Русская история в творчестве А.Н. Толстого (по роману "Петр Первый"). Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый». А. Толстого Идейный замысел романа "петрпервый"

Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха вол­новала писателя более тридцати лет. «На Петра Первого я наце­ливался давно… – говорил Толстой. – Я видел все пятна на его камзоле, – но Петр все же торчал загадкой в историческом ту­мане».

Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только ин­тересом к историческому прошлому России. Не случайно Тол­стой впервые обратился к теме Петра в период Февральской революции, а над романом работал с 1929 по 1945 гг., т.е. до конца своей жизни. События революции и первых пятилеток, усиление централизованной власти, война активизировали раз­мышления об уроках истории, о роли личности и народа, вели к художественному исследованию «трагических и творческих эпох» в жизни России. Углубление в петровскую эпоху помога­ло писателю осмысливать современную ему действительность, которая была в его представлении созвучной крутым реформам Петра по своему размаху, противоречиям, потерям. Сам А. Тол­стой не раз говорил о тесной связи работы над петровской те­мой и раздумий о современности: «Должно быть, скорее ин­стинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности».

Взгляд писателя на роль Петра в истории России менялся. В рассказе «День Петра» (1917) А. Толстой, следуя традиции сим­волистов Д. Мережковского и А. Белого, изображавших Петра царем-антихристом, утверждал бесплодность петровских преоб­разований, невозможность путем резкого перелома изменить ход исторических событий. Это видно на примере одного из от­рывков: «Лихое, невеселое житье было в Питербурхе. Вздувша­яся река била в бревенчатые набережные; снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях и улицах… На черном по­жарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора… тор­чали четыре виселицы… В грязи, в желтом тумане… возникали каждый день все новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр…

Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, – народ не знал».

Сравните приведенное описание строительства Петербурга в рассказе и романе «Петр Первый» (конец кн. 2- со слов «кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт»; кн. 3, гл. 2, подгл. 4 – со слов «желанное, возлюблен­ное здесь было место»). Сделайте вывод об авторской позиции и средствах ее выражения в приведенных отрывках (обратите осо­бое внимание на эпитеты).

В пьесе «На дыбе» (1928), Петр, по собственному призна­нию автора, еще «сильно попахивал Мережковским». Автор подчеркивал трагическое одиночество Петра, передавал мысль об обреченности его дела. Подумайте, как оценивает Толстой итоги деятельности царя в романе «Петр Первый». Одинок ли Петр в этом произведении? Докажите свою точку зрения.

Начиная со второй половины 20-х годов искусство все чаще обращалось к образам сильных личностей, царей, укреплявших государство, прежде всего Ивана Грозного и Петра. Известно, что этот интерес поощрялся, более того, усиленно направлял­ся Сталиным, заботившимся о привлекательности образа вож­дя, самой идеи государственной власти. Отдал дань образу Ива­на Грозного и А. Толстой, создав драматическую дилогию об этом царе.

«Социальный заказ» на образ сильной личности, усиление государственной власти воздействовали на сознание художника. Были в творчестве А. Толстого и прямые компромиссы с влас­тью (например, повесть «Хлеб» (1937), где преувеличена роль Сталина). Но вряд ли справедливо, как это делает исследователь Е. Добренко, видеть в романе А. Толстого «Петр Первый» сле­пое следование официальной доктрине и воспринимать произ­ведение как некую декорацию, где за «историческим антура­жем» скрывается расстановка сил в сталинском окружении.

Выше мы уже говорили о том, что интерес А. Толстого к личности Петра появился отнюдь не в 20-х – 30-х годах, что ху­дожественная концепция петровской эпохи складывалась в твор­честве писателя на протяжении многих лет. «Петр Первый» – это не простая иллюстрация к конкретным политическим явле­ниям, а художественное произведение, которое внесло весомый вклад в развитие исторической прозы и до сих пор не утратило своего эстетического обаяния. В то же время в романе отчетливо проявилось изменение представлений автора об истории, опре­деленное им как «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистки».

