Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Основные этапы развития педагогики как науки

Наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто - неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского . К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Другие определения

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

Педагогика - одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание : как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность - существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики - неформальное образование .

Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека , в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Структура педагогики

Педагогика содержит разделы:

  • общие основы педагогики,
  • дидактика (теория обучения),
  • теория воспитания,
  • дошкольная педагогика,
  • школоведение,
  • педагогика высшей школы,
  • история педагогики,
  • профессиональная педагогика,
  • религиозная педагогика,
  • сравнительная педагогика,
  • военная педагогика,
  • специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).

Публикации

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.
  • Болдырев Н. И. , Гончаров Н. К. , Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. - Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
  • Гавров С.Н. ,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО . - 2008. - № 5. - С. 21-29.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. - М.: «Совершенство», 1997. - 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. - СПб., «Просвещение», 2007.- 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. : Педагогика, 1990. - 272 с. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-7155-0025-7 . (Сборник включает в себя работы "Как любить ребёнка" (первый раздел её напечатан с сокращениями) и "Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых".)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». - 1997. - № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. - 256 с.
  • Новиков А. М. Основания педагогики. - М. : «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.
  • Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А.С.Макаренко с разр. автора), предыдущее изд. книги в изд. АПК и ППРО, М., 2006 г. [неавторитетный источник? ]
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: «Просвещение», 1983. - 608 с.
  • В. А. Сластёнин , И. Ф. Исаев , А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений . - М.: «Школа-Пресс», 1997. - 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. - 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.
  • Постников М. М. Школа с уклоном в будущее. Литературная газета, 25 марта 1987 г.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. - 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
  • Морозов В. И. - Педагогика - «Просвещение»
  • Педагогика О. Газмана и В. Матвеева. Газета «Первое сентября», № 52/2000
  • Юркевич П. Д. Сокральная педагогика сердца . - Луганск: ЛГПУ, 2000. - С. 70.
  • Юркевич П. Д. О христианстве и воспитании . - Луганск: ЛГПУ, 2005. - С. 100.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 181-185.
  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда . Критический взгляд на современную педагогику.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Сандхи
  • Лексическая лакуна

Смотреть что такое "Педагогика" в других словарях:

    ПЕДАГОГИКА - (греч.). Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о воспитании и обучении юношества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    педагогика - – наука о воспитании детей. <...> Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл биологических, т.е.… … Словарь Л.С. Выготского

БИЛЕТ № 1

Педагогика как наука. Методы педагогических исследований

Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдес» (дети) и «эго»(вести) и в дословном переводе означает «детовождение». Первоначально слово «педагогика» использовалось для описания воспитательной работы с детьми. А людей, которые занимались этой деятельностью, называли педагогами. В Древней Греции, например, это были рабы или рабыни.

Постепенно слово «педагогика» стало использоваться в более широком смысле для обозначения процесса воспитания, обучения, развития духовного и телесного, то есть науки и искусства вести ребенка по жизни.

Возникновение и накопление новых знаний в этой области привело к возникновению и становлению науки о воспитании и обучении, получившей название «педагогика».

В общем смысле наука определяется как сфера деятельности человека, результатом которой являются новые знания.

Педагогика – это наука о законах воспитания и обучения.

Объектом педагогики являются воспитание и обучение детей и взрослых.

Предметом педагогики являетсясистема отношений, возникающих в ходе воспитания и обучения.

Выводы педагогической науки отличаются большой вариативностью и неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель должен», «ученик должен», «родители должны», «школа должна»), но не обеспечивает достижение этой нормы.

Поэтому во все времена актуален вопрос соотношения науки и педагогического мастерства. Создать условия для достижения теоретической нормы может только творческий педагог, увлеченный своим делом. Работа такого специалиста выглядит искусством . Поэтому немаловажным при выборе профессии педагога является наличие способностей к этому виду деятельности, интереса и склонностей, которые впоследствии назовут призванием.

«Педагогика не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств… Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.; Л., 1946).

Как наука педагогика выполняет определенныефункции:

· Аналитическая (связана с изучением, описанием и анализом передового и новаторского педагогического опыта, выявлением эффективности деятельности педагога и учащихся, а также условий, обеспечивающих эту эффективность).

· Конструктивная (связана с внедрением достижений педагогической науки в практику преподавания с целью ее совершенствования и реконструкции, повышения качества образования).


· Проективная (связана с разработкой программ обучения, учебников, учебных пособий, учебных планов, методических материалов, рекомендаций).

· Прогностическая (связана с прогнозированием результатов экспериментальных исследований и построением на их основе моделей преобразования педагогической деятельности).

