Семья космонавта горбатко. Горбатко Виктор Васильевич: карьера и биография. Награды и достижения

Горбатко Виктор Васильевич – инженер-исследователь космического корабля «Союз-7», полковник; командир космического корабля «Союз-24», полковник.

Родился 3 декабря 1934 года в посёлке Венцы Кропоткинского района Азово-Черноморского края (ныне Гулькевичского района Краснодарского края). Русский. Детство и юность провёл в посёлке Восход (Новокубанский район Краснодарского края). В 1952 году окончил 10 классов школы в посёлке Прогресс (Новокубанский район).

В армии с августа 1952 года. В 1953 году окончил 8-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (город Павлоград), в июне 1956 года – Батайское военное авиационное училище лётчиков. В августе 1956 – марте 1960 – лётчик и старший лётчик 86-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Одесском военном округе; посёлок Маркулешты, ныне город Флорештского района Молдавии). Летал на реактивных истребителях МиГ-17.

В отряде космонавтов с марта 1960 года по август 1982 года. Совершил 3 космических полёта суммарной продолжительностью 30 суток 12 часов 48 минут. 21-й космонавт СССР и 43-й космонавт планеты.

В июне 1964 – январе 1965 проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа для полёта на космическом корабле «Восход-2». В мае-ноябре 1965 года в составе группы проходил подготовку в качестве дублирующего пилота для полёта на космическом корабле «Восход» по программе выхода в открытый космос, а в декабре 1965 – январе 1966 – подготовку в качестве дублирующего пилота основного экипажа космического корабля «Восход-3».

В феврале 1966 – декабре 1968 проходил непосредственную подготовку в качестве инженера-исследователя дублирующего экипажа пассивного космического корабля «Союз» по программе первой стыковки. 15 января 1969 года был дублёром инженера-исследователя космического корабля «Союз-5» .

В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. С февраля 1969 года готовился к полёту в качестве инженера-исследователя основного экипажа корабля «Союз-7».

12-17 октября 1969 года в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-7» совместно с и совершил космический полёт продолжительностью 4 суток 22 часа 40 минут.

Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полёте трёх космических кораблей (совместно с «Союз-6» и «Союз-8»), во время которого проводилось их сближение и маневрирование.

Изначально планировалась стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Корабль «Союз-6» в этот время должен был находиться поблизости (приблизительно в 50 метрах), а его экипаж – производить киносъёмку стыковки. Однако из-за отказа электронной системы автоматической стыковки «Игла» стыковка не состоялась. Предпринятая попытка ручной стыковки завершилась неудачно.

За успешное осуществление группового полёта космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года полковнику Горбатко Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

9 июня 1970 года участвовал в шахматной партии «Космос – Земля» – первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли». На Земле в паре играли генерал-полковник авиации и В.В.Горбатко, а в космосе – экипаж космического корабля «Союз-9» – и .

С 1970 года занимался подготовкой по военной программе «Алмаз». В рамках этой программы на орбиты были выведены орбитальные станции «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», разработанные под руководством для задач Министерства обороны СССР. В ходе подготовки по этой программе В.В.Горбатко летал на самолётах Як-18, Як-11, МиГ-15УТИ, L-29, МиГ-17, Ил-14 и вертолёте Ми-8.

В июле-сентябре 1976 года проходил непосредственную подготовку в качестве командира дублирующего экипажа по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-5» («Алмаз»). 14 октября 1976 года был дублёром командира космического корабля «Союз-22» .

С ноября 1976 года готовился к полёту в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-5» (экипажу «Союза-22» не удалось осуществить стыковку со станцией).

7-25 февраля 1977 года в качестве командира космического корабля «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5» совместно с совершил второй космический полёт продолжительностью 17 суток 17 часов 26 минут.

В ходе полёта была частично заменена атмосфера орбитальной станции из-за подозрения, что в атмосферу станции выделились токсичные вещества из внутренней обшивки. Космонавты открыли клапаны и выпустили часть воздуха за борт, в космическое пространство. Затем подняли давление, выпустив сжатый воздух из баллонов, привезённых с собой.

Перед возвращением на Землю космонавты загрузили в автономный спускаемый аппарат (капсулу), находившийся на борту «Салюта-5», фотоплёнку и материалы других экспериментов и поместили капсулу в шлюзовую камеру станции. По команде Центра управления полётом капсула была вытолкнута из шлюзовой камеры станции в открытый космос. Ракетные двигатели, работающие на сжатом азоте, сориентировали её нужным образом, после чего включился твёрдотопливный тормозной ракетный двигатель. Капсула перешла на баллистическую траекторию спуска через плотные слои атмосферы и приземлилась на парашюте на территории СССР.

