковным календарем — с праздником, посвященным Нерукотворному образу Христа Спасителя. По преданию, изображение само появилось на холсте, которым, умывшись, высушил лицо Иисус Христос. Поэтому на Руси было принято торговать холстами на ярмарках и народных гуляньях.

Еще одно, менее распространенное наименование этого праздника — Холодный Спас. Оно связанно с окончанием лета и началом осени, поэтому иногда его зовут даже Осенним, хотя дата приходится все-таки на август. Говорили, что в этот день улетали зимовать птицы, поэтому нужно было готовиться к осенним холодам.

Народная мудрость хранит много других традиций и обрядов , связанных с этим днем. Празднуйте Ореховый Спас правильно, провожайте лето и встречайте осень с народным церковным календарем. И не забывайте нажимать на кнопки и

29.08.2015 00:10

Ореховый Спас - православный праздник, завершающий двухнедельный Успенский пост. В этот день наши предки проводили...

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

(16/29 ав-гу-ста)

Тро-парь Пре-чи-сто-му Об-ра-зу

Мы по-кло-ня-ем-ся Пре-чи-сто-му Тво-е-му Об-ра-зу, о Бла-гой Хри-стос Бог наш, про-ся про-ще-ния гре-хов на-ших, ибо Ты бла-го-во-лил доб-ро-воль-но взой-ти пло-тью на крест, чтобы из-ба-вить со-здан-ных То-бою от вра-же-ско-го раб-ства. За это мы с бла-го-дар-но-стью вос-кли-ца-ем Те-бе: «Спа-си-тель наш, Ты, при-шед-ший спа-сти мир, всё ис-пол-нил с ра-до-стью!»

Хри-стос и Ав-гарь

Царь Авгар получает Нерукотворный
Образ от апостола Фаддея
(икона X в. из монастыря
Св. Екатерины у горы Синай)

Ле-то на ис-хо-де: на сле-ду-ю-щий день по-сле Успе-ния на-сту-па-ет по-след-ний из трех ав-гу-стов-ских «Спа-сов». В цер-ков-ном ка-лен-да-ре этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся «Пе-ре-не-се-ние из Эдес-сы в Кон-стан-ти-но-поль Неру-ко-твор-но-го об-ра-за (Убру-са) Гос-по-да Иису-са Хри-ста (944 г.)» и име-ет ин-те-рес-ную предыс-то-рию.

Во вре-ме-на зем-ной жиз-ни Иису-са Хри-ста в се-вер-ной Ме-со-по-та-мии су-ще-ство-ва-ло го-су-дар-ство Ос-роэ на. Его сто-ли-цей был го-род Эдес-са, а ца-рем - Ав-гарь (Аб-гар) V Чер-ный (13-50 гг. н. э.). Узнав от сво-их по-слов в Иеру-са-ли-ме о чу-дес-ных де-я-ни-ях, со-вер-ша-е-мых там неким необык-но-вен-ным Че-ло-ве-ком, он буд-то бы на-пра-вил Ему пись-мо сле-ду-ю-ще-го со-дер-жа-ния.

«Ав-гарь Уха-ма, то-парх, - бла-го-му Спа-си-те-лю, объ-явив-ше-му-ся в пре-де-лах иеру-са-лим-ских, - здрав-ство-вать!

Слы-шал я о Те-бе и о Тво-их ис-це-ле-ни-ях, ко-то-рые без ле-карств и ко-ре-ньев То-бой со-вер-ша-ют-ся. Го-во-рят, что Ты сле-пых де-ла-ешь зря-чи-ми, хро-мых - хо-дя-чи-ми и про-ка-жен-ных очи-ща-ешь, и нечи-стых ду-хов и де-мо-нов Ты из-го-ня-ешь, и му-чи-мых дол-говре-мен-ной бо-лез-нью ис-це-ля-ешь, и мерт-вых вос-кре-ша-ешь. И всё это услы-шав о Те-бе, по-ло-жил в уме сво-ем (по-ду-мал) од-но из двух: или что Ты Бог и, со-шед-ши с неба, со-вер-ша-ешь та-кое, или Сын Бо-га, тво-ря-щий это. И по-это-му я счел нуж-ным про-сить Те-бя, чтобы Ты взял за труд прий-ти ко мне и бо-лезнь, ко-то-рая у ме-ня есть, ис-це-лить. Слы-шал так-же, что иудеи роп-щут на те-бя и хо-тят при-чи-нить Те-бе зло. Го-род же ма-лень-кий есть у ме-ня и пре-крас-ный, ко-то-рый до-ста-то-чен для обо-их».

Иисус Хри-стос, удо-сто-ив Ав-га-ря от-ве-та, на-пи-сал ему:

«Бла-жен ты, Ав-гарь, и го-род твой, ко-то-рый на-зы-ва-ет-ся Эдес-са. Бла-жен ты, что уве-ро-вал в Ме-ня, не уви-дев Ме-ня, по-это-му здо-ро-вье бу-дет те-бе обес-пе-че-но все-гда. О том же, что ты на-пи-сал Мне, чтобы Я при-шел к те-бе, от-ве-чу: Мне сле-ду-ет преж-де все-го ис-пол-нить то, для че-го Я сю-да по-слан. И по-сле ис-пол-не-ния Я бу-ду взят к по-слав-ше-му Ме-ня От-цу. Я по-шлю же те-бе од-но-го из уче-ни-ков Мо-их по име-ни Фад-дей, он же Фо-ма, ко-то-рый и бо-лезнь твою ис-це-лит, и жизнь веч-ную и мир те-бе обес-пе-чит и всем тем, кто с то-бой...» (Ра-зу-ме-ет-ся, эта пе-ре-пис-ка Ав-га-ря с Хри-стом недо-сто-вер-на, но от-ра-жа-ет факт ран-не-го при-ня-тия Эдес-сой хри-сти-ан-ства.)


Спас Нерукотворный. Новгородская
икона XII в., Государственная
Третьяковская галерея.

Со-глас-но од-ной из ле-генд, Ав-гарь не слиш-ком на-де-ясь уви-деть са-мо-го Хри-ста, дал по-ру-че-ние сво-е-му слу-ге и пись-мо-нос-цу Ана-нии при-вез-ти в Эдес-су хо-тя бы Его изо-бра-же-ние. При их встре-че, Иисус, про-чи-тав невы-ска-зан-ную еще прось-бу Ана-нии, омыл ли-цо и, отер-шись пла-том, от-пе-ча-тал на нем Свой лик. По-лу-чив порт-рет, Ав-гарь ис-це-лил-ся, по-сле че-го об-ра-тил-ся в хри-сти-ан-ство сам и кре-стил свой го-род. А Неру-ко-твор-ный об-раз, как ве-ли-чай-шая свя-ты-ня, был по-ме-щен в од-ном из за-лов цар-ско-го двор-ца. Позд-нее Осро-эна ста-ла рим-ской про-вин-ци-ей, а в VII сто-ле-тии бы-ла за-ня-та ара-ба-ми-му-суль-ма-на-ми.

Воз-ник-но-ве-ние же са-мо-го празд-ни-ка от-но-сит-ся к со-бы-ти-ям, слу-чив-шим-ся уже в X ве-ке, ко-гда Ви-зан-тий-ская им-пе-рия пы-та-лась вер-нуть по-те-рян-ные зем-ли на Во-сто-ке. От-во-е-вав несколь-ко го-ро-дов, ви-зан-тий-цы при-ну-ди-ли эми-ра Эдес-сы за-клю-чить с ни-ми мир и пе-ре-дать им дра-го-цен-ную ре-лик-вию, пе-ре-не-се-ние ко-то-рой и встре-ча в Кон-стан-ти-но-по-ле бы-ли весь-ма тор-же-ствен-ны-ми. Араб-ский ис-то-рик Яхья Ан-тио-хий-ский пи-сал:

«И был он (об-раз) до-став-лен ту-да в 15-й день ме-ся-ца Аба (ав-гу-ста). И вы-шли Сте-фан и его брат, пат-ри-арх Фе-о-фи-лакт, и Кон-стан-тин, сы-но-вья ца-ря Ро-ма-на, к «Зо-ло-тым во-ро-там», чтобы встре-чать об-раз. И шли пе-ред ним все са-нов-ни-ки го-су-дар-ства с мно-ги-ми све-ча-ми, и был он при-не-сен в ве-ли-кий со-бор Свя-той Со-фии и от-ту-да во дво-рец. И бы-ло это в 24-м го-ду сов-мест-но-го цар-ство-ва-ния стар-ца Ро-ма-на с Кон-стан-ти-ном, сы-ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По-сколь-ку 15 ав-гу-ста (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) празд-ну-ет-ся Успе-ние Бо-го-ма-те-ри, то че-ство-ва-ние Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ло со-вер-шать-ся Гре-че-ской Цер-ко-вью на сле-ду-ю-щий день. Об-раз хра-нил-ся в сто-лич-ной церк-ви Бо-го-ро-ди-цы Фа-рос-ской, и о даль-ней-шей его судь-бе до-сто-вер-ных све-де-ний нет.

Хри-сти-ан-ская Русь за-им-ство-ва-ла этот празд-ник у гре-ков, при-чем с Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ли пи-сать не толь-ко по-ме-ща-е-мые в хра-мах ико-ны, но и вы-ши-вать его на во-ин-ских зна-мё-нах (вспом-ним стяг кня-зя Дмит-рия Дон-ско-го). В на-ро-де Тре-тий Спас на-зы-ва-ли «Спа-сом на хол-стах» или «Спа-сом на по-лотне», а так-же «хлеб-ным», по-то-му что пек-ли пи-ро-ги из но-во-го хле-ба. Дру-гое на-зва-ние, «оре-хо-вый Спас», от-ме-ча-ет со-зре-ва-ние в ле-су оре-хов. И ещё од-на пе-чаль-ная при-ме-та осе-ни - по-сло-ви-ца «Ла-сточ-ки от-ле-та-ют в три ра-за, в три Спа-са».

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Цит. по: Ме-щер-ская Е. Н . Ле-ген-да об Ав-га-ре - ран-не-хри-сти-ан-ский ли-те-ра-тур-ный па-мят-ник. М., 1984.