Римская ордерная ячейка. Домашняя работа. Стрельчатые арки. Стрельчатые своды

Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия

Кафедра истории искусств и реставрации

Домашняя работа

По курсу история искусств

II семестр

Выполнил: ст. гр. 177 Тимонин Евгений

Руководитель: профессор кафедры ИИиР

Голобородский М.В.

Екатеринбург, 2012

Искусство Древнего Рима.

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Арка - криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собойбрус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор.

а - плинтус; б - импост; в - лоб арки; г - замок; д - архивольт.

Замковый камень - клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию.

Кессон - углубленная панель в плоском, сводчатом или купольном потолке, облегчающая конструкцию и служащая дополнительным декоративным элементом.

Композитный ордер - Представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Римская ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом.

Ретикулат - облицовочный слой римских бетонных стен, имеющий рисунок в виде правильной сетки под углом к основанию стены.

Ребро свода - силовой элемент, как правило, имеющий вид тонкой арки, выделенной рельефом, а иногда цветом. Ребра могут играть и чисто декоративную роль, не неся никакой нагрузки.

Свод - пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности.

Крестовый свод - образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.

Цилиндрический свод - образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч.) Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры - две стены, ряд столбов или аркады.

Купол - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

Колизей - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в I веке н. эр.и имеет форму амфитеатра. Колизей в Риме был заложен императором Веспазиано (Виспасиан) в 72 году, этим жестом он желал ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тито.

Пьедестал –художественно-оформленное основание, на котором устанавливают произведения- скульптуру (статуя, скуль-птурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и т.д.

Термы Каракаллы - термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н.э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м

Тосканский ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера.Название связано с архитектурой этрусков (тусков). Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

Триумфальные арки - мемориальные сооружения, предназначенные для увековечивания памяти о каком - либо событии.

Форум Цезаря - первый из императорских форумов Рима, занимал территорию 170 на 75 метров. Форум был построен Гаем Юлием Цезарем в 54-46 гг до н. э. как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (VenusGenetrix) и Серебряная базилика (basilicaArgentaria). Во II веке, при императоре Траяне, форум полностью перестроили, а после пожара в 283 г., при Диоклетиане, отстроили заново.

Экседра - большая полукруглая ниша с конхой, обычно завершаемая полукуполом.

В Римской империи ордер стал абстрагированным символом рациональной упорядоченности и всепроникающего единства «Pax Roman», он освободился от связи с теми смысловыми значениями, которые могли ограничить его применение.

Благодаря этому стало возможно использовать ордер как символ утверждения власти империи, воплощающий организованность и порядок, насаждаемые в ее пределах. Это универсальное средство было порождением культуры, не признававшей старых границ, но вместе с тем оно достаточно гибко, чтобы ассимилировать черты национальной и местной художественной традиции, подчинявшиеся его тектоническому строю. Следствием универсализации значащей формы стало ослабление ее зависимости от конструкции сооружения. Ордер с его стоечно-балочной структурой оказался частью каменной облицовки работающей конструкции другого типа - массивной стеновой или арочной. Закономерности его строя, сохранявшие эстетико-конструктивную и символическую роль, взаимодействовали с технико-конструктивными закономерностями иной природы. Так возникла римская архитектурная ячейка - сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки. Эта ячейка стала новой метафорой сочетания целесообразности и эстетической ценности. Она впервые оформлена на фасаде Табулария в Риме - здания государственного архива Римской республики, врезанного в юго-восточный склон Капитолийского холма (78 г. до н.э.).