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают? 2. Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра? Вопросы рассматриваются с точки зрения Толстого и с исторической точки зрения. Выступают историки, архивариусы, используются фрагменты фильмов о Петре Первом, инсценирование, выступления учеников с сообщениями.

Открытый урок по этой теме был проведён на семинаре директоров, прошёл очень интересно. Материалы этого урока можно использовать по своему усмотрению для изучения романа "Пётр Первый"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шугаепова Р.З., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г.Тында

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл.

Тема: «Личность Петра и петровская эпоха»

Оборудование: портрет Петра Первого, плакаты с эпиграфами, презентация, фильм о Петре 1

Эпиграфы: Что за Россия, заклятая страна,-

Когда же ты с места сдвинешься?

А.Толстой «Пётр Первый»

Наполеон – это ещё не есть Франция. Но Пётр

Первый – это Россия, её плоть и дух, её

Характер, воплощение всех её добродетелей

И пороков.

Ученик:

На берегу пустынных волн

Стоял он дум высоких полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко,

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Учитель:

Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Вас, вступающих в жизнь, личность Петра и его эпоха, наверное, особенно заинтересовала и заставила задуматься о многом, тем более что мы живём в очень сложное и трудное время. И вам, нашим сегодняшним выпускникам, придётся решать судьбу страны. А сегодня нам предстоит определить:

  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?
  2. Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра?

Обратимся к книге А.Н.Толстого «Пётр Первый». Начало книги рисует допетровскую Русь. Какая же она была? Книга 1, гл.1, подглавок 2,3,10.

Ученики:

С первых страниц романа возникает образ России. Чувством гордости проникнуты слова о полноводных реках, о мощи лесов, земля российская богата уральской рудой, лучше которой «быть невозможно и во всём мире не бывало» Писатель с болью отмечает, что природные богатства России, на которые с завистью поглядывают иностранцы, остаются неиспользованными.

Мужикам живётся очень тяжело. Стоя на дворе, Ивашка и Цыган рассуждают: «Хорошего ждать неоткуда. Прежде легче было: не понравилось, ушёл к другому помещику. Ныне это заказано, - где велено, там и живи. Велено кормить Василия Волкова,- как хочешь, так и корми. Все стали холопами. И ждать надо: ещё труднее будет».

А Данило Меньшиков рассказывал: «Казна за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам. А поди, пошуми, - сажают за караул. Все обнищали. Такая тягота от даней, оброков, пошлин,- беги без оглядки. Посадские от беспощадного тягла бегут кто в уезды, кто в дикую степь».

Допетровская Русь была нищая, тёмная, разорённая бунтами, грабежами, воровством и налогами. Тяжко жилось, скудно. НЕ только холопам, стрельцам, но и боярам и бедным дворянам, таким, как Василий Волков и Михайло Тыртов. «Ни ремёсел, ни войска, ни флота… Одно – три шкуры драть, да и те худые…»

Ощущалась необходимость коренных изменений жизни.

Учитель истории:

Как нужно было изменить положение России, что подсказывала жизнь?

Ученик:

Нужен был реформатор: человек умный, чтобы смог понять необходимость преобразований, и деятельный, чтобы смог их исполнить.

Учитель литературы:

Как А.Н.Толстой решает эту проблему? Обратимся к книге «Пётр Первый».

Ученики:

Голицын не может стать реформатором, потому что он безвольный и нерешительный идеалист и мечтатель, конечно, он мыслит о преобразовании государства, о необходимости реформ.

(глава 2, подглавок 5, книга 1) Голицын написал «О гражданском житии или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу»..

«Надобно завести академии и науки, населим трудолюбивым крестьянством пустыни наши. Дикий народ превратим в грамотеев и т.д. Автор убеждает нас, что не Голицыну вести Россию вперёд по пути преобразований: он оторван от жизни, далёк от народа, ему не хватает энергии, воли, решимости, настойчивости в достижении цели, т.е. всего того, что нужно настоящему преобразователю.

А когда он повёл войска на Крым, в тяжёлом положении находится его войско, но он думает лишь о славе, старается отмахнуться от реальной действительности. При первом же столкновении с трудностями его охватывает отчаяние, его бездействие губит войско- к практической деятельности он не способен.

