Расписание храма иоанна предтечи на пятницкой. Московский иоанно-предтеченский храм под бором

Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором
адрес: Пятницкая, 4/2
постр.: 1514; 1658

Информация:
В 1415 г. впервые упомянут Ивановский монастырь, который был поставлен на торговой дороге к Кремлю.

В 1514 г. в монастыре была поставлена каменная церковь во имя Дня Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Церковь была поставлена "по благоволению" великого князя Василия III. Строил храм архитектор Алевиз Новый (это был один из 11 храмов, построенных по княжескому указу в 1514 г. в Москве).

В 1530 (или в 1533) г. в связи с рождением наследника престола Ивана Васильевича (в будущем - Ивана Грозного) монастырь, где традиционно молились о благополучных родах Великой Княгини, по желанию Елены Глинской и ее родни был перенесен поближе к Кремлю, на Ивановскую горку (ул. Забелина). Церковь стала обычной приходской, сохранив имя престола.

Храм сильно пострадал в 1612 г. и в некоторых документах XVII в. даже упоминается деревянным (возможно, до возобновления каменного храма был срублен временный деревянный храм). От алевизовской постройки, как считают некоторые исследователи, остался белокаменный подклет и часть апсиды.

Существующий храм был построен в 1658 г.

Бесстолпный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом. У северной стены устроен придел св. Николая. На южной стороне храма устроено крыльцо. С запада были поставлены трапезная и колокольня.

В 1757 г. прихожанин Ф.Ф.Замятин внес средства для постройки новой трапезной и колокольни взамен старых обветшавших строений. При этом был обновлен храм. Он получил барочный декор, а придел из него был перенесен в новую трапезную.

При перестройке 1758 г. верх храма приобрел снаружи вид купола с "полуглавиями" в центре фасадов. Над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, в стенах были прорублены новые большие окна. Трапезную возвели, частично использовав старый подклет. Кроме перенесенного в нее Никольского придела, в ней был устроен придел во имя свв. Косьмы и Дамиана.

Четырехстолпная сводчатая трапезная, просторная и хорошо освещенная часто поставленными окнами, выдвинута на красную линию переулка. Ритм вертикальных членений подчеркнут парными пилястрами. Окна оформлены "ушастыми" наличниками и треугольниками фронтончиков. Верхнему ряду окон соответствуют настоящие и ложные окна подклета. Трапезная похожа на жилой дом. Вместо привычной колокольни с востока был поставлен широкий притвор.

Колокольню начали возводить одновременно с трапезной на новом месте, с запада от храма, на линии Пятницкой улицы. Строительство затянулось до 1781 г.

Колокольня стала организующей вертикалью застройки. Она составлена из трех уменьшающихся кверху четвериков. Нижний ярус прорезан арочным проемом входа на церковный двор. Ордер в отделке применен строго по законам классики - дорический внизу, ионический во втором и коринфский в третьем ярусе. На углах нижнего четверика поставлены парные колонны, отступившие от стен, что подчеркивает массивность четверика.

Арочный четверик звона напоминает формы барокко середины XVIII в. декором, граненым куполом в люкарнами, завершением в виде восьмигранника с фигурной главкой и шпилем. Парапет первого яруса украшают вазы. Стены колокольни окрашены в бледно - зеленый тон при белом декоре - как принято в сер. XVIII в. Лепной декор же - раннеклассический.

В 1896-1904 гг. храм обновлялся при участии арх. Ф.О.Шехтеля.

Храм был закрыт после 1917 г. были сняты кресты и колокола, разобрана глава храма.

Здания отдали райторготделу под конторы.

В 1979 г. храм начали реставрировать. При реставрации самого храма были востановлены глава с крестом и декор XVII в. Была восстановлена ограда, а также вазы на парапете первого яруса. Колокольня была отремонтирована внешне. В ней разместилась художественная мастерская. Здание храма занял демонстрационно- выставочный зал.

В настоящее время приписан к храму свв. Черниговских чудотворцев.

В этом году исполняется 600 лет Черниговскому подворью на Пятницкой улице. К своему юбилею комплекс подворья, включающий памятники архитектуры XIV-XV веков, пережил очередную реставрацию.

Москва времен монголо-татарского ига

Мало кто знает, что одна из самых старых улиц Москвы ― Пятницкая ― изначально называлась Ленивкой. Тогда Замоскворечье ― «Заречье» ― было небогатым ремесленным посадом на окраине Москвы и располагалось на торговой дороге, окружённой дремучими лесами. Поэтому деревянную церковь, которая здесь находилась в те времена, называли «церковью под Бором». Она впервые упоминается в летописях в 1415 году как Ивановский (в честь святого Иоанна Предтечи) монастырь, к иноку которого обратился «беспокойный отец» великого князя Василия II Тёмного во время его мучительного появления на свет. А знаменитая церковь Параскевы Пятницы, в честь которой улица Ленивка была переименована в Пятницкую, появится только в 1564 году ― почти через 150 лет!

Именно храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, воздвигнутый на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви в 1514 году, стал первым каменным храмом в Заречье. Здесь, у стен обновлённой церкви, в 1578 году народ во главе с царём Иоанном Грозным торжественно встречал перенесённые из Чернигова мощи князя Михаила и его верного боярина Фёдора, мученически погибших в Орде в 1245 году.

Место встречи мощей было выбрано неслучайно. Улица Ордынка, находящаяся рядом с Пятницкой, получила своё название потому, что по ней шла дорога в Золотую Орду. С этого направления в Москву прибывали татарские купцы, здесь же жили русско-татарские толмачи (переводчики) ― отсюда названия ближайших Толмачёвских переулков. Именно по Ордынке мощи святых прибыли в Москву после падения татарского ига. В память об этой встрече рядом с храмом Иоанна Предтечи был построен еще один ― деревянный ― храм во имя Черниговских чудотворцев.

В 2011 году, когда археологи восстанавливали фундамент этой древней церкви, под полом было обнаружено захоронение и надгробная плита XVII века. На камне сохранилась надпись на древнеславянском языке, указывающая, что здесь покоится знаменитый купец суконной сотни, родоначальник рода Малютиных, участвовавший в принятии первого московского Торгового устава. Считается, что именно он и завещал своей жене построить каменный храм святых Михаила и Фёдора на месте деревянного ― по тем временам это считалось очень щедрым жестом.

Переулок, образовавшийся между двумя храмами, назвали Черниговским. У него удивительная форма ― при общей длине всего 200 метров он имеет два поворота под прямым углом.

Храмовый комплекс окончательно сформировался только к 1781 году и вместе с Россией пережил все исторические события: Иго, Смутное время, Петровские реформы и все войны.

Черниговское подворье сегодня

В 1917 году храмы Черниговского переулка были закрыты. В 30-е годы с них сбросили колокола, помещения использовались как склады. По рассказам очевидцев, подворье было настолько осквернено, что в алтарях устроили туалеты. Лишь в 1977 году в преддверии московской Олимпиады оба храма с колокольней частично отреставрировали, на них вновь появились купола и кресты. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. С 2009 года в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи велись реставрационные работы, которые завершились к 1 ноября нынешнего года.

― От старого здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете, а в интерьерах мы обнаружили росписи XVII и XIX веков, ― рассказывает «ТД» реставратор Александр Чорба. ― Нам было очень важно сохранить то немногое, что осталось от первоначальных материалов, поэтому мы законсервировали их для будущих поколений. Снаружи сохранившихся фрагментов не видно ― мы «спрятали» их под несколькими слоями штукатурки, поверх которых сделали новые росписи. Наши потомки смогут аккуратно снять слой за слоем так, чтобы не повредить их и увидеть в максимально сохраненном виде.

Александр напоминает, что консервация и реставрация ― не одно и то же: консервация направлена на сохранение руин, а реставрация ― на восстановление подлинных древних частей.

― Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи нам пришлось полностью расписывать заново, ― говорит иконописец Михаил. ― У нас большой штат художников, многие из них иностранцы. Чтобы работа была слаженной, а роспись единообразной, перед началом работы составляется проект, в котором определяется стиль и основные цвета. Дальше мы уже выбираем себе фрагменты и расписываем их по-отдельности.

Современному иконописцу не приходится поститься и молиться перед началом работы, как это было принято на Руси в древности, утверждает Михаил. А стенные росписи теперь очень редко делают по сырой штукатурке, affresco: это слишком длительный и сложный процесс. Краски используют силикатные, акриловые. Натуральные ― только частично.

― Всё это объясняется экономическими и временными ресурсами, ― объясняет Александр Чорба. ― Только на роспись этого храма у нас ушло около года, над ней работали более тридцати иконописцев. Но это не значит, что подход у современных мастеров поверхностный: да, канонически от них не требуется поста и молитвы перед началом работы, однако все они ― верующие и воцерковлённые люди, многие берут благословение у духовника, прежде чем приступить к росписи.

Черниговский переулок интересен не только древними церквями ― в нём также сохранились дома, построенные несколько столетий назад. В некоторых из них размещается высшее учебное заведение Русской Православной Церкви ― Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. А, например, дом № 19/13, где сейчас находится Фонд славянской письменности и культуры, ― бывшая усадьба XVII-XIX веков, палаты которой возводились ещё в XVII веке. Кажется, всё в этом переулке передаёт атмосферу старой Москвы.

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора. В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения. Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви. В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха. Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец. В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике. В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция. В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором , патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

В году в Иоанновском "под бором" монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора . В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к году. В году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора , сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в году в разгар Смуты . В году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло".

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.

Церковь перестроена из более старой, возведенной в 1514 году в находившемся здесь Иоанновском "под бором" монастыре зодчим Алевизом Фрязином. Перестройка, произошедшая в 1658 году, полностью изменила храм - от алевизовского здания остался только белокаменный подклет. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма.

В 18 веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко. В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму. В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О. Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг. В советское время был закрыт, занят различными организациями. К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло". В начале 1990-х возвращен верующим. Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом , приписным к которому он является.



Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах - торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века - там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку. Вместо деревянного монастырского храма на этом же участке в 1514-15 гг. был поставлен каменный, посвящение которого сохранилось до наших дней. Автором храма, был Алевиз Новый, один из строителей Кремля. Тогда же, но не на современном месте, была выстроена и шатровая колокольня храма. Участок же, где сейчас располагается звонница, был занят гражданскими постройками подворья.

Сам по себе храм Усекновения был перестроен в конце XVII в., а подворье подверглось коренной реконструкции уже в следующем столетии. В конце 1750-х гг. на средства купцов Замятиных к церкви была пристроена трапезная, занявшая, в том числе, и площадку старой колокольни. В это же время начато строительство новой колокольни выходящей на Пятницкую улицу. Был построен только первый ярус, строительство было остановлено, потому что заказчик умер. И возобновлено только к 1780 г., когда у прихода появились деньги. Она умышленно возводилась на некотором удалении от храма - зато на красной линии магистральной Пятницкой улицы. Таким способом приход храма «что под Бором» добился, что церковь, спрятавшуюся в переулке, невозможно было не заметить при въезде и выезде из центра города.

В советские времена весь церковный участок занимало управление продовольственными товарами райисполкома Советского района. На волне интереса к памятникам старины в конце 1960-х и начале 1970-х гг. колокольня была отреставрирована. В церкви был устроен выставочный зал «Художественное стекло».

В 1990-е гг. церковь и колокольню передали верующим. К колокольне со стороны улицы Пятницкой пристроен дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором.



История храмов Черниговского переулка восходит к XIV-XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного. Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка.

В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.