В императорском Риме появились грандиозные композиции, образованные суммированием множества арочно-ордерных ячеек. Из них складывалась внешняя оболочка замкнутого пространства амфитеатров. Эллиптические очертания плана таких зданий исключали те различим между рядовыми и угловыми элементами, которые неизбежны, если план прямоуголен. Совершенное выражение подобная система получила в четырехъярусном амфитеатре Флавиев в Риме - Колизеее (75-80 гг.) . Мощная внешняя оболочка, вздымающаяся на 45 м, раскрывалась вовне через арки, обрамленные колоннами. Чередование ордеров - тосканского, ионического и коринфского - и тонкие модуляции величин усиливают восприятие грандиозности целого. Антаблементы отмечают границы ярусов, арочно-ордерные ячейки соответствуют уходящим вглубь секциям. Ордер стал основой образа сооружения, предназначенного для громадных людских масс, средством организации его пространственной структуры и его символом. Арочно-ордерные ячейки дали шкалы величин, промежуточных между громадностью целого и человеком. Пространственных размах амфитеатра соразмерялся с заполнявшими его людскими массами; мерой ячеек оставался отдельных человек. Величины ячеек привычны восприятию - высота колонн Колизея близка к обычной для небольшого храма или базилики - в то же время, через них ощутима связь с целым, необозримость которого разложена на звенья.

Из повторяющихся ячеек в Риме формировались сооружения многих типов - термы, рынки, казармы, склады, акведуки , - причем не обязательно с использованием ордера (как многоэтажные «многоквартирные» дома Рима и Остии).

Структуры, образуемые повторением первичных элементов, стали исторически важным нововведение римского зодчества. Отношение к ордеру, как к системе единиц, допускающих различные комбинации, расширяло возможность его использование. В Колизее ордерные ячейки ритмом своего равномерного повторения определяют структуры всей оболочки сооружения и его образ. В других общественных зданиях римской эпохи ордер использовался для того, чтобы создать акценты на главном. Так, вход в гигантский барабан Пантеона выявлен мощных портиком с тяжелым фронтоном , выступающим на фоне нерасчлененной стены. Пространственно обособленная арочно-ордерная ячейка стала основой мемориального сооружения - триумфальной арки.

По-видимому, в композиции триумфальных арок впервые появилась колонна, приставленная к стене, которая несет только выступающую над ней креповку антаблемента. Такая форма -вертикаль, образованная колонной и ее продолжением в креповке - стала удобным средством ритмической организации стены (Проходной форум в Риме, 97 г., с приставными колоннами вдоль боковых стен). В зданиях терм и базилик приставные колонны стали использовать как опоры для крестовых сводов (Большие термы в Лептис Магна, 127 г.; термы Диоклетиана в Риме, 306 г.).

Отношение к ордеру как системе элементов, на основе которой можно создавать, пользуясь определенными правилами, бесконечное множество комбинаций, запечатлела фантастическая архитектура настенных росписей. Живописные имитации ордеров а сочетании с архитектурным пейзажем стали появляться уже во фресках так называемого «второго стиля» в конце II в. до н.э. В росписях «четвертого стиля» после 63 г. н.э. ордерные мотивы складываются в нагромождения форм, причудливость которых усиливается «невозможной» перспективой со смещением планов. В этих архитектурных фантазиях отразились черты бытовавшего в массовом сознании эстетического идеала.
В архитектуре империи стали появляться разнообразные сооружения, где сложнейшие комбинации ордерных элементов весьма изобретательно разыгрывались на громадных поверхностях стен, организация которых была полностью свободна от стесняющих условий, порождаемых конструкцией или функцией. Наиболее естественны такие композиции были в театральных зданиях. Полем для них служил внутренний фасад сцены, поднимавшийся на всю высоту театрона с его крутым амфитеатром (театры в Аспендосе, Малая Азия, II в. н.э.; Сабрате, Ливия, 180 г.; Оранже, Франция, I в. н. э.). Подобный характер получали и композиции на плоских фасадах представительных городских сооружений, например библиотек или нимфеев. Единство громадной стены нимфея в Милете подчеркивалось «шахматным» чередованием двухколонных портиков, обрамлявших равномерно размещенные ниши со статуями. Зодчий, создавший ворота Южного рынка Милета (165 г.), средствами ордерной декорации стремился, напротив, преодолеть плоскостность композиции, развить ее в трехмерности пространства. Трехмерность ордерной декорации особенно смело развивалась зодчеством восточных провинций империи. Ею отмечены уже фасады гробниц набатейских племен, высекавшиеся в скалах Петры, гигантских монолитах розового песчаника (I в. до н.э.). Здесь характерны напряженные сопоставления и контрасты резко выступающих и глубоко западающих частей, выпуклых и вогнутых криволинейных очертаний.