За успешное осуществление полёта на орбитальной научной станции «Салют-5» и транспортном корабле «Союз-24» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1977 года полковник награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

В августе 1977 – августе 1978 проходил непосредственную подготовку в качестве командира дублирующего экипажа по программе посещения орбитальной станции «Салют-6» немецким космонавтом. 26 августа 1978 года был дублёром командира космического корабля «Союз-31» .

С октября 1979 года готовился к полёту в качестве командира основного экипажа по программе посещения орбитальной станции «Салют-6» вьетнамским космонавтом.

23-31 июля 1980 года в качестве командира космического корабля «Союз-37» совместно с (Вьетнам) совершил третий космический полёт продолжительностью 7 суток 20 часов 42 минуты.

Это были шестой международный полёт по программе «Интеркосмос» и седьмая экспедиция посещения орбитальной станции «Салют-6», на которой в это время работала четвёртая основная экспедиция – и . Впервые в космосе побывал космонавт из Вьетнама и из Азии. В.В.Горбатко и Фам Туан вернулись на Землю на космическом корабле «Союз-36».

В январе – августе 1982 – командир отряда космонавтов.

В августе 1982 – мае 1987 – 1-й заместитель председателя Спортивного комитета Министерства обороны СССР по международным спортивным связям.

В декабре 1987 – августе 1992 – начальник факультета заочного обучения Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. С августа 1992 года генерал-майор авиации В.В.Горбатко – в запасе.

Вёл активную общественную работу. В 1970–1980 – председатель Федерации парашютного спорта СССР. В 1986–1992 – председатель Союза филателистов СССР, в 2001–2009 – президент Союза филателистов России. С ноября 1973 года В.В.Горбатко возглавлял Общество советского-монгольской дружбы, а до 2014 года являлся президентом Общества друзей Монголии.

Народный депутат СССР в 1989–1991 годах. В декабре 1995 года баллотировался в Государственную Думу РФ 2-го созыва как кандидат от избирательного блока «Власть – народу», но избран не был. В декабре 1999 года баллотировался в Государственную Думу РФ 3-го созыва по списку избирательного блока «Российский общенародный союз», но избран не был.

Жил в Звёздном городке Щёлковского района Московской области, с 1988 года – в Москве. Умер 17 мая 2017 года. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище.

Лётчик-космонавт СССР (22.10.1969), Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный работник МВД СССР. Космонавт 1-го класса (1980), военный лётчик 2-го класса (1972). Кандидат технических наук (2010).

Герой Монгольской Народной Республики (01.07.1971) и Герой Социалистической Республики Вьетнам (31.07.1980). Награждён 3 орденами Ленина (22.10.1969), орденом Красной Звезды (17.06.1961), российским орденом Дружбы (12.04.2011), медалями; иностранными орденами Сухэ-Батора (Монголия; 01.07.1971), Хо Ши Мина I степени (Вьетнам; 31.07.1980), Боевого Красного Знамени (Монголия; 1974), иностранными медалями.

Лауреат Премии Правительства РФ имени Ю.А. Гагарина (2011, за вклад в развитие пилотируемой космонавтики). Удостоен Золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР (1969).

Почётный гражданин городов Владикавказ (1980), Калуга (1969), Краснодар (1969), Армавир (Краснодарский край; 1977), Батайск (Ростовская область; 1979), Гагарин (Смоленская область; 1976), Горячий Ключ (Краснодарский край), Новокубанск (Краснодарский край), Терек (Кабардино-Балкария), Байконур (Казахстан; 1976), Жезказган (Казахстан), Караганда (Казахстан; 1969), Костанай (Казахстан; 1977), Тирасполь (ПМР; 1974), Сливен (Болгария), Дархан (Монголия) и Чойболсан (Монголия).

Бронзовый бюст В.В.Горбатко установлен в посёлке Венцы Краснодарского края, памятник – в городе Новокубанск Краснодарского края, бюст – в городе Армавир Краснодарского края. Его именем названы улицы в городах Батайск (Ростовская область) и Нефтекумск (Ставропольский край), посёлках Восход и Прогресс (Новокубанский район Краснодарского края), ауле Хакуринохабль (Шовгеновский район Адыгеи) и нескольких населённых пунктах Краснодарского края. Имя В.В. Горбатко носят гимназия №64 в городе Уфа, средняя школа №13 в посёлке Венцы и средняя школа №16 в посёлке Восход. В городе Новочеркасск Ростовской области на Аллее, носящей его имя, установлен памятный знак.

Сочинения:
Визуальные исследования с пилотируемых космических аппаратов поляризации солнечного света на атмосфере Земли. М., 1983 (с В.Ф.Быковским, Г.М.Гречко и другими) ;
Спорт в Советских Вооружённых Силах. М., 1984.

Воинские звания:
лейтенант (23.06.1956)
старший лейтенант (06.08.1958)
капитан (30.08.1960)
майор (23.03.1963)
подполковник (30.09.1965)
полковник (15.10.1969)
генерал-майор авиации (16.12.1982)

Горбатко Виктор Васильевич Лётчик-космонавт СССР № 21. Дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Награждён тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За освоение целинных земель» и др.
Награды иностранных государств. Герой Монгольской Народной Республики. Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам.

Виктор Васильевич Горбатко - человек-легенда, космонавт из первого «гагаринского набора», совершил три космических полета.
…Он родился 3 декабря 1934 года в посёлке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края, окончил Батайское военно-авиационное училище летчиков, Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского
Первый его полёт состоялся в октябре 1969 года и длился 4 суток 23 часа. Виктор Васильевич, в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-7», вместе с экипажем принимал участие в первом групповом полёте трёх космических кораблей «Союзы-6-7-8», во время которого проводилось их сближение и маневрирование. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику В. В. Горбатко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй космический полёт на корабле «Союз-24» на орбитальную станцию «Салют-5» в феврале 1977 г. продолжительностью 17 суток 17 часов В. В. Горбатко совершил в качестве командира корабля с борт-инженером, подполковником Ю. Глазковым. Этот полёт стал одним из важнейших в отечественной космонавтике. Скупые цифры и слова отчёта не могут передать то, каким трудным был тот знаменитый полёт. Сколько сил и умений потребовалось командиру для того, чтобы с честью выполнить осложнённую техническими обстоятельствами стыковку корабля со станцией! Возвращение на Землю было «мягким», но космонавтов подвела техника: им пришлось очень долго ждать поискового вертолёта в Аркалыкской степи, на двадцатиградусном морозе. К счастью, всё обошлось. Эту посадку Виктор Васильевич в узком дружеском кругу часто вспоминает и верит в судьбу: не упади он в тот момент у спускаемого аппарата в снег, всё бы могло печально закончиться. Видимо, на тот момент Всевышний посчитал, что не всё ещё он сделал на Земле.
Последующий тщательный анализ действий экипажа в полёте и после приземления показал, что космонавты действовали профессионально и мужественно. За этот полёт В. В. Горбатко награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».
После второго полёта у Виктора Горбатко были мысли о завершении своей космической деятельности, но жизнь распорядилась по-своему. Третий старт состоялся в июле 1980 года. Виктор Васильевич, являясь командиром международного экипажа, совместно с космонавтом-исследователем, гражданином Социалистической Республики Вьетнам Фам Туаном, доставил космический корабль «Союз-37» на орбитальную станцию «Салют-6».
В 1978–1982 гг. легендарный космонавт был заместителем начальника Управления Центра подготовки космонавтов, командиром отряда космонавтов. Затем, на протяжении нескольких лет - Первым заместителем председателя Спорткомитета Минобороны СССР, начальником Спорткомитета дружественных армий. В 1987–1992 гг. Виктор Васильевич был начальником факультета заочного обучения Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1989–1992 гг. генерал-майор авиации В.В.Горбатко - народный депутат, член Верховного Совета СССР.
Виктор Васильевич - удивительно жизнелюбивый и общительный человек. С 1973 г. он возглавляет Общество советско-монгольской дружбы (правопреемником которого в 1992 году стало Общество друзей Монголии), многие годы - заместитель председателя Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы, председатель межгосударственного Союза городов-героев и городов воинской славы, председатель Совета по общественным наградам Российской Федерации, президент Международного Фонда защиты человеческого достоинства и безопасности.
Виктор Васильевич Горбатко - почётный гражданин многих городов России, Казахстана, Молдавии, Монголии, Ирана и Германии.

Виктор Горбатко летчик космонавт СССР, генерал-майор авиации.

Совсем недавно, 17 мая 2017 года, ушел из жизни известный не только в России, но и за рубежом летчик - космонавт Виктор Васильевич Горбатко.

Этот человек за свою жизнь участвовал в трех космических экспедициях, был одним из первых шахматистов, игравший партии между космосом и Землей. Он 21-ый советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Помимо огромного количества советских наград, получил награды пяти стран, а последние 16 лет своей жизни являлся президентом Союза Филателистов России. Читая лишь эту краткую справку, можно сказать, что это человек был великий, на чьих глазах вершилась история, а он вносил свой вклад в эту историю.