Рассказ ученика о походе Голицына на Крым. Книга 1, глава 3, подглавок 1

Только Пётр способен был изменить судьбу России, так как он был умным и сумел понять, что плохо на Руси, без ханжеской гордости признал, что иностранцы правы и что надо учиться у Европы торговать; плавать по морям. Пётр, правда, не сразу принялся за преобразования. Вначале он «кукуйский кутилка», любитель вина, потех, был далёк от политики. Но когда увидел большие торговые корабли в Архангельске, рядом с которыми смешно выглядели домодельные каркасы, вот здесь он почувствовал необходимость больших дел.

Фрагменты фильма о Петре.

Учитель литературы:

Покажите, что учителем Петра была жизнь.

Ученики:

Без преклонения и самоуничижения, но просто и по-доброму учился Пётр сам, знал многие ремёсла и учил своих, русских, нанимая для этого в Европе лучших специалистов. Государь совершил поездку в европейские страны, в том числе в Голландию, где работал в качестве простого мастерового. Книга 1, глава 7, подглавок 8.

Вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнуло веры Петра в возможность взятия Азова, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опустились руки, как у Голицына, наоборот,- неудача бешеными удилами взнуздала его.

Не о себе он думает, когда покидает армию под Нарвой, хотя знает, что все от него «морды отворотят», а лишь о спасении государства, ради которого он жертвует «своим стыдом и позором». Из каждой неудачи Пётр умеет извлекать необходимые уроки. «Конфузия – урок добрый, - говорит он. – Славы не ищем. И ещё десять раз разобьют, потом уже мы одолеем».

Пётр учится и у простого народа. Эпизод из книги 2, глава1, подглавок 10. Доказывает это. Здесь кузнец Жёмов обучает мастерству Петра.

«Пётр в грязной рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на осунувшемся лице, сжав рот в куриную гузку, осторожно длинными клещами поворачивал в том же горне якорную лапу.»

Также Пётр учился у людей. Например, Алексашка Меньшиков и Алёшка Бровкин были помощниками Петра. Меньшиков был наделён от природы красивым лицом и статью, обладал хитрым, изворотливым умом, смелостью, сметливостью, бойкостью. Первый раз он встречается с царём на реке Яузе, ещё будучи подростком. Уже тогда сумел он удивить Петра и выманить у него рубль, деньги по тем временам очень немалые. Через несколько лет они встречаются вновь, и Александр прочно занимает место около государя, становится для него незаменимым другом и советчиком, а когда надо – верным слугой.

В Азовском походе Меньшиков удивлял всех храбростью. «Только пришедший с царём Меньшиков геройски подбоченивался,- голова обвязана тряпкой, шпага опять в крови: был на стенах… Его, дьявола, смерть не брала» И так всю жизнь: Алексашка ездит в Европу с царём, рубит с ним головы мятежникам. Он строит заводы и флот, ведёт переговоры и добывает деньги.

Рассказ ученика об Алёшке Бровкине.

Инсценирование эпизода из главы 5, подгл. 15, книга 1

Пётр (сидя):

Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать. Смешно… Стыдно… Какой была,- сонной, нищей, неповоротливой,- такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых,

у сильных. А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза. Люди вы, или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье,- подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?

Чёрт привёл родиться царём в такой стране!

А что сделано за эти годы – ни дьявола: баловался! Васька Голицын каменные дома строил, хотя и бесславно, но ходил воевать, мир приговорил с Польшей. Будто ногтями схватывает сердце,- так терзает раскаяние, и злоба на своих русских, и зависть к самодовольным купцам,- распустят вольные паруса, поплывут домой в дивные страны. А ты в московское убожество. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать, перепороть… Но кого? Кого?

Франц? Иди-ка…(Лефорт присел к Петру)

Тебе плохо, Петер?

Нет, Франц, хочу купить два корабля в Голландии.

Что ж это хорошо.

Да ещё тут построим… Самим товары возить…

Весьма хорошо.

А ещё что мне посоветуешь?

Я давно этого ждал, Петер. Ты в возрасте больших дел.

Каких?

Герои римские, с коих и поныне берём пример. Герои полагали славу свою в войне…

С кем? Опять в Крым лезть?

Без Чёрного с Азовским морем тебе не быть, Петер. Давеча Пельтенбург на ухо меня спрашивал, неужто русские всё ещё дань платят крымскому хану. И не быть тебе, Петер, бе Балтийского моря… Не сам – голландцы заставят. В десять раз, они говорят, против прежнего стали бы вывозить товару, учини ты гавани в Балтийском море.

Со шведами воевать? С ума сошёл. Смеёшься, что ли? Никто в свете их одолеть не может, а ты.

Так ведь не завтра же, Петер… Ты спросил меня, отвечаю: замахивайся на большее, а по малому – только кулак отшибёшь.

Рассказ ученика о Лефорте.

Особое место среди близких царю людей занимал Франц Лефорт. С раннего юношества тянулся Пётр к иноземцам, потому что видел, что у них наиболее высокая культура, они живут богаче и легче, лучше, чем русские. И царь-преобразователь хотел перенять у них всё, что ему нравилось, стремился научиться всему. Лефорт стал ему необходим.

«За время троицкого сиденья Лефорт стал нужен Петру, как умная мать ребёнку: Лефорт с полуслова понимал его желания, стерёг от опасностей, учил видеть выгоды и невыгоды и, казалось, сам горячо его полюбил…»

Писатель очень верно выделил, что «Пётр любил в Лефорте свои сладкие думы о заморских землях, прекрасных городах и гаванях с кораблями и отважными капитанами… - всё, что с детства мерещилось из-за границы». Много потакал слабостям и забавам молодого государя Лефорт, но и очень многому научил он его. И поэтому когда Франц умирает, то Пётр чувствует, что словно осиротел. Зато недоброжелатели и недруги царя ликуют, считая, что конец теперь «иноземной власти»… «Сдох проклятый советчик».

Учитель истории : Что история рассказывает об отношениях Петра с народом?

Расскажите о подушной подати, о государственных налогах.

Демонстрация фрагмента фильма о Петре (кадры о реформах Петра)

Учитель литературы: Как проявляется личность Петра в поступках? Расскажите о его реформах.

4 архивариуса читают указы Петра о реформах.

Ученики:

Бояр заставлял чистить зубы, брить бороды, носить европейскую одежду. Дворянам велено было одеваться в иноземное короткое платье, парик, собираться на ассамблеи, знать политес, учиться танцевать, кланяться, вести разговор, понимать языки.

Развивалась культура. Были основаны обсерватория, Кунсткамера (музей естественных наук и древностей), библиотека, Ботанический сад, Академия наук с университетом и гимназией при ней. Правда, во всех школах к обучению не допускалась основная масса населения – крепостное крестьянство. Тем не менее реформы Петра были прогрессивны. Это был его ответ: «Погодите, дайте срок, вы увидите, какая Россия азиатская страна».

Учитель литературы :

Как народ сопротивляется реформам?

Ученики:

Бояре были против новых налогов царя, протестовали против иноземного влияния. Народ бежал к раскольникам. От царских указов спасались самосожжением. Церковь требовала прекратить новшества, иноземцев выбить из России. Призывы Петра укрепить военное положение страны встречали отпор. «Упиралась вся Россия»- пишет Толстой. Силой кнута закладывались первые верфи. И всё-таки подымались мачты петровской флотилии, которая принесла славу России.

Книга 1, глава 7, подгл.2

Раскрылся заговор среди донских казаков, во главе обнаружился полковник Цыклер. Цыклер говорил: «А убьёте его,- вам, казакам, никто мешать не станет, сделаете, как делал Стенька Разин… А сделаете так, потом царём хоть меня выбирайте: я – за старую веру, и простых, непородных люблю»

По приказу Софьи восстали стрельцы против Петра. Кровавую расправу учинил царь всем виновникам этого бунта.

Учитель истории: назовите варварские средства борьбы против варварства.

Учитель литературы : А теперь обратимся к книге. Как Толстой раскрыл варварство Петра?

Ученики:

Пётр был беспощаден в борьбе со старым. Особенно жестоко расправлялся с теми, кто сначала пытался свергнуть его с престола и посадить Софью, а затем настраивал против него сына и наследника Алексея. Жестокость же вообще характерна для этого времени, тем более что царь обладал вспыльчивым, бешеным нравом и огромной физической силой. Толстой неоднократно рисует сцены то кровавых расправ, то диких забав и шуток царя. В борьбе за свои реформы Петру был необходим и такой сподвижник на Москве, князь-кесарь Фёдор Ромадановский, ведавший расправами над всеми, кто умышлял против царя и государства. «Дел у него было чрезмерно много больших, государских» (конец 1 книги, подгл.21)

Закованных стрельцов отовсюду отвозили в Преображенскую слободу, сажали под караул по избам и подвалам. Костры горели всю ночь в слободе перед избами, где происходили пытки. В 14 застенках стрельцов поднимали на дыбу, били кнутом, сняв, волочили на двор и держали над горящей соломой.

Давали пить водку, чтобы человек ожил, и опять вздёргивали на вывороченных руках, выпытывая имена главных заводчиков.

Книга 1, глава 7, подгл. 21

30 виселиц, на коих 230 стрельцов повешены. Казнь попов, участников мятежа 27 октября.

930 человек обагрили кровью Красную площадь. Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по тёмным углам. Кончилась византийская Русь.

Учитель литературы:

Из всего сказанного возникает вопрос: почему же личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?

Ученики:

Я думаю, личность Петра привлекает внимание многих писателей, художников, так как он, Пётр Великий, сделал очень много для России. Если бы не было его преобразований, то неизвестно, что было бы с нами. Но споры не утихают, так как слишком велики были жертвы. Известно, что идею романа о Петре подсказал Толстому Сталин во время встречи в начале 30-х годов в доме М.Горького. Изображение Петра в романе как бы оправдывает деятельность Сталина. Хотел этого или не хотел талантливый писатель, он прославил тирана, а в самом романе проходит мысль о том, что великая цель оправдывает любые средства. В романе царь рисуется как прогрессивный деятель, а ведь на самом деле он максимально укрепил крепостное право в России, ликвидировав возможность развития страны по образцу европейской цивилизации. Преобразования Петра осуществлялись за счёт крепостного труда.

С человеческой точки зрения мы ценим Петра (его положительные качества), но не можем оправдать его жестокость, деспотизм, грубость, насилие, самодурство, необузданность, безжалостность, диктат.

Учитель истории:

Какие уроки можно извлечь из деятельности этого великого человека?

В России Петра ценились умы. У нас разбазариваются.

Пётр сформировал армию, уделял ей особенное внимание. А где сегодня забота о солдатах?

Почему сегодня «цари» наши много говорят о России, много обещают, но Россия не становится мощнее?

Нужен России реформатор, похожий на Петра, чтобы думал в первую очередь не о себе, а о России.

Учитель истории: Ребята, на выборах кандидатом в президенты прошёл бы Пётр? Как вы думаете? Почему?

Один из классиков сказал: «Наполеон – это ещё не есть Франция. Но Пётр Первый – это Россия, её плоть и дух, её характер, воплощение всех её добродетелей и пороков»

Ученик читает стихотворение А.Блока «Россия».

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Ну что ж? одной заботой боле-

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Выставление отметок.

Д/з: написать сочинение на одну из тем:

  1. О чём заставляет задуматься роман А.Н.Толстого «Пётр Первый»?
  2. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Другие материалы к изучению романа «Пётр Первый»

Посещение Архангельска 1694 г. глава 5, п.15, п.20

Неудачный первый Азовский поход Петра 1 книга, 6 глава

Разгром под Нарвой. Пётр по собственному выбору проходит через стыд ради страны

Уроки. Заграничные поездки Петра глава 7, п.1,2

На корабле «Святой Георгий» глава 7, п.4

Пётр у курфюрстин глава 7, п. 8,9,10

Приезд в Москву. Реформы Петра глава 7, п.18

Казнь стрельцов, бывших за Софью глава 7, п.21

Ужасом была охвачена вся страна. Кончилась византийская Русь

1 книга

Постепенное обогащение личности Петра, духовное развитие Петра, изменение его привычек, его внешнего облика.

Дикие необузданные страсти, неумение владеть собой, самодурство. В его внешних чертах заметны неуклюжесть, диковатость, смущение, застенчивость, часто переходящие в порывы бешенства.

Софья ничем не уступает Петру в необузданности своего нрава, в тёмных страстях.

2 книга

Толстой указывал на «большую психологичность» 2 книги.

Любовь Петра сначала к Анне Монс, потом к Екатерине. Пётр способен на большое чувство.

3 книга (1943 – 1944)

Взятие Нарвы и Юрьева

Автор хотел завершить роман Полтавской битвой. Толстой показывает органическую связь первых военных неудач Петра в Азовском походе и в Северной войне с общей и военной отсталостью допетровской Руси.


А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа “Петр I” он написал рассказы “Наваждение” и “День Петра”, очерк “Первые террористы”, рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые “наброски” будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи.
Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит эпохи. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени.
Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России - цивилизованной, развитой страны. Автор романа подчеркивает большое прогрессивное значение этих преобразований. Самого Петра I Толстой изобразил крупным государственным деятелем, подчеркнув в нем одаренность руководителя, упорство, стойкость характера. На примере Петра мы можем видеть положительные черты русского национального характера.
Но, как известно, этот царь был хоть и незаурядной, но весьма неоднозначной личностью. И Толстой не закрывает глаза на историческую правду - он показывает, какими силами проводились в стране реформы, как Петр подчинял себе всех несогласных и насаждал свои решения. К примеру, в романе показано, как царь заставляет свое окружение учиться европейскому этикету, с издевкой режет боярам бороды, устраивает шутовские шествия по улицам Москвы, пытает и казнит стрельцов.
Петр I изображен в романе властной личностью. Задатки сильного характера проявляются у Петра еще в подростковом возрасте, когда он сумел дать первый отпор своей сестре, правительнице Софье. В борьбе с царевной Софьей за власть в его сознании уже оформляется план будущих преобразований в России. И он добивается своего. Толстой показывает в романе, как Петр I занимается строительством флота, закладывает Архангельскую верфь, учится кораблестроению за границей. Его реформы захватывают буквально все сферы жизни России конца XVII - начала XVIII века: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику.
Реалистическую бытовую и политическую обстановку Петровской эпохи Толстой создает также при помощи описания современников Петра, его сподвижников и политических врагов либо просто людей, типичных для своего времени. Правительница Софья, неродная сестра Петра, оспаривавшая его права на престол, изображается Толстым как женщина хитрая, властная, способная на коварство. В ней есть воля, государственный ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она становится организатором боярско-стрелецкой оппозиции. И выступает таким образом против прогрессивных преобразований Петра.
Образу Петра I в романе противопоставляется образ шведского короля Карла XII, увлеченного идеей покорения соседних государств. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны. Увлеченный битвами, он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, забывая об интересах своей страны. Все действия Петра, напротив, направлены на защиту интересов России. Война не является для него поводом проявить свою храбрость. Война для Петра - это необходимость защитить интересы страны. Таким же преданным делу защиты своей страны изображает Толстой сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева - выдающегося русского военачальника. Автор подчеркивает в нем лучшие черты: простоту, скромность, человечность, преданность долгу, отсутствие тщеславия.
Изображая в своем романе множество героев, их личные судьбы, автор тесно связывает их с событиями, происходящими в стране. Динамичное время перемен требует новых героев. Представители одних слоев общества быстро поднимаются вверх, другие оказываются отброшенными назад. Например, надменный боярин Буйносов не приемлет преобразований, он тоскует по старым временам. В новшествах Петра он видит только унижение старых боярских фамилий. На смену таким, как Буйносов, приходят деятели служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. На примере судеб Алексашки Меншикова, семьи Бровкиных Толстой показывает, как выходцы из низов становятся близкими сподвижниками царя, занимают высокие должности. Такое было возможным только потому, что Петр считал “знатность по годности”.
В своем романе Толстой также правдиво изобразил картины нищеты и забитости жизни простого люда. Мы видим крестьян, холопов, солдат, страдающих от непомерных поборов и непосильного труда. Тема тяжелой участи народа - одна из главных в романе “Петр I”. Толстой отражает в своем произведении такое явление российской действительности того времени, как раскольничье движение. Автор рассказывает о беглых крестьянах, устремляющихся в лесные дебри, в раскольничьи скиты. Беглецы готовы на любые лишения, лишь бы “жить по воле, а не по указу государеву”. Вместе с тем, на примере бедняка Андрюшки Голикова Толстой показывает, что некоторые одаренные выходцы из низов могли реализовать свои таланты. Палехский иконописец Андрюшка Голиков получил возможность обучаться живописи в Италии. Но самое главное - Толстой показывает огромную роль народа в реализации грандиозных планов Петра. Именно напряженной работой простых людей, их повседневным трудом создавалась новая Россия.
На фоне происходящих в стране бурных политических событий Толстой не забывает показать культурную жизнь Петровской эпохи. Писатель рассказывает о механике-изобретателе Кузьке Жемове, который хочет построить первую летательную машину. Любимая сестра царя Наталья Алексеевна занимается устройством театра, пишет для него стихи. Именно она помогает Петру вводить в русский быт европейские обычаи.
Роман А. Н. Толстого отличается широким охватом жизни России при царствовании выдающегося государя - Петра I. Противоречивая и динамичная, эта эпоха в российской истории представлена Толстым во всех ее проявлениях, что позволяет нам говорить о ее реалистичном художественном изображении в романе. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер”, - писал А. Н. Толстой. И мы можем сказать, что писатель внес своим замечательным романом весомый вклад в дело познания Петровской эпохи и, через призму тех событий, - в дело постижения русского национального характера.


[email protected] , ответ добавлен 21.04.2018 в 21:42

Исторический роман “Петр Первый” - одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно... искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого - в теме России и народа.
В первых опытах писателя- “День Петра”, “На дыбе” - он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, “Слово и дело государево”, документов “Раскольничьих дел XVIII века” и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпаемые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него “загадкой и непонятной стихией”, что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед. “И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь... Я увидел, почувствовал, осязал: русский язык... В судебных (пыточных) актах- язык дела, там не гнушались “подлой” речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства”.
Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, “когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра. И только обширные своды исторического романа оказались способными вместить плоды многолетних трудов и дум художника. Грандиозны по широте, по размаху события его романа. От детских лет и юности Петра до начала его преобразовательной деятельности, до первых военных походов, побед русских над шведами и основания Петербурга - такова хронологическая канва первых двух книг, написанных в 1930-1934 годах. Третья книга осталась незавершенной и обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Весь роман писатель предполагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода.
В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Действие романа совершается и в царских хоромах, и в раскольничьем скиту

Роман А. Н. Толстого “Петр Первый”

Роман А. Н. Толстого " Петр Первый " А. М. Горький назвал "первым в нашей литературе настоящим историческим романом", "книгой - надолго".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А. Н. Толстого " Петр Первый" всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно венной свежестью и высоким художественным мастерством.

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А. С. Серафимовича, книга о русском характере.

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и др.

" День Петра " был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу сумел А. Н. Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпохy, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, - писал А. Н. Толстой. - Я видел все пятна на его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ". Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и трагедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? "

Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А. Н. Толстым в 1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих " птенцов ": Меншиков, Шафиров, Шаховской - все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

"превосходный", по словам А. М. Горького, роман А. Н. Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, "когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось "становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал
Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "... стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис - одна от них радость". Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

"Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: "Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меншиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра.

Юрьева и Нарвы.

" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части." Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по- прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены произошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом. Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

"Человека, - писал А. Н. Толстой, - равно как исторический отрезок времени можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

ощущается во всем: в том, как растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. (Семья Бров киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий и оказываются отброшенными резко назад".

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

" Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей... -это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".