Закономерности формирования ордерных композиций и функционирования ордеров в архитектуре Римской империи подошли к законам естественного языка ближе, чем любые другие художественные системы зодчества. Освобождение ордера от жесткой обусловленности конструкцией позволяло гибко решать и инженерно-конструктивные и художественные задачи.

Виоле ле Дюк, следую морализующей тенденции эстетики середины XIX века, сурово осуждал за это римлян, признавая за ними мастерство инженеров и организаторов. Он писал:

«В римской архитектуре имеется, с одной стороны, структура, правдивая, реальная, утилитарная конструкция, скомбинированная для выполнения программы, начертанная хозяйской рукой; с другой стороны, в ней имеется оболочка, декорация, не зависящая от структуры, подобно тому как одежда независима от человеческого тела».

Он задает вопрос, был и римлянин художником, подобно грекам. Для него, несомненно, - нет. Вывод очевиден - римлянам не следует подражать.

Однако в течении многих столетий подражали именно римской архитектуре. Для зодчих Ренессанса она служила идеальным прообразом; ей следовали по-своему архитекторы барокко и классицизма. Художественная система архитектуры Греции, напротив, оставалась недоступной для повторений. Лишь европейский и американский неоклассицизм прибегали к «неогреческим» стилизациям, вдохновляемые литературностью образного мышления. Которая стала характерной чертой XIX века. Да и в этих стилизациях признаки греческой архитектуры несли только отдельные «знаки» - колонны, антаблементы, высокий фронтон, - внесенные в композицию, идущую от иных художественных систем.

Свойством художественного языка римской архитектуры, определившим возможность адаптации и иным историческим условиям, его пригодность для выражения иных значений, как раз и была относительная независимость функционально-конструктивной структуры сооружения. Эта независимость вела к внутренней конфликтности произведений зодчества. Она исключала целостность - великое завоевание греческой античности, но она обеспечивала универсальность системы, сопрягаемые с другими принципами построения структуры сооружений, наполняющиеся иными значениями.

Нарастающий - в связи с неуклонной экспансией Рима - от столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков. Это расширение архитектурных возможностей было достигнуто благодаря внедрению и разработке сводчатых конструкций и использованию нового материала-бетона . Сводчатая конструкция из тесаного камня и из бетона уже в период Римской республики создает совершенно новое общее лицо архитектуры, способствует появлению новых типов архитектурных сооружений и преображает традиционные типы, унаследованные от старины или заимствованные у эллинизма. Технические достижения Республики станут основой для Римской архитектурной революции, начавшейся при императоре Нероне и завершившейся при императоре Адриане при строительстве Пантеона, вершины Римской архитектуры.

Тесаный камень был незаменимым спутником римского бетона и применялся, главным образом, для усиления углов, притолок и арок. Из камня вытесывались части ордера и другие архитектурные детали.Наиболее примечательно диференцированное и глубоко продуманное уже в архитектуре Республики применение разнообразных каменных пород с учетом не только их природных свойств, но и стоимости их обработки и доставки. Отсюда соединение различных пород в одном и том же сооружении, на одном и том же фасаде, в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания буквально каждого блока.

Бетон . Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны - возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда. Римский бетон был очень качественным и прочным, и обладал рядом пластических преимуществ и замечательных технических качеств для различных экспериментов с архитектурными формами.

Кирпич . Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич вытесняет сырец из городского строительства;в сочетании с бетоном и в комбинации с тесаным камнем мелкого формата будет характерен для архитектуры Империи.