Через тернии к звездам…

Виктор Васильевич родился 3 декабря 1934 года в небольшом селе Венцы-Заря, что в Краснодарском крае, в простой семье. Отец - Василий Павлович - был ветеринаром, мать - Матрена Александровна - была колхозницей. После 10 классов школьного обучения (1952г) был призван в Советскую армию, направлен в авиацию. В 1956 году, в свои 22 года, Виктор Горбатко закончил Батайское авиационное училище в Ростовской области.

По окончании служил летчиком в Молдавии, откуда через год был переведен в Одесский военный округ на службу старшим летчиком 86 гвардейского авиационного полка 48 воздушной армии на МиГ - 17.

После мощнейшей подготовки, 7 марта 1960 года, Виктор Васильевич был направлен в отряд космонавтов в первом, так называемом «гагаринском» наборе. Космонавтов готовили в Центре подготовки космонавтов ВВС СССР, который располагался в Звездном Городке - небольшом закрытом поселке построенном в 25 километрах от Москвы. В этом отряде было всего 12 человек, в числе которых были также , и другие известные космонавты.


космонавт Виктор Горбатко фото

После прохождения сложнейшей годовой подготовки, 5 апреля, за неделю до полета Гагарина в космос, Виктор Васильевич получил должность космонавта, успешно сдав все экзамены. Первый полет Горбатко планировался на 1965 год, на корабле «Восход - 2». Именно во время экспедиции «Восход - 2» пилотом корабля, Алесеем Леоновым, впервые был совершен выход человека в космос. Однако, незадолго до старта экспедиции Виктор Васильевич был отстранен от подготовки, из-за операции по удалению гланд.

Первый полет Горбатко

Первый полет состоялся через 4 года, 12 октября 1969 году, на корабле «Союз - 7», где Виктор Васильевич был инженером. Данная экспедиция впервые запускала сразу три корабля - «Союз - 6», «Союз - 7» и «Союз - 8» с целью проверки советской системы сближения и автоматической стыковки кораблей «Игла» и соответственно самой стыковкии. Однако, из за отказа системы стыковка не удалась.

Попытка ручной стыковки чуть не обернулась трагедией и столкновением, поскольку корабли развили слишком большую скорость. Однако правильные действия космонавтов помогли избежать этого. Спустя сутки после запуска «Союз - 7» успешно сел. В 1970 году состоялась первая партия в шахматы между космосом и Землей. Горбатко, вместе с летчиком Николаем Каманиным, будучи «представителями Земли» сыграли с находившимися в это время на орбите на корабле «Союз - 9». Партия закончилась ничьей.

Второй полет

Следующий полет Горбатко состоялся спустя почти 8 лет - 7 февраля 1977 года. Это была экспедиция корабля «Союз - 24», где Виктор Васильевич был уже командиром корабля. Целью экспедиции была доставка атмосферы на станцию «Салют - 5», где предположительно из обшивки выделился токсичный газ, из-за чего предыдущая экспедиция была вынуждена покинуть станцию и вернуться на Землю. Полет продлился почти 18 суток, за которые все поставленные задачи были выполнены 25 февраля экспедиция совершила успешную посадку.

Третий полет

Последний полет проходил в рамках советской программы «Интеркосмос», которая давала возможность совершить космический полет летчикам стран советского лагеря. Этот полет Горбатко, вновь в роли командира корабля, совершил вместе с вьетнамским летчиком Фам Туаном. Запуск корабля «Союз - 37» был произведен 23 июля 1980 года. Во время полета Фам Туан посетил советскую станцию «Салют - 6» и 31 июля они оба успешно приземлились на корабле «Союз - 36».

Земная жизнь

28 октября 1982 года Виктор Васильевич покинул отряд космонавтов, однако деятельность его характеризовалась космической активностью. После ухода из отряда он занимал должность в Спорткомитете Министерства обороны СССР до 1987 года. Одновременно с этим, в 1986 году был назначен председателем Союза филателистов СССР, который он представлял в Верховном Совете СССР в качестве депутата с 1989 года вплоть до распада СССР.

Виктор Васильевич Горбатко фото

После ухода из Спорткомитета в 1987 году, был назначен главой факультета ВВИА им. Н.Е. Жуковского, где оставался до увольнения с военной службы 29 августа 1992 года. Службу покинул в звании генерал-майора. После распада Советского Союза был вице-президентом торговой компании, баллотировался в Государственную Думу, был заместителем советника председателя Думы.

В 2001 году продолжил свою деятельность во Всероссийском Союзе филателистов России в качестве председателя. Виктор Васильевич, по рассказам его друзей и близких, был открытым, позитивным и общительным человеком. Он оставил свой след как в космосе, так на земле. Его деятельность не затрагивала какую то единственную сферу, такую как космос, авиация или политика. Он успевал делать все и за это его помнят и будут помнить.

17 мая 2017 года в Москве после тяжелой и продолжительной болезни на 83-м году жизни скончался дважды Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина и ордена Красной Звезды летчик-космонавт Виктор Васильевич Горбатко. С Виктором Васильевичем мы познакомились в 2009 году. Я тогда сделал с ним интервью, оно было опубликовано. Но сегодня, спустя годы, в память об этом замечательном человеке и космонавте я хочу вновь представить интервью вашему вниманию. Ведь кто-то не читал его, а кто-то читал, да забыл. А рассказывал Виктор Васильевич очень интересно!

протоиерей Александр Новопашин

С прославленным летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза генерал-майором Виктором Васильевичем Горбатко мы познакомились на конференции общественных организаций Новосибирска, которую проводил Совет по общественным наградам Российской Федерации. Виктор Васильевич выступал на конференции в качестве председателя президиума Совета. "Впервые пожимаю руку космонавту!" - вырвалось у меня. Так началось наше знакомство.

- Скажите, Виктор Васильевич, как там, за порогом земного неба? Какое впечатление произвел на вас космос?

Земля из космоса невероятно красивая. Она голубого цвета, поэтому ее называют "голубой планетой". Невооруженным глазом хорошо видны горы, моря, пустыни и совсем не видно следов деятельности человека, к сожалению, не всегда созидательной. Но не менее красив и сам космос. Если находиться на орбите Земли, на теневой стороне планеты, то перед глазами раскрывается бесконечное величественное звездное небо. Картина настолько грандиозная - дух захватывает! А вот если смотреть в космос с дневной, освещенной Солнцем, стороны Земли, то зрелище, признаюсь, малопривлекательное. Я бы даже сказал невзрачное. Такое ощущение, что все пространство покрыто грязным туманом.
Звезд не видно, разве что различимы некоторые планеты...

Мечтали ли вы стать космонавтом или же все произошло совершенно неожиданно для вас - как говорили тогда, "приказ партии и правительства"?

О космосе я, конечно же, даже не помышлял, а вот летчиком, действительно, мечтал стать с детства. Я родился и вырос на Кубани. Во время Великой Отечественной войны некоторое время мы жили на оккупационной территории. И однажды увидел, как фашистский летчик расстреливал табун лошадей. На меня, ребенка, это произвело неизгладимое впечатление. С этот момента я окончательно утвердился в своем желании стать летчиком, чтобы защищать небо от врагов.

Кстати, отец Александр, моя мама была глубоко верующим православным человеком. Но покрестить смогла меня только во время войны, когда папа был на фронте. В противном случае он не допустил бы этого.

Мир живет промыслом Божием, и каждый из нас, независимо от того, верит он в Бога или нет, находится под непрестанным действием Его Премудрости. Ваша мама покрестила вас и с этого момента получила возможность от Господа молиться о вас, как о рабе Божием.

Возможно, по ее молитвам Господь и благосклонен ко мне. Я стал летчиком, космонавтом, трижды был в космосе, дружил с замечательными людьми...

После окончания школы я учился в Павлоградской летной школе, затем в Батайском истребительном училище, после окончания которого меня направили в затерянный молдавский поселок - там никто и никогда не хотел служить. На карте даже населенного пункта не было - просто стоит отметка крестиком - и все!

Но я любил летать. Получал от работы невероятное удовлетворение. О космосе тогда и не думал, как, полагаю, не думали о космосе и мои будущие друзья космонавты. И даже в октябре 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли и мы живо обсуждали это событие, никто не помышлял о том, чтобы полететь туда. Это казалось не реальным...

- Что же произошло потом?

Два года спустя, в 1959 году, меня неожиданно вызывают к заместителю по политической части. Иду к нему, а сам перебираю в голове - что же я такое натворил, за что попал в немилость? Но вместо <взбучки> с меня неожиданно берут "подписку о неразглашении" и направляют в медпункт, где уже ждут полковой врач и незнакомый подполковник. Начали задавать вопросы, в частности спросили о планах на будущее. Я честно ответил, что хочу летать, а также мечтаю поступить в Монинскую академию. И тут меня спрашивают, а не хотел бы я летать на высоте 100 километров? Я растерялся, подумал, шутят. "На спутниках, что ли?", - спрашиваю. И слышу серьезный ответ: "На спутниках".

Через два месяца меня вызвали в Москву на медицинскую комиссию. Комиссия оказалось настолько жесткой, что многие не на шутку испугались: как бы у них не выявили каких-либо нарушений со здоровьем и не только отказали бы в новой работе, но и вовсе запретили летать. Были и такие, кто из-за этого вообще отказывались от медосмотра. Там же я познакомился с Юрой Гагариным: мы решили с ним держаться до последнего. Но так хотелось пройти медосмотр! Хотя понимали, что при таком серьезном отборе, наши шансы попасть в команду не такие уж и большие. Позже мы узнали, что из трех тысяч летчиков, комиссия отобрала только 300 или 400, а из них уже потом выбрали 20 человек - все из истребительной авиации.

Виктор Васильевич, первый раз вы полетели в космос в 1969 году. Почему через столько лет с момента зачисления в отряд космонавтов?

Меня неоднократно включали то в один экипаж, то в другой, но, знаете, так уж бывает - трагическое стечение обстоятельств. В самый последний момент состав экипажа меняли, и нам не объясняли почему. Или, к примеру, был такой случай. Кардиографическое исследование показало, что у меня произошли незначительные нарушения в работе сердца. Это никак не сказывалось на состоянии здоровья, однако от подготовки к полету меня временно отстранили. Положили в госпиталь, стали разбираться, что к чему. Однако все органы и системы работали нормально - привязаться не к чему! Даже главный врач Советский Армии меня осматривал. Ничего! И только когда обследование пошло на второй круг, оториноларинголог обратил внимание на небные миндалины - на них были гнойнички. "Никому другому я бы не посоветовал удалять миндалины, так как это лечится, но вам - придется", - сказал врач. Я так хотел в космос, что, не задумываясь, согласился на хирургическое вмешательство. Если есть хотя бы один шанс из тысячи, что это поможет, он должен быть использован. И ведь доктор оказался прав: после операции все кардиограммы показывали норму.

А когда формировали экипажи на "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8" на парашютной тренировке я неудачно приземлился и сломал лодыжку. Обидно было очень, тем более что прыжков этих за последнее время я совершил уже более 120. Выручил командир отряда: он заверил врачей, что я обязательно поправлюсь, и меня включили в экипаж "Союза-7" в качестве инженера-исследователя. Так я начал тренироваться еще с загипсованной ногой.

- На "Союзе-7" был ваш первый полет? И, по-моему, именно в этом полете произошла какая-то неординарная ситуация?

Да, я полетел в космос вместе с Анатолием Филипченко и Владиславом Волковым. Перед нами стояла задача состыковаться с "Союзом-8". Но отказала система дальнего сближения. Попробовали было состыковаться вручную, но ничего не получилось. И слава Богу! Когда "Союз-8" прошел мимо нас, скорость его было такова, что при стыковке от нас ничего бы не осталось!

Неординарные ситуации возникали каждый раз. В 1977 году я полетел с Юрием Глазковым на станцию "Салют-5". Сам по себе этот полет был очень напряженным, поскольку летели мы на "отравленную" станцию. До нас здесь были Борис Волынов и Виталий Жолобов. Они вдруг почувствовали себя плохо и их немедленно отозвали. Программа полета так и не была выполнена. После посадки пошли слухи, что воздух в станции якобы отравлен. А как еще можно было объяснить причину неожиданного ухудшения здоровья космонавтов? Только спустя время я понял, что у ребят тогда произошел психологический срыв. После этого происшествия на станцию полетели Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский, но они не смогли с ней состыковаться. Кроме того, они не запланировано сели в озеро Тенгиз. Словом, сплошные неудачи! И вот в такой нервной обстановке мы полетели в космос, чтобы, во-первых, произвести стыковку со станцией, во-вторых, проверить, не "отравленная" ли она, и если все хорошо, выполнить программу полета. Со станцией мы состыковались, хотя сделать это оказалось очень сложно. Сразу вышли из строя необходимые приборы. Пришлось стыковаться под визуальным контролем. Сказать, что напряжение было огромным - ничего не сказать. Как на расстоянии 70 метров от станции вдохнул, так выдохнул, когда только состыковались. Зато потом такое испытали облегчение. А ведь впереди было еще одно задание - проверить воздух в станции. Юра Глазков поплыл в станцию с индикаторными трубками, а я, находясь на корабле, начал принюхиваться, чтобы по запаху определить, нормальный воздух на станции или нет. Один раз вдохнул, второй - вроде бы ничего. Решился: поплыл в станцию, подплываю к Юре и говорю, чтобы он снимал спецпротивогаз. А потом и индикаторные трубки показали, что все хорошо.

Но на этом неприятности не закончились. Когда программа полета была завершена, и мы уже находились в спускаемом аппарате, нас вызывает Владимир Шаталов и, не объясняя причины, сообщает, что необходимо вернуться на станцию. Мы сразу начали строить различные предположения, в частности о неисправности корабля. Но оказалось, что в это время погода в Казахстане испортилась, и посадку перенесли на сутки.

Но и это еще не все! Когда приземлились, спусковой аппарат лег на бок и придавил ленточную антенну, не давая ей раскрыться. В результате, связь с нами пропала. Но мы этого сначала не знали, выбрались из аппарата и стали ждать. Час ждали, начали замерзать. Решили залезть обратно, а сил уже нет никаких. Я опустился на колени, чтобы помочь Юре, и увидел прижатую антенну. Распустил ее, связь была возобновлена и нас очень быстро нашли.

- А страшно не было? Космос все-таки!..

Я все время думал о том, как выполнить поставленное перед нами задание. Было сильное волнение, иногда напряжение зашкаливало, но страха как такого... Нет, не было. Всегда верил, что все закончится благополучно. Вера дает определенный настрой, который определяет внутреннюю гармонию. Если ее не будет, то возможен психологический срыв - и тогда, считай, все пропало. И даже когда во время одного из полетов отключилась система ориентации корабля, не испугался. Хотя испугаться было отчего. Кислорода на корабле на тот момент хватило бы только на пять суток.

- Мама молилась о вас. Она ведь у вас верующий человек.

Я всегда знал, что мама за меня молится. Думаю, что ее молитвы уберегли меня от беды. Да и мы сами, хоть и не относили себя к верующим, но часто говорили коллегам, провожая их в космос: "Бог в помощь!"

- Скажите, космонавты берут с собой в космос иконы?

Когда летал я - нет, конечно. Потом стали брать. Алексей Леонов рассказывал, что собственноручно передал маленькую металлическую иконку Божией Матери, которую ему подарил батюшка, своим друзья, отправляющимся на орбитальную станцию. Слышал также, что в 2005 году грузовой корабль "Прогресс-М-54" доставил на международную космическую станцию список чудотворной иконы Валаамской Божией Матери. Наконец, в этом году космонавты передали в часовню микрорайона "Байконур" в Чебоксарах икону святого Георгия Победоносца, которая тоже побывала в космосе.

Не могу не задать вопрос, касающийся специальной подготовки космонавтов. Ведь при полете в космос и возвращении на Землю космонавты, наверное, подвергаются страшным перегрузкам? Да и после невесомости наверняка они испытывают неприятные ощущения.

Сейчас проводятся специальные тренировки, существуют специфические медикаменты. На эту проблему обращают очень серьезное внимание. Раньше такого не было. Хотя соответствующая подготовка, конечно, проводилась. Вы не затронули еще одну тему - вхождение в невесомость. Тем, у кого вестибулярный аппарат от природы был, как мы говорим, "тупой", тот быстро привыкал к невесомости. Но многие из нас входили в невесомость с большим трудом.

Перегрузка во время старта корабля для летчиков-истребителей, скажем так, штатная. При спуске аппарата вниз она может повышаться до 8g. Это уже весьма ощутимо. Пиковую перегрузку из-за проблемы ориентации спускового аппарата в свое время испытали Василий Лазарев и Олег Макаров. Она достигла 20 g. Конечно, перенести ее могли только подготовленные люди. И то потом были серьезные проблемы со здоровьем.

Серьезной нагрузкой для человеческого организма является длительность полета. Почти двадцать суток провели в космосе Андриан Николаев и Виталий Севастьянов. В невесомости кровь приливает к голове, что само по себе уже не очень хорошо. Лица становятся <квадратными> и пунцовыми. И чем дольше это длится, тем хуже. После выполнения программы, состояние здоровья Виталия и Андриана было тяжелым. Мне тоже пришлось однажды пробыть в космосе 18 суток, но я был на станции, где пространства больше, соответственно больше возможностей для движения. Виталий и Андриан летали в корабле и были значительно стеснены в движении, что не лучшим образом сказалось на их здоровье.

