Рабинович михаил даниилович. Вагоны аукнулись. Российский бизнесмен выставил счет правительству Беларуси. "Гранд Экспресс" рассчитан на пассажиров с большими аппетитами

Анна Зиброва

От президента РЖД Олега Белозерова, который возглавил компанию в 2015 г. после десятилетия президентства Владимира Якунина , ожидали быстрых изменений. Но и сейчас в РЖД продолжают работать схемы, выстроенные при Якунине.

KPMG анализировала деятельность Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД) в 2013–2015 гг., заказ на эту работу ФПК разместила на сайте госзакупок почти год назад. «Ведомости» ознакомились с отчетом KPMG - он был представлен совету директоров РЖД осенью 2016 г. В начале 2017 г. совет утвердил план устранения выявленных нарушений, знает человек, близкий к РЖД: «Но основные нарушения до сих пор не устранены». «К этой теме совет директоров вернется не раньше июня», - предупреждает человек, слышавший об этом от члена совета.

Аудиторы KPMG пишут, что порядка 80% договоров на обслуживание вагонов ФПК заключено с единственным поставщиком. Обоснованность этих закупок, продолжают аудиторы, носит формальный характер - вплоть до того, что по договорам о разных предметах мотивировка одна и та же. В некоторых договорах аудиторы усматривают признаки фиктивности. Например, в контракте ФПК с компанией «Трансремком» от 30 апреля 2014 г. не указано место проведения работ, спецификация электросистем и устройств, которыми должны быть оборудованы вагоны. Расшифровка содержания работ в договорах отсутствует.

Аудиторы обнаружили, что в среднем в 2013–2015 гг. группы связанных между собой компаний (см. ) контролировали 70% материальных затрат ФПК - за вычетом платежей в адрес РЖД, заработной платы и амортизации. Взаимосвязь всех ключевых контрагентов - от техобслуживания и ремонта вагонов до услуг по обработке постельного белья и поставки печатной продукции - создает возможность существенно влиять на операционную деятельность ФПК, выражает опасение KPMG.

По данным «СПАРК-Интерфакса», «Вагон-сервис», «Вагонреммаш» связаны между собой, а через цепочку взаимосвязанных лиц были связаны с Андреем и Оксаной Севериловыми. Они же, как обнаружила KPMG, связаны с Михаилом Рабиновичем, членом совета директоров «дочек» ФПК - «РЖД тур» и «Трэвел-тур», а также с Константином Филатовым, членом совета директоров РТК, еще одной «дочки» ФПК.

Два человека, близких к РЖД, подтверждают, что Рабинович связан с ремонтными компаниями, выполняющими заказы ФПК.

Рабинович - не чужой РЖД человек. Два собеседника, близких к железнодорожной монополии, называют его связанным с бывшим президентом РЖД Владимиром Якуниным. В 2006 г. Рабинович был гендиректором ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (ОЦВ). По данным СПАРК, 43,43% ОЦВ принадлежит РЖД, 49,9% - у «Желдорконсалтинга», головная контора которого - кипрская «Зинагори». «Желдорконсалтингу» принадлежит 0,2% «Гранд экспресс сервиса», компании, владеющей поездом «Гранд экспресс». В 2005 г. еженедельник «Коммерсантъ Деньги» писал , что Рабинович - основной владелец «Гранд экспресса».

По данным сайта госзакупок, в 2015 г. ОЦВ получил от РЖД контрактов более чем на 8 млрд, а в 2016–2017 гг. - на 1,9 млрд руб. «ОЦВ замкнул на себя сервис и обслуживание инновационной продукции и систем, используемых РЖД: пожарной автоматики, телемеханики, видеонаблюдения и дистанционного контроля и т. д., объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: контракты переданы на безальтернативной основе именно ОЦВ, а не организациям, которые непосредственно вели разработку, производство и монтаж. Обычно, продолжает Бурмистров, гарантийное обслуживание установленной техники и систем осуществляет производитель. В результате стоимость сервиса оказывается существенно, зачастую в разы, завышена, сетует он.

KPMG считает, что в 2013–2015 гг. связанные с Рабиновичем компании получили от ФПК контрактов на 37 млрд руб. Кроме того, пишут аудиторы, в 2014 г. ФПК приняла на себя обязательство перед «Вагонреммашем» более чем на 17 млрд руб. по договорам со сроком исполнения не ранее 2018 г. В компании не смогли объяснить аудиторам, зачем это было сделано.

В 2013–2014 гг. ФПК выполнила тысячу капремонтов вагонов на заводах «Вагонреммаша» на 2,1 млрд руб., т. е. ремонт одного вагона стоил 2,1 млн руб. в среднем, продолжает KPMG, - в собственном депо ФПК такой же ремонт в среднем стоил 1,4 млн руб., а у компания ОВРК - 1,04 млн руб.