Арка и свод должны считаться вкладом Рима в сокровищницу мирового зодчества, так как только в римско-италийской архитектуре арка и свод приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства, а не второстепенного конструктивного элемента. Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон - этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики. Криволинейные формы - новое слово в архитектуре, новое движение взгляда, новые акценты. Новая эстетика.

Купол . Принципы сводостроения были применены при Республике также и для создания полусферического купола. Технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений.

Октавиан Август закладывает предпосылки развития имперской архитектуры. Масштаб, авкустовский классицизм. Начинается активная строительная деятельность. Светоний: «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Изменение сути. Был - убогий, скромный, а стал эллинистическим городом.

При Нероне Пожар 64 года, уничтоживший более двух третей Рима, расчистил поле для реконструкции города, необходимость которой ощущалась уже давно. В результате пожара появилась возможность положить начало перепланировке некоторых районов столицы с широкими улицами, обрамленными портиками. Городская теснота стала причиной умножения количества капитальных инсул - многоэтажных жилых домов с наемными помещениями, заменивших собой многоэтажные же, но весьма опасные в пожарном отношении дома, строившиеся на деревянном каркасе.Площадь, занятая массовым жилищем, быстро увеличивалась, число индивидуальных домов уменьшалось и немногочисленные дома богачей сохранялись преимущественно на окраинах города.

Последующие поколения императоров будут продолжать строительство масштабных сооружений, несущих идеологическую функцию прославления императорской власти. Конечно, при таком размахе было необходимо использовать технику римского бетона.

Римляне полностью переосмысляют греческое наследие : если греческие строения - это архитектура экстерьера, то римская - архитектура внутреннего пространства, которое ативно осваивается, расширяется, расчленяется и структурируется. Настенные росписи привносят тенонику, системность и иерархию стены, экседры, ниши, кесоны - тоже примеры освоения пространства, его расширения, осмысления.

Римская архитектурная ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. В отличие от архитектуры Древней Греции, где ордерные элементы были связаны с конструкцией здания, римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом). Римляне, заимствовав у эллинов колонну, лишили ее конструктивной функции и превратили в украшение фасада. Арка и свод создают боковой распор, по этой причине колонны оказались бы непрочными и могли рухнуть, если их нагрузить всей тяжестью криволинейного перекрытия. Древнеримские строители освободили колонну от нагрузки и перенесли тяжесть перекрытия на массив стены здания.

Излюбленный в Риме мотив аркады - совершенно другая ритмика, другое движение. Ещё 1 сущностное отличие от греков.

Результатом развития техники и мысли римских строителей является Пантеон с его громадным куполом, наложенной ордерной декорацией и глубокой семантической насыщенностю (внутреннее пространство как Вселенная).

Архитектура внутреннего пространства - это ещё и новое осознание человеком себя внутри этой архитектуры.Без достижений, завоеванных римским умом и римской архитектурной революцией, была бы немыслима архитектура последующих поколений, в особенности культовая архитектура христианства и ислама, развивающая внутреннее пространство помещения как сосредоточение божественного духа.

Билет 21. Термы римлян.

Билет 22. Архитектура римских гробниц.

Билет 23. Жилая архитектура эпохи Империи.

Билет 24. Архитектура Италии в эпоху Империи.

Арочно-ордерная ячейка (ордерная аркада и аркада на колоннах)

1 Вариант ответа (более простой)

римская архитектурная ячейка - сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки.

О ́ рдерная аркада - ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет своё конструктивное значение - антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада.

Аркада (от фр. arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные, или квадратные столбы - устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.

2 Вариант ответа из книги.

применение



Аркада на колоннах

Ордерная аркада

Пример: Колизей

32. Колизей

Материалы: Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.

Размещение в структуре города : Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр.

Назначение: Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов.

Объемно – пространственная композиция : В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент(веларий).

Декор : Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. «Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера.

Конструкции : В Колизее нашла свое выражение характерная для римского зодчествасистема многоярусной аркады ,составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания.