Протоиерей (Агафонов) Николай Викторович. Жены-мироносицы Святая Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева мироносица

Память равноапостольной Марии Магдалины празднуется два раза в году. Во-первых, как и всех жен-мироносиц, на 3-й неделе по Пасхе и еще отдельно 22 июля/4 августа. Это единственная из жен-мироносиц, житие которой имеется в четьях-минеях. И хотя по сравнению с другими женами церковное предание повествует о ее дальнейшей судьбе после евангельских событий, сведения эти довольно скудны. Родом Мария была из небольшого города Магдалы, расположенного на западном берегу Геннисаретского озера, между Капернаумом и Тивериадой. Родители ее, Сир и Евхаристия , были людьми состоятельными, раз впоследствии их дочь могла служить Христу «своим имением». Мария страдала неизвестным тяжким недугом от которого ее исцелил Христос, и после этого она уже постоянно следовала за Ним до самой Голгофы и стала первой, кому явился воскресший Христос. После Пятидесятницы Мария Магдалина отправилась проповедовать Христа на Запад. Она явилась во дворец к императору Тиберию и преподнесла ему красное яйцо со словами: «Христос воскрес». После этого установился обычай подносить на Пасху крашеные яйца. Покинув Рим, она, по некоторым преданиям, прибыла в Галлию и проповедовала там Христа. Затем она отправилась в Эфес, где пребывала до своей смерти, разделяя с апостолом Иоанном Богословом его миссионерские труды. С ее слов ап. Иоанн написал 20-ю главу своего Евангелия. По своей блаженной кончине равноапостольная Мария была погребена в Эфесе.

Православное восточное предание о Марии Магдалине отличается от западно-католического, изобилующего всякими неправдоподобными, фантастическими историями. Католическое предание ассоциирует Марию Магдалину с Марией, сестрой Лазаря, умывавшей ноги Христа драгоценным миром в Вифании, а также с евангельской блудницей, умывающей ноги Христа слезами. Отсюда у них родился образ кающейся Марии Магдалины - блудницы, что в будущем породило на Западе немало кощунственной литературы. Фильм «Последнее искушение Христа» и книга «Код да Винчи» есть прямое следствие западного искаженного образа Марии Магдалины. Православие отвергает такое произвольное и необоснованное толкование. В восточном предании нет и намека на подобное прошлое святой Марии Магдалины.

Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода

Если о Марии Магдалине церковное предание сохранило сведения о ее жизни после Евангельских событий, то об Иоанне предание, наоборот, приоткрывает страницы ее жизни до прихода ко Христу. О ее участи после евангельских событий нам ничего неизвестно. Память этой святой, так же как и Магдалины, Церковь празднует и на Неделю жен-мироносиц, и 27 июня / 10 июля. Но не пытайтесь найти ее житие в четьях-минеях за это число. Его там нет. Об Иоанне можно узнать в четьях-минеях под 29 августа, когда вспоминается Усекновение главы Иоанна Крестителя. Там и рассказывается, что Иоанна, будучи женой домоправителя Ирода Антипы, узнав, что Иродиада закопала голову Иоанна Крестителя в нечистом месте, тайно откопала святыню и перезахоронила в другом месте, на Елеонской горе. Когда Иродиада, терзаемая страхами, решилась сжечь (то есть совсем уничтожить) главу Крестителя, она не нашла ее. Таким образом Иоанна спасла великую святыню христианства и не дала надругаться над мощами великого пророка.

Саломия

Дочь праведного Иосифа, обручника Девы Марии. Была замужем за Зеведеем, занимавшимся рыбным промыслом на Геннисаретском озере. Двое ее сыновей от этого брака, Иаков и Иоанн, были одними из первых призваны Христом на апостольское служение. Вслед за своими сыновьями и Саломия отправилась служить Спасителю.

Мария Клеопова

Мария Клеопова - младшая дочь праведного Иосифа Обручника, а значит, является родной сестрой Саломии. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева поселилась в их доме, и они жили вместе, как родные сестры. Когда Иосиф с Девой Марией и младенцем Иисусом вернулся из Египта в Назарет, он выдал свою дочь Марию замуж за своего младшего брата Клеопу. Об этом факте свидетельствуют такие авторитетные церковные историографы, как Евсевий Кесарийский, Георгий Кедрин и Никифор Каллист. В те времена практика брачных союзов с близкими родственниками была не таким уж редким и вполне нормальным явлением. От этого брака родился сын Симеон, будущий апостол от 70-ти и второй епископ Иерусалимской Церкви. Муж Марии, Клеопа, уверовал во Христа еще при Его жизни и был призван на апостольское служение в числе 70-ти учеников. Именно этот Клеопа повстречал воскресшего Христа на пути в Эммаус, куда шел вместе с апостолом Лукой. С душевной тоской он беседует со Христом о последних печальных событиях, произошедших в Иерусалиме, и не узнает своего Божественного Учителя. Он уже не верит в мессианство Иисуса Христа, именуя Его хоть и «сильным в деле и слове пред Богом и всем народом», но только лишь пророком, не тем, «Который должен избавить Израиля». Вот ведь парадоксальный случай: жена свидетельствует мужу о явлении ей и другим женам Ангелов, благовествующих о воскресении Христа, а он этому не верит! И только после преломления хлеба, когда «открылись у них глаза» и Господь стал невидим, Клеопа и его спутник с волнением вспоминают, как горело их сердце во время беседы со Христом (см.: Лк 24,13-35). А у его жены сердце горело всегда, не переставая. И Господь явил Марии Клеоповой Свою славу раньше, чем ее мужу.

Сусанна

О жизни Сусанны нет ни одного церковного сказания. Евангелие от Луки только один раз упоминает имя этой жены-мироносицы (см.: Лк 8,3). Но, зная только одно ее имя, мы можем возносить ей молитвы и называть в честь нее своих дочерей, а это уже немало.

Святая блаженная Сусанна, моли Бога о нас!

Мария, мать Иакова меньшего и Иосии

Хотя об этой жене-мироносице упоминают три евангелиста - Матфей, Марк и Лука, но никаких сведений о ее жизни мы не имеем.

Некоторые толкователи видели в Марии Клеоповой и Марии, матери Иакова меньшего и Иосии, одно лицо. Но это противоречит церковному преданию, которое ясно указывает на Марию Клеопову, как на младшую дочь Иосифа Обручника и жену Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, причисленного к 70-ти апостолам. У Марии и Клеопы был один сын Симеон, тоже ставший апостолом, а впоследствии епископом Иерусалимским. Вторая же Мария называется у евангелистов матерью Иакова и Иосии.

Какие же основания выдвигают те, кто в Марии Клеоповой и Марии, матери Иакова меньшего и Иосии, видят одно лицо? Это предположение основывается на анализе евангельского текста. Согласно апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин 19, 25). Евангелист Матфей говорит о трех женщинах: Марии Магдалине, Марии, матери Иакова и Иосиии, и матери сыновей Зеведеевых (см.: Мф 27, 56). Марк перечисляет тех же женщин, только мать сыновей Зеведеевых он назвал по имени, Саломией (см.: Мр 15, 40). Получается, что у всех трех евангелистов упоминается Мария Магдалина. Но у Иоанна нет упоминания о его собственной матери, тогда как у Матфея и Марка Саломия присутствует. В то же время у Иоанна говорится о Марии Клеоповой, а у Марка - о Марии, матери Иакова и Иосии. Эти затруднения пытаются согласовать следующим образом. Некоторые исследователи считают, что Иоанн Богослов говорит о присутствии Саломии, не упоминая ее по имени, а лишь называя сестрой Матери Иисуса. И это представляется им вероятным, потому что неестественно было бы предположить, что евангелист стал бы точно называть по имени сестру Пресвятой Богородицы, когда не назвал по имени Саму Матерь Христа. По этой версии куда более естественно предположить, что Иоанн Богослов упоминает о четырех женщинах, попарно стоявших в двух группах, из которых первых двух по имени не называет (этим и объясняется двукратное употребление частицы и ).

Загадочная - потому что слишком противоречивые мнения о ней у восточной и западной церквей, святых отцов, историков разных веков, современных людей. Постараюсь здесь как-то упорядочить всё, что мне удалось узнать о моей небесной покровительнице. Надеюсь, святая Мария отнесётся к этой попытке благосклонно. Мне было интересно следовать за ней через времена и страны. Сначала - из Галилеи в Иерусалим, затем - из Иерусалима в Константинополь. Затем - самая грустная часть пути - из Константинополя в Стамбул. Теперь на горизонте замаячил маленький греческий монастырь, в который, быть может, я соберусь когда-нибудь съездить.

Итак, рассказ о святой Марии Клеоповой, мироносице, сестре Матери Божией.
Её память православная церковь совершает 23 мая (ст.ст.) / 5 июня (н.ст.), а также в неделю святых жён-мироносиц - на пятнадцатый день (третье воскресенье) после Пасхи. Жёны-мироносицы - первые христианки, первые вестницы Воскресения, апостолы для апостолов.
Евангелисты упоминают женщин, которых исцелил от злых духов и болезней Господь Иисус Христос, и которые следовали за Ним во время Его проповеди и служили Ему "имением своим". Вместе с Господом и Его учениками они пришли в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Когда Христа схватили и приговорили к смерти, а ученики разбежались в страхе, женщины не оставили Его, сопровождали до места казни, были свидетельницами Его распятия, смерти, погребения.
Ранним утром воскресного дня, взяв приготовленные благовония (миро), несколько женщин пошли ко гробу Господа, чтобы по восточному обычаю умастить тело умершего. Они нашли гроб пустым и встретили ангела, который посоветовал им не искать Живого среди мертвых. А потом сам Господь Иисус явился им и приветствовал их: "Радуйтесь!" И велел им идти к ученикам и рассказать о Воскресении, и о том, что скоро увидят Его. "Скрыл от мудрых и разумных" и открыл слабым женщинам, за их верность и любовь, за то, что оказались сильнее мужчин - за это им дано было первыми узнать, первыми обрадоваться, первыми возвестить удивительную новость: "Христос воскрес!"

По именам известны семь жён-мироносиц, хотя вполне вероятно, что их было больше. Самая знаменитая - святая равноапостольная Мария Магдалина. Сёстры Лазаря Четверодневного - Мария и Марфа, в доме которых Господь часто гостил. Саломия - мать братьев-апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Иоанна - жена Хузы, домоправителя Ирода, благодаря которой была сохранена великая святыня - глава Иоанна Предтечи. Сусанна (по-еврейски "лилия"), упомянутая только евангелистом Лукой. И Мария Клеопова.

Евангелист Иоанн свидетельствует: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина" (Ин.19:25). Из-за этих-то слов и ведутся споры: что за сестра такая у Божией Матери, что означает "Клеопова" - дочь или жена Клеопы, и вообще о трёх или четырёх женщинах здесь идёт речь?

Чтобы как-то объяснить наличие сестры у Пресвятой Богородицы - единственного, вымоленного ребёнка престарелых родителей, - в западной и восточной церквях появились две разные, но одинаково странные теории. Насколько я поняла, на предании ни та, ни другая версии не основаны, а сконструированы "из головы". Католики считали, что святая Анна трижды была замужем и родила трёх дочерей от разных отцов: Пресвятую Деву Марию, Марию Саломию (упомянутую выше одну из жён-мироносиц) и Марию Клеопову. Есть даже картины средневековых европейских художников под названием "Святая родня", изображающие святую Анну, её дочерей, зятьёв и внуков. Впрочем позднее от этой версии, кажется, отказались из-за её явной сомнительности.
В восточной церкви попытались решить проблему по-другому, но похожим образом, предположив, что Мария Клеопова была сестрой Богородицы не по матери, а по отцу - святому Иоакиму. Якобы до женитьбы на святой Анне Иоаким взял в жёны вдову своего умершего бездетным брата Клеопы (так предписывал закон Моисея). Родившаяся в этом браке дочь Мария считалась дочерью Клеопы (по тому же закону) и звалась Клеоповой. Занятная теория, но видимо тоже придуманная и не основанная на сколько-нибудь близком к апостольским временам свидетельстве.

Между тем, чтобы разобраться, кем была Мария Клеопова, неплохо бы узнать побольше о самом Клеопе, к которому она явно имеет отношение. Человек с таким именем упоминается в Священном Писании, в рассказе евангелиста Луки о явлении воскресшего Христа двум ученикам на пути в Эммаус (Лк.24:13-35). Одним из этих учеников и был Клеопа. В древнейших дошедших до нас мартирологах, списках мучеников, есть святой Клеопа - убитый иудеями за свидетельство о Христе. Историк II века Егезипп, современник людей, непосредственно знавших самих апостолов, пишет, что Клеопа был младшим братом святого Иосифа - обручника Девы Марии.

Именно в этом смысле - как жёны двух родных братьев, живших, вполне возможно, одним домом - Пресвятая Богородица и Мария Клеопова считались сёстрами. Апостолу Иоанну, названому сыну Божией Матери, заботившемуся о Ней всё время Её земной жизни после Воскресения и Вознесения Христова, было по-видимому важно подчеркнуть сестринские отношения этих двух женщин. А уточнением "Клеопова" он достаточно определённо (увы - только для своего времени) пояснил, кого имеет в виду.

Рискну предположить, что из трёх женщин, упомянутых евангелистом Иоанном, Мария Клеопова подошла к самому кресту не только, чтобы попрощаться с Господом и Учителем, но и чтобы не оставлять и поддержать Божию Матерь, свою названую сестру.

Евангелисты Матфей, Марк и Лука также говорят о Марии Клеоповой, но называют её Марией Иаковлевой, Марией матерью Иакова малого и Иосии, другой Марией. По смыслу рассказа понятно, что речь идёт о той же самой женщине: она стоит у креста рядом с Марией Магдалиной. Вместе же они присутствуют и при погребении Христа, а потом ранним воскресным утром направляются с ароматами к гробнице. Судя по этому имени, у Марии Клеоповой было по крайней мере двое сыновей: Иаков и Иосия.

Дальше - больше. По свидетельству историка Егезиппа после смерти Иакова Праведного - первого епископа Иерусалима, епископом становится Симеон сын Клеопы (то есть ещё один, третий сын Марии Клеоповой). Иакова Праведного и его брата Иуду (оба - авторы посланий, включенных в состав Нового Завета) называли "братьями Господними". Всего же братьев было четверо, их имена перечисляются в евангелии: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф.13:55, Мк.6:3). Православная церковь считает, что они - сыновья Иосифа-обручника от первого брака. Но в таком случае получается, что у двух родных братьев Иосифа и Клеопы - у каждого - были сыновья с одинаковыми именами: Иаков, Иосия, Симон (Симеон), - что маловероятно. Чем удваивать количество "одноименных" родственников в семье, логичнее предположить, что "братья Господни" это не сыновья Иосифа, а сыновья Клеопы и его жены Марии Клеоповой. Такой точки зрения придерживается католическая церковь. Также эту версию достаточно убедительно обосновывает профессор А.П. Лебедев в своей книге "Братья Господни". Наконец возможно, что евангелисты перечисляют впремежку и сыновей Иосифа, и сыновей Клеопы, которых жители Галилеи считали соответственно "родными" и "двоюродными" братьями Христа.

Насколько спорен вопрос с детьми Марии Клеоповой, настолько же спорным мне кажется утверждение, которое приводится почти в каждой статье о ней в русскоязычном интернете. А именно - что она дочь Иосифа-обручника, выданная замуж за своего дядю Клеопу. Неужели закон Моисея допускал брак при столь близком родстве? Святитель Димитрий Ростовский, приводя эти сведения в житии святого Иосифа, ссылается на византийского историка XI века Георгия Кедрина. Но между I и XI веками тысяча лет. Понятно, что письменные источники, бывшие в распоряжении византийского хрониста, до наших дней могли не сохраниться. Но хотелось бы хоть какое-то промежуточное звено, упоминание хотя бы V века о том, что Мария Клеопова - дочь Иосифа.

При этом на греческих сайтах - в синаксарях и просто статьях о Марии Клеоповой - её родство с Иосифом-обручником не только не утверждается, но даже в качестве версии не упоминается. Правда, на некоторых греческих ресурсах в рамках теории о том, что Мария Клеопова - дочь Иоакима, приводится цитата из Симеона Метафраста, византийского историка X века: αδελφή της Μητρός του Κυρίου, θυγάτηρ Ιωσήφ, "сестра Матери Господа, дочь Иосифа", но тут же уточняется, что это случайная ошибка и Метафраст вероятно хотел написать "дочь Иоакима".

Вот такая загадочная особа - Мария Клеопова. Но все эти версии о ней, противоречия и споры - легко можно отбросить. Апостол Иоанн не где-нибудь, а в рассказе о распятии, посчитал нужным не только упомянуть её, но назвать сестрою Богородицы. Значит сестрою она и была - не по крови, так по духу, по сердцу. А ещё она - жена и мать мучеников. Сама же, как написано в греческом синаксаре: κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη, "упокоилась с миром".

Только у святых история, даже земная, на этом не кончается.

Мироносицы (носящие миро)- это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.
Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем. «И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».

Святая Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева мироносица

Праведная Ма­рия Клео­по­ва, Иа­ко­вле­ва, Иоси­е­ва мироносица , по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Мария Клеопова — мать двух учеников Иисуса — Иакова и Иосии (Мф 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.
Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).

Святая праведная Саломия мироносица также была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова.

Вместе с другими женами Саломия служила Иисусу, когда Он находился в Галилее, и вместе же с ними пришла она в Иерусалим, когда Христос пошел туда на вольную страсть. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55-56). В числе других жен-мироносиц она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении.

Согласно западной традиции во время гонений иудеи посадили св. жен-мироносиц Марию Иаковлеву и Саломию вместе Марией Магдалиной, Марфой, св. Лазарем, св. Максимином в лодку без парусов и весел и бросили в открытом море. После долгих странствий лодка причалила к берегу в устье Роны. В Камарге, в маленьком городке Сент-Мари- де-ля- Мер находится необычная церковь, больше похожая на крепость. Это собор Нотр-Даме -де-Ля- Мер. Первое упоминание об этой церкви относится к 4 веку как церковь Sancta Maria de Ratis (т.е Святая Мария на плоту)

В 542 году архиепископ Арльский Цезарий завещал церковь монастырю. Это была небольшая церковь 10 на 15 метров, с одной стороны закрытая железной решеткой и с трех сторон тесаным камнем. Множество паломников стекалось в эти места почитая память о трех Мариях приплывших сюда на лодке. Это предание жители бережно хранили на протяжении веков. В 9 веке местность вокруг храма часто подвергалась набегам викингов и арабов.

Храм насколько раз разрушали, и в XI-XII веках вокруг старого здания церкви был выстроен новый храм, больше напоминающий крепость, с толстыми стенами и узкими окнами – бойницами. За стенами храма жители часто спасались от завоевателей и пиратов. Здесь они просили о защите святых небесных покровителей Святую Богородицу и Жен — мироносиц. Этот собор сохранилась до наших дней.

В XV веке король Прованса Рене Добрый узнав о многочисленных чудесах и почитании Святых в этих местах прост разрешения у папы Римского Николая V на проведение раскопок в храме.

Были разобраны обветшавшие стены старой церкви, и открыт старый колодец. недалеко от колодца был найден алтарь, как предполагают современные ученые относящийся в I веку н.э. Это первый христианский алтарь в Галлии. Недалеко от алтаря были обретены мощи мироносиц Марии Яковлевой и Саломии. Мощи жен мироносиц хранятся в ковчеге в часовне святого Михаила. Ежегодно в мае, июле и октябре в городок стекается множество паломников из разных стран. Паломники имеют возможность приложиться к мощам жен-мироносиц.

МАРИЯ КЛЕОПОВА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (I в.), мироносица, праведная.

По преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу или Алфея, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы .

Мария Клеопова - мать двух учеников Иисуса - Иакова и Иосии (Мф 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.

Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56 ; Мк. 15, 40 ; Лк. 24, 4 -11; Ин. 19, 25).

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1129.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6721.htm

Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.

Библейская Энциклопедия Брокгауза. Ринекер Ф., Майер Г.

Упомянута в числе присутствовавших при распятии (Ин 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы - Библейская энциклопедия Брокгауза.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАРИЯ КЛЕОПОВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАРИЯ КЛЕОПОВА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Мф 27:56, Мк 15:40, Лк 24:4-11, Ин 19:25) - жена Клеопы или Алфея, сестра Матери Господа, мать Иакова меньшого и …
  • МАРИЯ в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., жен.) - ассоциируется с именем …
  • МАРИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в биографиях Монархов:
    Королгва Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в Лексиконе секса:
    (богородица, богоматерь, дева Мария, Мадонна), в христианской мифологии мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая (ср. : партеногенез). Образ …
  • МАРИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Богородица Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ СЕСТРА ЛАЗАРЯ
    см. Марфа и …
  • МАРИЯ СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученица, пострадавшая в III в.; память 6 июня: 2) преподобная, племянница преп. Авраамия затворника, жила в …
  • МАРИЯ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от еврейского Мариам — "высокая", "превосходная", "славная") — имя мног. святых, государынь и принцесс, общеупотребительное у всех христианских …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ФИЛИППА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1505-1558), дочь Филиппа I Красивого и Иоанны Безумной, в 1522 г. вышла замуж за Людовика II Венгерского, овдовела …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ЛЮДОВИКА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1370-1395), дочь короля Людовика I (см. соотв. …
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Тюдор - англ. королева (1553 - 58), дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, род. в 1515 г. С 2-летнего …
  • МАРИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словарике:
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА НАГАЯ (?-1612), седьмая жена Ивана IV (с 1581). В 1584 выслана с сыном Дмитрием в Углич, после его …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА (София-Доротея-Августа-Луиза) (1759-1828), принцесса Вюртембергская, жена (с 1776) рос. имп. Павла I. Создала ряд благотворит. и воспитат. (гл. обр. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I ТЮДОР (Маrу I Tudor) (1516-58), англ. королева с 1553. Восстановив католицизм, жестоко преследовала сторонников Реформации (прозвища - Мария …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ТЕРЕЗИЯ (Maria Theresia) (1717-80), австр. эрцгерцогиня с 1740, из династии Габсбургов. Утвердила свои права на владения Габсбургов в войне …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ СТЮАРТ (Mary Stuart) (1542-87), шотл. королева в 1542 (фактически с 1561) - 1567; претендовала также на англ. престол. Восст. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ МАГДАЛИНА, в христианстве раскаявшаяся грешница, одна из жён-мироносиц, преданная последовательница Иисуса Христа, удостоившаяся первой увидеть его воскресшим. Включена христ. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ КРИСТИНА (Maria Cristina) Старшая (1806-78), жена исп. короля Фердинанда VII, регентша Испании в 1833-40 (при Изабелле …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (6 в.), христ. святая. По преданию, в молодости была блудницей; присоединившись к паломникам, к-рые шли в Иерусалим, обратилась …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette) (1755-93), франц. королева, жена (с 1770) Людовика XVI. Дочь австр. императора. С нач. Франц. рев-ции вдохновительница контррев. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ II да Глория (Maria II da Gloria) (1819-53), королева Португалии в 1826-28 и с 1834, из династии Браганса. Правление …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I (Maria I) (1734-1816), королева Португалии с 1777, из династии Браганса; с 1792, в связи с психич. заболеванием М. …