Молитва читаемая в ночь предопределения. Как провести ночь предопределения – Ляйлятуль кадр

О Ночи Предопределения (Ляйлятуль Кадр) в Коране говорится, что она «лучше, чем тысяча месяцев» (97/3).

Вот несколько советов о том, что можно делать в Ночь Предопределения, несколько раньше или позже ее, чтобы наилучшим образом воспользоваться ее благодатью:

1. Отпроситесь с работы

Мы отпрашиваемся с работы по тысячам причин. Почему бы нам, имея целью поклонение, не отпроситься с работы с целью вознести благодарность Творцу? Если нельзя взять длительный отпуск, то возьмите на несколько дней. Ведь если вам не надо идти утром на работу, вам будет легче бодрствовать ночью и предаваться поклонению, или даже пребывать в итикафе.


2. Совершайте итикаф

Проводить последние десять дней месяца Рамазан в итикафе в мечети - сунна Посланника Аллаха (с.а.в.). Во время итикафа люди совершают дополнительные (нафиля) намазы, читают Коран, возносят зикры и дуа. Можно совершать и кратковременный итикаф – например, на одну ночь, один или несколько дней.


3. Совершайте дуа, которую советовал Посланник Аллаха.

‘Аиша спросила: «С какой мольбой лучше обращаться ко Всевышнему в Ночь Могущества?» Пророк (с.а.в.) ответил: «Говори: «Аллаахумма иннакя ‘афуввун, тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни» (О Господь! Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!)


4. Читайте Коран и учите его наизусть

5. Размышляйте над смыслами Корана

Узнайте, что за суры вы слушали на тарафихе, прочитайте их перевод и тафсир. Размышляйте над их смыслами.


6. Очищайтесь от грехов

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Кто проведет Ночь Предопределения в поклонении, веря в вознаграждение (саваб) за это, тому будут прощены все прежние грехи».

Не ограничивайтесь совершением намаза с краткими сурами, которые знаете. Узнайте смысл заученных вами сур, чтобы во время намаза читать их, размышляя над ними. Это действенный способ для концентрации при совершении пятикратных намазов, во время которых у многих внимание быстро переключается, и они начинают думать о чем-то другом.


7. Составьте индивидуальный список ваших дуа

Спросите у себя, что вы в действительности хотите у Аллаха. Всевышний бывает доволен, когда мы возносим дуа. Будь это просьба о чем-то большом, будь о малом, составьте список всех ваших желаний. А после сделайте три вещи:

Вознесите дуа к Аллаху, чтобы Он помог достичь вам всего этого

Подумайте, что вы сами сделали для воплощения ваших желаний в жизнь

Составьте план действий, который поможет вам воплотить ваши желания в жизнь


Спросите с самих себя


9. Возносите длинные, искренние, глубокие дуа

Самое лучшее время для этого – вторая половина ночи. Для этого можно встать за час до сухура. Можно возносить как и упоминаемые в Сунне дуа, так и своими, идущими от сердца словами.

10. Каждую ночь заучивайте одну дуа или аят

Аят или сура необязательно должны быть длинными. Это может быть и одна строка. Если вы не знаете точный перевод, то постарайтесь хотя бы знать примерный смысл. Записав то, что хотите выучить, носите этот отрывок каждый день с собой, бросая на запись взгляд на работе, в дороге.


11. Совершайте ифтар вместе с семьей

12. Приведите семью на таравих

Ваши жена и дети не могли попасть на таравих, потому что вы не отвозили их? Если это так, то в эти последние десять дней сделайте благое дело для всех вас и отвезите их в мечеть на тарафих.


13. Присоединяйтесь к дуа хатима

В эти десять дней все те мечети, в которых на протяжении Рамазана совершался хатим, т.е. полностью прочитывался Коран, завершают это чтение. После того, как Коран бывает полностью прочитан, возносят дуа хатима. Старайтесь вместе с семьей попасть в мечеть именно в этот день. Узнав, в какой день в какой мечети завершается хатим, можно присутствовать на дуа хатима в разных мечетях.

14. Читайте книги по жизнеописанию нашего Пророка (с.а.в.)

Это станет для вас источником вдохновения для того, чтобы прилагать больше усилий для благих дел, иншаАллах.


15. Составьте план на год

Сделав самооценку своих деяний, составьте план того, что бы вы хотели сделать в следующие 12 месяцев. Ночь Предопределения – самое лучшее время для составления такого плана (если это не отвлекает вас от поклонения).

Страница

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал: “Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!» Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем намаз, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в Рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между намазом, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и других ночах” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 204.

Молитва читаемая в ночь предопределения

26–27 рамадана – Лайлат аль-Кадр

В священном месяце Рамадан есть самая значимая ночь – Ночь Предопределения (Ночь Величия, Ночь Могущества) – Лайлат аль-Кадр. Это одна из последних десяти ночей месяца Рамадан. Ночь 26-го дня месяца Рамадан – лишь наиболее вероятное время.

Ночь Предопределения – благословенная ночь, которую Всевышний Аллах возвысил над всеми остальными. В эту ночь Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, были ниспосланы первые суры Священного Корана, чтобы указать людям прямой путь и сделать их счастливыми – как в этом мире, так и в Последней жизни.

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари»

Священный Коран. Сура 97 «Аль-Кадр» /«Предопределение», аят 1, 3-5

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего, Господа небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью»

Священный Коран. Сура 44 «Ад-Духан» / «Дым», аят 3-7

«Кадр» переводится с арабского как «предопределение» и «величие». Считается также, что название этой ночи произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять». В эту ночь на землю спускается великое множество ангелов, от которых на земле становится тесно.

Мусульмане особенно чтят три последние ночи , предшествующие завершению поста. По преданию эта ночь находится среди нечетных ночей последней декады Рамадана, но может быть и в любой день месяца. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Ищите ее среди последних десяти ночей. Если же кто-нибудь из вас почувствует слабость или не сможет выстоять все десять ночей, то пусть постарается найти ее среди семи последних» (Муслим).

В эту ночь бывает очень тихо и безмятежно, звезды не падают, погода стоит безоблачная и без осадков. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние, а утром солнце восходит как полная луна - без ослепляющих лучей, с нежным светом. Иногда Аллах дает знать о наступлении этой ночи, как это однажды было с Пророком, мир ему и благословение, который увидел во сне, как он совершает земной поклон в воду с глиной. В тот год это произошло во время утреннего намаза 21-го рамадана.

Проявление милости и прощения Всевышнего в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности. Верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии. Эта ночь приносит великое благо верующим, поклоняющимся Господу, поскольку благодаря этому они избавляются от наказания в Аду. Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь нисходят ангелы, выполняя мудрые веления Господа и неся с собой добро, благословение и милость.

Поклонение

Всевышний Аллах скрыл эту ночь от Своих рабов, чтобы они усердно поклонялись Ему в каждую из ночей этого благословенного месяца, совершали намаз, поминали Его и взывали к Нему со страхом и надеждой. Десять последних дней месяца Рамадан стараются провести в итикафе. Ночь Лайлат-аль-Кадр желательно провести в ночном бдении, то есть наполнить ее служением Аллаху. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Кто выстаивал Ночь Предопределения с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи» (аль-Бухари и Муслим).

В эту ночь читают Священный Коран, зикр, возмещают пропущенные намазы и совершают суннат-намазы, прося у Всевышнего Аллаха Его Добра, Милости и Милосердия в этой и Последней жизни для себя и для своих родственников, а также – для всей уммы.

Самым лучшим для мусульманина будет совершение покаяния (тауба) и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила: «С какой мольбой лучше обращаться к Всевышнему в Ночь Могущества?» Пророк, мир ему и благословение, ответил: «Говори: “О Господь! Ты Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!”» (Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи).

Если верующий пропускает эту ночь или же проводит ее в грехах и ослушании, то он должен упрекать только себя самого. Поистине, его грехи удержали его от великого блага и лишили его большого вознаграждения.

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Ляйлятуль-кадр ‒ Ночь могущества (предопределения)

Это должен знать каждый

В месяце Рамадан есть одна величественная ночь ‒ Ляйлятуль-кадр , когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

Каждый, кто осведомлен о значимости благословенной Ночи могущества, особо бдителен. Страх упустить эту ночь не даёт сомкнуть глаз. Аят: «Они свои постели оставляют и взывают к Господу своему в страхе и надежде » (Св. Коран, 32:16) в эти дни принимает более четкие контуры и находит свое отражение среди тех, кто считает себя последователем заключительного Божьего посланника (да благословит его Аллах и приветствует).

И неслучайно именно этой ночи посвящена целая сура Священного Корана!

Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества).

И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)?!

Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!

Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие»).

Она [эта ночь, длится] до рассвета.*

Пояснение и комментарии к суре:

1. То, что в свое время последнее Писание ‒ Священный Коран ‒ был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом [См., например: В 14 т. Т. 4. С. 300].

2. Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.

3. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества» . Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:

■ «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;

■ «…по той причине, что невероятно огромное количество ангелов спускается в эту ночь на Землю»;

■ «…проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;

■ «…верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».

Слово «аль-кадр» может быть переведено и как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им становится просто «тесно».

Другой перевод ‒ «ограниченность». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь Предопределения». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300, 301].

4. «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» ‒ когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом ‒ проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

5. «Спускаются ангелы в эту ночь» ‒ как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.

6. «…И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]». Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою [См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332].

7. «В каждом деле» ‒ то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году [См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 333, 335].

8. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» ‒ Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр

В некоторых тафсирах приводится повествование о том, как однажды посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул четырех сынов Израиля, которые провели в поклонении восемьдесят лет.

Сподвижники были поражены этим рассказом. И тогда ангел Джабраил (мир ему) низошел и обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Мухаммад, твои сподвижники были восхищены тем, что эти люди неустанно поклонялись Всевышнему на протяжении долгих лет и ни в чем Его не ослушались. Поистине, Он определил для вас лучшее ». А затем прочитал аяты: «Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества). И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)? Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев! »

Так же передается, что среди сынов Израиля был человек, всю ночь выстаивавший в молитвах, а потом весь день до вечера боровшийся с врагами на поле боя. Это продолжалось 1000 месяцев. И Всевышний Аллах из милости к умме пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ниспослал аят: «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» (Св. Коран, 97:3) [См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан ан аль-‘азым]

Среди каких ночей искать Ляйлятуль-кадр?

Очень часто торжественные и праздничные мероприятия как на государственном, так и на местном уровнях, приуроченные к этому знаменательному событию, проводятся именно в двадцать седьмой день месяца Рамадан как Ночь могущества.

Однако все же более правильно искать ее в одну из нечетных ночей последних десяти дней месяца, ожидая, что каждая из них может явиться той самой благословенной Ночью. Подтверждением этому являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

Ищите Ночь могущества в нечетные ночи последних десяти дней.

Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр С.195, хадис №3247 «сахих»

Во-первых, абсолютное большинство исламских ученых говорило о том, что Ляйлятуль-кадр присутствует в каждом году и именно в месяце Рамадан.

Во-вторых, о том, какая именно ночь месяца Рамадан является Ночью могущества, до ее наступления однозначно известно только Творцу, Господу миров (и возможно, тем из числа ангелов, кому Всевышний дал знание об этом)

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) есть немалое количество хадисов, в которых указываются предположительные временные границы нахождения этой благословенной ночи. Вот некоторые из них:

Ищите Ночь могущества [молясь, выстаивая молитвы и совершая благие дела] в последних десяти днях месяца Рамадан.

Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари.

В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2020, 2021, 2022

Ищите Ночь могущества в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан.

ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7725, «сахих»

Кто будет искать Ночь могущества, тот пусть ищет ее среди последних семи дней.

Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари.

В 14 т. Т. 4. С. 301, хадис № 2015

Ночь могущества ‒ это ночь двадцать седьмого дня.

Хадис от Му‘авия,

св. хадисов Абу Дауда

Ночь могущества ‒ это ночь двадцать четвертого дня.

Хадис от Биляла,

св. хадисов Ахмада

Ночь могущества ‒ это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете].

Хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Ахмада

Имам Ибн Хаджар, комментируя название главы «Поиск Ляйлятуль-кадр в нечетные дни последних десяти дней » из свода имама аль-Бухари, в которой великий мухаддис упоминает несколько хадисов из числа приведенных выше, заметил:

«Такое название этой главы как бы указывает на то, что Ляйлятуль-кадр находится в месяце Рамадан в последних десяти днях и именно в нечетных из них ».

Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306.

Каковы признаки Ночи Могущества (предопределения)?

1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.

2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.

3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.

4. Звезды в эту ночь не падают.

5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобным свету полной луны в безоблачную ночь.

[См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадисы № 7727, 7728, «хасан»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1624, 1625].

Конечно же, для того, кто не хотел бы упустить эту величественную ночь, наиболее предусмотрительным будет уделять определенное внимание каждой из последних десяти ночей месяца Рамадан: как минимум, полагаясь на милость Всевышнего, совершать дополнительную молитву, по завершении которой обращаться к Творцу всего сущего с мольбой-ду‘а и делать хоть одно, пусть не столь значительное, но благое деяние во имя Него, искренне и бескорыстно.

Даже если очередная ночь не окажется Ночью могущества, все равно наши молитвы, по милости Творца, будут приняты и услышаны, ведь это было ночью, а тем более в одну из ночей благодатного месяца Рамадан.

В одном из трудов известного мусульманского ученого приводится притча:

Жил некогда человек, воспитавший и обучавший большое число учеников. Достигая определённых духовных высот, ученики видели, что их учителю предначертано быть в числе «несчастных». Видя, это, они постепенно покидали его. И остался лишь один ученик, который был верен своему учителю.

«Как же так, разве есть у него какие-то неправильные стороны?» Ведь он полностью отдан религии, во всем стремиться следовать пророческому наследию», ‒ вопрошал он.

В один из дней учитель спросил: «Все ушли, остался лишь ты. Почему?»

Ученик ответил: «Видя предписанное вам в потустороннем мире, они предпочли вас покинуть. Что же касается меня, то истину я познал с вашей помощью. Как же я могу оставить вас?»

Тогда учитель промолвил: «На протяжении сорока лет я вижу, что мне предписано. Но скажи мне, есть ли другие врата, в которые я могу постучаться? Есть ли кто-либо, способный изменить моё положение, кроме Всевышнего?

Удивительно то, что после произнесенных слов «несчастный» было изменено на «счастливый»

Гюлен Ф. Кырык тести [Надломленный кувшин]. Стамбул:Заман китаб, 2002. C.124

Что делать в Ляйлятуль-кадр (как ее встречать)?

В Священном Коране есть еще одно упоминание о Ляйлятуль-кадр [См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. C. 496]:

Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь. И Мы, поистине, предостерегаем (оповещаем) [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также разъяснением ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [Ляйлятуль-кадр] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это ‒ проявление милости Господа твоего. Воистину, Он ‒ Всеслышащий и Всезнающий.*

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

Кто выстаивал ночную молитву [В первую очередь имеются в виду молитвы Таравих, Тахаджуд и Витр] в Ляйлятуль-кадр, веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи.*

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и ат-Тирмизи

Что касается самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью [для молитвы], становился более строг к себе [совершал много благого]». [См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 2/1224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 316, хадис № 2024]

Каждая ночь последних десяти дней проводится так, будто именно она ‒ Ляйлятуль-кадр!

Больше позитива, энергии в делах, одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, делать зикр, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тавфик) в последующих намечаемых делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.

В эти последние десять дней не следует забывать ценное наставление посланника Всевышнего: «Пусть в этот месяц вам будут присущи четыре качества. Часто вспоминайте о них. Два из них послужат причиной достижения довольства Всевышнего. Два других же необходимы для вас. Первое из этих четырех качеств ‒ это свидетельство Единобожия… » То есть частое повторение слов «ля иляха илля ллах » с осознанием того глубокого смысла, что кроется в них. [Ас-Самарканди Н. Танбих аль-гафилин [Пробуждение беспечных]. Египет:аль-Иман, 1994. C.323, хадис№632, «хасан»] «…Второе ‒ обращение к Всевышнему с «истигфаром» [то есть мольбой о прощении и произнесении слов «астагфируллах» («О Аллах, прости прегрешения мои и прояви милость Свою»)]… »

Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ляйлятуль-кадр?»

Пророк ответил: «Говори:

اَللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«О Господи! Поистине, Ты ‒ Прощающий, любишь прощать. Прости же меня! ».

Кто сильно желает и стремиться быть из числа уммы, о которой посланник Всевышнего молвил: «Моя умма ‒ она благословенна, над ней ‒ Божественная милость » ‒ проводят в ‘итикяфе в мечети последние десять дней Рамадана в поисках Ляйлятуль-кадр. [См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 102, хадис № 1620 «хасан», № 1621«сахих»]

Что такое ‘итикяф?

И‘тикяф – это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней.

Мечеть должна быть из тех, где есть имам и проводятся обязательные молитвы.

В Священном Коране упоминается состояние и‘тикяфа: “И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа ” (Св. Коран, 2:187).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал и‘тикяф ежегодно в последние десять дней месяца Рамадан, начиная с года его прибытия в Медину и вплоть до смерти. [См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 318, хадисы NoNo 2025, 2026; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1751].

Исламские ученые единодушны: и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием. Безусловно, каждый человек должен самостоятельно и ответственно оценивать свои возможности, абстрагировавшись от рабочих, семейных забот, жизненной активности на 10 дней, не ущемляя права тех, кто находится под его опекой. Предполагается, что человек заранее все спланировал и его отсутствие в течение этого времени никому и ничему не навредит.

Суть нахождения в мечети с намерением и‘тикяфа состоит в том, что человек, особенно во время соблюдения поста, на некоторый период удаляется от мирских проблем, имеет возможность спокойно проанализировать последний год своей жизни, увидеть ошибки, погрешности и покаяться в тишине Божьего храма в состоянии умиротворенности души, находящейся еще в теле, попытаться постичь ту духовную атмосферу, в которой находились Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники.

В состоянии спокойствия верующий может очерчивать, строить планы последующих месяцев и лет, моля Всевышнего о благословении и помощи в достижении намеченных целей.

Для того, кто проводит несколько или все десять дней в мечети, особенно важно оградить себя от никчемных разговоров и дел, посвятив эти дни очищению своего сердца от пороков, слабостей, недостатков. Ведь все истоки нашей жизни, дел, помыслов берут начало именно там, в сердце. И конечно же, нужно просить и молить Бога укрепить себя, это немощное перед жизненными бурями человеческое существо, в вере, набожности и усидчивости.

Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося ‒ «прости и помилуй»].*

Священный Коран 25:77

Во время и‘тикяфа желательным является чтение Священного Корана и приумножение религиозных познаний. В дни и‘тикяфа, даже если человек решил посетить мечеть ненадолго, будет лучше, если при входе в Дом Всевышнего он оговорит намерение провести эти минуты или часы в состоянии и‘тикяфа. [См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1752].

О Всевышний Аллах, если даруешь нам жизнь, то даруй нам силы и счастье быть среди постящихся в месяц Рамадан, выстаивающих молитвы, очищающихся и благодарящих в Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества). О Аллах, сделай нас достойными последователями Твоего посланника (да благословит его Аллах и приветствует)! Амин.

*С комментариями Ш. Аляутдинова

– Ш. Аляутдинов «Мусульманское право,1-2»

– Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

– И. Аляутдинов «Познай себя. Найди Бога. Заслужи вечность»

– И. Аляутдинов «Знай. Веруй. Чти»

Аудио версия настоящей статьи:

В месяце поста есть одна величественная ночь - Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

«Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества). И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)?! Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев! Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие») . Она [эта ночь, длится] до рассвета» ().

Пояснение и комментарии к суре:

1. То, что в свое время последнее Писание - Священный Коран - был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом .

2. Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.

3. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества». Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:

– «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;

– «…по той причине, что невероятно огромное число ангелов спускается в эту ночь на Землю»;

– «…проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;

– «…верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».

Слово «аль-кадр » может быть переведено и как «теснота ». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное число ангелов, что им становится просто «тесно».

Другой перевод - «ограниченность ». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь Предопределения ». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» .

4. «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» - когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом - проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

5. «Спускаются ангелы в эту ночь» - как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.

6. «…И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]». Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою .

7. «В каждом деле» - то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году .

8. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» - Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр .

В Священном Коране есть еще одно упоминание о Ляйлятуль-кадр:

«Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь . И Мы, поистине, предостерегаем (оповещаем) [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также разъяснением ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [Ляйлятуль-кадр] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это - проявление милости Господа твоего. Воистину, Он - Всеслышащий и Всезнающий» () .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в Ляйлятуль-кадр, веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи» .

Что касается самого пророка Мухаммада, то ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью [для молитвы], становился более строг к себе [совершал много благого]» .

Среди каких ночей ожидать ее?

Во-первых, абсолютное большинство исламских ученых говорило о том, что Ляйлятуль-кадр присутствует в каждом году и именно в месяце Рамадан.

Во-вторых, о том, какая именно ночь месяца Рамадан является Ночью могущества, до ее наступления однозначно известно только Творцу, Господу миров .

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) есть немалое количество хадисов, в которых указываются предположительные временные границы нахождения этой благословенной ночи.

Хадисы о Ляйлятуль-кадр

«Ищите Ночь могущества [молясь, выстаивая молитвы и совершая благие дела] в последних десяти днях месяца Рамадан» ;

«Ищите Ночь могущества в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан» ;

«Кто будет искать Ночь могущества, тот пусть ищет ее среди последних семи дней» ;

«Ночь могущества - это ночь двадцать седьмого дня» ;

«Ночь могущества - это ночь двадцать четвертого дня» ;

«Ночь могущества - это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете]» .

Имам Ибн Хаджар, комментируя название главы «Поиск Ляйлятуль-кадр в нечетные дни последних десяти дней» из свода имама аль-Бухари, в которой великий мухаддис упоминает несколько хадисов из числа приведенных выше, заметил: «Такое название этой главы как бы указывает на то, что Ляйлятуль-кадр находится в месяце Рамадан в последних десяти днях и именно в нечетных из них» .

Значительная часть исламских ученых делала акцент именно на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, хотя не однозначно. Очень часто торжественные и праздничные мероприятия как на государственном, так и на местном уровнях, приуроченные к этому знаменательному событию, проводятся именно в двадцать седьмой день месяца Рамадан .

Конечно же, для того, кто не хотел бы упустить эту величественную ночь, наиболее предусмотрительным будет уделять определенное внимание каждой из последних десяти ночей месяца Рамадан: как минимум, полагаясь на милость Всевышнего, совершать дополнительную молитву, по завершении которой обращаться к Творцу всего сущего с мольбой-ду‘а и делать хоть одно, пусть не столь значительное, но благое деяние во имя Него, искренне и бескорыстно. Даже если очередная ночь не окажется Ночью могущества, все равно наши молитвы, по милости Творца, будут приняты и услышаны, ведь это было ночью, а тем более в одну из ночей благодатного месяца Рамадан.

Признаки Ляйлятуль-кадр?

1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.

2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.

3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.

4. Звезды в эту ночь не падают.

5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобным свету полной луны в безоблачную ночь .

Почему ее время окутано таинственностью?

Возможно, она сокрыта для того, чтобы люди не ограничивались одной ночью в году, когда они стараются быть далеки от греха и наиболее живы сердцем, душою.

Некоторые известные ученые говорили: «Человек должен искать Ляйлятуль-кадр в каждой ночи года». То есть оживлять ее молитвами, мольбой-ду‘а, размышлениями о мирском и вечном.

Скрытость и отсутствие четкой определенности в данном вопросе подобны неизвестности срока смерти, срока наступления Конца Света. Почему? Да потому что, имея возможность быть набожными сегодня, не нужно оставлять это на завтра, а тем более на будущие годы и десятилетия!

Как встречать Ночь могущества?

Больше позитива, энергии в делах , одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тавфик) в последующих намечаемых делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.

Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ляйлятуль-кадр?» Пророк ответил: «Говори:

Транскрипция дуа:

«Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни».

اَللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

Перевод:

«О Господи! Поистине, Ты - Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!»

Сила мольбы

«Мольба (молитва, мысленная или словесная обращенность к Богу) в состоянии предотвратить (отразить, удалить с жизненного пути) то, что уже вот-вот должно произойти (определено Свыше и вроде как неизбежно)» - говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).

В другом достоверном хадисе сказано: «Воистину, человек [может] лишиться удела [того или иного блага] в результате совершения греха! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу], кроме мольбы-ду‘а [ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды, кроме как сердечная обращенность к Богу]. Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]» .

Такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Мас‘уд и другие, часто молили Всевышнего мудрой, исполненной глубокого трепета молитвой-ду‘а. Например, ‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье, беда или грех, то (прошу Тебя) бесследно удали это! Ведь Ты «бесследно стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя - Основа Книги [Хранимая Скрижаль]» . Преврати это (заведомо плохое) в счастье, благополучие и прощение» .

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Всевышнего только блага - молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто молил Творца следующей мольбой-ду‘а: «Господи, удали меня [с Твоего благословения и по Твоей милости] от тревог и беспокойств; от печали и грусти; от слабости (потери сил, немощности, бессилия, болезней, нетрудоспособности); от лени (лености, нерадения , скуки); от трусости, малодушия; от скупости и жадности; от долгов, которые «искривляют», прогибают, ломают человека своей тяжестью, и [самое главное] от состояния быть побежденным (от поражений)» .

Ответы на вопросы о Ляйлятуль-кадр

Моя жена хотела провести Ночь могущества в поклонении, но у нее начались месячные. Что ей можно делать в таком случае в эту ночь? Абдурахман.

Подскажите, как быть, если дни менструации выпадают на время ночи Ляйлятуль-кадр? Что в таком случае мне разрешено читать? Е., 22 года.

В чтении по памяти вы ничем не ограничены, если читаете аяты как мольбы-ду‘а .

«Месяц Рамадан - это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличить истинное от ложного]…» (см.: Св. Коран, 2:185). См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 496 и 598.

В последующем, на протяжении двадцати трех лет, ангелом Джабраилом (Гавриилом), по велению Всевышнего, пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует) постепенно передавались строки (аяты) Писания, упорядоченно раскрывающие и объясняющие Божественные повеления и положения, актуальность которых сохранится вплоть до Конца Света. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 332, 334.

С учетом грамматических тонкостей можно перевести и следующим образом: «Она (Ляйлятуль-кадр) - мир (безопасность, благополучие)». См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300, 301.

См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 333, 335.

Там же. С. 335.

Именно в эту ночь Священный Коран был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих. В последующем, на протяжении двадцати трех лет, ангелом Джабраилом, по велению Творца, строки (аяты) Писания постепенно передавались пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует), постепенно раскрывая и объясняя Божественные повеления и положения, актуальность которых сохранится вплоть до Конца Света. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 30. С. 332, 334.

См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. C. 496.

В первую очередь имеются в виду молитвы Таравих, Тахаджуд и Витр.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и ат-Тирмизи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1901; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8902.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 2/1224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 316, хадис № 2024.

И возможно, тем из числа ангелов, кому Всевышний дал знание об этом.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2020, 2021, 2022.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2016, 2017; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7725, «сахих».

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадис № 2015.

Хадис от Му‘авии; св. х. Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7723, «сахих».

Хадис от Биляла; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7724, «хасан».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7726, «сахих».

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306.

Можно сказать, вечером двадцать шестого дня. Учтите, что очередной день (сутки) начинается с заходом солнца. То есть с заходом солнца в двадцать шестой день начинается двадцать седьмая ночь, а за ней уже следует двадцать седьмой день.

См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1623, 1624.

См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадисы № 7727, 7728, «хасан»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1624, 1625.

Для лучшего понимания, что такое жизненная энергия и как ее накапливать, как ею пользоваться, советую прочитать книгу «Жизнь на полной мощности» Т. Шварца и Д. Лоэра.

Хадисы от Саубана, Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 259, хадисы № 4262, «сахих», 4264, «сахих» и 4265, «хасан».

Подробнее о предопределении читайте в моей книге «Потусторонние миры».

Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См, например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 122, хадис № 1975, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 27, хадис № 90, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1640, хадис № 22745 (22386), «сахих», «хасан».

См.: Св. Коран, 13:39.

Об этой мольбе-ду‘а упоминали многие ученые, среди которых Муджахид и Ибн Джарир. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 2. С. 500.

См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 7. С. 51.

Нерадивый - тот, кто без усердия относится к своим обязанностям, делам и т. п.; недобросовестный.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 108, хадис № 2893.

Подробнее о менструации и деликатных женских вопросах см. в моей книге «Женщины и Ислам».

Данная статья содержит: молитва ночь кадр - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

В Священном Коране сказано:

«Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] /1/ в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества).

И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)?!

Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!

Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие») /2/ . Она [эта ночь, длится] до рассвета» (Св. Коран, 97).

Пояснение и комментарии к суре:

1. То, что в свое время последнее Писание - Священный Коран - был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом /3/ .

2. Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.

3. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества». Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:

- «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;

- «… по той причине, что невероятно огромное количество ангелов спускается в эту ночь на Землю»;

- «… проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;

- «… верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».

Слово «аль-кадр» может быть переведено и как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им становится просто «тесно».

Другой перевод - «ограниченность». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь Предопределения». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» /4/ .

4. «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» - когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом - проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

5. «Спускаются ангелы в эту ночь» - как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.

6. «… И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]». Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою /5/ .

7. «В каждом деле» - то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году /6/ .

8. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» - Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр /7/ .

В Священном Коране есть еще одно упоминание о Ляйлятуль-кадр:

«Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь /8/ . И Мы, поистине, предостерегаем (оповещаем) [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также разъяснением ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [Ляйлятуль-кадр] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это - проявление милости Господа твоего. Воистину, Он - Всеслышащий и Всезнающий» (Св. Коран, 44:3 - 6) /9/ .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву /10/ в Ляйлятуль-кадр, веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи» /11/ .

Что касается самого пророка Мухаммада, то ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью [для молитвы], становился более строг к себе [совершал много благого]» /12/ .

Среди каких ночей ожидать ее?

Во-первых, абсолютное большинство исламских ученых говорило о том, что Ляйлятуль-кадр присутствует в каждом году и именно в месяце Рамадан.

Во-вторых, о том, какая именно ночь месяца Рамадан является Ночью могущества, до ее наступления однозначно известно только Творцу, Господу миров /13/ .

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) есть немалое количество хадисов, в которых указываются предположительные временные границы нахождения этой благословенной ночи. Вот некоторые из них:

- «Ищите Ночь могущества [молясь, выстаивая молитвы и совершая благие дела] в последних десяти днях месяца Рамадан» /14/ ;

- «Ищите Ночь могущества в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан» /15/ ;

- «Кто будет искать Ночь могущества, тот пусть ищет ее среди последних семи дней» /16/ ;

- «Ночь могущества - это ночь двадцать седьмого дня» /17/ ;

- «Ночь могущества - это ночь двадцать четвертого дня» /18/ ;

- «Ночь могущества - это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете]» /19/ .

Имам Ибн Хаджар, комментируя название главы «Поиск Ляйлятуль-кадр в нечетные дни последних десяти дней» из свода имама аль-Бухари, в которой великий мухаддис упоминает несколько хадисов из числа приведенных выше, заметил: «Такое название этой главы как бы указывает на то, что Ляйлятуль-кадр находится в месяце Рамадан в последних десяти днях и именно в нечетных из них» /20/ .

Значительная часть исламских ученых делала акцент именно на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, хотя не однозначно. Очень часто торжественные и праздничные мероприятия как на государственном, так и на местном уровнях, приуроченные к этому знаменательному событию, проводятся именно в двадцать седьмой день /21/ месяца Рамадан /22/ .

Конечно же, для того, кто не хотел бы упустить эту величественную ночь, наиболее предусмотрительным будет уделять определенное внимание каждой из последних десяти ночей месяца Рамадан: как минимум, полагаясь на милость Всевышнего, совершать дополнительную молитву, по завершении которой обращаться к Творцу всего сущего с мольбой-ду‘а и делать хоть одно, пусть не столь значительное, но благое деяние во имя Него, искренне и бескорыстно. Даже если очередная ночь не окажется Ночью могущества, все равно наши молитвы, по милости Творца, будут приняты и услышаны, ведь это было ночью, а тем более в одну из ночей благодатного месяца Рамадан.

Каковы признаки Л яйлятуль-кадр?

1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.

2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.

3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.

4. Звезды в эту ночь не падают.

5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобным свету полной луны в безоблачную ночь /23/ .

Почему ее время окутано таинственностью?

Возможно, она сокрыта для того, чтобы люди не ограничивались одной ночью в году, когда они стараются быть далеки от греха и наиболее живы сердцем, душою.

Некоторые известные ученые говорили: «Человек должен искать Ляйлятуль-кадр в каждой ночи года». То есть оживлять ее молитвами, мольбой-ду‘а, размышлениями о мирском и вечном.

Скрытость и отсутствие четкой определенности в данном вопросе подобны неизвестности срока смерти, срока наступления Конца Света. Почему? Да потому что, имея возможность быть набожными сегодня, не нужно оставлять это на завтра, а тем более на будущие годы и десятилетия!

Как встречать Ночь могущества?

Больше позитива, энергии в делах /24/ , одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тавфик) в последующих намечаемых делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.

Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ляйлятуль-кадр?» Пророк ответил: «Говори:

«Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни».

«О Господи! Поистине, Ты - Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!»

Сила мольбы

«Мольба (молитва, мысленная или словесная обращенность к Богу) в состоянии предотвратить (отразить, удалить с жизненного пути) то, что уже вот-вот должно произойти (определено Свыше и вроде как неизбежно)» /25/ - говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).

В другом достоверном хадисе сказано: «Воистину, человек [может] лишиться удела [того или иного блага] в результате совершения греха! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) /26/ [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу], кроме мольбы-ду‘а [ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды, кроме как сердечная обращенность к Богу]. Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]» /27/ .

Такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Мас‘уд и другие, часто молили Всевышнего мудрой, исполненной глубокого трепета молитвой-ду‘а. Например, ‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье, беда или грех, то (прошу Тебя) бесследно удали это! Ведь Ты «бесследно стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя - Основа Книги [Хранимая Скрижаль]» /28/ . Преврати это (заведомо плохое) в счастье, благополучие и прощение» /29/ .

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Всевышнего только блага - молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)» /30/ .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто молил Творца следующей мольбой-ду‘а: «Господи, удали меня [с Твоего благословения и по Твоей милости] от тревог и беспокойств; от печали и грусти; от слабости (потери сил, немощности, бессилия, болезней, нетрудоспособности); от лени (лености, нерадения /31/ , скуки); от трусости, малодушия; от скупости и жадности; от долгов, которые «искривляют», прогибают, ломают человека своей тяжестью, и [самое главное] от состояния быть побежденным (от поражений)» /32/ .

Моя жена хотела провести Ночь могущества в поклонении, но у нее начались месячные. Что ей можно делать в таком случае в эту ночь? Абдурахман.

Подскажите, как быть, если дни менструации выпадают на время ночи Ляйлятуль-кадр? Что в таком случае мне разрешено читать? Е., 22 года.

В чтении по памяти вы ничем не ограничены, если читаете аяты как мольбы-ду‘а /33/ .

Молитва ночь кадр

Священная ночь Ляйлятуль Кадр – лучше тысячи месяцев

С течением жизни всё понятнее становится ценность времени. Поучая молодых, люди старшего поколения пытаются донести до них простую истину: наши дни скоротечны. «Ах, если бы молодость знала! Ах, если бы старость могла!» – известная цитата, применимая ко многим жизненным ситуациям. Ах, если бы, оценив значение каждой минуты на весах вечности, можно было бы вернуться назад и потратить драгоценное время с пользой для своей души! Если бы, сбегав по дорожке из дней вспять, можно было приказать молодому телу умерить свои аппетиты, вменить ему в обязанность придерживаться аскетичности и перетратить всё, что было отдано на его ублажение, – на поклонение! Ах, если бы старость могла! Ловя последние дни уходящего Рамадана, я испытываю бесконечную радость и благодарность Творцу, что дожила и вступила в ещё один Священный месяц своей жизни. Некоторые из вас, наверное, читали в преддверии его прихода статью «Доживём до Рамадана» – в реальности и я, пишущая сейчас эту статью, и те, кто её читают, могли умереть чуть раньше, не вступив под благодатную сень Главного месяца года. И вот мы здесь, а скоро он покинет нас ещё на год. Некоторые из нас перестанут дышать раньше, чем земля вновь наполнится его светом. Я желала и продолжаю мечтать, чтобы для всех нас Рамадан не стал месяцем упущенных возможностей.

Месяцем безвозвратно потерянных мгновений. Те из них, которые мы проводим в поклонении, ложатся в наши закрома и будут тяжёлыми на весах добрых дел в Судный день. Те, что мы отдаём на растерзание своему нафсу, в лучшем случае несут в себе пустоту, а в худшем – кусочек ада. Но Аллах Милостивее всех милостивых. И Он даёт ещё нам шанс восполнить с лихвою всё, что было упущено в месяце, годе и… жизни. Сколько мы живём? Лет 60–80… часть их приходится на детство, а в поклонении из них. Есть среди нас особенные люди, те, кто провели покорными Аллаху всю жизнь, соблюдая религиозную практику с того момента, как это стало для них обязательным. Но даже то, что сделали они за весь этот период, перекрывает по значимости поклонение в одну ночь – ночь Могущества Ляйлятуль Кадр. Это не значит, что можно поклоняться только одну ночь за всю жизнь, потому что вы не знаете, сколько будут весить ваши грехи и погрешности в День Расчёта. Это значит всего лишь, что эта ночь – один из поводов для укрепления вашей надежды на прощение и Рай.

В Коране ей посвящена целая сура, которая так и называется: «Аль-Кадр».

إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ (1) وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ (2) لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ (3) تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِمْ مِنْ كُلِّ أَمْرٍ (4) سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ (5)

1. Воистину Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения / величия.

2. [о Мухаммад] откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения / величия?

3. Ночь предопределения / величия лучше тысячи месяцев [в которых нет этой ночи].

4. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям [которым суждено сбыться в течение года].

5. Она благополучна [ибо ангелы в эту ночь, проходя мимо мусульман, говорят «мир вам!»] вплоть до наступления зари.

Из перевода её становится очевидным, что Аллах Всевышний в Священном Послании для нас оценил одну эту ночь как тысячу месяцев, а это примерно 83 года и 4 месяца нашей с вами жизни. Представляете? За одну ночь, когда ангелы засвидетельствуют ваше поклонение, вы откладываете в свою копилку добрых дел столько, сколько вы смогли бы накопить за всю жизнь в ибадате (поклонении) и даже больше. А встретив её каждый год?! А если туда прибавить ещё ценнейшим образом использованное время за весь период поста? Истина – Аллах Милостивее всех Милостивых. Разве можем мы после этого спать, зная, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) все последние десять дней и ночей усердствовал в поклонении особенным образом! Он – тот, кто не баловал свой нафс, тратя на удовлетворение его потребностей время из песочных часов своего бытия. А что же нам? Разве пристало спать в эти бесценные дни?

Священная ночь Ляйлятуль Кадр: что ещё нам нужно знать о ней

Её ждут в нечётные ночи последней десятидневки.

Она начинается с закатом, наступлением времени вечерней молитвы. Её благодать продолжается вплоть до рассвета, т. е. до наступления времени утренней молитвы.

Ценнее всего в любой ночи последняя треть. Лучше всю её провести в поклонении, увеличивая свою награду и совершенствуя свою духовность. Однако если вы хотя бы какое-то время в ней усердствовали в ибадате (поклонении), то вы уже получили, иншаллах, её баракят.

Она называется «Ночью Предопределения», потому что в ней распределяется всё, чему суждено осуществиться в течение года для каждого из нас.

Необходимо помнить, что именно в эту Ночь был ниспослан Священный Коран на нижнее небо, откуда потом по частям снисходил к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Отсутствие ветра – настолько, что не шелохнётся ничто кругом.

Полнейшая тишина, даже собаки не лают.

Она светится особенным светом, не похожим на свет луны.

Восход необычный, нежный, с особым светом.

Деревья в поклоне.

Воздух с немного необычным ароматом.

Если вы не видели этих признаков, это не значит, что Великой Ночи не было. Их видят и замечают не все.

Что лучше делать в эту ночь:

Не спать или спать, но немного.

Быть крайне умеренным в еде: тяжёлый и довольный желудок тянет вас не на коврик для намаза, а в сон.

Желательно как можно больше обращаться к Аллаху с мольбами. ‘Аиша однажды спросила Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в «Ляйлятуль Кадр »?» Пророк ответил: «Говори:

«О Господи! Ты – Прощающий, любишь прощать. Прости же и меня!»

Можно также делать то, что вы обычно делаете, как акт поклонения и любви к Творцу. Например, кто-то пишет религиозные книги, кто-то занимается проповедью Ислама, есть люди, которые переводят исламскую литературу.

Можно получать и совершенствовать знания об Исламе путём прослушивания или чтения проповедей, изучения исламской литературы.

Есть много того, что мы не сможем понять и сформулировать словами, говоря о важности и благословенных плодах этой ночи. Ведь не только награда наша цель. Это и способ выразить свою любовь к Пророку (мир ему и благословение) и Всевышнему наилучшим образом. Ведь если наш Творец выделил её – разве можем мы это игнорировать? Он подарил нам эту ночь – можем ли мы неблагодарно отказаться от такого дара, предпочтя сон, поддавшись слабости своего тела и духа? Время наше стремится к концу –подобно воде, безвозвратно утекающей на волю, несмотря на то, что мы держим её в ладонях. Каждый год покидает нас месяц за месяцем. Каждый месяц исчезает день за днём. В каждом дне мы прощаемся с нашей жизнью час за часом. В каждом часе к нам никогда не вернутся минута за минутой. Если идти по цепочке этих размышлений, бесценность секунды в каждой минуте становится для нас очевиднее. Когда-то в песочных часах нашей жизни останется последняя песчинка – мгновение до предсмертного хрипа. Всю жизнь мы должны укреплять нашу духовность всеми возможными способами, чтобы быть готовыми к этому моменту, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Людям порой кажется, что человек творит деяния обитателей Рая, а тот попадает в ад. А порой людям кажется, что человек совершает деяния обитателей ада, а тот попадает в Рай. Воистину всё определяется по последним деяниям». (Аль-Бухари, № 2898, 4202, 4207, 2493, 6607, Муслим, № 112).

Чтобы достойно принять смерть, нужно готовиться к ней всю жизнь. А кто из вас знает, какой это срок – «вся жизнь»? Может, в этом году у вас последний шанс, последний Священный месяц, последняя Ночь Могущества…

Я желаю вам встретить эту ночь покорными рабами, и давайте встретимся в раю!

Проспать её – невосполнимая потеря, –

Одно из самых благословенных и значимых событий в мусульманском календаре - Ночь предопределения (или могущества - Ляйлятуль-Кадр либо Лайлатуль-Кадр). О её особом статусе свидетельствует уже то обстоятельство, что Милостивый и Милосердный посвятил ей в Своём Откровении целую суру, которая так и называется: «аль-Кадр».

Наш Создатель поясняет в начальных её аятах:

«Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Джабраил нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям» (97:3-4)

«Лучше тысячи месяцев» в данном случае означает, что любое благое деяние, совершённое в Ночь могущества, будь то намаз, милостыня или любое иное деяние, по количеству своей награды будет превосходить ту награду, которую человек мог бы получить, совершая это деяние на протяжении 1000 месяцев (или 83 лет - целой человеческой жизни). Именно по этой причине верующие стараются искать эту ночь для того, чтобы получить как можно больше награды.

Далее в суре говорится о том, что ангелы и, в частности, самый великий из них - Джабраил нисходят в эту ночь. С наступлением Ночи Кадр на бренную землю спускается огромное количество ангелов, которые заполоняют собой весь наш мир. Ангелы достигают такого количества, что шайтан в Ляйлятуль-Кадр лишается какой-либо силы, и на протяжении этой ночи он не может сбивать верующих людей с пути истинного.

Ночь предопределения именуют также Ночью могущества по той причине, что мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно точного её названия. Одни считают, что слово «аль-Кадр» в данном контексте является однокоренным слову «кадара», которое в переводе с арабского означает «предопределять». Сторонники этой позиции объясняют такое название тем, что Аллах в эту ночь дела всех людей, которые должны с ними произойти на протяжении ближайшего года. В связи с этим в Ляйлятуль-Кадр верующим следует просить у Господа прощения грехов, а также творить благие дела для того, чтобы Аллах предопределил верующим лишь благое. Другие же склонны именовать Ночью могущества, поскольку она несёт в себе величайшее достоинство, преумножая наши деяния тысячекратно.

Время наступления Ляйлятуль-Кадр

Точная дата наступления Ночи могущества скрыта от людей. В этом заключается особый смысл и милость Всевышнего, который пожелал, чтобы верующие искали её и усердствовали в поклонении не только в течение одной ночи, но на протяжении большего времени.

Однако из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) нам известны временные рамки наступления Ляйлятуль-Кадр. Во множестве хадисов, приводимых в сборниках аль-Бухари и Муслима, говорится, что ожидать её следует в заключительной декаде Священного месяца Рамазан, причём в нечётные дни. При этом наиболее вероятной датой Ночи Кадр называется 27 число, подтверждением чему служит хадис, приводимый Абу Даудом.

Однако большинство мусульманских учёных считают, что искать Ночь предопределения необходимо в последние 10 дней Рамазана, а не полагаться лишь на 27 число.

Кроме того, некоторые богословы утверждают, что в эту ночь наблюдаются и особые природные признаки , увидев которые можно узнать Ляйлятуль-Кадр:

  • Безоблачная погода, ясное небо
  • Температура воздуха не слишком жаркая, но и не слишком холодная
  • Отсутствие ветра, либо его наличие, но легкого и умеренного
  • Особая яркость звёзд и луны
  • Полная тишина, что даже собаки редко лают
  • Отсутствие звездопада
  • После Ночи предопределения солнце восходит без лучей

В то же время с данной точкой зрения согласны отнюдь не все учёные. Некоторые мусульманские богословы утверждают, что пытаться выискивать наличие данных признаков не стоит, так как они являются вымышленными. Сторонники этого мнения уверяют, что если бы перечисленные выше признаки на самом деле происходили в Ляйлятуль-Кадр, то в таком случае верующие знали бы точную дату её наступления, что, в свою очередь, входит в противоречие с изначальным замыслом Аллаха сделать дату скрытой от людей.

Как провести Ночь Кадр

1. Совершать дополнительные намазы

4. Совершать иные благие деяния.