Сборник повестей миргород краткое содержание. Миргород. История создания

Н.В.Гоголь - мастер слова и деталей, сатирик и прозаик. Новый этап в творчестве Николая Гоголя открыл цикл рассказов «Миргород», в котором продолжил поднимать вопросы и проблемы об уничтожении крепостного права. Те произведения, которые он поместил в свой сборник, показывает помещичий быт и нравы, где совсем отсутствует красота или романтика. Человеческая жизнь состоит из мелких интересов и разных мелочей. Но все существование помещиков подчиняется лишь только корысти и пошлости.

История создания

Цикл рассказов, который Н.Гоголь объединил в один сборник, был создан писателем в 1835 году. Некоторые источники указывают, что это был февраль. Все рассказы, которые были помещены сюда, имеют много общего. Так, общими чертами стали следующие моменты:

Все они основаны на украинском фольклоре.
Прототипами многих персонажей стали реальные люди, которые жили на Украине или даже были его родственниками.
Каждую повесть из сборника можно читать и по отдельности, не теряя при этом ее содержания.


В то время, когда шла работа над повестями из этого сборника, автор Гоголь заинтересовался историей, поэтому его художественное мышление глубоко проникает в исторический аспект. Известно, что увлекаться изучением историей Николай Гоголь начал еще обучаясь в гимназии, затем последовало преподавание истории в Патриотическом институте, где автор успешно проработал более четырех лет. Уже в то время он начинает собирать материал для своих новых произведений, задумывая огромное многотомное издание истории своей страны и географии Украины. Уже в то время он делает и первые наброски, которые помогут создать и сборник «Миргород».

Сборник вышел в печать двумя томами, где в каждой книге содержалось по две повести. Апполон Григорьев так написал об этой книге:

«Во всем этом слышится тоска самого поэта и невольно переходит на читателя».


Все рассказы имеют не только разные размеры, но они и противоположны по своему содержанию, но события в них отражают грандиозность замысла автора. Грустные размышления автора над жизнью наши отражение в повестях. Он анализирует жизнь в Малороссии и грустит о том, что она так сильно изменилась.

В знаменитый цикл повестей вошли четыре повести, которые различны по своему содержанию. В каждой гоголевской книге содержится по два произведения. Итак, следующие повести вошли в этот сборник:

☛ «Старосветские помещики».
☛ «Тарас Бульба».
☛ «Вий».
☛ «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


Открывает гоголевский сборник повесть «Старосветские повести», где автор изобразил патриархальную идиллию. Главные герои добрые и простые люди, которые жили в маленьком и чистом домике. Все желания героев сводились только к их жилью в этом домике. Пульхерия Ивановна с утра до вечера была занята домашними хлопотами, но при этом каждое желание супруга тут же исполнялось. Афанасий Иванович любил все те кушанья, которые готовились в доме целыми днями под присмотром его жены. Любил помещик и мило подшутить над своей супругой. Тихо и спокойно проходила деревенская жизнь этих пожилых дворян-помещиков.

Когда случайно к ним заезжал какой-либо гость, то они радостно встречали его. Пытаясь угостить всем, что было у них в доме. Даже умирая, главная героиня четко давала приказания дворовым девкам о том, как ухаживать за ее супругом. Но Афанасий Иванович не смог жить без Пульхерии Ивановны, скучал и постоянно плакал, а потом и умер. Даже после смерти он желал быть со своей милой супругой. Эта гоголевская повесть несет в себе теплоту человеческих отношений и сострадание.

Прекрасен казацкий атаман Тарас Бульба, когда он сражается, защищая свою родную землю. Но повесть «Тарас Бульба» рассказывает о трагической судьбе этого атамана. В начале повести мы видим счастливую семью, где мать и отец встречают радостно двух сыновей, которые окончили учебу и вернулись домой. Материнское сердце чувствует тревогу, но Тарас настолько сильно гордится своими сыновьями, что решает испытать их в бою. В это время поляки стали притеснять Малороссию, и чтобы защитить свою землю запорожские казаки решили с ними сразиться. Но эта битва, эти сражения приносят большое горе в жизнь атамана, и полностью уничтожает ее.

Жену Тараса Бульба, пока он сражался, убили польские шляхи. Но и сыновья, которые показали себя в первом бою смелыми и отважными, погибают. Но гибнут они по-разному. Остап сражается как настоящий казак, попадает в плен и умирает всенародно мученической смертью. Андрий умирает от рук своего отца. Променяв свою родину на любовь прекрасной панночки, он выбрал себе судьбу. В конце повести и сам Тарас гибнет. автор вкладывает в уста героя слова о том, что русская земля все равно поднимется и восторжествует ее сила и мощь над другими странами и государствами.

Героем гоголевской повести «Вий» становится студент киевской семинарии, который во время летних каникул встречается с ведьмой. Но эта встреча повлияла и на последующую судьбу Хомы Брута. Он в ту ночь победил ведьму, которая сначала превратилась в старуху, а потом в прекрасную панночку. Но он так сильно избил ее, оседлав и катаясь на ней, что когда он покидал сарай, где остановился перед встречей с нечистой силой, то ведьма лежала без движения. Он вернулся в родные стены семинарии, но пробыл он здесь недолго, так как его тот же отослали в отдаленную деревню, отпевать панночку. Перед смертью дочь пана сотника потребовала Хому, и вот теперь он вынужден был исполнять желание умершей.

Но уже в первую ночь, только взглянув на умершую, Хома признал в ней ту самую ведьму, с которой повстречался накануне и мечтал забыть об этой встрече. Но выйти из церкви семинарист никак не мог, так как дверь заботливо заперли. Но ночь вышла неспокойная: всю ночь пыталась мертвая панночка, вылетев и гроба, схватить Хому. И лишь только круг, очерченный им, да молитвы спасали молодого духовника. Но как только пропели петухи, то ведьма успокоилась и снова улеглась в гроб. Еще хуже пришлось Хоме на следующую ночь, когда ведьма0паночка вызвала к себе на помощь и нечистую силу. И опять спас Хому круг, им очерченный.

На третий день, понимая, какая страшная ночь ему предстоит, духовник панночки попытался сбежать, но его поймали и вернули обратно. И вот наступила третья ночь. Теперь ведьма призвала к себе не только нечистую силу, но и страшного вия. Долго не смотрел Хома на этого ужасного гнома, но уже под самое утро взглянул и умер. Но и сама нечисть погибла, не успев о последнего петушиного крика выбраться из церкви.

В гоголевском произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» повествуется о том, как два друга –помещика поссорились из-за ружья. Обозвав гусаком, один из друзей разрушил то, что хранили они годами.

Теперь вчерашние друзья стали врагами и затеяли судебную тяжбу, которая длилась десятилетиями.

Композиция и проблематика сборника


В «Миргороде» автор предстает перед читателями как настоящий художник, который смело показывает проблемы современного общества. Писатель выступает противником тех порядков, которые были заведены у старосветских помещиков. Когда он рассказывает, например, об Иване Ивановиче и Иване Никифоровичем, то показывает насколько глупа та ситуация, в которой они оказываются. И говорить автор о своих героях и их поступках с горечью и гневом. Смысл повести сводится к тому, что забавная анекдотическая история превращается в настоящую драму.

Героев автор описывает с сатирой, описывая «природную доброту» к нищим, похожее на жестокость, одного и доброты души другого. Высмеивает в повести автор и мир чиновников, которые постоянно пьяны и совсем не думают о делах. Композиция гоголевского сборника показывает восприятие автором действительности, но это и его художественный поиск. Все повести в сборнике связаны общей идеей и замыслом. Но отличаются стилевыми особенностями. В повести о двух помещиках, которые разругались из-за ружья, автор использует сатирическую иронию, как прием для изображения реального мира.

Повесть о старосветских помещиках ведется от лица простодушного рассказчика. Он наивно восторгается помещиками. Но позицию рассказчика автор не поддерживает. Можно сказать, что гоголевская ирония распространяется и на рассказчика, который помогает автору более полно раскрыть свою позицию. Поэтому его сборник «Миргород» - это некий суд над пошлостью людей, суд над тем помещичьим строем, который порождает столько пороков и несправедливость.

Критические оценки сборника


Последнюю повесть сборника критики приняли очень враждебно, посчитав ее грязной и дурной. Но вот повести первой части кажутся более чувственными. Сенковский отрицательно оценил и повесть «Вий», но не понравилось ему и название всего сборника, посчитав непонятным название книги, переписанное с название уездного полтавского города.

Критик Шевырев принимает все повести, кроме «Вия», отмечая и чувствительность, и патриотичность, и даже «простодушный» комичность его произведений. Он назвал их «безвредной бессмыслицей». Многие критики и писатели сошлись на едином мнении о том, что гоголевский сюжет прост и занимателен, увлекателен и величествен, как и сама природа. Разные литературные группировки того времени старались истолковывать гоголевские произведения по-своему. Но все они восхищаются многогранностью сюжета произведения.

Пушкин дал беглый анализ о том, что гоголевские произведения трогательные и заставляют смеяться сквозь слезы грусти и том, что автор идет вперед и развивается. Опальный поэт считает, что Гоголь еще заставит всех о себе говорить.

Но интересен отзыв Белинского о гоголевском сборнике. В первом своем высказывании критик бегло коснулся оригинальной гоголевской фантазии. Он сообщил о том, что таких необыкновенных явлений еще не было. Но уже в следующем своем высказывании Белинский называет писателя Гоголя самобытным и независимым талантом.

Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.
За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» - кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и на улице. Дыни - его любимое кушанье. Скушает дыню Иван Иванович, а семена соберёт в особую бумажку и напишет на ней: «Сия дыня съедена такого-то числа». А какой дом у Ивана Ивановича! С пристройками и навесами, так что крыши всего строения похожи на губки, нарастающие на дереве. А сад! Чего там только нет! Всякие деревья и всякая огородина есть в этом саду! Прошло более десяти лет, как Иван Иванович овдовел. Детей у него не было. У девки Гапки есть дети, они бегают по двору и часто просят Ивана Ивановича: «Тятя, дай пряника!» - и получают или бублик, или кусочек дыни, или грушу. А какой богомольный человек Иван Иванович! Каждое воскресенье он идёт в церковь и после службы обходит с расспросами всех нищих, и, когда спрашивает у искалеченной бабы, хочется ли ей мяса или хлеба, старуха тянет к нему руку. «Ну, ступай же с Богом, - говорит Иван Иванович, - чего ж ты стоишь? Ведь я тебя не бью!» Он любит заходить выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему, и ему очень нравится, если кто-нибудь сделает ему подарок или гостинец.
Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. И они такие приятели, каких свет не производил. Иван Никифорович никогда не был женат и даже не имел намерения жениться. Он имеет обыкновение лежать весь день на крыльце, а если и пройдёт по двору осмотреть хозяйство, то скоро возвращается опять на покой. В жару Иван Никифорович любит купаться, сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар и пьёт чай в такой прохладе.

Несмотря на большую приязнь, Иван Иванович и Иван Никифорович не совсем сходны между собою. Иван Иванович худощав и высокого роста, Иван Никифорович ниже, но зато распространяется в ширину. Иван Иванович имеет дар говорить чрезвычайно приятно, Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх. Иван Иванович любит ходить куда-нибудь, Иван Никифорович никуда не хочет идти. Иван Иванович чрезвычайно любопытен и, если чем бывает недоволен, тотчас даёт заметить это. По виду же Ивана Никифоровича всегда трудно узнать, сердит он или радуется чему-нибудь. Приятели одинаково не любят блох и никогда не пропустят торговца с товарами, чтобы не купить у него эликсира против этих насекомых, выбранив наперёд его хорошенько за то, что он исповедует еврейскую веру. Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди.

В одно утро, лёжа под навесом, Иван Иванович долго оглядывает своё хозяйство и думает: «Боже мой, какой я хозяин! Чего ж ещё нет у меня?» Задавши себе такой глубокомысленный вопрос, Иван Иванович начинает смотреть во двор Ивана Никифоровича. Там тощая баба выносит и развешивает выветривать залежалые веши, среди бесконечного числа которых внимание Ивана Ивановича привлекает старое ружье. Он рассматривает ружье, одевается и идёт к Ивану Никифоровичу выпросить понравившуюся вещь или обменять на что-нибудь. Иван Никифорович отдыхает на разостланном на полу ковре безо всякой одежды. Приятели угощаются водкой и пирогами со сметаною, Иван Иванович хвалит погоду, Иван Никифорович посылает жару к черту. Иван Иванович обижается на богопротивные слова, но все же переходит к делу и просит отдать ему ружье или обменять на бурую свинью с двумя мешками овса в придачу. Иван Никифорович не соглашается, рассуждениями о необходимости в хозяйстве ружья лишь раззадоривая соседа. Иван Иванович с досадой говорит: «Вы, Иван Никифорович, разносились так с своим ружьём, как дурень с писаною торбою». На это сосед, умеющий отбрить лучше всякой бритвы, отвечает: «А вы, Иван Иванович, настоящий гусак». Это слово настолько обижает Ивана Ивановича, что он не может владеть собою. Приятели не только ссорятся - Иван Никифорович зовёт" даже бабу и хлопца, чтобы те взяли да и выставили соседа за двери. Вдобавок Иван Никифорович обещает побить Ивану Ивановичу морду, тот в ответ, убегая, показывает кукиш.
Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что? За вздор, за то, что один назвал другого гусаком. Поначалу бывших приятелей ещё тянет примириться, но к Ивану Никифоровичу приезжает Агафия Федосеевна, не бывшая ему ни свояченицей, ни кумой, а все же часто ездившая к нему, - она-то и шушукает Ивану Никифоровичу, чтоб он никогда не мирился и не мог простить своего соседа. К довершению всего, как будто с особенным намерением оскорбить недавнего приятеля, Иван Никифорович строит прямо на месте перелаза через плетень гусиный хлев.

Ночью Иван Иванович крадётся с пилою в руке и подпиливает столбы хлева, и тот падает со страшным треском. Весь следующий день Ивану Ивановичу чудится, что ненавистный сосед отомстит ему и, по крайней мере, подожжёт его дом. Чтобы опередить Ивана Никифоровича, он спешит в миргородский поветовый суд, чтобы подать на соседа жалобу. После него с той же целью в суд является и Иван Никифорович. Судья по очереди уговаривает соседей помириться, но они непреклонны. Общее замешательство в суде завершает чрезвычайное происшествие: бурая свинья Ивана Ивановича вбегает в комнату, хватает прошение Ивана Никифоровича и убегает с бумагой.

К Ивану Ивановичу направляется городничий, обвиняя хозяина в поступке его свиньи и одновременно пытаясь уговорить примириться с соседом. Визит городничего не приносит успеха.

Иван Никифорович пишет новую жалобу, бумагу кладут в шкаф, и она лежит там год, другой, третий. Иван Никифорович строит новый гусиный хлев, вражда соседей крепнет. Весь город живёт одним желанием - примирить врагов, но это оказывается невозможным. Где появляется Иван Иванович, там не может быть Ивана Никифоровича, и наоборот.

На ассамблее, которую даёт городничий, порядочное общество обманом сводит нос к носу враждующих соседей. Все уговаривают их протянуть друг Другу руки в знак примирения. Вспоминая причину ссоры, Иван Никифорович говорит: «Позвольте вам сказать по-дружески, Иван Иванович! Вы обиделись за черт знает что такое: за то, что я вас назвал гусаком...» Обидное слово вновь произнесено, Иван Иванович в бешенстве, примирение, уже почти свершившееся, летит в прах!

Через двенадцать лет в праздничный день в церкви среди народа, поодаль друг от друга, стоят два старика - Иван Иванович и Иван Никифорович. Как же они изменились и постарели! Но все их мысли заняты судебной тяжбой, которая ведётся уже в Полтаве, и даже в дурную погоду ездит туда Иван Никифорович в надежде решить дело в свою пользу. Ждёт благоприятных известий и Иван Иванович...

В Миргороде - осень со своею грустною погодою: грязь и туман, однообразный дождь, слезливое без просвету небо.

Скучно на этом свете, господа!

"Миргород" Н.В.Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойдённый сатирик. В то время, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность, главным вопросом общественного развития в России был вопрос об уничтожении крепостного права. Продолжаю гуманистические, антикрепостнические традиции Радищева, Фонвизина, Пушкина и Грибоедова, Гоголь своим уничтожающим смехом разит этот строй и содействует развитию в России демократических прогрессивных идей.

“Повести, служащие продолжением “вечеров на Хуторе близ Диканьки” – таков подзаголовок “Миргорода”. И содержанием и характерными особенностями своего стиля эта книга открывала новый этап в творческом развитии Гоголя. В изображении быта и нравов миргородских помещиков уже нет места романтике и красоте. Жизнь человека здесь опутана паутиной мелочных интересов. Нет в этой жизни ни высокой романтической мечты, ни песни, ни вдохновения. Тут царство корысти и пошлости.

В “Миргороде” Гоголь расстался с образом простодушного рассказчика и выступил перед читателями как художник, смело вскрывающий социальные противоречия современности.

От весёлых и романтических парубков и дивчин, вдохновенно-поэтических описаний украинской природы Гоголь перешёл к изображению прозы жизни. В этой книге резко выражено критическое отношение писателя к затхлому быту старосветских помещиков и пошлости миргородских “существователей”.

Реалистические и сатирические мотивы гоголевского творчества углубляются в “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. История глупой тяжбы двух миргородских обывателей осмыслена Гоголем в остро обличительном плане. Жизнь этих обывателей лишена атмосферы патриархальной простоты и наивности. Поведение обоих героев возбуждает в писателе не мягкую усмешку, но чувство горечи и гнева: “Скучно на этом свете, господа!” Эта резкая замена юмористической тональности обнажённо сатирической с предельной ясностью раскрывает смысл повести. С виду забавный, весёлый анекдот превращается в сознании читателя в глубоко драматическую картину действительности.

Гоголь с присущей ему обстоятельностью вглядывается в характеры своих героев: двух закадычных приятелей. Они – “два единственные друга” в Миргороде – Перерепенко и Довгочхун. Но каждый из них себе на уме. Казалось, нет такой силы, способной расстроить их дружбу. Однако глупый случай вызвал взрыв, возбудив ненависть одного к другому. И в один несчастный день приятели стали врагами.

Ивану Ивановичу очень не хватает ружья, которое он увидел у Ивана Никифоровича. Ружьё – не просто “хорошая вещь”, оно должно укрепить Ивана Ивановича в сознании его дворянского первородства. Дворянство-то у него, впрочем, не родовое, а благоприобретённое: отец его был в духовном звании. Тем важнее ему иметь собственное ружьё! Но Иван Никифорович тоже дворянин, да ещё всамделишный, потомственный! Ружьё и ему необходимо, хотя с тех пор, как купил его у турчина и имел в виду записаться в милицию, он ещё не сделал из него ни единого выстрела. Он считает кощунством променять столь “благородную вещь” на бурую свинью да два мешка с овсом. Потому-то так и воспалился Иван Никифорович и с языка его слетел этот злосчастный “гусак”.

В этой повести ещё гораздо сильнее, чем в предшествующей, даёт себя чувствовать ироническая манера гоголевского письма. Сатира Гоголя никогда не раскрывается обнажённо. Его отношение к миру кажется добродушным, незлобивым, приветливым. Ну в самом деле, что же можно сказать худого о таком прекрасном человеке, как Иван Иванович Перерепенко! Природная доброта так и бьёт ключом из Ивана Ивановича. Каждое воскресенье он надевает свою знаменитую бекешу и отправляется в церковь. А после службы он, побуждаемый природной добротой, обязательно обойдёт нищих. Увидит нищенку и заведёт с ней сердечный разговор. Та ожидает милостыню, он поговорит-поговорит и уйдёт прочь.

Так-то и выглядит “природная доброта” и сердобольность Ивана Ивановича, оборачивающиеся лицемерием и совершенной жестокостью. “Очень хороший также человек Иван Никифорович”. “Также” – очевидно, он человек такой же доброй души. Нет у Гоголя в этой повести прямых обличений, но обличительная направленность его письма достигает необыкновенной силы. Его ирония кажется добродушной и незлобивой, но сколько же в ней истинного негодования и сатирического огня! Впервые в этой повести мишенью гоголевской сатиры становится и чиновничество. Здесь и судья Демьян Демьянович, и подсудок Дорофей Трофимович, и секретарь суда Тарас Тихонович, и безымянный канцелярский служащий, с “глазами, глядевшими скоса и пьяна”, со своим помощником, от дыхания которых “комната присутствия превратилась было на время в питейный дом”, и городничий Пётр Фёдорович. Все эти персонажи кажутся нам прообразами героев “Ревизора” и чиновников губернского города из “Мёртвых душ”.

Композиция “Миргорода” отражает широту восприятия Гоголем современной действительности и вместе с тем свидетельствует о размахе и широте его художественных исканий.

Все четыре повести “миргородского” цикла связаны внутренним единством идейного и художественного замысла.

Вместе с тем каждая из них имеет и свои отличительные стилевые особенности. Своеобразие “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” состоит в том, что здесь наиболее отчётливо и ярко выражен свойственный Гоголю приём сатирической иронии. Повествование в этом произведении, как и в “Старосветских помещиках”, ведётся от первого лица – не от автора, но от некоего вымышленного рассказчика, наивного и простодушного. Это он и восторгается доблестью и благородством Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Это его приводят в умиление “прекрасная лужа” Миргорода, “славная бекеша” одного из героев повести и широченные шаровары другого. И чем сильнее выражаются его восторги, тем очевиднее для читателя раскрывается пустота и ничтожество этих персонажей.

Нетрудно заметить, что рассказчик выступает как выразитель самосознания народа. В том, как Рудый Панько воспринимает и оценивает явления действительности, проглядывает юмор и усмешка самого Гоголя. Пасечник является выразителем нравственной позиции автора. В “Миргороде” художественная задача рассказчика другая. Уже в “Старосветских помещиках” его нельзя отождествлять с автором. А в повести о ссоре он ещё более отдалён от него. Ирония Гоголя здесь совсем обнажена. И мы догадываемся, что предметом гоголевской сатиры является, по существу, и образ рассказчика. Он помогает более полному решению поставленной писателем сатирической задачи.

Лишь один раз предстаёт перед нами в повести о ссоре образ рассказчика, которого не коснулась авторская ирония, в заключительной фразе повести: “Скучно на этом свете, господа!” Это сам Гоголь словно раздвинул рамки повести и вошёл в неё, чтобы открыто и гневно, без тени иронии произнести свой приговор. Эта фраза венчает не только повесть о ссоре, но и весь “миргородский” цикл. Здесь – зерно всей книги. Тонко и точно заметил Белинский: “Повести Гоголя смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтёте”. На всём протяжении книги писатель творит суд над людской пошлостью, становящейся как бы символом современной жизни. Но именно здесь, в конце повести о ссоре, Гоголь открыто, от своего собственного имени выносит окончательный приговор этой жизни.

В “Старосветских помещиках” и “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Гоголь впервые выступил перед читателями как “поэт жизни действительной”, как художник, смело обличающий уродство общественных отношений крепостнической России. Смех Гоголя творил великое дело. Он обладал огромной разрушительной силой. Он уничтожал легенду о незыблемости феодально-помещичьих устоев, развенчивал созданный вокруг них ореол мнимого могущества, выставлял на “всенародные очи” всю мерзость и несостоятельность современного писателю политического режима, творил суд над ним, будил веру в возможность иной, более совершенной действительности.

Сборник повестей Н. В. Гоголя «Миргород» является неким продолжением сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». И состоит он из четырех повестей. Уникальным по своему содержанию создал Гоголь «Миргород». Краткое содержание его произведений будет представлено чуть ниже. Сюжеты их взяты из украинского быта, а название сборника от малороссийского местечка, которое находилось недалеко от родины писателя.

«Старосветские помещики»: краткое содержание повести («Миргород», Гоголь)

В «Старосветских помещиках» сюжет пропитан необыкновенной теплотой и человечностью и изображает идеальную деревенскую патриархальную семью пожилых супругов-дворян Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогуб, которые по сути своей были очень добрыми и искренними людьми, жившими в небольшом и уютном домике с маленькими комнатушками.

Так начинает Николай Гоголь «Миргород». Краткое содержание повести «Старосветские помещики» дальше рассказывает, что Пульхерия Ивановна любила заниматься хозяйственными заготовками и кулинарными яствами. Она сушила, варила и солила огромное количество грибов, ягод, фруктов и овощей. А Афанасий Иванович любил все ее приготовления, он часто и совершенно беззлобно над ней подтрунивал, но кушал всегда с удовольствием. Так день за днем проходила их спокойная и тихая жизнь.

Когда старушке настал час покинуть этот бренный мир, то она дала все необходимые распоряжения своим дворовым слугам о том, как после ее смерти ухаживать и присматривать за ее стариком. Но после кончины своей любимой супруги он утешиться так и не смог и в скором времени помер. По завещанию его похоронили рядом с женой.

Гоголь: «Миргород». Очень краткое содержание «Тараса Бульбы»

У казака Тараса Бульбы было два сына: мужественный и твердый Остап и тонкий и чувствительный и падкий на женскую красоту Андрий. По окончанию бурсы отец решил отвезти их в Запорожскую Сечь, где они стали познавать военную науку, очень важную для настоящего казака. Братья стали отважными воинами, не знавшими пощады для врагов.

Однажды казаки осадили город Дубно. Андрей узнал, что там голодает молодая польская панночка, в которую он был влюблен. Тогда он покинул свое подразделение по тайному подземному ходу, вошел в осажденный город и перешел на строну войска польского. Отряд запорожских казаков в это время узнает, что в Сечь пришли татары, и поэтому часть их была вынуждена покинуть Дубно.

Андрей стал сражаться против своих земляков, и в схватке с разгневанным отцом он был убит. Но вскоре поляки захватили в плен Остапа, а сам Тарас был сильно ранен. Через некоторое время, подлечив свои раны, с помощью хитрого плана отец добирается до Варшавы и присутствует на казни сына.

Месть и пророчества

Вот таким очень трогательным моментом украсил Н. В. Гоголь «Миргород». Краткое содержание «Тараса Бульбы» продолжается тем, что Тарас захотел отомстить за смерть сына и присоединяется к казацкому отряду, возглавляемому Остраниным и Гуней, которые вскоре заключили с поляками мирный договор.

Тарас не остановил свою борьбу и продолжал ее, пока его не взяли в плен поляки и не сожгли на костре. Свои пророческие слова он посвятил тому, что православная русская земля скоро поднимется с колен с новой силой и славой и восторжествует над всеми врагами.

Произведение «Вий»: кратко о главном

Именно этим произведением дополнил Гоголь «Миргород». Краткое содержание говорит о том, что это самое мистическое и самое страшное произведение этого удивительного писателя.

Однажды студент киевской духовной семинарии Хома Брут ехал к себе домой на каникулы. Заночевать ему пришлось у одной старухи-ведьмы, которая после полуночи вскочила на него и, погоняя его своей метлой, заставила бежать с нечеловеческой скоростью. Хома страшно напугался и только благодаря молитве смог освободиться от нее, а потом стал колотить ее поленом. Так и забил ее до смерти, и вдруг она превратилась в молодую девицу. После всего случившегося Хома оставил ее в поле, а сам поскорее вернулся в Киев.

Но вскоре за ним приехали казаки от пана-сотника, его дочка вернулась с гуляний сильно побитой и перед смертью просила, чтобы заупокойные молитвы три ночи читал киевский семинарист Хома Брут. Казаки его доставили и заставили служить в церкви, где стоял гроб. Хома очертил круг вокруг себя мелом и стал молиться, не отрывая глаз от политвенника, как вдруг панночка поднялась с гроба и стала искать его глазами, но не видела. Петух рано утром прокричал, и все утихло. На второй день панночка опять его искала по церкви и даже вызвала себе подмогу разных сущностей, но и они не помогли ей увидеть его и схватить.

На третий день Хома решил бежать из села, но не тут то было - казаки опять притащили его обратно. Мертвая панночка на третий день позвала Вия, и вдруг появилось это ужасное создание с железным лицом и опустившимися до земли веками. Хома не хотел смотреть на Вия, но не смог сдержаться, а тот попросил открыть ему веки и потом пальцем указал на Хому. Все «нечистое» кинулось на бедного Хому и растерзало его.

Кратко «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Это произведение стало настоящей искрометной сатирой, которой наполнил Гоголь «Миргород». Краткое содержание ее рассказывает, как в Миргороде по соседству жили два уважаемых пожилых дворянина: один Иван Иванович, худой и высокий, и Иван Никифорович - толстяк небольшого роста. Они были редкими друзьями. Но как-то раз Иван Иванович через свою изгородь увидел, как служанка соседа вынесла красивое охотничье ружье, и ему сразу же захотелось иметь такое у себя. Он направился к соседу, чтобы договориться с ним об обмене ружья на толстого кабана и на овса два мешка, но тот отказался.

Враги на всю жизнь

Ссора из-за этого произошла нешуточная, и в опалке Иван Никифорович гусаком обозвал Ивана Ивановича. После этого их мир и дружба закончились. Иван Никифорович построил хлев для гусей там, где был перелаз, разделявший их дворы. В эту же ночь Иван Иванович подпилил столбы сооружения, и оно рухнуло. После этого два соседа подали друг на друга иски в миргородский суд. Судья намерено затягивал это дело, чтобы остудить их пыл и примирить. Постепенно обиды стали забываться. И вот однажды на одном из дворянских городничих празднований они оказались за столом точно друг против друга. Уже показалось, что они забыли про ссору, пока Иван Никифорович не сказал, что зря Иван Иванович обиделся на «гусака». После этого тяжба опять возобновилась с большей силою и так и продолжается по сей день…

Так закончил Гоголь «Миргород». Краткое содержание, конечно, не может передать всего местного колорита и всех красок событий, поэтому лучше изучить эти произведения в оригинале.

Жизнь Руси, современной великому писателю Н.В. Гоголю, была довольно трудной и своеобразной. С одной стороны, писатель рисует романтику - молодых людей, которые искренне борются за свое счастье и любовь, а с другой стороны - устой, который разрушал страну. Именно это и описывал он, наблюдая общество, тонко замечая все недостатки человека и его привычки.

Сам цикл повестей вышел под общим названием «Миргород». Содержание Гоголь самолично обозначил как продолжение всеми любимых «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Однако трудно не заметить резкий контраст между этими произведениями. И сюжет, и манера повествования, и действия героев отличаются. Исчезла романтика, нотка волшебства рождественской сказки, а проявилась будничность, в которой без украшений можно увидеть человеческие пороки. С этой работы начался новый этап в творчестве писателя, который плавно перешел к изображению настоящей жизни.

Именно реальность и станет изображать в «Ревизоре» и «Мертвых душах» чуть позже Николай Гоголь. «Миргород», краткое содержание которого может создать впечатление, что произведение смешное и простодушное, является социальным. Оно обращает внимание читателя на то, как страдают люди из-за своей глупости, из-за самодурства старосветских помещиков, из-за низких идеалов простых обывателей.

Краткое содержание: «Миргород» Гоголя

Начинается цикл историей о том, как поссорились два закадычных друга - Иван Иванович и Иван Никифорович. То ли от скуки, то ли от чувства собственной значительности, но поссорились они из-за ерунды. Однако это ружье, обладать которым хотел каждый из них, не стоило утерянной дружбы. И этот факт существенно усугубляет драматизм данной ситуации.

Характер приятелей - это тема, которой писатель уделил особое внимание. Конечно, этих нюансов не видишь, читая краткое содержание. «Миргород» Гоголя - это скрытая сатира, смех сквозь слезы, ирония, смешанная с горечью. Кажется, что рассказчик - добродушный, незлобивый, приветливый, однако он тонко замечает то, что скрыто от невооруженного взгляда. Именно такой стиль повествования подчеркивает реальное состояние вещей. К примеру, Иван Иванович Перерепенко каждое воскресенье посещает церковь, надев бекешу, а после службы отправляется к нищим. Но он не подает им милостыню, нет, он ведет с голодными бедняками задушевные беседы, от которых им пользы мало. Такая «сердобольность» героя выглядит жестокостью и лицемерием с другой стороны.

В другой повести мы видим судебную систему тех лет, которую не может обойти вниманием наше краткое содержание. «Миргород» Гоголя показывает нам людей, которые должны блюсти закон, бороться с несправедливостью. Но читатель видит простых, немного глуповатых мужчин, озлобленных, с пристрастием к выпивке. Здание суда напоминало не дворец правосудия, а питейный дом, настолько там был тяжелый запах от служащих Фемиды.

В приветливой манере Гоголь описывает пустоту и ничтожество своих персонажей. Однако тем самым он выражает позицию простого народа, который вынужден все это терпеть. Фраза, которая стала крылатой - «Скучно на этом свете, господа» - проходит красной нитью сквозь весь цикл. И хотя многое изменилось, «Миргород» - это произведение, актуальное и сегодня.

Почувствовать смех писателя невозможно, читая краткое содержание. «Миргород» Гоголя стоит читать полностью, чтобы ощутить всю силу слова, которой обладал Николай Васильевич.