Помню, что после первого полета сам идти я не мог. Такое ощущение, будто на плечах у меня сидят два человека, а земля все время уходит из-под ног. А когда ложишься, то на грудь такая тяжесть наваливается, что дышать становится невозможно и кажется, что сейчас куда-то провалишься. Однажды проснулся ночью, и настолько явно ощущаю, что мое тело провалилось, что невольно повернул голову, чтобы посмотреть - насколько глубоко! После второго полета привыкнуть к земному притяжению было легче, хотя он длился значительно дольше. Но даже спустя время, когда казалось, что организм уже адаптировался, все равно проблемы оставались. К примеру, я всегда любил теннис, много играл, был даже чемпионом Звездного городка. Но после полета, при первой игре, не мог попасть по мячу.

- Вас ведь готовили к высадке на лунный грунт после американцев?

Да, существовала так называемая <лунная программа>. Предполагалось выйти на орбиту Луны, одного человека оставить в корабле, а другого на спускаемом аппарате опустить на поверхность Луны. После чего, космонавт должен был выйти на грунт. Мы начали интенсивно тренироваться. Но потом программу закрыли. Предположительно из-за того, что согласно расчетной траектории движения корабля посадка на Землю должна была произойти в одном из районов Индийского океана. При желании, наверное, можно было справиться с этой задачей, но, по-видимому, руководство решило не рисковать.

Не так давно стали распространяться слухи о том, что американцы якобы не были на Луне, а вся их документальная съемка высадки астронавтов из США на лунный грунт создавались на Земле.

Не нужно серьезно относиться к подобного рода заявлениям. Американцы были на Луне. В противном случае мы бы об этом знали и немедленно бы разоблачили все их замыслы. У нас ведь были очень мощные обсерватории, оборудованные специальными приборами наблюдения, позволяющими отслеживать все происходящее в космосе. И потом вспомните, как у нас работал КГБ! Наши контрразведчики ни за что бы ни упустили очередной возможности обличить американцев во лжи!

- У вас ведь еще был и третий полет в космос?

После второго полета жена заявила: "Больше не полетишь!" Вскоре я уехал с группой ученых в Польшу. Приезжаю, и меня вызывает Шаталов: "Что-то ты долго гуляешь! Полетишь с нашим коллегой из ГДР! Готовься!" Но тот полет с Кельнером так и не состоялся - полетели Валерий Быковский с Йеном. А я полетел позже с замечательным вьетнамским военным летчиком Фам Туаном. Это был мой третий полет, и второй - в качестве командира экипажа. Потом уже не летал. Раньше три полета - это был максимум.

- В космосе никогда не скучали о Земле?

Когда смотришь на Землю из космоса, очень хочется вернуться. Поэтому радость возвращения на Землю присутствует всегда. Помню, каким счастьем светилось лицо Фам Туана, когда мы приземлились. До этого он даже улыбался редко, всегда был сосредоточен, крайне внимателен, сдержан. А здесь столько открытой, прямо-таки детской радости! И все мы по возвращении переполняемся этим чувством.

В завершении нашего разговора я хотел бы спросить вас о Гагарине. Существуют масса воспоминаний о нем. Но все-таки хотелось бы услышать о Гагарине, как говорится, из первых уст. Вы ведь его хорошо знали.

Через полтора года уже исполниться 50 лет со дня того знаменательного полета Юрия Гагарина. Шутка ли сказать: ПЕРВЫЙ человек в космосе! До тех пор, пока Юра не вернулся оттуда, никто не мог сказать наверняка, сможет человек жить и работать в невесомости, или нет. Юра доказал - сможет. Бог принял человека! Гагарин отлично знал, на что идет, какой это риск, чем это может закончиться, но не пошел на попятную. Очень смелый человек. И порядочный. Наверное, идеальных людей не бывает, но я не могу припомнить ничего такого.... Обычно слава портит людей, тем более ТАКАЯ, а здесь ничего подобного не произошло. Я был свидетелем этого! Честно скажу: он был не просто прекрасным летчиком и хорошим товарищем, он был настоящим сыном своего Отечества. Это так много значит. Побольше бы нам таких людей.

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Виктор Васильевич Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке совхоза "Венцы-Заря" Гулькевичского района Краснодарского края.

Окончил 8-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Павлограде Днепропетровской области (Украина) в 1953 году, Батайское Высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова (Ростовской область) в 1956 году, Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского в 1968 году с присвоением квалификации "летчик-инженер-космонавт".

С августа 1956 года служил летчиком, с июня 1957 года по март 1960 года — старшим летчиком 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии Одесского военного округа в Молдавии.

Был дважды женат. В первом браке родились две дочери.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников