Краткое содержание произведения короленко слепой музыкант. Владимир короленко слепой музыкант

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку. Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни». Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни. У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче. Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставру-ченко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом. Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни. Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хо- зяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах. В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек. Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте. Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню. Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта. Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год. Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды. Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как бы отдельную струнку. А если затронуть сразу все струнки, то механизм расстраивается. Так было, когда он впервые вышел на весеннюю природу. После этого он несколько дней был в бреду.
Воспринимая каждый звук в отдельности, он мог сложить мелодию. А, услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама Петра, помогают ему найти себя в жизни. И Петр не без их помощи понимает свое предназначение. Девочка Эвелина, будущая жена Петра, поняла его и помогла ему своей любовью, лаской, чуткостью и состраданием.
Петр «носился» со своим горем, не зная и не понимая своего назначения в жизни, однако после встречи с нищим и бродягами он понимает, что он живет в достатке. А нищие хоть и зрячие, но они сидят на морозе ради копеек. Это две сюжетные линии, без которых рассказ потерял бы свой смысл. Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.
Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: «Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»

Ночью в одной богатой семье Юго-западного края родился мальчик. Ребенок очень сильно кричал, и его мать Анна Михайловна Попельская сразу почувствовала что-то неладное. Слова бабки о том, что все новорожденные плачут, мало ее успокоили.

Через несколько недель предчувствие беды подтвердилось. Анна Михайловна стала замечать, что ее новорожденный не реагирует на лучи света, что-то все время ищет ручками. Когда доктор внимательно осмотрел глаза мальчика, то констатировал, что ребенок родился слепым.

Мальчика назвали Петриком. Его отец был добрым помещиком, который мало говорил и целыми днями был занят делами. Вместе с Попельскими жил родной брат матери – Максим Яценко, который с молодых лет прослыл «опасным забиякой». Дядя Максим много повидал на своем веку, одно время даже примкнул к гарибальдийцам. После полученных ранений он доживал свои годы без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя стал все чаще присматриваться к своему племяннику, который тоже был инвалидом, только с рождения. Максим решил позаботиться о малыше, развить в нем сильные качества, хотя бы частично компенсировать его слепоту силой воли. Он посоветовал своей сестре не слишком опекать ребенка, а предоставить тому возможность развиваться свободно, как все дети.

Постепенно мальчик привыкал к окружающим звукам, а когда научился говорить, стал жадно расспрашивать маму и дядю обо всех предметах и животных. Петрика очень интересовало, как они выглядят?

Дядя Максим пришел к выводу, что слепота мальчика – не простая случайность, она дана ребенку для реализации необыкновенных способностей, в скором времени будет понятно каких.

Глава вторая

В пять лет Петрик уже достаточно хорошо ориентировался в своем доме. Со стороны сложно было даже предположить, что ребенок ничего не видит. Могло лишь показаться, что мальчик более сосредоточен, чем другие дети.

Как-то Петрик услышал звук свирели и долго был под впечатлением от этой мелодии. На народном инструменте играл конюх Иохим. После этого случая мальчик стал часто заходить на конюшню, чтобы послушать новые и такие приятные звуки.

Анна Михайловна стала ревновать сына к конюху. Она решила купить пианино и сыграла для Пети пьесу. Однако мальчик не воспринял сложное музыкальное произведение. Это сильно расстроило мать, но не сломило. Каждый вечер, когда мальчик засиживался у Иохима и наслаждался звучанием дудки, Анна Михайловна садилась за пианино и наигрывала простые, но красивые мелодии. Их слышали Иохим с Петриком и все чаще увлекались звучанием инструмента.

Однажды Петя пробрался в комнату, где стоял этот загадочный музыкальный инструмент, и начал его изучать.

Глава третья

Дядя Максим продолжал серьезно заниматься воспитанием Пети, что приносило свои плоды. В шестилетнем возрасте мальчик уже мог сам убрать в своей комнате и даже ездить верхом на лошади. В этом свою помощь оказывал конюх Иохим. Однако друзей-ровесников у Петрика практически не было, хотя сельские ребята приходили к нему в гости. Им было забавно слушать истории слепого паныча.

Вскоре в имении, которое было расположено по соседству, поселилась чета Яскульских. Их девочка Эвелина была почти одних лет с Петей. Она большую часть времени проводила в уединении, вела себя здраво и рассудительно, как взрослая женщина.

Первое знакомство Эвелины с Петриком у реки получилось неудачным. Мальчик не любил, когда кто-то внезапно нарушал его одиночество, и прогнал Эвелину. Однако через несколько дней дети встретились вновь. На этот раз у них завязался разговор. Во время общения Петя стал ощупывать лицо Эвелины руками. Девочку это напугало. Она поняла, что ее новый знакомый ничего не видит.

На следующий день Эвелина сама пришла в гости к Петрику. С тех пор дети стали дружить и вместе заниматься под руководством дяди Максима.

Глава четвертая

В семье мальчика дружбе Петруся и Эвелины очень обрадовались. Здесь посчитали, что эта умная и нравственная девочка сможет хоть частично облегчить сложную жизнь инвалида.

Тем временем Петрик подрастал. Вскоре в его мировоззрении стали намечаться изменения, о которых дядя Максим раньше не догадывался. Теперь Яценко стал понимать, что далеко не полностью знает своего подопечного, особенно его богатый внутренний мир. Максим пытался как-то воспрепятствовать душевным исканиям и эмоциональным порывам подростка. Он считал, что инвалиду будет гораздо легче жить в удобном и понятном измерении. Но мать Пети поняла, что в ее ребенке будут все чаще раскрываться особенности слепого человека, о которых зрячие даже не догадываются. И с этому никак нельзя воспрепятствовать.

Однажды мальчик вбежал в комнату матери и рассказал сон, в котором отчетливо видел ее и дядю Максима.

Глава пятая

Прошло еще несколько лет. Эвелина и Петр стали уже молодыми людьми, им хотелось каких-то новых впечатлений, но жизнь в усадьбе была скучной и однообразной. Чувствовал это и дядя Максим. Чтобы как-то развеять скуку, он пригласил в гости своего старого товарища Ставрученко, который жил в семидесяти верстах от их усадьбы. Ставрученко приехал в гости с сыновьями-студентами.

Молодые люди живо обсуждали различные вопросы, много внимания уделяли Эвелине, а вот Петра вроде и не замечали. Такое отношение больно ранило самолюбие слепого юноши, но он долгое время старался не подавать виду. Однако во время одной беседы Петру стало совсем тоскливо и одиноко, он встал и куда-то ушел. Эвелина нашла друга у заброшенной мельницы. В этом месте и состоялся судьбоносный разговор молодых людей. Они признались друг другу в любви, а Эвелина первой предложила Петру обвенчаться.

После неожиданной помолвки молодые люди вернулись к гостям, где Петр сел за фортепиано. Юноша играл столь вдохновенно и красиво, что поразил своим умением всех присутствующих. Старший сын Ставрученко сказал, что юноше нужна серьезная школа, такой талант необходимо развивать.

Глава шестая

Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученко. В нескольких верстах от их имения находился N-ский монастырь, куда все вместе решили поехать. Там Петр познакомился со слепым послушником-звонарем Егорием, который внешне был удивительно похож на главного героя. Егорий также родился слепым. Он рассказал историю о послушнике Романе, который ослеп в семь лет. Петр немного позавидовал Роману, ведь тот успел узнать, что такое быть зрячим.

Зимой юношу терзали постоянные вопросы о смысле жизни слепых людей. Ему стало казаться, что все окружающие от него только страдают, хоть и жалеют. И так продолжалось до самой весны, когда решено было поклониться чудотворной иконе. Она находилась в небольшом городишке верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских. У входа в церквушку сидели слепые нищие и тянули заунывную песню. Петр сначала сильно их испугался, но затем справился с нервным потрясением и подал слепым милостыню.

Летом Петр с Максимом поехали на бричке в Киев. Там юноша должен был взять уроки у известного пианиста. Однако по дороге путешественники встретили двух слепцов, которые держали путь в Почаев. Петр принял решение пойти вместе с этими людьми, а Максим поехал в Киев один и долго скрывал от родни поступок племянника.

Дорога в Почаев и общение с людьми, которые были тоже лишены зрения, обогатили юношу новыми приятными впечатлениями. Он выучил и часто стал напевать песню слепцов. Хоть чудо в Почаеве не случилось, душа Петра получила свое исцеление.

Юноша вернулся домой только поздней осенью.

Глава седьмая

Эвелина с Петром поженились и ждали прибавления в семействе. Когда же у них родился сын, молодой отец испытал необыкновенную радость. Правда, первые дни он был очень взволнован. Петр ужасно боялся, что его ребенок родится слепым. Эта мысль постоянно мучила его, не давала покоя.

Когда же доктор внимательно осмотрел малыша и сообщил Петру, что его сын родился зрячим, наш герой на какое-то время как бы переместился в иную реальность. Он сказал матери и Максиму, что видел их, а также этот мир, такой прекрасный и неповторимый.

Эпилог

Прошло три года. Петр дебютировал на ярмарке «Контракты» в Киеве. Его сопровождала Эвелина, а дядя Максим был среди зрителей. В игре Петра он четко узнавал мотив песни слепцов и понял, что прожил свою жизнь не зря. Дядя был очень рад успеху племянника и постоянно повторял, что тот прозрел.

Повесть Короленко «Слепой музыкант» - произведение русской классической литературы, которое никого не может оставить равнодушным. История мальчика, родившегося слепым, потрясает, вызывает глубокие переживания и ведет к очищению души.

«Слепой музыкант». Краткое содержание

В дворянской семье Попельских появляется на свет ребенок. Позднее становится известно, что он не видит. Мать сокрушается, однако ничего поправить нельзя - ребенок безнадежно слеп. Родители балуют малыша, стараясь быть с ним ласковыми, предупредить любые опасности и недомогания. Дядя Максим, живущий в доме Попельских, видит в Петруше способность стать Он советует матери особенно не баловать его, иначе ребенок со временем может убедиться в собственной бесполезности и начать сомневаться в способности чего-то достичь самостоятельно, найти свое место в мире. Краткое содержание произведения «Слепой музыкант» показывает момент взросления молодого человека и выбор его дальнейшего жизненного пути.

Маленький Петр растет, но у него нет друзей. Ему сложно сходиться со сверстниками, так как он уже явственно чувствует свой физический недостаток, и поэтому у них не находится общих тем для разговора. Пока другие дети играют, он стоит в сторонке, ожидая, что и его позовут, но никто этого не делает. Однажды в усадьбу, где расположен дом Попельских, приходит девочка Эвелина. Она знакомится с Петром, проявляет к нему интерес. Полной неожиданностью для нее становится известие о том, что мальчик слепой. Эвелина даже заплакала от жалости к нему, тотчас сердце ее наполнилось состраданием и неизгладимой тоской. Постепенно дети подружились и стали неразлучны.

Между тем у мальчика обнаруживаются явные музыкальные способности. Краткое содержание книги «Слепой музыкант» рассказывает, как формируется и крепнет талант юного музыканта. Все началось с того, что Петруша услышал звуки дудочки конюха Иохима. Мальчик пошел к нему послушать, как тот играет, и вскоре стал приходить постоянно. Затем последовали и первые уроки, Петруша сам научился играть на дудке.

Мать Петра, которая считала себя сведущей в музыке, отнеслась к этому весьма ревностно: немедленно выписала фортепиано из города. Но игра на фортепиано оставила мальчика равнодушным, его все больше завораживала и влекла за собой игра конюха Иохима. Охваченная отчаянием мать пытается привлечь внимание сына к музыке другими способами. Однажды она понимает, что игра Иохима на самом деле замечательна, потому что идет от сердца, и именно это нравится ее сыну. Она примирилась к тем, что музыка конюха интереснее, чем ее собственная.

Это было первое проявление у Петруши интереса к музыке, если говорить кратко. Короленко («Слепой музыкант» - его знаменитое произведение) приводит здесь мысль о бессмертности подлинного искусства. Музыка должна идти от сердца, а не быть продиктованной стандартными умениями.

Годы идут. Петр взрослеет и по-прежнему чувствует неловкость, глубоко переживает по поводу наличия большого физического недостатка. Как ему кажется, слепота мешает ему жить, чувствовать сполна, дышать, даже думать. Он считает себя бесполезным и ненужным обществу человеком. Эвелина рядом с ним, но она уже превратилась в красивую девушку, и между молодыми людьми постепенно зарождаются романтические чувства. Петр чувствует в ней подругу на всю жизнь, юноша уверен, что она никогда не обманет и не предаст его.

Дядя Максим приводит в дом молодежь, чтобы Петр больше общался со сверстниками, а не с одной Эвелиной. Но юноше трудно найти с кем бы то ни было общий язык. Тогда дядя Максим вместе с племянником, Эвелиной и сестрой посещают монастырь. Петр знакомится там с двумя незрячими служителями. Их история показывает ему, что он не один слепой на этом свете. Но Петр впадает в тоску. Ему кажется, что раз он слеп, то непременно должен сделаться озлобленным и бессердечным, как тот звонарь, который круглый год живет в монастыре. В таком унынии он пребывает несколько недель.

Через некоторое время Петр вместе с дядей Максимом отправляется в путешествие. Матери они говорят, что Петруша поедет учиться в Киев музыкальному делу. На самом же деле дядя Максим предлагает племяннику побыть немного нищим, изведать все тяготы жизни, которые испытывают слепые, просящие милостыню. Петр соглашается принять вызов судьбы.

Через некоторое время он возвращается домой. Окружающие чувствуют необъяснимую перемену, произошедшую в нем во время странствия - он научился любить жизнь во всем ее многообразии и ценить каждый момент. Петр больше не считает себя неудачником.

Скоро Петр и Эвелина женятся, у них рождается сын. Петра очень вдохновляет это событие, и на мгновение ему даже кажется, что он прозрел и все видел. Спустя три года Петр становится признанным музыкантом. Ему аплодирует публика, среди которой находятся и дядя Максим, и другие слепые, с которыми он некогда странствовал. Вот о чем повествует «Слепой музыкант». Краткое содержание, отзывы о произведении подчеркивают глубину и актуальность этой книги и в наши дни.

Композиционно-идейная составляющая повести

Условно произведение состоит из нескольких частей, которые описывают время становления личности слепого музыканта Петра: детство, юность, взросление, переживание своей физической неполноценности, обретение смысла жизни, целей на будущее и своего места в мире.

Поистине грандиозным является произведение «Слепой музыкант». Краткое содержание подчеркивает основную мысль повести: важно не прекращать поиск своего предназначения, стремиться быть полезным и нужным окружающим людям.

Характеристика Петра

На долю главного героя выпало большое испытание: он слеп с рождения, и должен постепенно прийти к пониманию своей ценности и нужности в этом мире. Поначалу ему сложно общаться со сверстниками, но появление в его жизни Эвелины приносит ему немало приятных минут: он обретает подругу, близкого человека. По сути, Петр хочет найти свое место в жизни, но сначала ему нужно принять факт собственной слепоты.

Долго он не может смириться с тем, что не такой как все, что не видит мир. Он должен прийти к пониманию того, что обладает большим талантом, и захотеть его развить до высокого уровня. Во многом достижению этой цели способствует влияние дяди Максима, который придумывает для племенника новые испытания. Мы видим, как из мнительного и неуверенного юноши Петр постепенно становится сильным человеком, любящим жизнь. Когда он перестает жалеть себя и начинает дышать полной грудью, результаты не заставляют себя ждать: и вот Петр уже слепой музыкант. Краткое содержание истории рассказывает о том, как у него образуется семья, личное счастье.

Характеристика Эвелины

Это была мудрая и добрая девочка, развитая не по годам. При первом знакомстве можно заметить ее невозмутимость и спокойствие, с которым она смотрела на обычные вещи. По отношению к Петру она ласкова и проницательна. Недаром в ней одной в детские и юношеские годы слепой видел отраду и утешение. Эвелина - первый и единственный друг Петра, впоследствии его возлюбленная. Их отношения гармоничны, со временем они только крепнут. Эвелина всегда воспринимала боль Петра как свою собственную. Момент, когда она узнала, что он слеп, запомнился ей на всю жизнь: она плакала над этим обстоятельством так, словно мальчик (в ту пору еще незнакомый) был ее близким родственником или другом.

Характеристика дяди Максима

Дядя Максим был отставным военным. Привыкший к порядку и дисциплине, он хочет сделать из племянника достойного и уверенного в себе человека, которому были бы не страшны никакие душевные переживания и бытовые тяготы.

Дядя принимает активное участие в воспитании Петра: старается внушить своей сестре, почему важно не изнежить ребенка, а научить его жить в нашем непростом мире. Дядя никогда вслух не жалеет мальчика, тем самым не дает ему повода усомниться в том, что он может стать счастливым. По его инициативе в дом приходят молодые люди, среди них кадет и студенты - все для счастливого будущего Петра. Именно с дядей Максимом юный Петр отправляется в важнейшее путешествие за смыслом жизни.

Конюх Иохим

Он пробудил в маленьком Петре любовь к музыке, способность слышать красоту мелодии и звуков. Иохим был влюблен в девушку, которая отказала ему во взаимности, оттого его музыка наполнена истинными чувствами и красотой. Эта полнота звуков и завораживает маленького Петра, заставляет его бегать в конюшню и слушать совершенную игру конюха. Иохим - первый учитель Петра по музыке. Именно в его конюшне мальчик научился понимать и ценить настоящее искусство.

Анна Михайловна

Как любая мать, она стремилась окружить своего ребенка теплом и вниманием. Узнав, что ребенок слепой, она долгое время горевала, ни в чем не находила утешения. На протяжении всей повести ее любовь и поддержка всюду окружают Петра, дарят ему чувство нужности, поддерживают в невзгодах.

Основная мысль повести

Едва ли найдется другое такое произведение, оказывающее столь сильное жизнеутверждающее воздействие, как и «Слепой музыкант». Герои описаны совершенно: они все наделены живыми чертами, индивидуальными качествами характера. Главный герой должен пройти испытание слепотой и полюбить жизнь, чтобы стать великим музыкантом.

Таким образом, многогранной и значительной является повесть «Слепой музыкант». Краткое содержание позволяет глубже понять чувства, мысли слепого, его мировоззрение. Создается впечатление, что Короленко посвятил это произведение слепым всего мира.

Чувствую, что пересмотр и дополнения в повести, выдержавшей уже несколько изданий, являются неожиданными и требуют некоторого объяснения. Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение. И в устных, и в печатных критических замечаниях мне приходилось встречать возражение, повидимому, очень основательное: по мнению возражающих, этот мотив отсутствует у слепорожденных, которые никогда не видели света и потому не должны чувствовать лишения в том, чего совсем не знают. Это соображение мне не кажется правильным: мы никогда не летали, как птицы, однако, все знают, как долго ощущение полета сопровождает детские и юношеские сны. Должен, однако, признаться, что этот мотив вошел в мою работу, как априорный, подсказанный лишь воображением. Только уже несколько лет спустя после того, как мой этюд стал выходить в отдельных изданиях, счастливый случай доставил мне во время одной из моих экскурсий возможность прямого наблюдения. Фигуры двух звонарей (слепой и слепорожденный), которые читатель найдет в гл. VI, разница их настроений, сцена с детьми, слова Егора о снах — все это я занес в свою записную книжку прямо с натуры, на вышке колокольни Саровского монастыря Тамбовской епархии, где оба слепые звонаря, быть может, и теперь еще водят посетителей на колокольню. С тех пор этот эпизод, — по моему мнению, решающий в указанном вопросе, — лежал на моей совести при каждом новом издании моего этюда, и только трудность браться снова за старую тему мешала мне ввести его раньше. Теперь он составил самую существенную часть добавлений, вошедших в это издание. Остальное явилось попутно, так как, — раз тронув прежнюю тему, — я уже не мог ограничиться механической вставкой, и работа воображения, попавшего в прежнюю колею, естественно отразилась и на прилегающих частях повести. 25 февраля 1898 г.

Глава первая

I

Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами, появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе. Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам. — Отчего... отчего это он? — спрашивала больная едва слышно. Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза. — Отчего, отчего? — попрежнему тихо шептали ее губы. На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила: — Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь. Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением: — Отчего... так... так ужасно? Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком. Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам. Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым.