Примеры экономических проблемных ситуаций которые нужно решить. "примеры проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка". История возникновения проблемной технологии

Август 2001 года

В предыдущей статье мы говорили о том, что главная работа управленца - разрешать проблемные ситуации.

Проблемы и их решение - одна из наиболее распространенных тем в управленческой литературе. Однако, большинство исследований на эту тему имеет узко-предметный характер - рассматривает проблемы только с психологической, либо только с социологической, или экономической точек зрения, но, как правило, исследователи не видят систему управления как многогранный целостный объект, и это естественно приводит к тому, что до сих пор в теории управления нет единого понятия проблемы, и сам этот термин зачастую применяется в совершенно разных значениях. Как следствие, в управленческой практике проблемы, как правило, не формулируются, а принимаемые решения чаще основываются на поверхностно описываемых симптомах ситуаций, чем на результатах профессионально выполненного анализа.

Между тем, возможность разрешения проблемных ситуаций в немалой степени зависит от того, как сформулированы проблемы.

В самом деле, вот один из излюбленных способов формулирования проблем практиками: "Я хочу (чего-то достичь), НО не могу". Не могу? Не могу - это тупик, это признание собственного бессилия. Если уже в формулировке проблемы заложено, что достигнуть цели мы не можем, то, конечно, и не достигнем.

Еще более популярный способ формулировки проблемы - это найти виновного на стороне и формулировать проблему "от третьего лица": "Они... (что-то делают или сделали) НО ... (нам нужно для нашей успешной деятельности, чтобы они поступали иначе)". Таковы "жалобы" на неразумные налоги, ненадежных партнеров и т.п. Формулировка, в которой нет управленческого "Я", для решения тоже никак не подходит. Виновные, конечно, часто бывают на стороне, но от того, что мы будем об этом говорить, ничего не изменится.

Как же нужно формулировать проблемы, чтобы они были разрешимы?

Для этого необходим профессионально выполненный

Анализ проблемной ситуации

Это особый акт управленческой деятельности, осуществляемый, чтобы выявить противоречия , порождающие трудности и препятствия на пути достижения цели. Противоречия выявляются не на уровне видимых фактов, а на уровне их причин, глубинных свойств тех систем, в которых осуществляется деятельность. Результат анализа - перечень проблем . Проблемой называют формулировку указанного противоречия.

Анализ предпринимают в тех случаях (ситуациях ), когда цель деятельности становится недостижимой принятыми ранее способами, и способ достижения ее в изменившихся условиях неизвестен. Такая ситуация и называется проблемной. При всем разнообразии проблемных ситуаций можно найти их общие свойства, которые позволяют сформировать методологическую основу анализа ситуаций и поиска решений.

Общее представление о возникновении проблемной ситуации заключается в следующем.

Деятельность любого субъекта разворачивается в сложных природно - социальных системах и порождает происходящие в них изменения, процессы. Кроме деятельности данного субъекта, факторами изменений являются и деятельности иных субъектов, и природные явления.

Факторы, являющиеся порождением деятельности данного субъекта, назовем искусственными, не зависящие от нее - естественными. Например, для руководителя предприятия факторы изменений, определяемые его решениями, относятся к искусственным (так как они им создаются и нормируются), а определяемые действиями конкурентов - к естественным (так как они предстают перед ним как данность, и нормировать их он не может). Процессы, порождаемые исключительно естественными факторами, назовем естественными процессами; процессы, порождаемые при участии искусственных факторов, - искусственными.

Любой субъект, осуществляя деятельность, может двигаться к своей цели только в том случае, если он использует , "захватывает" при этом какие-то естественные изменения в окружающем мире. Человек не в состоянии привести в движение мир, если в мире не существует причин, приводящих его в движение. Деятельность человека состоит в том, чтобы использовать естественные процессы в своих целях.

Из сказанного вытекает важнейший методологический принцип: искусственные процессы не могут осуществляться произвольно. Реализуемые искусственные процессы строятся только на основе естественных.

Это означает, что каждый субъект, нормируя свою деятельность, должен учитывать, как нормируют свою деятельность другие субъекты, включенные в ту же систему деятельностей. Как только один из участников системы деятельностей что-то меняет и тем самым вносит диссонанс в систему - по крайней мере, для одного из участников всей системы деятельностей его цель становится недостижимой - если только им своевременно не приняты соответствующие меры и соответственно не изменена собственная деятельность.

Последняя фраза имеет принципиальное значение. Искусство управления в том и состоит, чтобы заблаговременно просчитывать, какие изменения могут быть внесены иными субъектами деятельности, как это может повлиять на всю систему деятельностей и какие меры нужно принять, чтобы последствия изменений для данного субъекта не оказались катастрофическими. Тот, кто умеет это делать, не попадает в проблемные ситуации, либо выходит из них быстро и с минимальными потерями. Тот же менеджер, который живет по принципу "Что хочу, то и ворочу", не пытаясь предсказать, что могут "наворотить" другие, либо не умеет предотвратить последствия этого, попадает в проблемные ситуации часто и выбирается из них с большим трудом и то не всегда.

Из сказанного вытекает, что возникновение проблемной ситуации может быть вызвано изменениями в тех сферах, где осуществляется нормирование деятельности: административно-правовой (т.е. в нормах деятельности, задаваемых императивно, силой власти), социокультурной (например, при появлении в числе субъектов системы деятельностей лиц с иными традициями, знаниями, умениями), а также в сфере ценностных ориентаций человека, определяющих его цели и средства - в последнем случае наиболее важными в рассматриваемом отношении представляются следующие формы выражения ценностных ориентаций: экономические интересы, социальные запросы, идеология, этические нормы, правосознание.

Здесь экономические интересы - это желание субъекта приобрести максимум возможностей для удовлетворения самых различных потребностей: в материальной сфере, социальном окружении и многих других, включая потребности в престиже и самореализации. Среди этих возможностей - не только те, которые непосредственно приобретаются за деньги, но и те, которые возникают благодаря наличию денег, хотя и не требуют их непосредственных затрат: особенности социального статуса, вытекающие из принадлежности к социальному страту "обеспеченных" людей, допустимость материального риска и как следствие - большая независимость, снятие многих ограничений в выборе вида и режима деятельности и др.

Социальные запросы - это стремление к обладанию престижным социальным статусом, исполнению престижных социальных ролей, возможности общения с интересными людьми, жизни в соответствующем социальном окружении и т.д. Сюда же относятся требования психологического и социально-психологического характера, например, жить и работать в условиях отсутствия деструктивных конфликтов.

Этические нормы - представление о том, что субъект может себе позволить или не должен себе позволять, или обязан выполнять, чтобы не причинять зла и нести добро.

Правосознание - представление о порядке , который следует поддерживать для сохранения сложившейся структуры социальных отношений, принципов распределения социальных ролей и социальных благ, структур деятельности и принципов ее регулирования; в отличие от норм официального права, нормы правосознания не зафиксированы в документах, а сохраняются именно в сознании людей.

Идеология - представления о долге и миссии человека, предприятия, семьи, государства и др.

Приведенный перечень типов ценностных ориентаций не является исчерпывающим и дополняется в зависимости от конкретного объекта анализа.

Изложенные представления о происхождении проблемной ситуации создают основу для разработки методов ее анализа. Эффективная процедура анализа состоит в применении так называемой позиционно-аспектной матрицы - таблицы, форма которой приведена ниже.

Составляют список субъектов, действия которых могут быть источниками проблемной ситуации. Каждый субъект характеризуется занимаемой им позицией (функционально). Так, в приведенной ниже таблице для примера выбраны следующие функциональные позиции: руководитель, персонал, потребитель, конкурент, государство - разумеется, это не исчерпывающий перечень. Позиции могут соответствовать определенным должностям, организациям и т.д. Позиции располагают по строкам таблицы. По столбцам таблицы вписывают аспекты анализа. Как показано выше, главными аспектами являются правовой, социокультурный и ценностный; последний разбивается на экономические интересы, социальные запросы, идеологические критерии, этические нормы и другие. Для каждого конкретного объекта анализа выбирают не только перечень позиций, но и наиболее подходящий перечень аспектов анализа. В ряде случаев, например, целесообразно добавить психологический аспект. В "клетки" таблицы вписывают характеристики каждой позиции во всех аспектах.

Аналитическая работа с таблицей после ее заполнения основана на следующем положении: противоречия могут возникать между тем, что отнесено к разным аспектам по одной позиции (по одной горизонтали между разными клетками), либо между тем, что отнесено к разным позициям в одной таблице (по вертикали). Противоречия "по диагонали" возникают лишь вследствие противоречий "по горизонтали" и "вертикали" и не должны рассматриваться самостоятельно.

Так, противоречия могут возникать между интересами руководителя предприятия и потребителя продукции в экономическом аспекте (руководитель ищет пути продать товар дороже, а потребитель - купить дешевле), между действиями руководителя в экономическом и психологическом аспектах (пытается получить большую прибыль, уменьшая зарплату работников, но хочет сохранить мотивацию работников к интенсивному труду) - но не могут возникать, например, между действиями руководителя в психологическом аспекте и потребителя в экономическом. Желания покупателя дешевле купить продукцию и бизнесмена сохранить стимулы к труду могут войти в противоречие только через экономическое поведение бизнесмена.

Просматривая таблицу по всем строкам для каждого аспекта и по всем столбцам для каждой позиции, выявляют все противоречия (проблемы). Каждая проблема формулируется в виде двух предложений, соединенных союзом НО . Поясним это на примерах.

Первый пример - из анализа ситуации на швейной фабрике: "При постановке на производство новой продукции осуществляется ее оценка художественным советом, НО предпочтения потребителей не совпадают с критериями оценки продукции членами совета". Здесь выявлено противоречие в социокультурном аспекте между двумя позициями: члены художественного совета (такая позиция была выделена в составе позиции персонал ) и потребители .

Другой пример - из области медицинского страхования: "Согласно законодательству, затраты медицинских учреждений оплачиваются пропорционально объему оказанных услуг, НО фактические затраты не пропорциональны объему услуг". Здесь для одной позиции - медицинского учреждения - выявлено противоречие между правовой нормой компенсации затрат за счет средств обязательного медицинского страхования и экономическим интересом учреждения получить полное возмещение затрат.

Помимо рассмотренных выше случаев, когда проблемная ситуация имеет как внутренние, так и внешние по отношению к данной организации источники, она может быть порождена самим управленцем вследствие недостаточности его квалификации - несоответствием сформулированных задач поставленной цели, выбранных средств и методов решения - задачам или свойствам объекта деятельности. Поэтому дополнительно к описанному выше анализу с помощью позиционно-аспектной матрицы целесообразно провести анализ взаимного соответствия перечисленных элементов деятельности.

Итак, анализ, выполненный описанным способом, позволяет получить формулировки проблем - объективно существующих противоречий между разными интересами, нормами, ценностями - но пытаться разрешить эти противоречия пока не стоит, потому что

Объективно - это хорошо, но...

Для разрешения проблемной ситуации чрезвычайно важно, чтобы проблемы формулировались управленцем не как "объективные" противоречия, а как проблемы для себя. Во-первых, можно найти множество объективно существующих противоречий, которые реально "не мешают жить" и разрешать их вовсе не обязательно. Во-вторых, объективные противоречия всегда связаны не только с внутренними факторами данной организации, но и с чьими-то "чужими" интересами или действиями - такие проблемы решать бессмысленно, так как с "чужими" действиями сделать все равно ничего невозможно, лишь в некоторых случаях эффективным решением будет проведение переговоров по обоюдно выгодному согласованию интересов. Управленцу, осуществляющему анализ, необходимо сделать еще один шаг, еще одно мыслительное усилие - эти "объективные" проблемы "развернуть на себя".

Переход от "объективных" проблем к проблемам "для управленца" и дальнейшее их решение осуществляются путем самоопределения управленца в проблемной ситуации - прежде всего, путем ответа на вопросы "Что я хочу? " и "Что я могу? " относительно тех противоречий, которые сформулированы как "объективные" проблемы:

Ситуация для управленца проблемна только в том случае, если управленец что-то "хочет" в отношении выявленных объективных противоречий, но не может этого сделать. Таким образом, форма представления проблемы на данном этапе анализа преобразуется в "Я хочу (что-то сделать), НО Я не могу (этого сделать)".

Такое представление проблемы пока еще непродуктивно для ее решения - мы уже говорили в начале статьи, что формулировка "не могу" закрывает возможности решения. Следующий шаг состоит в преобразовании этой формулировки; при этом отыскивается причина противоречия и выясняется, что:
(a) возможности совершить то, что нужно, могут быть найдены или приобретены;
либо
(b) эти возможности отсутствуют, так как управленец не хочет предпринимать каких-то необходимых действий , и формулировка проблемы преобразуется в "Я хочу (чего-то достичь), НО Я не хочу (делать то, что для этого необходимо)"; в данном случае необходимо провести дальнейшее самоопределение в отношении полученной формулировки и понять, почему управленец не хочет совершать необходимого действия, какие для этого есть причины, и далее формулировать проблему с учетом этих причин;
либо
(с) возможности достичь желаемого отсутствуют по причинам, не зависящим от данного лица, тогда проблема признается неразрешимой. Но неразрешимость противоречия еще не означает неразрешимости проблемной ситуации. В этом случае необходимо найти способ создания условий, в которых это противоречие, сохраняясь, не может более привести к нежелательным последствиям.

Завершение самоопределения - ответ на вопрос "Что я должен? " - есть решение проблемы. Тем самым процедуры построения и решения проблем смыкаются и в целом включают две стадии: 1) построение "объективных" проблем с помощью позиционно-аспектной матрицы и анализа взаимного соответствия элементов деятельности и 2) самоопределение управленца в отношении этих "объективных" проблем.

Автор будет рад, если материалы публикуемых статей - как этой, так и других - вызовут желание ответить, может быть, поспорить. С этой целью на сайте Самарской школы бизнеса есть "гостевая книга". Пишите, господа, спорьте, ругайте, дополняйте, размышляйте... Ждем ваших писем!

[ публикации ] [ менеджмент ] [ человеческий капитал ]

Важнейшей задачей стоящей перед педагогами профессиональной школы является выбор таких технологий обучения, которые бы обеспечивали процесс формирования у учащихся общей и профессиональной компетентности. В современном мире человек должен проявить такие качества личности как продуктивность и оригинальность мышления, изобретательность, умение видеть проблему проявить быстроту умственной реакции, способность к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, готовности к конкурентной борьбе. Эти способности по существу являются базовыми для современного специалиста. И стоит отметить, что одними репродуктивными методами, в полной мере, они сформироваться не могут. При традиционном обучении преподаватель сообщает учащимся готовые знания: объясняет, показывает новые объекты учебного материала, приводит примеры, добивается понимания, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер. Учащиеся воспринимают знания, заучивают, воспроизводят, не всегда понимая их необходимость. При этом следует отметить, что репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения, но вместе с тем она не достаточно обеспечивает развитие качеств личности о которых было сказано выше. Одной из возможностей успешно добиваться поставленных задач является применение технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения - одна из ведущих педагогических технологий по следующим причинам:

Она позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению новых знаний;

Эффективность проблемного обучения проявляется в формировании творческого, критического мышления;

Помогает усилить взаимосвязь между теорией и практикой;

Стимулирует познавательную активность учащихся, формирует интерес к учебному материалу.

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога.

Остановимся на основном понятии проблемного обучения: проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т. е. у них возникает интеллектуальное затруднение. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

Рассмотрим основные способы создания проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация возникает при наличии противоречия между фактами или явлениями и отсутствием у учащихся знаний для их теоретического обоснования.

2. Использование учебных ситуаций, которые возникают при выполнении учащимися практических заданий. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели, но они не знают способа решения задачи.

3. Постановка учебных проблем на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, это любая исследовательская работа во время учебной практики, так как при этом используются знания в новых условиях.

4. Выдвижение гипотезы; формулировка выводов, их опытная проверка.

5. Создание ситуации выбора. При этом сравниваются, противопоставляются факты, формулируются выводы.

6. Ознакомление учащихся с историческими фактами. Таким образом, они сталкиваются с проблемными ситуациями, имеющими место в процессе становления изучаемой ими теории.

7. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при отработке навыков, повторении учебного материала и т. д.) В этом случае следует использовать факты имеющие связь с изучаемым предметом.

Приведу примеры создания проблемных ситуаций на уроках экономических и бухгалтерских дисциплин.

1. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Организационно-правовые формы предприятий». Перед учащимися ставится вопрос:

«Можно ли создать предприятие, если капитала для его создания недостаточно?»

В этом случае возможны два варианта действий: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит. В ходе обсуждения учащиеся приходя к определенному выводу: если существует риск невозврата кредита, то предприниматель может создать предприятие с помощью компаньонов.

2. При изучении темы «Определение чистого дохода предприятия» учащимся предлагается самостоятельно определить размер дохода, при этом они еще не знают способы решения поставленной задачи. Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью инструкционной карты, где приведены статьи доходов и расходов, учащиеся способны решить задачу.

3. Во время учебной практики по предмету «Финансовый учет» учащимся предлагаются различные производственные ситуации по ведению учета на предприятии на основе их теоретических знаний: заполнение первичной документации, учетных регистров, работа в программе «1С Бухгалтерия». Таким образом, используется возможность применения знаний в новых условиях, что стимулирует познавательную активность учащихся.

4. В ходе изучения темы «Финансовая устойчивость предприятия» выдвигается гипотеза о зависимости финансовой устойчивости от наличия собственного капитала. При выполнении практических заданий эта гипотеза находит свое подтверждение, и учащиеся самостоятельно делают вывод.

5. На уроках по предмету «Экономика организации» учащиеся ставятся перед необходимостью анализа фактов, их сопоставления. При этом также возникает проблемная ситуация. Например, при изучении следующих тем: «Анализ доходности хозяйствующего субъекта», «Анализ состояния собственного и заемного капитала» и др.

6. При изучении темы «Инфляция и ее виды» проблемная ситуация создается при ознакомлении учащихся с историческими фактами. Приводятся примеры видов инфляции в различных государствах в разные периоды времени и различные методы борьбы с этим явлением.

8. При решении задач на уроках финансового учета по темам «Учет заработной платы», «Учет расчетов с покупателями и заказчиками», «Учет расчетов по налогам» и др. используются понятия полученные на уроках по предмету «Налоги и налогообложение». Таким образом, создается проблемная ситуация на основании межпредметных связей.

Структура выглядит следующим образом:

1. Вводно-мотивационный этап.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

4. Формирование умений и навыков.

При проведении вводно-мотивационного этапа педагог настраивает учащихся на продуктивную деятельность в ходе всего урока.

Понятие актуализации существенно отличается от обычного репродуктивного повторения. Ее цель состоит в том, чтобы активизировать работу памяти и подготовить опорные знания для успешного усвоения новых знаний. Актуализация также должна возбуждать интерес к рассматриваемой проблеме, создавать эмоциональный настрой, определять готовность учащихся к восприятию нового материала. Виды деятельности учащихся на данном этапе: устное или письменное изложение, ранее приобретенных знаний; самостоятельная работа; тестовый опрос; решение задач. На этапе актуализации чаще всего и создается проблемная ситуация.

Усвоение новых знаний и способов действий. Уже в названии этого структурного элемента отражено его содержание, именно здесь усваиваются новые знания, раскрывается сущность новых понятий и способы умственной деятельности учащихся. Деятельность преподавателя на этом этапе должна быть направлена на создании проблемной ситуации (если она не возникла на этапе актуализации), формулировка учебной проблемы, управление деятельностью учащихся.

Формирование умений и навыков. Глубокое и прочное усвоение знаний происходит лишь в процессе применения их на практике, поэтому это важнейший этап урока. Здесь происходит отработка знаний, формирование умений и навыков, а также умственных и практических действий. К третьему этапы обычно относят и проверку правильности решения учебной проблемы.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности то естественно, что они и представляют внутреннюю структуру проблемного урока:

1) Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.

2) Выдвижение предположений и обоснований гипотезы.

3) Доказательство гипотезы

4) Проверка правильности решения проблемы. Именно наличие этой внутренней структуры и отличает проблемный урок от традиционного.

Таким образом, структура проблемного урока представляет собой сочетание внутренних и внешних процессов обучения и создает возможность управлении самостоятельной деятельностью учащихся.

При использовании технологии проблемного обучения большое значение имеет оптимальное сочетание методов обучения и форм организации учебного процесса. Из всего многообразия методов обучения наиболее приемлемой я считаю следующую классификацию:

1.Метод проблемного изложения учебного материала, который в возможен в двух видах:

А) монологическое изложение-преподаватель объясняет сущность новых понятий, фактов, делая это используя проблемную ситуацию. Форма организации учебного процесса - лекция. Например, лекция на тему «Расчет сдельной оплаты труда» начинается с вопросы «Как бы вы могли справедливо распределить заработную плату в своей бригаде?»

Б) метод диалогического изложения - учитель формулирует проблему, но ее решение находит с учащимися, они должны активно участвовать в обсуждении, выдвигать свои гипотезы самостоятельно делать выводы. Основные формы - беседа, рассказ.

2.Частично-поисковый метод заключается в следующем, преподаватель подбирает систему проблемных вопросов, которые должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся. Кроме этого нужно придумать и наводящие вопросы которые помогут сделать выводы. Формы организации - семинары, практические работы.

3. Самостоятельная исследовательская деятельность организуется преподавателем, с этой целью учащимся предлагаются теоретические или практические задания с высоким уровнем проблемности. Задания выполняются ими самостоятельно, но при этом контроль преподавателя не исключается. Формы организации могут быть самыми разнообразными: экскурсия и сбор фактов, подготовка доклада, курсовая работа.

Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации)

Список используемой литературы

1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону - 1999г.

2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

3. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М., 1985.

4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: источник, сущность, перспективы. - М.: Знание 1991.

5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

6. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. № 1.

7. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Обобщение педагогического опыта учителя экономики КГБ ПОУ «ПСК» Серова Анна Викторовна По теме: «Проблемное обучение на уроках экономики»

2 слайд

Описание слайда:

Цель педагогического опыта 1) Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; 2)Развития мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений; 3)Воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Задачи педагогического опыта 1) Обеспечение обучения с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств условий для успешного выполнения задания, заинтересованность его самим познавательным процессом; 2) Активизация мыслительной деятельности, осознание обучающимися процесса познания как решения проблем; 3) Усвоение обобщённых способов решения проблем, способом исследования; 4) Более прочное усвоение знаний.

3 слайд

Описание слайда:

Экономика-это наука ЭКОНОМИКА-это особенная наука. Являясь теоретической дисциплиной, она в тоже время в высшей степени практическая наука.

4 слайд

Описание слайда:

Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения и оценки экономической информации составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

5 слайд

Описание слайда:

Одновременно с обучением приобретаются как социальные, так и профессиональные компетенции, что актуально в связи с требованиями, которые предъявляются сегодня выпускнику-профессионалу.

6 слайд

Описание слайда:

Условия возникновения, становления опыта К творческим способностям учащихся, творческому мышлению у учащихся следует отнести: пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое; способность находить и выражать оригинальные идеи; изобретательские порывы и богатое воображение; интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей; гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях. Так как формирование этих способностей неразрывно связано с проблемными методами обучения, то определилась тема опыта моей работы « Проблемное обучение на уроках экономики ».

7 слайд

Описание слайда:

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология проблемно обучения позволяет заменить традиционный урок «получения» знаний уроком “открытия ” знаний. В результате происходит развитие логического мышления, активного словарного запаса обучающихся, формирование умения анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезу, устанавливать ее истинность или ложность путем проверки, находить рациональный способ решения заданий, широкое внедрение групповых форм работы.

8 слайд

Описание слайда:

Теоретическая база опыта Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения (А. Ю. Дейкина) Проблемная ситуация в мышлении и обучении (А. М. Матюшкин) Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (Кудрявцев Т. В.) Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (Г. И. Щукина)

9 слайд

Описание слайда:

Технология опыта «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» - Дистервег. Сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения Сообщающее Проблемное 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. 1.Новуюинформацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач. 2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса. 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня. 3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабыхобучающихся. 3. Темп передачи сведений зависит, от учащегося или группыобучающихся. 4. Контрольдостиженийтолько частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью. 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. 5. Отсутствует возможность обеспечения всемобучающимсястопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые.Обучающиесялегче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

10 слайд

Описание слайда:

Главные условия успешности проблемного обучения обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать интерес и достижению проблемы; обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами; значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого; необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с обучающимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказываниям учащегося относятся с вниманием и поощрением.

11 слайд

Описание слайда:

Методы проблемного обучения проблемное изложение знаний изложение с проблемным началом частично-поисковый, или эвристический метод исследовательский метод

12 слайд

Описание слайда:

Методические приёмы создания проблемной ситуации Подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ разрешения. 2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопросю. 3. Предложение обучаемым рассмотреть один и тот же вопрос с различных позиций (юриста, учителя, потребителя). 4.Побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты. 5. Постановка задач с заведомо допущенными ошибками.

13 слайд

Описание слайда:

Технологическая схема цикла проблемного обучения I этап - постановка педагогической проблемной ситуации II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в логическую Ш этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий IVэтап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания в сознании учащихся V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта VI этап - отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения

14 слайд

Описание слайда:

Реализация использования проблемных ситуаций Объяснение нового материала Работа над определением Работа с дополнительными источниками Внеурочная деятельность

15 слайд

Описание слайда:

Проблемные ситуации, применяемых на уроках экономики: Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Организационно-правовые формы предприятий» Перед учащимися ставится вопрос: «Можно ли создать предприятие, если капитала для его создания не достаточно? В этом случае возможно два варианта действий: 1.Взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами. 2.Обратиться в банк с просьбой предоставить кредит. В ходе обсуждения учащиеся приходят к определённому выводу: если существует риск невозврата кредита, то предприниматель может создать предприятие с помощью компаньонов

16 слайд

Описание слайда:

Проблемное обучение, когда идёт поиск путём использования имеющихся знаний в новых условиях. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме: «Спрос, предложение, рыночная цена» После того как, на уроке были рассмотрены экономические факторы(цена одного товара, цены других товаров, доходы покупателей, вкусы на предпочтение покупателей, ожидание покупателей), проиллюстрирован закон спроса на примере с автомобилями

17 слайд

Описание слайда:

При падении цены величина спроса на автомобили увеличилась, а при увеличении цены уменьшилась. Преподаватель поставил перед обучающимися вопрос: «Может ли возникнуть, ситуация, которая по той же цене, что и раньше покупатели согласятся приобрести больше автомобилей?»

18 слайд

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Проблемное обучение на уроках экономики как средство формирования социальных и профессиональных компетенций. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. (Э. Хаббард, английский литератор) Новые социально экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Данная концепция может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника. Экономика это наука особенная. Являясь теоретической дисциплиной, она в тоже время в высшей степени практическая наука. Курс экономики в техникуме предназначен не только и не столько восполнить дефицит знания фундаментальных экономических концепций и законов, т.е. теории ради теории, сколько создать условия для прикладного использования экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив. Одновременно с обучением приобретаются как социальные, так и профессиональные компетенции, что актуально в связи с требованиями, которые предъявляются сегодня выпускнику профессионалу.

2 По словам Т.Л. Кудрявцева «Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения». Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? Проблемность базируется на противоречиях, возникающих в процессе изучения окружающих предметов, явлений и т.п.. Ученый, изобретатель это противоречие обнаруживает сам, опираясь на глубокие знания, опыт и т.д.. Противоречие вызывает у него определенное психологическое состояние, связан с желанием установить причины имеющейся несоответствия - проблемную ситуацию. Возникает замысел, проблема, решая которую, ученый открывает новые закономерности, законы и др. Заметить такие противоречия в материале ученик не сможет. Ему надо помочь. Лучшим средством для этого служит задача, вызывает у учащихся теоретическое или практическое затруднение, связанное с определенными противоречиями. Такую задачу называют проблемным. Оно может быть представлено в форме вопроса, задачи или практической задачи. Процесс обучения, моделирует в своих существенных чертах процесс продуктивного мышления и направлен на открытие учащимися новых знаний и способов действий, называют проблемным. Его сущность заключается в постановке перед учащимися системы проблемных задач, осознании, восприятии и решении их в ходе совместной деятельности учащихся и учителя. Наука доказала, что источником возникновения проблемных ситуаций и движущей силой их решения есть противоречия. Психологи установили, что благоприятные условия для творческого мышления складываются тогда, когда человек сталкивается с противоречиями, которые она не в состоянии объяснить на основе имеющихся знаний и опыта, когда перед ней возникает проблема, которую необходимо решить. Умственное затруднение преодолевается напряженной работой мышления, активными поисками выхода из ситуации. Мышление активизируется при сопоставлении имеющихся знаний с новыми обстоятельствами, при желании понять причины и суть новых фактов и явлений, объяснить противоречия. Итак, проблемные ситуации в процессе обучения возникают, когда ученики сталкиваются с противоречивыми факторами, заложенными в предметах и явлениях природы, или с несоответствием между известными знаниями или способами действия и неизвестными, то есть теми, которые нужно получить в процессе познания. Типы проблемных ситуаций, применяемых в обучении. На основе противоречий можно выделить ряд таких проблемных ситуаций:

3 1. Когда идет поиск путей использования имеющихся знаний в новых условиях. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Спрос, предложение, рыночная цена». После того, как на уроке были рассмотрены главные экономические факторы (цена одного товара, цены других товаров, доходы покупателей, вкусы на предпочтения покупателей, ожидания покупателей), проиллюстрирован закон спроса на примере с автомобилями (при падении цены с 1200 тыс. руб. до 700 тыс. руб. величина спроса на автомобили увеличилась на 200 штук, а при увеличении цены с 1200 до 1700 тыс. руб. - уменьшилась на 500 штук) преподаватель поставил перед обучающимися вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда по той же цене, что и раньше, покупатели согласятся приобрести больше блага (автомобилей)?" Перед обучающимися встала проблема, которая заинтересовала их. Им нужно использовать приобретенные уже знания в новых условиях. Каковы же эти условия? Им на помощь приходит преподаватель, применяя корректирующую информацию, и приводит пример увеличения спроса (не величину спроса, а самого спроса) на автомобили. С помощью преподавателя обучающиеся приходят к выводу, что в таких случаях должно произойти событие, которое сделало бы это благо более привлекательным для покупателей, чем раньше. Какое же это событие? Так, в годах многие банки стали предоставлять желающим автокредиты на привлекательных условиях и, следовательно, количество желающих приобрести автомобили резко возросло. Следующий вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда по сниженной цене, покупатели откажутся приобрести больше блага (автомобилей)?" В 2009 году в мире разразился нефтяной кризис, вызванный сокращением поставок нефти с Ближнего Востока. Нефть очень подорожала, а вместе с тем поднялась цена на бензин. Пользование автомобилями стало очень дорогим удовольствием. Тогда граждане, которые использовали автомобиль в основном для личных поездок, а также небогатые граждане отдали предпочтение велосипедам, городскому транспорту, а не затратам на бензин. 2. Когда имеются противоречия суждений. В обучении основам экономики часто приходится объяснять учебный материал, в котором сталкиваются суждения «возможно-невозможно», «рационально-нерационально», «влияет на процесс положительно или отрицательно» и др.. Проблемные ситуации такого типа играют важную роль в формировании активной мыслительной деятельности учащихся. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Предприятие и собственность. Формы собственности и организационные

4 формы предприятия». Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос: «Как создать предприятие из-за недостатка капитала?» Для подготовки обучающихся к решению различных ситуаций по данной проблеме преподаватель подчеркивает, что довольно часто встречаются ситуации, когда для реализации идеи нужны значительные оборотные средства, а в предприятии их нет. В этом случае возможны два варианта действий: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит. Обучающиеся привлекаются к решению двух ситуаций и приходят к определенному выводу. Ситуация первая. Банк может отказать в кредите, то время, затраченное на запрос кредита, окажется потерянным, а производство простаивать или сорвется выгодная сделка. Ситуация вторая. Предположим, что банк кредит выдал. Но значительную сумму не так уж просто будет вернуть, особенно если она нужна на длительное время (для приобретения станков, а за каждый день пользования кредитом придется платить банку проценты). Вывод. Если предприниматель не уверен в возможности быстрого возврата кредита, то он берет в дело компаньонов, становятся совладельцем бизнеса. Таким способом возможно создание предприятия. 3. Когда обучающиеся сталкиваются с ситуацией, в которой с разнообразных знаний или способов действия нужно выбрать необходимые. Этот тип проблемной ситуации очень часто возникает при выполнении практических работ, в процессе закрепления учебного материала и т.д.. Например, в процессе выполнения практической работы «Определение структурных элементов производства» обучающимся предлагается выбрать факторы производства (земля, труд, капитал, способности к предпринимательству, информация) в таких производственных ресурсов: Мини-пекарня «Дока-пицца» (капитал). Вода на Малковском водохранилище (земля). Описание метода обработки цветных металлов (информация). Шахтеры шахты «Бошняково» (труд).

5 Документация на новую технологию производства цемента (информация). Рыболовный траулер (капитал). 4. Когда возникают затруднения влиянием «психологического барьера» предыдущего опыта. Известная психологическая закономерность - влияние предыдущего опыта на процесс усвоения новых знаний и способов действия, в научной литературе встречается под названиями «психологический барьер» предыдущего опыта, «явление интерференции» и «явление отрицательного переноса». Поскольку эта закономерность в учебном процессе выступает как препятствие, затруднение на пути к новому, то следует пользоваться понятием «психологический барьер предыдущего опыта». Суть этого психологического явления заключается в том, что выработанные в процессе практической деятельности умения и навыки тормозят установление новых способов действия. Обучающиеся не могут освободиться от привычных способов действия и пойти путем новых, оригинальных решений. Различают два вида этого явления: ассоциативное и репродуктивное торможения. Репродуктивное торможение наблюдается тогда, когда вместо нового способа выполнения действия проявляется другой, ранее усвоенный. Оно может использоваться для создания проблемных ситуаций только в том случае, когда возникает необходимость его предотвратить. Ассоциативное торможение проявляется при замене ранее усвоенных способов действия новыми. Это - весьма эффективное средство создания проблемных ситуаций. Движущей силой преодоления влияния «психологического барьера» предыдущего опыта является борьба присущих ему противоположных тенденций - к сохранению (фиксации приобретенного) и до его изменения (модификации). Это противоречие, при соответствующих условиях, - источник создания проблемных ситуаций. При обучении экономике такие ситуации возникают очень часто, особенно при выполнении практических заданий. Преподавателю важно видеть их проявление и при необходимости уметь их обострять или снимать путем своевременного вмешательства. Актуализация необходимых знаний и способов действия способствует созданию проблемных ситуаций такого типа. Расширение предыдущих представлений, знаний и умений по вопросам, которые рассматриваются, применение конкретизированных установок предотвращают проявления «психологического барьера» предыдущего опыта. Могут быть и другие типы проблемных ситуаций.

6 Чтобы создать проблемную ситуацию, надо поставить перед обучающимися такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого они открывают для себя новые знания или способы действия. Это первое условие создания проблемной ситуации. Кроме нее нужно выполнить еще ряд условий: 1. Проблемное задание, на основе которого создается проблемная ситуация, должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми обладают обучающиеся, задача может вытекать из содержания материала, который изучается, быть логически связана с ним. 2. Выполнение проблемного задания должно вызвать у обучающихся потребность в новых знаниях или способах действия. Наблюдения показывают, что без учета интересов и потребностей обучающихся организовывать проблемное обучение невозможно. Поэтому каждое запланированное проблемное задание необходимо проанализировать как из профессиональной, так и мотивационной стороны. 3. Проблемные задачи, которые преподаватель планирует решить на уроке, должны быть обобщающими. Переход от одной проблемной ситуации к следующей, которая содержит новые знания или способ действия, должен предусматривать обеспечение дальнейшего развития действий и мышления обучающихся. 4. Важным условием успешного создания проблемных ситуаций является правильное и умелое формулировка проблемной задачи. Формулируя проблемные задания, не следует употреблять слов, смысл которых обучающиеся понимают плохо. В конце каждого занятия проводится рефлексивный алгоритм: Что я узнал нового Я думал иначе Что я хотел бы узнать, рассмотреть более подробно Как я оцениваю свою работу на занятии Это помогает при планировании следующих уроков. Домашнее задание, как правило продолжение темы урока, включает задания для более глубокого изучения проблемы (изучение материалов СМИ, интернет ресурсов, документов или учебно научной литературы, исследование и анализ ситуации на основе опросов и т.д.)

7 Принципы значимости учебной деятельности имеют большое значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет обучающимся почувствовать эту значимость. Преподавателю необходимо научить наблюдать, сравнивать, делать выводы, это способствует подведению обучающихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ситуация успеха «Я нашел!» очень важна как при индивидуальной так и при групповой работе обучающихся. Кроме того, в результате проблемного обучения обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, которые помогут в решении производственных ситуаций, а также необходимые коммуникативные и творческие навыки.


Тема 3. ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК КАК ВЕДУЩИЙ ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. Согласно идеологии ФГОС ОО ведущим типом урока в современной школе становится проблемный урок.? Что такое проблемный урок?

МОУ «Лицей 26» г. Подольска Сучкова Т.А., учитель математики Теория и практика проблемного обучения по математике Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только

Самоанализ урока. Урок проходил в 4 классе, предмет математика, в классе 6 человек, на уроке присутствовало 6 человек. Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого», это первый урок в теме, где предусматривается

Технология проблемно-ического обучения XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребѐнок живѐт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает

Проблемное обучение на уроках географии. Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи

Дёмина Анастасия Алексеевна учитель математики Попова Елена Ивановна учителя математики, Челюбеева Дарья Геннадьевна учитель информатики Гирфанова Роза Григорьевна учитель начальных классов Пензина Елена

Сы, протекающие в объектах, а также установить взаимосвязи между отдельными структурными компонентами изучаемого объекта, реализующими различные информационные процессы. Д. А. Коханов ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

LOGO ФГОС Современный урок С Е М И Н А Р У Р О К 1 «Урок это основной участок учебновоспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся

Типология уроков (ФГОС) Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Типология уроков важная дидактическая проблема. Она должна

Типология уроков (ФГОС) Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается следующими

Опорная таблица к анализу урока (Конаржевский Ю.А.) Организационный этап I. Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. 2. Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся;

Описание передового педагогического опыта «Использование интегрированных уроков в процессе обучения математики» Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС 1. Структура урока усвоения новых знаний: 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем

Матрица педагогического анализа урока Уровень 1. Организация начала урока, постановка учебных задач урока, в т. ч. частных и промежуточных Ситуативный Педагог начинает урок без предварительной организации

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 4 2018 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

Раздел. Начальная школа. Учитель Билык Светлана Викторовна «Эффективность урока как качество повышения образования». Моя главная педагогическая задача обучение учащихся, способных применять свои знания

Урок английского языка в 6-ом классе по теме «Образование форм Past Simple Tense у правильных глаголов» в системно-деятельностном подходе Составила: учитель английского языка МАОУ«Гимназия 2» Швецова А.Г.

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности Основные виды УУД Вид УУД Содержание Виды заданий Личностные Самоопределение: мотивация учения, формирование основ гражданской

Технология проблемного обучения на уроках информатики Составитель: Домрачева Надежда Александровна Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки образования в высших

Урок иностранного языка в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Буробина Елена Вячеславовна, учитель английского языка МАОУ «Гимназия

ГБОУ Белгородская коррекционная школа-интернат 23 Выступление на МО Тема: «Развитие познавательного интереса обучающихся, как одно из условий повышения качества учебного процесса» Подготовила: Ершова Е.Л.

Какие ресурсы развивающего обучения могут обеспечить поддержку преемственности обучения и развития ребенка? Воронина О.Г., старший преподаватель кафедры начального образования Федеральные государственные

Технологическая карта урока Ф.И.О. педагога: Буренова Татьяна Александровна Предмет: литература Класс: 11 Тип урока: урок развития речи. Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Н. С. Мальцева (Екатеринбург) Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя

Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории (Данная статья направлена на публикацию в районный Методический вестник, выпускаемый ТИМО Советского района и размещена на сайтах www. kadetsamara.

Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках различной целевой направленности» Системно-деятельностный подход это такой метод,

Барычева Анна Валентиновна, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, старший преподаватель кафедры технологии и общетехнических дисциплин, тел. 8-917 4156717, эл. почта: [email protected]

К.Д.Ушинский писал: Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву одна из труднейших и важнейших задач дидактики. Подолянская Н.В., учитель математики

2016 «Проектноисследовательская деятельность на уроках математики» Из опыта работы учителя математики «Переясловской ООШ 9» Поляковой Л.Н. Не секрет, что использование различных технологий приобретает

Крашенинникова Елена Владимировна преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский автомобильно-дорожный колледж» г. Соликамск Пермского края ИМУЩЕСТВО И

Сербаева Ирина Алексеевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино, муниципальный район Клявлинский,

Тема урока. Сложение целых чисел. 6 класс, учитель Травина О.Н. МОУ СОШ 1 Цель урока: создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Сложение целых чисел»,

Методика проблемного урока Квинтилиан (ок.35-95 гг.) «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь». С.Л.Рубинштейн «Для того чтобы

«Знания дети удивления и любопытства.» - Луи де Бройль Трефиленкова Н. Б. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14, г. Сергиев Посад Проблемное обучение это тип развивающего обучения, в котором

Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс. Тема: Метод проб и ошибок. Тип урока: повторение пройденной темы. Цели деятельности педагога: Формирование способности учащихся к новому способу

Я иду на урок физики: целеполагание Е.Н. Долгих, кандидат педагогических наук, ведущий методист по физике и дистанционному обучению Объединённой издательской группы «ДРОФА» «ВЕНТАНА» Цель это планируемый

158 цип обучения, предписывающий формировать спиралевидный характер процесса обучения путем преодоления противоречий, связанных с несогласованностями, непониманием и другими разрывами в процессе обучения,

Системно-деятельностный подход в обучении Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение

Белякова Светлана Евгеньевна преподаватель информатики и ИКТ Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН» г. Санкт-Петербург

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Классификация методов обучения географии Методы обучения необходимы для того, чтобы обеспечить усвоение всех компонентов содержания географического образования, способствовать

Саулич Л.И. ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района» (РБ, Глубокский район, Витебская область) ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Не существует скольконибудь достоверных тестов

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Введение Развитие необходимых практических умений и навыков важнейшая задача современной школы. Воспитание у учащихся сознательного отношения к труду, стремления к самостоятельному овладению знаниями,

Конспект урока по МХК Учитель (ФИО) Воловельская Лилия Фаатовна Предмет МХК Класс 8 Тема урока Древнеегипетская цивилизация (урок 6) Тип урока (по дидактической цели и способу проведения): урок общего

В.А. Далингер Омский государственный педагогический университет Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Учебно-исследовательская деятельность учащихся

«Индивидуальная работа на уроках технологии» Как считает доктор педагогических наук О. Е. Лебедев, «главная цель школьного образования - достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их

Рабочая программа «Экономика» 10 класс (профильный уровень) Требования к уровню подготовки Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

Организация самостоятельной работы студентов Нормативная база самостоятельной работы Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Основная профессиональная

Варакута Елена Александровна учитель начальных классов МОАУ СОШ 10 «Центр образования» г. Нефтекамск, Республика Башкортостан ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы КОММЕРЧЕСКО-БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ 6 (ГБОУ СПО КБК 6) Технологическая

Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. Осуществляется практический, деятельностный

Проверочная работа по обществознанию 1 вариант 1. Для какой экономической системы не характерно государственное регулирование цен на товары и услуги? 1) командной 2) традиционной 3) рыночной 4) административной

Семинар практикум для педагогов МБДОУ 1 «Родничок» (работаем по ФГОС ДО) Направление по ФГОС ДО: Тема: «Проблемное обучение средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника» «Построение

Шкоркина Елена Михайловна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Личностно - ориентированное обучение на уроках математики. Дерик, Т.Ю учитель математики МБОУ «СОШ 3», Нефтеюганск Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На

Предмет математика класс 2 г Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе) Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» «Умножение и деление» 18 из 20 Тип урока Форма урока, форма учебной деятельности,

М у н и ц и п а л ь н о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е «С р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а 4 г. Б е л ё в а Т у л ь с к о й о б

УДК 159.9 Белановская Е.Е. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ БНТУ, Минск Преподавание основ психологии и педагогики в высшем учебном

ФИО: Батищева Ирина Александровна Технологическая карта урока Место работы: МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова Должность: учитель русского языка и литературы. Предмет: русский язык. Класс: 5. Тема:

Рабочая программа дополнительного образования «Основы экономической науки» 9-11 класс Составитель: к.э.н. Телепченкова Н.В. Москва, 2016 год 1 Содержание Пояснительная записка к программе дополнительного

Системно-деятельностный подход в обучении как средство повышения качества образования Народная мудрость Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. (Русская

Мотивация учебной деятельности Цель это предвидимый результат. Мотив - побуждение к достижению цели. Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения 1. Мотивация, которая условно может