Коррекционно-образовательные цели:
Расширение представлений о труде взрослых, расширение знаний о труде родителей. Активизация знаний. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии» (труд, профессия, работа, водитель, повар. строитель, почтальон, воспитатель, трудиться, польза, ответственность, необходимость). Совершенствование грамматического строя речи, навыка слогового анализа строя.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, активности. Координации речи с движением, ловкости. Творческого воображения.
Воспитательные цели:
обучение трудовым навыкам, доводить начатое дело до конца. Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
Картотека предметных картинок - орудия труда, альбом "Мамы всякие нужны", картотека предметных картинок людей различных профессий, магнитная доска,
Предварительная работа:
Чтение стихов о профессиях, рассматривание картин людей различных профессий, беседа о профессиях и их пользе, кем работают родители.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,-
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Логопед:
Ребята! Скажите о каких профессиях вы услышали в стихотворении!
Дети:
- Пекарь
- Фермер
- Водитель
- Стекольщик
- Маляр
Логопед:
Ребята! Выберите картинку и рассмотрите и расскажите кто изображен на картинке и что делает:
Пекарь - печет хлеб, булочки, торты;
Маляр- красит полы, стены, окна;
Врач - лечит людей;
Водитель - водит автобус, троллейбус, такси;
Швея - шьет одежду;
Рыбак- ловит рыбу;
Учитель - учит детей и т.д.
Рассматривание предметов, которые необходимы для людей перечисленных профессий.
2. Рассказы детей о профессиях родителей:
На магнитной доске выставляются фотографии родителей ребенка, план рассказа ребенка:
- Как зовут родителей?
- Кем работают?
- Чем занимаются на работе?
- Какую пользу приносят?
- Кем ты станешь?
3. Пальчиковая гимнастика «Строители»
Мы строители, мы строим, Много мы домов построим, |
Дети стучат кулачком о кулачок |
Много крыш и потолков, Много стен, окон, полов Много комнат и дверей Лифтов, лестниц, этажей. |
Загибают по очереди пальцы на обоих руках. |
Будут у жильцов веселье В новом доме новоселье! |
Произносят слова веселым голосом, Произносят громко слово "новоселье", Поднимая руки вверх. |
4. Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны» и составление рассказов о профессиях (развитие связной речи).
5. Игра «Определи какими предметами пользуются»
Логопед:
Ребята! Подберите предметы, которыми пользуется врач, маляр, строитель, водитель, повар, стекольщик и т.д. Молодцы!
Если с мамой расстаюсь | Дети опускают голову вниз, делаю грустное лицо. |
То немного погрущу. | Произносят фразу интонационно окрашенным голосом. |
Если с другом подерусь, | Ставят руки на пояс, немного опускают голову, выставляют вперед лоб, делают сердитое лицо. |
То позлюсь и поворчу. | Произносят фразу интонационно окрашенным голосом |
Если Дед Мороз подарит Мне на праздник самокат, То с начало удивлюсь, |
Произносят фразу интонационно окрашенным голосом, Разводят руки в стороны, делают удивленные лица Улыбаются. |
А потом я улыбнусь, Потому что буду рад.Ура! |
Кричат "Ура", подпрыгивают, поднимаю руки вверх. |
7. Игра с мячом «Один - много, что делают» (пополнение словаря):
Логопед берет мяч и предлагает пройти детям на ковер.
Рыбак - рыбаки, ловят рыбу;
Врач - врачи, лечат людей;
Пекарь - пекари, пекут;
Воспитатель - воспитатели, воспитывают:
Водитель - водители, водят автобус, машину, троллейбус, трамвай;
Ветеринар - ветеринары, лечат животных и т.д.
8. Загадывание загадок о профессиях:
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель.)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он...
Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
(Фотограф.)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель.)
В прошлый раз был педагогом,
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр.)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарники.)
Летчик летает, а повар -
Учитель учит, а водитель -
Садовник садит, выращивает, а пожарник -
Продавец продает, а полицейский -
Ветеринар лечит животных, а строитель -
ЧОУ СОШ европейская школа
Конспект
Логопедического занятия на тему: «Профессии»
для детей старшего дошкольного возраста.
Учитель-логопед
Батурина Н.А.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Профессии»
учитель-логопед Батурина Н.А.
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Профессии»
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение представлений о труде взрослых. Активизация знаний. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, активности. Координации речи с движением, ловкости. Обучение составлению рассказа с использованием схемы-подсказки. Творческого воображения.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважения к труду разных профессий. Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация, картотека предметных картинок людей различных профессий, магнитная доска, мяч.
Предварительная работа:
Чтение стихов о профессиях, рассматривание картин людей различных профессий, беседа о профессиях и их пользе, кем работают родители.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Логопед:
Ребята! Скажите о каких профессиях вы услышали в стихотворении!
Дети:
Пекарь
Врач
Фермер
Водитель
Стекольщик
Маляр
2. Логопед:
Ребята! Посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и расскажите, что делает человек этой профессии:
Врач - лечит людей;
Продавец - продает товары;
Повар - готовит еду;
Парикмахер - подстригает людей;
Воспитатель - учит детей;
Строитель - строит дома;
Пожарный - тушит пожары;
Водитель - водит автобус, троллейбус, такси;
Портной - шьет одежду;
Сварщик - соединяет металлические конструкции;
Художник - пишет картины;
Космонавт- летает в космос.
3. Разучивание стихотворения о космонавте с использованием схемы-подсказки. Слайд № 13.
4 . Пальчиковая гимнастика «Строители»
Мы строители, мы строим, Много мы домов построим, | Дети стучат кулачком о кулачок |
Много крыш и потолков, Много стен, окон, полов Много комнат и дверей Лифтов, лестниц, этажей. | Загибают по очереди пальцы на обоих руках. |
Будут у жильцов веселье В новом доме новоселье! |
5. Игра «Назови профессию» слайд № 14
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите профессии.
6. Игра «Какие предметы нужны людям этих профессий?» слайд № 15
Логопед:
Ребята! назовите предметы, которыми пользуется врач, пекарь, водитель, повар, балерина, художник. Молодцы!
7. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
- Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.
Кому нужны эти инструменты?
Ножницы, весы , зеркало, расчёска. (парикмахер)
Пила, таблетки, градусник, шприц. (врач)
Сковорода, нож, половник, краски . (повар)
Определите на слух самое короткое слово?
Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.
8. Игровое упражнение «Исправь ошибку! »
Послушайте и исправьте ошибки:
Повар лечит, а врач готовит.
Лётчик ездит, а водитель летает.
Портной строит, а строитель шьёт.
Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.
9. Игра с мячом «Один - много» (пополнение словаря) :
Логопед берет мяч и предлагает пройти детям на ковер.
10. Задание «Угадай загадку о профессии»:
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель.)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он...
(Артист.)
Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
(Фотограф.)
11. Разгадывание ребусов о профессиях слайд № 16.
Рыбак, столяр, печник, водолаз.
12 . Составь рассказ о профессии слайд № 17.
Ребята, давайте каждый выберет себе профессию и составит рассказ о ней по схеме - подсказке.
Итог занятия. Рефлексия.
Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу.
Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему?
Профессии все важны,
Профессии все нужны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.
Молодцы, ребята! Спасибо за работу!
Литература:
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.
Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.
Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.
Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр». СПб, КАРО, 2008г.
Светлана Коваленко
Цель : Развитие связной речи и совершенствование грамматического строя речи.
Задачи :
Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.
Систематизация знаний о профессиях мам .
Расширение и активизация слова по теме профессии .
Закрепление навыка словообразования существительных, обозначающие женскую профессию .
Развитие связной речи –составление рассказа о маминой профессии с использованием схемы.
Развитие мелкой моторике пальцев рук, фонематического слуха, мимики, фантазии.
Воспитание уважения к труду мамы.
Продолжить совершенствовать художественно –речевые исполнительские навыки детей при инсценировки стихотворения.
Оборудование : Альбом «Мамы всякие нужны» , предметные картинки с изображением орудий труда, инструментов, технических приспособлений, представителями разных профессий ,мяч.
Предварительная работа : Подготовка с мамами рассказов об их профессиях по предложенным плану и образцу.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети сидят на ковре в комнате, где разложены предметные картинки с изображениями инструментов, орудия труда, технических приспособлений. Я предлагаю вам поговорить
о женских профессиях , поэтому дома вы должны были поговорить с мамами об их профессиях и подготовить рассказы . Внимательно рассмотрите картинки и выберите по одной имеющей отношение и профессии мамы .
2. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» .
3. Рассказы детей о профессиях мам .
4. Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
(поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны.
(Сжимают обе ладошки в «замочек» .
Мамы разные важны!
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)
5. Дидактическая игра «Мамины профессии »
Ребята я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Мамина профессия » Встали все в круг. В мире есть много разных профессий , некоторые из них чаще выполняют мужчины (шахтер, некоторые только женщины (доярка) . Но большинство профессий являются общими . Я называю папину профессию , а вы должны назвать такую же мамину профессию .
Повар –повариха,
Певец –певица,
Учитель –учительница,
Спортсмен –спортсменка,
Фигурист –фигуристка,
Портной –портниха,
Продавец –продавщица,
Актер –актриса,
Пианист – пианистка.
6. Дидактическая игра «Кому что необходимо для работы»
Ребята, у вас карточки, на которых написаны профессии , подберите к ним необходимые инструменты.
7. Игра –соревнование «Слоговое –лото »
Давайте поиграем в слоговое лото . Я буду показывать вам по очереди картинки с изображениями представителей разных профессий . Вы будете делать названия профессий на слоги : мед –сест –ра, сто-мо-то-лог,
биб-ли –о –те –карь, про-до –вец, о –пе-ра –тор, па –рик –ма –хер, у –чи –тель.
кас –сир.
8. Чтение стихов о маме.
9 Развитие мелкой моторики.
Ребята мамы с работы приходят очень уставшими. Как можно их порадовать (ответы детей) . Давайте сделаем для них поделки из соленого теста.
10. Ребята наше занятие подошло к концу . Мы сегодня очень много узнали о профессиях ваших мам , возьмите свои поделки и подарите своим мамам.
Орлова О.Л., учитель-логопед.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях взрослых, орудиях труда; упражнять в навыках образования существительных от глаголов, в составлении простых предложений с союзом, упражнять в правильном употреблении предлога -в- в составлении простых предложений, сложных слов; подбирать подходящие по смыслу определения;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую
моторику;
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: картинки с профессиями, картинки с транспортом, карточки с предметами.
Ход занятия.
1
. Организационный момент. Приходит в гости Незнайка и спрашивает детей: “Как называется
ваш д/ сад? Кто вас сюда приводит? А что в это время делают ваши папы и мамы, когда вы в д/саду? ” (дети отвечают).
Незнайка спрашивает: “А вы знаете, кем работают ваши родители?” (дети отвечают).
Учитель-логопед: Незнайка, дети у нас знают название многих профессий, оставайся и играй вмести с
нами, и ты тоже многое узнаешь.
2. Д/ игра “ Назови профессию? ”.
Незнайка играет вмести с детьми. Дети встают в круг и играют с мячом. Учитель-логопед задает
вопросы, дети отвечают.
Учит (кто?) – учитель
Строит (кто?) – строитель
Водит (кто?) – водитель
Незнайка готовит (кто?) – Пончик, а лечит (кто?) – Пилюлькин. (дети подскажите
Незнайке).
3.Логопед загадывает загадки.
4. Д/ игра “ Подбери слово ”.
Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на
них изображен, и подобрать к нему слова определения.
Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный, . . .
Незнайка врач какой? – злой, страшный. Дети его поправляют врач – добрый, заботливый.
5. Д/ игра “ Кто работает на машинах? ” (формирование навыка словообразования.)
Учитель-логопед предлагает детям сесть на ковер и сказать: “ Что нарисовано на картинках? Какие
виды транспорта вы увидели? (наземный, водный, воздушный)”.
На тракторе пашет тракторист.
Поезд водит машинист.
На самолете летает летчик.
На машине ездит водитель, шофер.
А ты, Незнайка, знаешь, кто летает на ракете? – космонавт, я сам летал. Правильно, дети его
хвалят.
6. Д/ игра “ Ответь на вопрос ” (употребление предлога -в-).
Учитель-логопед предлагает детям ответить на вопросы.
Куда ты пойдешь, чтобы научиться плавать? – Я пойду в бассейн.
Куда ты пойдешь, чтобы посмотреть кино? – Я пойду смотреть в кинотеатр.
Куда ты пойдешь взять книгу, чтобы много узнать? – Я возьму в библиотеке.
Куда пойдет мама, если нужен врач? – Мама пойдет в больницу.
Куда пойдет сестра, если нужно сшить платье? – Сестра пойдет в ателье.
7. Д/ игра “ Разгадай слово ”. Учитель-логопед предлагает детям картинки, на которых
нарисованы: рыболов, пчеловод, лесоруб, трубочист. И просит объяснить, почему они так
названы.
Рыболов – ловит рыбу.
Пчеловод - разводит пчел.
Лесоруб – рубит лес.
Садовод – разводит сад.
Трубочист – чистит трубы.
После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.
8. Д/ игра “ Кем хочешь быть? ”
Дети рассказывают, кем они хотят быть, составляют простые предложения с союзом –или-.
Я хочу быть учителем или врачом.
Я хочу быть продавцом или поваром.
9. Анализ занятия.
Д/ игра “ Обведи предмет по контору и назови его ”.
Дети угадывают человеку, какой профессии нужен этот предмет.
Незнайка, спасибо вам ребята, теперь я знаю, что на свете много профессий и все они нужные и
полезные. И я об этом расскажу своим друзья. До свидания!
Учитель-логопед: Незнайка приходи еще к нам в гости, ребята тебя многому научат.
Алла Авдеева
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель : Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи :
1. Коррекционно-образовательные :
Активизировать и развивать словарь детей по теме «Профессии » ;
Совершенствовать у детей грамматический строй речи;
Развивать связную речь, учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план;
Упражнять детей в согласовании существительных с числительными.
Упражнять детей в чтении слов.
2. Коррекционно-развивающие :
Развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением;
Развивать слуховое внимание, память, мышление.
3. Коррекционно-воспитательные :
Продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
Воспитывать у детей уважение к профессиональной и трудовой деятельности.
Образовательные области :
Социально-коммуникативное развитие,
Речевое развитие,
Познавательное развитие.
Виды детской деятельности :
Игровая;
Двигательная;
Коммуникативная,
Познавательно-исследовательская.
Предварительная работа :
Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессий , орудий труда;
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями в детском саду – повар, медицинская сестра, дворник, психолог, помошник воспитателя, воспитатель, логопед ;
- дидактические игры : «Кому что нужно для работы » , «Угадай по описанию» , «Четвёртый лишний» , «Один – много» , «Назови ласково» , «Посчитай до пяти» , «В городе – в деревне» ;
- сюжетно –ролевые игры : «Магазин» , «Больница» , «Аптека» , «Почта» , «Ателье» , «Школа » , «Кафе» , «Детский сад» , «Библиотека» , «Парикмахерская» и др. ;
- продуктивная деятельность : рисование людей разных профессий , конструирование «Разные дома» , выпекание печенья из слоеного теста и др. ;
- работа с родителями : рекомендации посетить магазин, аптеку, поликлинику, почту, парикмахерскую, библиотеку, кафе, школу , ателье и др., посмотреть, как работают люди различных профессий ; рассказать о своих профессиях , чем они занимаются на работе; создание презентации «Профессии наших родителей » .
Оборудование и материалы :
Магнитная доска;
Компьютер;
Три стола для заданий;
Стульчики для детей;
Конверт с письмом;
Картинки, обозначающие профессии ;
Игра-лото «Профессии » ;
Презентация «Профессии » .
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит стол, на котором разложены предметные картинки с изображением профессий .
1. Организационный момент.
Логопед : - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона, который передал нам письмо. Сейчас я его открою, и мы узнаем от кого оно.
(Логопед открывает конверт и читает стихотворение) .
Все профессии нужны ,
Все профессии важны .
Лечит врач больных людей,
А ветеринар - зверей.
Строить здания строитель,
Чтобы было, где нам жить.
Шьёт портниха нам одежду,
Чтобы было что носить.
А учитель в школу ходит ,
Чтобы деток нам учить.
Повар варит, жарит, тушит,
Чтоб людей всех накормить.
Каждый делу верно служит,
Чтоб было людям лучше жить.
Логопед : Дети, о чём говорится в этом стихотворении? Как можно назвать всё это одним словом?
Дети : О профессиях .
Логопед : А что такое профессия ?
Дети : Профессия – это работа , которой занимается человек.
Логопед : Да, ребята, правильно. И это письмо из города Мастеров от людей разных профессий .
II. Основная часть.
Логопед : - Сегодня мы отправимся на экскурсию в город Мастеров. Но сначала отгадай те загадки, которые прислали жители города.
Игра «Отгадай и назови»
Логопед достаёт из конверта письмо с загадками.
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни,
С ними я хожу гулять.
Их укладываю спать,
И, конечно же, люблю
Я профессию свою . (Воспитатель)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит. (Пожарный)
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)
У него товаров горы -
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед -
Все он людям продает. (Продавец)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Cтроитель)
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И крутя рукой баранку. (Водитель)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом. (Постовой)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель -
Проведет урок. (Учитель)
У слона иль мышки жар -
Их спасёт. (Ветеринар)
У меня одеться рад
И артист, и депутат.
Ловко шью своей иглой -
Ведь недаром я. (Портной)
Натянутый холст, краски, треножник -
Пишет с натуры картину. (Художник.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он (Артист)
Логопед : Ну вот и пора отправиться на экскурсию. Город Мастеров находится далеко и нам придется ехать на автобусе. А чтобы не заблудиться жители города прислали нам карту, на которой обозначены места, где мы должны побывать и задания для вас. Давайте выберем водителя и займем места в автобусе.
(дети встают парами за «водителем» и идут по кругу к первому столу)
Логопед : Вот мы и приехали. Выходите из автобуса. Здесь нас поджидает первое здание «Орудия труда» . Жители города мастерски владеют различными инструментами и механизмами. Давайте попробуем разобраться, кому, какие инструменты необходимы для работы.
Игра «Назови орудия труда»
На столе разложены карточки лото «Профессии » и картинки с предметами труда. Детям необходимо выбрать нужную картинку с предметами труда и положить ее на карточку, объясняя свой выбор :
Я беру весы, потому что они нужны продавцу ;
Я беру ножницы, потому что они нужны парикмахеру ;
Я беру лекарства, потому что они нужны врачу и т . д.
Логопед : Продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите на этот дом, здесь работает много людей разных профессий . Давайте посчитаем их.
Дети подходят к фланелеграфу, где размещены цифры 2 и 5. Логопед показывает карточку с названием профессии , а дети читают и считают :
Игра «Сосчитай»
Два врача, пять врачей;
Два строителя, пять строителей;
Два учителя, пять учителей; и т. д.
Логопед : Ребята наша экскурсия продолжается. Пойдемте дальше по карте, к третьему зданию с названием «Дело» . Здесь лежит мяч, значит мы можем поиграть в игру, где вы будете называть действия, которые выполняют представители профессий .
Игра с мячом «Кто что делает»
Дети выстраиваются полукругом, логопед бросает мяч ребенку и называет профессию , а тот говорит, что делает представитель этой профессии :
Учитель - учит; врач - лечит; продавец - продает; строитель - строит; парикмахер - стрижет; повар - варит; маляр - красит; уборщица - убирает помещение; стоматолог - лечит зубы; дворник - подметает; водитель - рулит, водит машину.
Логопед : На любой работе бывает перерыв. Вот и мы с вами отдохнем.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нём старый гном.
Логопед : Продолжаем экскурсию. Это дом «Мечта» . Здесь вы должны рассказать, кем вы мечтаете стать, когда вырастите.
Дети по очереди рассказывают о том, кем они хотят стать в будущем по плану :
Название профессии ;
Что делать на работе;
Какие орудия труда использовать.
Логопед : Ну вот ребята наша экскурсия по городу Мастеров закончилась и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус и поехали.
Дети встают парами и обходят круг по группе и садятся на стульчики перед экраном компьютера.
III. Итог занятия .
Логопед : - Какие вы молодцы! Давайте вспомним что мы сегодня делали.
Ответы детей.
Логопед : Посмотрите на экран и скажите, о каких профессиях мы говорили .
Дети смотрят презентацию «Профессии » и называют их.
Логопед : Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей
Логопед : Жители города Мастеров очень рады, что вы знаете много о профессиях , об орудиях труда.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста . – М.: Айрис Пресс, 2004 г. -206 с.
2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М.: Гном и Д, 2000 г. -198 с.
3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М. Гном-пресс, 2002г. -140 с.
4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. Просвещение, 1982 г. -209 с.
5. Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе . М. Гном-пресс, 2007г. -126 с.
6. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду . Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР. Мозаика-Синтез, 2007г. - 94 с.
7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие коррекция речи детей 5-6 лет. Т. Ц. Сфера, 2005 г. - 95 с.
8. Интернет ресурсы.