По контрактам, которые анализировала KPMG, «Вагонреммаш» в 2016–2019 гг. должен выполнить около 1300 ремонтов стоимостью 2,8 млрд руб. - в собственных депо ФПК могла бы отремонтировать эти вагоны за 1,6 млрд руб. По некоторым договорам, продолжает KPMG, предусмотрена индексация цены работ у подрядчика - в зависимости от индекса потребительских цен, изменения цен на топливо, газ, энергию и горячую воду, а также затрат на оплату труда и прочих экономических показателей, из которых складывается себестоимость. Это привело к тому, что цена работ выросла с 2013 по 2015 г. на 10%, в то время как в собственных депо цены снизились на 8%, указывают аудиторы.

«По некоторым договорам с «Вагонреммашем» и «Вагон-сервисом» ФПК не вправе уменьшать контрактную цену более чем на 20% без штрафных санкций. Поэтому ФПК вынуждена сокращать ремонт в собственных депо, замечает KPMG. ФПК еще и не контролирует стоимость запчастей, которые закупает подрядчик, продолжают аудиторы, а стоимость расходных материалов, заменяемых деталей, узлов и агрегатов входит в стоимость работ, и из-за этого невозможно снизить стоимость ремонтов за счет внедрения собственных закупок запчастей.

ФПК не комментирует работу консалтинговых компаний. Что касается ведения хозяйственной деятельности ФПК, то она регулярно аудируется контролирующими органами, в том числе такие проверки проходили и в период 2013–2015 гг., прокомментировал представитель компании.

В РЖД от комментариев отказались.

Сложные связи
«Вагон-сервис» через ЖСА владеет 75% «Вагонреммаша». «Вагон-сервис», в свою очередь, на 44% принадлежит кипрской «Мидлейк холдингс» (еще 56% - у Алексея Шумакова). Из отчетности «Мидлейк холдингс» за 2014 г. следует, что «Вагон-сервис», «Трансремком» и «Локомотив транссервис» выступают связанными сторонами и гарантами по кредиту, который ЖСА получила в ВТБ. «Мидлейк холдингс» на 99% владеет управляющей компанией «Группа ВГС», до 2011 г. она полностью принадлежала Оксане Севериловой, затем - кипрской «Антелл инвестмент». Северилова же до сентября 2012 г. владела холдинговой компанией «Давинчи», которая сейчас на 80% принадлежит Михаилу Рабиновичу и на 20% - Андрею Северилову. В Локо-банке у Рабиновича - 13,3%, у Северилова - 4,62%, еще 13,35% - у Bulley Investment, бенефициары которой Северилов и другие физические лица.

ЗАО "ОЦВ" совместно с администрацией Краснодара займутся строительством ЖК. После ухода Владимира Якунина ничего не изменилось?

Подписано соглашение между администрацией Краснодара и ЗАО "Отраслевой центр внедрения" (ОЦВ) о выносе из города железнодорожных путей. На этом месте планируется построить линию скоростного трамвая, дороги и жилье. Об этом сообщил корреспондент The Moscow Post .

Реализация проекта поможет разгрузить Краснодар, который из-за этого участка железнодорожной ветки постоянно стоит в пробках. Но дело не только в благих намерениях. На реализацию проекта понадобятся десятки миллиардов рублей , которые пойдут из бюджетов всех уровней: федерального, краевого и городского. И "попилить" эти деньги можно будет всласть.

А если привлечь инвесторов и нужных подрядчиков, то проект вообще на несколько лет станет "золотой" жилой как для краевых и городских чиновников, так и для главы РЖД Олега Белозерова, чье ведомство владеет 43.4% акций ОЦВ . 70 га краснодарской земли – кусок очень лакомый.

ОЦВ основана еще в 1999 г. и можно не сомневаться, что она участвовала в схемах экс-главы РЖД Владимира Якунина, который возглавлял ведомство 15 лет. Еще одним учредителем ОЦВ является компания "Желдорконсалтинг", а вот ее бенефициарами является кипрские фирмы. Не стоит ли за ними Владимир Якунин?

Основным подрядчиком ОЦВ является РЖД и ее структуры.

ОЦВ не в первый раз выступает в роли строителя. Еще в 2007 г. компания стала застройщиком 6 участков общей площадью 46 га в центре Москвы, где планировалось построить 1.4 млн кв. м. А всего РЖД и московские власти разрабатывали концепцию застройки 17 участков прилегающих к железнодорожным путям.

Так что схема работы с ОЦВ у РЖД давно отработана. И об этом свидетельствуют и количество, и сумма контрактов. Работали при Якунине, работают и при Белозерове. А зачем что-то менять, если все всех устраивает?

Рабинович – человек Якунина?

В 2006 г. ОЦВ возглавлял Михаил Рабинович, а сейчас его связывают с компаниями "Вагон-сервис" и "Вагонреммаш", которые занимаются ремонтом для Федеральной пассажирской компании (ФПК), дочки РЖД. Очень удобно. Например, ремонт одного вагона на заводах Рабиновича может стоить 2.1 млн руб. , в собственном депо ФПК -1.4 млн руб., в компании ОВРК -1.04 млн руб. Зачем же ремонтировать самому, когда можно получить "откат"?

По плану в 2016 – 2019 гг. планировалось отремонтировать 1.3 тыс. вагонов, что обошлось бы в 2.8 млрд руб . Ремонт их в собственном депо стоил бы 1.6 млрд руб. Выгода для Рабиновича и Белозерова очевидна?

Компании, связанные с Рабиновичем в 2013-2015 гг. получили от ФПК контрактов на 37 млрд руб . Было что делить? Наверное да, потому как Владимир Якунин сейчас живет в Европе. А Михаил Рабинович, видимо продолжает зарабатывать для себя и Олега Белозерова, деньги. И, возможно, что часть них перепадает и Якунину.

Схема связи предприятий Рабиновича очень запутанная . "Вагон-сервису" через ЖСА принадлежит 75% "Вагонреммаша". А сам "Вагон-сервис на 44% принадлежит кипрской "Мидлейк холдингс" Из ее отчетности видно, что за "Вагон-сервис", "Трансремком" и "Локомотив транссервис" выступают связанными сторонами и гарантами по кредиту ВТБ, который получила ЖСА.

"Мидлейк холдингс" принадлежит 99% управляющей компанией "Группа ВГС". До 2011 г. ею владела Оксана Северилова, а затем – кипрская "Антелл инвестмент". Северилова до сентября 2012 г. владела холдинговой компанией "Давинчи". Сейчас она на 80% принадлежит Михаилу Рабиновичу, на 20% – Андрею Северилову. Они, по-видимому, и являются главными партнерами Белозерова.

Старые "распильшики"?

Возглавив РЖД Олег Белозеров не только сохранил старые якунинские схемы, но и продолжил работать с партнерами экс-главы РЖД. Одним из таких является фирма "Трансмашхолдинг" Искандера Махмудова.

В январе РЖД продала свою долю в Центральной пригородной компании (ЦППК) никому неизвестной фирме "Маршрутные системы" с уставным фондом в 10 тыс. руб. 50% акций ЦППК принадлежали "Московско-Тверской пригородной пассажирской компании" (МТ ППК), которая напрямую связана как с РЖД, так и с "Трансмашхолдингом".

Еще в 2012 г. РЖД продала компании Махмудова "ТМХ-сервис" 75% акций "Желдорреммаша", а потом обеспечила его заказом на 50 млрд руб . Это, видимо, была одна из схем работы Владимира Якунина.

Олег Белозеров идет тем же путем, продал долю в компании, а теперь видимо, будет обеспечивать МТ ППК заказами. Она уже их выполнила на 9 млрд руб. , будет выполнять и дальше. Схемы старые, но работают!

Олег Белозеров ничего на РЖД не изменил. Да ему это, по-видимому, и не нужно. "Коррупционный вагончик" катится сам собой с прилипшими к нему партнерами Владимира Якунина. Только вот нужен ли такой "глава-прилипала" самой РЖД?

ЗАО "ОЦВ" совместно с администрацией Краснодара займется строительством жилой недвижимости на месте железных дорог.

Подписано соглашение между администрацией Краснодара и ЗАО "Отраслевой центр внедрения" (ОЦВ) о выносе из города железнодорожных путей. На этом месте планируется построить линию скоростного трамвая, дороги и жилье. Реализация проекта поможет разгрузить Краснодар, который из-за этого участка железнодорожной ветки постоянно стоит в пробках. Но дело не только в благих намерениях. На реализацию проекта понадобятся десятки миллиардов рублей, которые пойдут из бюджетов всех уровней: федерального, краевого и городского. И "попилить" эти деньги можно будет всласть.

А если привлечь инвесторов и нужных подрядчиков, то проект вообще на несколько лет станет "золотой" жилой как для краевых и городских чиновников, так и для главы РЖД Олега Белозерова, чье ведомство владеет 43.4% акций ОЦВ. 70 га краснодарской земли - кусок очень лакомый. ОЦВ основана еще в 1999 г. и можно не сомневаться, что она участвовала в схемах экс-главы РЖД Владимира Якунина, который возглавлял ведомство 15 лет. Еще одним учредителем ОЦВ является компания "Желдорконсалтинг", а вот ее бенефициарами является кипрские фирмы. Не стоит ли за ними Владимир Якунин?

Основным подрядчиком ОЦВ является РЖД и ее структуры. ОЦВ не в первый раз выступает в роли строителя. Еще в 2007 г. компания стала застройщиком 6 участков общей площадью 46 га в центре Москвы, где планировалось построить 1.4 млн кв. м. А всего РЖД и московские власти разрабатывали концепцию застройки 17 участков прилегающих к железнодорожным путям.

Так что схема работы с ОЦВ у РЖД давно отработана. И об этом свидетельствуют и количество, и сумма контрактов. Работали при Якунине, работают и при Белозерове. А зачем что-то менять, если все всех устраивает?

Рабинович - человек Якунина

В 2006 г. ОЦВ возглавлял Михаил Рабинович, а сейчас его связывают с компаниями "Вагон-сервис" и "Вагонреммаш", которые занимаются ремонтом для Федеральной пассажирской компании (ФПК), дочки РЖД. Очень удобно. Например, ремонт одного вагона на заводах Рабиновича может стоить 2.1 млн руб., в собственном депо ФПК -1.4 млн руб., в компании ОВРК -1.04 млн руб. Зачем же ремонтировать самому, когда можно получить "откат"? По плану в 2016 - 2019 гг. планировалось отремонтировать 1.3 тыс. вагонов, что обошлось бы в 2.8 млрд руб. Ремонт их в собственном депо стоил бы 1.6 млрд руб. Выгода для Рабиновича и Белозерова очевидна?

Компании, связанные с Рабиновичем в 2013-2015 гг. получили от ФПК контрактов на 37 млрд руб. Было что делить? Наверное да, потому как Владимир Якунин сейчас живет в Европе. А Михаил Рабинович, видимо продолжает зарабатывать для себя и Олега Белозерова, деньги. И, возможно, что часть них перепадает и Якунину. Схема связи предприятий Рабиновича очень запутанная. "Вагон-сервису" через ЖСА принадлежит 75% "Вагонреммаша". А сам "Вагон-сервис на 44% принадлежит кипрской "Мидлейк холдингс" Из ее отчетности видно, что за "Вагон-сервис", "Трансремком" и "Локомотив транссервис" выступают связанными сторонами и гарантами по кредиту ВТБ, который получила ЖСА.

"Мидлейк холдингс" принадлежит 99% управляющей компанией "Группа ВГС". До 2011 г. ею владела Оксана Северилова, а затем - кипрская "Антелл инвестмент". Северилова до сентября 2012 г. владела холдинговой компанией "Давинчи". Сейчас она на 80% принадлежит Михаилу Рабиновичу, на 20% - Андрею Северилову. Они, по-видимому, и являются главными партнерами Белозерова.

Старые "распильшики"?

Возглавив РЖД Олег Белозеров не только сохранил старые якунинские схемы, но и продолжил работать с партнерами экс-главы РЖД. Одним из таких является фирма "Трансмашхолдинг" Искандера Махмудова. В январе РЖД продала свою долю в Центральной пригородной компании (ЦППК) никому неизвестной фирме "Маршрутные системы" с уставным фондом в 10 тыс. руб. 50% акций ЦППК принадлежали "Московско-Тверской пригородной пассажирской компании" (МТ ППК), которая напрямую связана как с РЖД, так и с "Трансмашхолдингом".

Еще в 2012 г. РЖД продала компании Махмудова "ТМХ-сервис" 75% акций "Желдорреммаша", а потом обеспечила его заказом на 50 млрд руб. Это, видимо, была одна из схем работы Владимира Якунина. Олег Белозеров идет тем же путем, продал долю в компании, а теперь видимо, будет обеспечивать МТ ППК заказами. Она уже их выполнила на 9 млрд руб., будет выполнять и дальше. Схемы старые, но работают!

Олег Белозеров ничего на РЖД не изменил. Да ему это, по-видимому, и не нужно. "Коррупционный вагончик" катится сам собой с прилипшими к нему партнерами Владимира Якунина. Только вот нужен ли такой "глава-прилипала" самой РЖД?

Проблема переработки и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) в мегаполисах, а особенно в пределах московской агломерации, превратилась в источник социальной напряжённости, а также головной боли (ну и заодно теневых доходов) для чиновников разных уровней. По данным Министерства экологии Московской области , из 55-60 млн т всех ТБО, ежегодно образующихся в России , пятая часть (11,7 млн т) приходится на столичный регион (3,8 млн т - Подмосковье, 7,9 млн т - Москва). При этом за МКАД из города вывозится 6,6 млн т бытовых отходов. Таким образом, в области оседает более 10 млн т мусора. Сейчас 85% московского мусора вывозится на полигоны, 14,5% отправляются на два мусоросжигательных завода, оставшиеся 0,5% выделяются при сортировке и подвергаются переработке как вторичное сырьё.

Протесты против мусорных объектов регулярно происходят и Подмосковье , и в соседних областях, жители которых опасаются появления огромных свалок или вредных предприятий для ТБО из столицы. Так, во Владимирской области жители протестуют против строительства объекта для переработки мусора на границе с Московской областью. В Калужской области бьют тревогу по поводу планов губернатора региона Анатолия Артамонова запустить мусорный полигон в Износковском районе.

Лишившись возможности пользоваться услугами свалок, мусоровозы стали сбрасывать отходы в канавы и леса или переставали вывозить мусор из населённых пунктов.

Вроде бы власти реагируют. С 2013 года в столичном регионе закрыты 24 из 39 мусорных полигонов, в том числе четыре - в 2017 году после жалобы жителей Балашихи президенту Владимиру Путину в ходе прямой линии в июне 2017 года. В 2018 году в Московской области должны быть закрыты ещё четыре полигона. Но это решение породило новые проблемы. Лишившись возможности пользоваться услугами свалок, мусоровозы стали сбрасывать отходы в канавы и леса или переставали вывозить мусор из населённых пунктов.


Андрей Воробьев, фото РИА Новости, Владимир Песня

Ситуация обострилась после выброса мусорного газа на полигоне Ядрово под Волоколамском и отравления школьников, что породило уже не протест, а настоящий социальный взрыв, который отправил в отставку главу района Евгения Гаврилова и пошатнул позиции подмосковного губернатора Андрея Воробьёва .

Дружная семья

При этом к предпринимателям, которые эксплуатируют свалку, похоже, особых претензий не возникает. Полигон под Волоколамском принадлежит ООО «Ядрово». 75% предприятия принадлежит фирме ЦМПТ , у которой четыре совладельца, каждому из которых принадлежит по 25%. Один из них - Алексей Волошин , по данным РБК, пришёл в бизнес, связанный с мусором, как минимум 15 лет назад. Другой совладелец - Виктор Кошкин , руководит ООО «Амальгам Рейл Менеджмент », подконтрольным кипрской Amalgam Rail Investments. Прошлой весной оффшор выкупил лизингового оператора грузовых вагонов Brunswick Rail. Кошкин подтвердил РБК, что является одним из учредителей ЦМПТ, но «в операционное управление не вовлечён».

При этом он явно «вовлечён в операционное управление» дочерней компанией ЦМПТ ООО «Истра-Ресурс », генеральным директором которого является. «Истра-Ресурс» получила госконтракты на сбор и утилизацию мусора от муниципального предприятия «Истринский полигон твердых бытовых отходов », которым в своё время руководил … Алексей Волошин.

Не приходится сомневаться, что совладельцы ЦМПТ живут дружно. Но как реагирует на отхожий промысел своего гендиректора бенефициар Brunswick Rail Владимир Лелеков ? Вроде бы в подчинении у Кошкина изрядное хозяйство, которое требует от топ-менеджера полной отдачи. Brunswick Rail считается одним из крупнейших игроков на рынке операционного лизинга железнодорожных вагонов в России. По данным INF Oline Rail Russia Top, по итогам 2016 года компания занимала второе место на этом рынке с парком из 25,7 тыс. вагонов. Чистая прибыль за 2016 год составила $124,3 млн, но и общий долг накопился весьма приличный - $638 млн.


Владимир Лелеков

Скорее всего, Владимир Лелеков относится к мусорному увлечению генерального директора как минимум с пониманием. Как сообщает корпоративный сайт Brunswick Rail, «в 2014 году Лелеков приобрел долю в OOO «Лига-Транс » (входит в число крупнейших компаний в секторе сбора и экологичной утилизации мусора) и стал председателем совета директоров компании».

По данным базы данных Руспрофайл у «Лига-Транс» всего один лишь госконтракт с МП «ДЕЗ ЖКУ» на «жалкие» 389 млн рублей. Зато у дочерней компании «Эколайн » 299 контрактов на 25,98 млрд с муниципальным предприятием «Мосэкопром» и несколькими структурами ГБУ «Жилищник » из Центрального округа Москвы! Ещё одна «дочка» занимается ТБО в Долгопрудном , «Эколайн-МО» работает над созданием полигона в Александрове (Владимирская область). Для сравнения: у подконтрольных «Амальгам Рейл Менеджмент» фирм «Профэкспотранс» и «Профтранс» - по одному договору с «РЖД-Логистикой » соответственно на 5 млн и на 30 млн рублей. Видно, что «мусорные» активы г-на Лелекова приносят больше железнодорожных.

Чайка и другие

Помимо «Эколайна» на вершине столичной мусорной пирамиды оказались несколько структур, владельцы которых также имеют непосредственное отношение к железнодорожному транспорту. В 2012–2015 годах мэрия Москвы провела девять тендеров. Почему-то никто из прежних игроков в них не принял участие, зато появились дебютанты, которые в итоге и поделили мусорный рынок Москвы.

Два крупнейших по сумме лота на 42,6 млрд рублей выиграла компания «Хартия ». Официально директором «Хартии» считался Александр Цуркан , неофициально компанию контролировал Игорь Чайка . Сын генпрокурора России является основным поставщиком щебня и железобетонных шпал для нужд РЖД через «Первую нерудную компанию» и предприятие «БетЭлТранс». Кроме того, ныне Игорь Чайка имеет непосредственное к перевозчику «УВЗ-Логистик ».


Игорь Чайка, фото РИА Новости, Максим Блинов

Законные отношения с «Хартией» Чайка оформил лишь в конце 2017 года, закрыв сделку по покупке 60% акций компании. Компания планирует взять в управление принадлежащий Москве мусоросжигательный завод № 4 (МСЗ-4). Он расположен в промзоне «Руднёво » и является крупнейшим мусоросжигательным заводом в столичном регионе, за год перерабатывая около 275 тыс. т отходов. МСЗ-4 вырабатывает до 60 млн кВт.ч. электроэнергии, часть которой он передаёт в электросети Москвы, а также полностью обеспечивает себя тепловой энергией. СМИ уверяют, что в планах Игоря Чайки подмять под себя утилизационный бизнес в Туле, Владимирской и Ярославской областях , чтобы, пройдясь по «Золотому кольцу» России, позже углубиться в регионы. Сам бизнесмен в разговоре с РБК отметил, что компания рассматривает возможность выхода на рынок ТБО Подмосковья.

Контракт на 40 млрд руб. за вывоз и утилизацию мусора получила компания «МКМ-Логистика». Капитал компании был поделен между тремя оффшорами: двумя кипрскими и одним с Британских Виргинских островов. Бенефициаром одного из кипрских оффшоров является Роман Абрамович . Участники рынка рассказывали Forbes , что история успеха «МКМ-Логистики» началась летом 2011 года, когда к мэру Москвы Сергею Собянину пришёл Роман Абрамович с презентацией нового мусоросортировочного комплекса.

В конце прошлого года подконтрольная Абрамовичу и его партнёрам структура ООО «Енисей Капитал » у НПФ «Благосостояние » 24,5% акций «Трансконтейнера ». На состоявшемся в феврале собрании совета директоров оператора представители новых собственников получили два места в руководящем органе ПАО «Трансконтейнер». По сведениям ТАСС , «Енисей Капитал» также выдвигал в качестве кандидата генерального директора «МКМ-Логистики» Андрея Комарова , но в обновлённый состав совета директоров «Трансконтейнера» менеджер мусорного гиганта не вошёл.

Еще 12,4 млрд рублей со столичных отходов имеет компания «Спецтранс », входящая в состав корпорации «Ростех », которой в настоящее время подчиняется «Уралвагонзавод ». Пока у «Ростеха» самая скромная доля на московском рынке ТБО, однако у Сергея Чемезова масштабные, а главное, реальные планы экспансии в этой сфере. Принадлежащая «Ростеху» компания РТ-Инвест выиграла конкурсы на строительство мусоросжигательных тепловых электростанций (МТЭС) в Московской области и Казани , где она также является владельцем крупнейшего оператора по вывозу мусора.

Ожидается, что четыре завода в Московской области в общем зачёте утилизируют 2,8 млн тонн мусора, вырабатывая при этом 280 МВт электроэнергии, которая, кстати, окажется весьма дорогостоящей. Такой объём переработки позволит к 2023 году сократить уровень захоронения мусора на полигонах в регионе на 30%.

РЖД вывезет?

Не могло пройти мимо столь бурно растущей отрасли ОАО «РЖД». В госкорпорации предложили свои услуги, оценив, что железнодорожники способны вывезти до 3 млн тонн мусора из Москвы и до 2 млн тонн из Санкт-Петербурга . РЖД представили свою инициативу на встрече с московскими операторами по вывозу отходов. Как мы уже , на презентации проекта представители монополии пытались обосновать преимущества вывоза ТБО по железной дороге по сравнению с автоперевозками: большие объёмы, точный график, экологичность, сопоставимые затраты.

По замыслу РЖД всю инфраструктуру на этих площадках операторы должны построить за свой счёт.

И вот вам загадка: на какой приём аудитории рассчитывали пропагандисты проекта, который разваливает отлаженные операторами схемы? Кроме того, монополия предполагает, что на узловых грузовых станциях будут размещены мусоросортировочные комплексы, куда отходы будут свозить с разных районов города, прессовать и в вагонах вывозить в другие регионы. Причём по замыслу РЖД всю инфраструктуру на этих площадках операторы должны построить за свой счёт .

Оператором проекта по вывозу мусора выбрана дочерняя компания РЖД «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (ОЦВ ). По данным самой монополии, центр принадлежит ей только на 43,43%, а 49,9% - у компании «Желдорконсалтинг », которая через ряд «прокладок» связана с предпринимателем Михаилом Рабиновичем .

Портал Руспрофайл насчитал у ОЦВ 444 контракта с РЖД на сумму почти 10 миллиардов рублей. Как отмечал гендиректор «Infoline-аналитики » Михаил Бурмистров , ОЦВ замкнул на себя сервис и обслуживание инновационной продукции и систем, используемых РЖД: пожарной автоматики, телемеханики, видеонаблюдения и дистанционного контроля, при этом контракты переданы подрядчику на безальтернативной основе, хотя гарантийный ремонт стоил бы дешевле.

Прежде Михаил Рабинович официально возглавлял ОЦВ, а сейчас его связывают с компаниями «Вагон-сервис » и» «Вагонреммаш », которые занимаются ремонтом для Федеральной пассажирской компании (ФПК ). Аналитики KPMG посчитали, что в 2013–2015 гг. связанные с Рабиновичем структуры получили от «дочки» госкорпорации контрактов на 37 млрд руб. Так может это не РЖД выбрала «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий», а Рабинович выбрал РЖД, чтобы под его прикрытием внедриться на перспективный рынок? В конце концов, чем Рабинович хуже Абрамовича…

Подмосковье внедряет кремацию

Генеральный директор ОЦВ Юрий Тыртышов уверен в рентабельности проекта. По его словам, предварительную заинтересованность высказали московские власти, предварительное согласие на финансирование получено от ВЭБ . Также, по мнению главы ОЦВ, государство могло бы предоставить субсидии на эту услугу, учитывая, что перевозка отходов по железной дороге более экологична, а на перевозку автотранспортом на удалённые расстояния можно ввести ограничения.

Таким же простодушием отличаются представления ОЦВ о том, куда вывозить столичный мусор. Здесь полагают, что местами захоронения мусора могут стать заброшенные объекты Минобороны и полигоны, где ранее уничтожалось химоружие. В России таких насчитывается семь. Правда, стоило бы учесть, что для начала там нужно переработать вредные вещества, оставшиеся после процесса уничтожения.

Глава монополии Олег Белозёров признаёт, что «пока есть отрицательные элементы в части экономических расчётов».

Достаточно трезво оценивает перспективы мусорного проекта РЖД гендиректор монополии Олег Белозёров . Выступая в феврале на Российском инвестиционном форуме, он подтвердил готовность госкорпорации обеспечить экологически чистую перевозку мусорных отходов, но при этом фактически признал, что реализация проекта - дело неопределённого будущего. Белозёров подчеркнул, что РЖД готовы осуществлять такие перевозки, если будет установлен специальный тариф. «Такой чётко отлаженный механизм в будущем будет отработан». При этом глава монополии признаёт, что «пока есть отрицательные элементы в части экономических расчётов».

Между тем, РЖД и «Ростех» уже пытаются конкурировать на мусорном рынке юга России. По словам гендиректора ОЦВ Юрия Тыртышова, руководство Краснодарского края дало поручение главам городов Черноморского побережья подобрать площадки, где можно было бы организовать первичную приёмку, сортировку и переработку отходов с последующим вывозом по железной дороге. Три кластера на юге России собирается создать «Ростех». Первый из них, МТЭС в Сочи будет способен переработать ежегодно 0,55 млн тонн мусора. Так что у властей Сочи есть выбор: сжигать или вывозить.

Что касается подмосковного проекта «Ростеха», то он уже вошёл в решающую стадию. Ещё в конце 2017 года губернатор Андрей Воробьёв сообщил, что регион может удвоить (с четырёх до восьми) план по строительству мусоросжигательных заводов. Теперь ясно, что предприятия будут построены даже раньше намеченных сроков. Это вызвано нехваткой мест для захоронения отходов в связи с закрытием большинства свалок и консервацией полигона «Малинки » в Новой Москве . Конфликт в Волоколамске придал процессу дополнительное ускорение. Буквально на днях стало известно, что строительство начнётся в этом году, для чего «Ростех» заказал оборудование на 20 млрд рублей.

Михаил Задорожный
Фото РИА Новости, Максим Блинов

Совмин издал два постановления, касающихся иска российской компании «Параллель.ЮК» к Республике Беларусь. В обоих случаях детали дела не раскрываются. TUT.BY попытался разобраться в этой таинственной истории.

Известно, что иск в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате России. Интересы белорусского правительства поручено отстаивать четверым адвокатам адвокатского бюро «Ревера». Это вся ценная информация, которая содержится в документах Совмина.

В пресс-службе правительства отказались от комментариев, поскольку эти постановления «для ограниченного круга лиц». В Международном коммерческом арбитражном суде информацию по делу не разглашают. Представитель «Параллель.ЮК» не ответил на запрос. Один из представителей «Реверы» отказался от комментариев, сославшись на адвокатскую тайну.

Два информированных источника рассказали TUT.BY, что дело касается «бракоразводного процесса» на Осиповичском вагоностроительном заводе (ОВЗ).

Напомним, что эта компания была создана в 2008 году на базе вагоноремонтного депо в Осиповичах. Ее акционерами стали Белорусская железная дорога (БелЖД) (26% акций) и российская компания «Гранд Экспресс» (74%). Проектная мощность осиповичского завода должна была достичь 2,5 тысячи грузовых вагонов и 2 тысяч танк-контейнеров в год. В 2011 году для строительства нового завода был привлечен 8-летний кредит Евразийского банка развития (ЕАБР) в размере 63,5 млн долларов. Но в 2015 году санкции Запада против России, падение грузоперевозок и, соответственно, спроса на вагоны, возросшая конкуренция со стороны китайских производителей вагонов больно ударили по производству в Беларуси. Оно практически остановилось. Власти Беларуси считали, что в этом виноват российский акционер. У «Гранд Экспресс» были претензии к БелЖД и белорусскому правительству в части выполнения взятых обязательств по закупке вагонов.

Во второй половине 2015 года ОВЗ допустил ряд просрочек по уплате суммы основного долга и процентов по кредиту ЕАБР. В итоге гасить обязательства пришлось Минфину Беларуси, под гарантии которого был привлечен кредит. Пресс-служба ЕАБР подтвердила TUT.BY, что погашение задолженности было произведено Минфином Беларуси в полном объеме 1 июня 2016 года согласно принятым обязательствам. Банк «не имеет финансовых претензий к правительству Беларуси по заключенному договору о предоставлении банковской гарантии».

Далее белорусское правительство для покрытия расходов выставило претензии ОВЗ. Судебным исполнителем торги, по результатам которых все ликвидное имущество завода было приобретено Могилевским отделением БелЖД. Работники завода перешли на Осиповичский завод транспортного машиностроения. Такой расклад вызвал в российском «Гранд Экспрессе». «Тысячи наименований различного имущества, от объектов недвижимости до уникальных станков, были оценены в кратчайшие сроки. В спешно организованных торгах не смогли принять участие несколько крупных вагоностроительных компаний, готовых по рыночной стоимости приобрести современный вагоностроительный комплекс и вернуть его к полноценной деятельности», — недовольство гендиректор «Гранд Экспресса» Ольга Доник. Связаться с представителем «Гранд Экспресса» не удалось.

Попытки российской компании достучаться до властей Беларуси и вернуть себе часть активов не принесли результата. Поэтому им оставалось обратиться в суд.

По состоянию на март 2017 года в списке кредиторов ОВЗ были 39 субъектов хозяйствования, а суммарная задолженность завода перед ними составляла свыше 240,8 млн деноминированных рублей. При этом обязательства завода в 177 раз превышали дебиторскую задолженность и в десять раз больше стоимости его активов.

В конце 2016 года Арбитражный суд Москвы взыскать с ОВЗ просроченную задолженность на общую сумму более 2,5 млн долларов в пользу ЕАБР.

По информации TUT.BY, основные же претензии предъявляют Михаил Рабинович и его партнеры. Рабиновича соучредителем ЗАО «Гранд Экспресс», и он имел хорошие отношения с бывшим главой ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным.

Юридическая компания «Параллель.ЮК» также стала кредитором ОВЗ после того, как выкупила долги одного из российских банков, подтвердил TUT.BY антикризисный управляющий завода-банкрота Николай Шевкунов .

«Перед группой [Рабиновича] обязательства суммарно составляли около 10 млн долларов. Но они включили счетчик и насчитали процентов, неустоек и прочего. В итоге долги взлетели до 100 млн долларов», — рассказал собеседник, знакомый с ходом дела.

Учредителем «Параллель. ЮК» является гендиректор компании Андрей Владимирович Северилов, следует из реестра юрлиц РФ. Человек с такими же Ф.И.О. является акционером российского «Локо-Банка», как и Михаил Рабинович. По информации газеты «Ведомости », пути Северилова и Рабиновича пересекаются еще в нескольких компаниях.

Партнером Рабиновича в ОВЗ назывался Андрей Кушнарев, который был главой представительства «Гранд Экспресса» в Беларуси. В ноябре 2015 года Евразийский банк развития продал с дисконтом «Параллель.ЮК» долги Кушнарева, который выступал поручителем по кредиту ОВЗ и уплате половины процентов, следует из материалов суда. В августе 2017 года Одинцовский городской суд Московской области постановил взыскивать с Кушнарева в пользу «Параллель.ЮК» неустойку за неисполнение обязательства по оплате половины процентов по кредитному договору и за нарушение сроков оплаты на сумму около 2 млн долларов. По информации TUT.BY, долги до сих пор не погашены. А след Кушнарева тем временем и вовсе простыл.

В марте текущего года ОВЗ был признан банкротом, и в отношении него ликвидационное производство. Сейчас проходят аукционы по продаже имущества на сумму 7 млн рублей. До окончания ликвидации осталось чуть больше трех месяцев.