Педагогическая наука оперирует целым рядом понятий и терминов, которые называют также педагогическими категориями .

В широком педагогическом смысле воспитание это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. То есть воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Образование - это результат обучения, то есть буквально формирование образа хорошо обученного и воспитанного человека.. Главные критерии образованности: системность знаний, системность мышления, которые проявляются в способности человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Обучение это процесс, направленный на развитие личности посредством усвоения научных знаний и способов деятельности.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов (психологических, социальных, идеологических, экологических, экономических, и т.д.) Формирование подразумевает движение личности к некоей законченности, к достижению известного уровня зрелости, устойчивости.

В течение всего периода своего существования педагогика развивалась на основе взаимодействия со многими другими науками, которые прямо или косвенно влияли на ее становление в системе наук о человеке.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, потому что философские идеи являлись толчком для поиска педагогических теорий. Система философских взглядов определяет направление педагогической деятельности, устанавливает систему общечеловеческих ценностей, мировоозрения. Философия является в сущности методологической основой развития педагогики.

Связь педагогики с психологией очевидна и традиционна, так как все педагоги во все времена считали необходимым понимать свойства человеческой природы, законы психической деятельности и строить образование с учетом этих законов.

Связь педагогики с биологией, анатомией, физиологией, медициной и социологией проявляется при изучении проблемы соотношения природных и социальных факторов развития человека, которая является одной из главных проблем для педагогики.

История педагогики уходит в далекое прошлое. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в систему научных знаний , которая представлена системой педагогических наук, включающей:

· Философию образования (разрабатывает принципы и критерии, позволяющие выявить сущность предмета и методов воспитания)

· Общую педагогику (изучает общие закономерности воспитания и обучения)

· Историю педагогики (изучает развитие воспитания и обучения как общественного явления, «понимая прошлое, заглядываем в будущее»)

· Возрастную педагогику (изучает закономерности воспитания и обучения подрастающего человека – дошкольника, школьника, студента)

· Педагогику высшей школы (изучает закономерности и проблемы высшего образования в современных условиях)

· Военную педагогику (исследует особенности УВП в специфических условиях)

· Социальную педагогику (исследует семейные отношения, проблемы перевоспитания правонарушителей, проблемы профилактики правонарушений и т.д.)

· Специальную педагогику (обучение и воспитание глухих и глухонемых – сурдопедагогика , обучение и воспитание слепых – тифлопедагогика, обучение и воспитание умственно отсталых - олигофренопедпагогика )

· Частные методики (особая группа педагогических наук, исследующая закономерности (методику) преподавания и изучения конкретных дисциплин во всех типах образовательных учреждений)

Методы научно-педагогических исследований – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

С помощью методов научно-педагогического исследования добывают информацию об объекте и предмете изучения. Характерными чертами педагогических процессов являются неоднозначность протекания (результаты обучения, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия множества факторов - стоит измениться хотя бы одному из них и результат будет другой) и неповторимость (повторное исследование всегда происходит с другим материалом и в других условиях, поэтому чистый эксперимент в педагогике невозможен). Отсюда осторожность и корректность в выводах.

Методов научно-педагогического исследования достаточно много. Среди них наиболее часто используются те, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Песталоцци и Коменский. Называют их еще эмпирическими или интуитивными и относят к группе традиционных методов.

Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, количественную обработку: это наблюдение, опрос, изучение продуктов и процесса деятельности учеников и учителей, изучение школьной документации и т.д.

(7 голосов : 5.0 из 5 )
  • прот. Евгений Шестун
  • И. Медведева, Т. Шишова
  • Н.В. Маслов
  • прот. Борис Ничипоров
  • проф. В.В. Зеньковский

Педаго́гика - наука о содержании, целях, моделях и методах воспитания, обучения и образования ; наука о целенаправленной деятельности по формированию человеческой личности.

Главный смысл и задача православной педагогики, по высказываниям прот. , состоит в том, чтобы приблизить подрастающее поколение к , обучить подлинной жизни во , помочь в освобождении от власти греха, через благодатное восполнение дарами , и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.

В древнегреческом педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является , а тем таинственным – сам Христос.

Как в свое время писал К.Д. Ушинский: «Педагогика без Христа дело немыслимое, – без оснований позади и без перспектив впереди».

Чем христианская педагогика отличается от педагогики вообще?

Собственно говоря, педагогика подразумевает возможность различных подходов и форм воспитания человека как личности, в зависимости от тех или иных условий и обстоятельств.

Между тем христианская педагогика отличается от любых других педагогических направлений в корне, по существу.

Прежде всего это отличие усматривается в том, что в основе важнейших принципов христианской педагогики положены не идеи, сформулированные таким-то или таким-то учёным, пусть даже признанным, знаменитым, даже и гениальным, но нормы и требования, открытые человеку Самим Богом. В этом отношении нашим Учителем признаётся Христос ().

Конечно, христианская педагогика не исключает возможности использования опыта светской педагогики, всего того лучшего, что применяется в педагогике вообще. Но и здесь, при определении, что есть лучшее, а что не есть, главным критерием служит, опять же, .

Светская педагогика основывается на тех нравственных ценностях, принятых в том или ином обществе и субъективно почитаемые за таковые. Христианская педагогика основана на действительных нравственных , обозначенных Богом.

Как христианская, так и светская педагогика ставят главной задачей формирование личности. И, казалось бы, в этом можно усматривать сходство. Между тем при обстоятельном исследовании вопроса, что именно понимается под формированием личности, позиции последователей светской и христианской педагогики могут расходиться до крайностей.

Положим, в рамках светской педагогики формирование личности может означать формирование (в подопечном) таких личностных качеств как уверенность в собственных силах, уверенность в себе; любовь и уважение к собственной персоне. Всё бы ничего, но ведь часто под этими естественными, казалось бы, чертами скрываются: горделивая самоуверенность, самолюбие, тщеславие, эгоизм.

Христианская же педагогика под формированием личности подразумевает прежде всего раскрытие черт , стяжание и приумножение , уподобление Богу. В этом и состоит смысл христианского воспитания.

Задача светской педагогики - подготовить человека к жизни в земном обществе, сделать его достойным гражданином своей страны или мира.

Задача христианской педагогики - подготовить человека не только к земной жизни в социуме, но и к вечной блаженной жизни о Господе; способствовать тому, чтобы он смог (при посредстве Божественной ) сделаться гражданином Небесного Отечества, наследником , Царства святых.

В конце XIX – начале XX века со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям. Это привело к тому, что появилось большое количество различных реформаторских педагогических течений. Все педагоги-реформаторы были единодушны в требовании того, что школа не только должна сообщать знания, сколько заботиться об общем развитии детей, о выработке у них умения наблюдать факты, делать обобщения, самостоятельно приобретать знания. Большинство педагогов, искавших пути реформы школы, относились к сторонникам сочетания умственного труда с ручным, требовали учитывать в процессе воспитания и обучения возрастные и индивидуальные особенности детей.

К числу педагогов-реформаторов относится немецкий педагог Георг Кершенштейнер – один из теоретиков «гражданского воспитания». Главным средством воспитания Г. Кершенштейнер считал трудовую школу, которая должна сменить старую книжную школу. По его мнению, большую роль в учебных планах школ должны занимать математика, естествознание, рисование и уроки труда. Любая школа должна быть оборудована специальными мастерскими, иметь школьный сад и школьную кухню, где учащиеся могли отрабатывать практические трудовые навыки. Наиболее результативными Г. Кершенштейнер считал активные методы обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

Таким образом, Г. Кершенштейнер тесно связывал гражданское воспитание с приучением ребенка к добросовестной работе на благо государства. В своей статье «Школа будущего – школа работы» он писал: «Нам нужны школьные мастерские, чтобы воспитать людей, которые понимали бы цель и благо государственного союза и посвящали бы себя ему на службу. Нам нужны они потому, что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на службу людям или какой-либо великой истине».

Реформаторские идеи Г. Кершенштейнера дали значительный импульс для развития представлений о гражданском воспитании и роли профессиональной подготовки в жизни каждого члена общества.

Другим направлением реформаторской педагогики стала экспериментальная педагогика, основателем которой стал Эрнст Мейман, немецкий педагог и психолог.

Основная цель экспериментальной педагогики, по Мейману, – дать общей педагогике эмпирическое основание.

Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребенок), психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы «умственной гигиены» и пр.), дидактические приемы, школьная организация. Методами экспериментальной педагогики он считал не только непосредственный эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.), Эти методы до сих пор считаются основными методами научно-педагогического исследования. Высказанные Э. Мейманом идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков также сохраняют свою актуальность.

Последователем Э.Меймана в области экспериментальной педагогики стал другой немецкий педагог Вильгельм Лай решающее значение в педагогической практике придавал организации действия. Именно действие ученика совместно со сверстниками составляет, по Лаю, смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся.

С помощью дидактического эксперимента он стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Особое значение придавал учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию.

Лай считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность и оказать влияние на методику преподавания отдельных школьных предметов: естествознания, математики, рисования и др.

К числу педагогов-реформаторов конца XIX – начала XX вв. относят и американского педагога Дж. Дьюи, который считается автором «прагматической педагогики».

Цель теории воспитания Дьюи – формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для личного опыта учащихся. В методике Д. Дьюи большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность. Роль учителя сводилась, в основном, к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.

Педагогическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг. Это влияние выразилось в создании комплексных программ, в которых учебный материал группируется вокруг «целостных областей жизни», связанных с детскими интересами и в методах проектов.

Сегодня идеи Дьюи изучаются в связи с идеями комплексного, интегрированного обучения, повышения активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Представьте сравнительный анализ дидактических идей развивающего и воспитывающего обучения в трудах А. Дистервега, И. Гербарта, И.Г. Песталоцци.

2. Назовите основные признаки теории и практики эпохи Просвещения.

3. Выделить основные черты реформаторской педагогики.

1. Баранов С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 260 с.

2. Барт П.В. Элементы воспитания и обучения/ П.В Барт. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 256 с.

3. Бим Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

4. Блонский П. П. «Избранные педагогические и психологические сочинения». Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике. // Под ред. Н.Н. Петухова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.

6. Гессен С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001.– 345

7. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики./ А.Н. Джуринский – М.: Академия, 1998. – 174 с.

8. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: история и современность../ А. Н. Джуринский - М.: Академия, 1992. – 78 с.

9. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

10. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.

11. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

12. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен./ Л.Н. Модзалевский, М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

13. Очерки истории школы и педагогики., Ч. 2., – М., 1989.

14. Пискунов А. И. «История педагогики» / часть 2 М. ,1997 с. 33-39

15. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971.

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. — 304 с.— ISBN 5-7695-0793-4.В книге освещены основные разделы курса "Педагогика и психология высшего образования", который читается во многих вузах. Дается краткий очерк истории и современного состояния высшей школы в России, анализируются тенденции развития высшего образования за рубежом. В систематической форме излагаются психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе. Наиболее развернуто представлены такие разделы, как психология деятельности, психология личности, психодиагностика в высшей школе, развитие творческого мышления в обучении, активные методы обучения, технические средства обучения, специфика профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Учебное пособие может быть интересно и полезно также аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации, педагогам.Содержание:
Основные задачи курса "Педагогика и психология высшего образования".
О предмете педагогики.
Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия.
О предмете психологии высшего образования.
Краткая история и современное состояние высшего образования в России.
Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.).
Первые высшие учебные заведения в России.
Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв.
Система высшего образования в советский период.
Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами.
Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны.
Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.
Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны.
Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.
Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе.
Общие понятия о деятельности.
Деятельность как философская категория.
Психологическая структура деятельности и "деятельностная" трактовка психики.
Составляющие сознания.
Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность.
Функциональная структура познавательных процессов и понятие "образ мира".
Учение как деятельность.
Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.
Общие положения.
Этапы формирования умственных действий и понятий.
Типы ориентировочной основы действия или типы учения.
Возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе.
Психология личности и проблема воспитания в высшей школе.
Что такое личность?
Вводные замечания.
Личность как психологическая категория.
Личность и деятельность.
Личность, индивид, индивидуальность.
Строение личности.
Вводные замечания.
Потребности и мотивы.
Эмоциональная сфера личности.
Воля.
Темперамент.
Характер.
Способности.
Развитие личности.
Вводные замечания.
Движущие силы, условия и механизмы развития личности.
Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.
Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.
Вводные замечания.
Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект.
Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности.
Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.
Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе.
Цели и содержание обучения.
Организационные формы обучения в вузе.
Классификация методов обучения и воспитания.
Активные методы обучения.
Технические средства и компьютерные системы обучения.
Общие положения.
Технические средства предъявления информации (ТСПИ).
Технические средства контроля.
Технические средства управления обучением (ТСУО).
Вспомогательные компьютерные учебные средства.
Интернет в обучении.
Некоторые практические советы преподавателю по использованию технических средств в учебном процессе.
Психодиагностика в высшей школе.
Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии.
Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики.
Психодиагностика как психологическое тестирование.
Из истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы.
Психодиагностика как специальный психологический метод.
Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений.
Классификация психодиагностических методов.
Номотетический и идеографический подходы.
Типы психологических показателей.
Тесты интеллекта.
Тесты способностей.
Тесты достижений.
Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе.
Личностные тесты.
Проективные техники.
Анкеты и опросники.
Психофизиологические методы.
Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе.
Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.
Компьютеризация психодиагностических методик.
Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства.
Вводные замечания.
Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Структура педагогических способностей.
Установки преподавателя и стили педагогического общения.
Психологическая служба вуза.
Заключение.
Литература.