Классный час "Знатоки природы" классный час (3 класс) на тему. Классный час "человек и природа" Классные часы на тему природа

МОУ СОШ с Старый Хопер

Классный час

«Знатоки природы»

Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с.Старый Хопер Конаныхина Надежда Николаевна

Форма проведения : игра.

Цель : воспитание чувства ответственности за свое поведение в природе,выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи:

1.Образовательные:

Повторить, закрепить и углубить знания о растениях и животных;

Формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.

2.Развивающие:

Развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;

Совершенствовать мыслительные операции;

Развивать психические процессы: память,мышление, воображение, внимание,эмоции, речь.

3.Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

Формировать умение видеть красоту родной природы;

Формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.

Подготовка к классному часу.

Класс делится на команды. Каждая команда изучает растения школьного парка, находит информацию о них в словарях, энциклопедиях, справочниках, подготавливает загадки,пословицы, стихотворения о данных растениях.

Эпиграф

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ход мероприятия

I/Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны подумать о том, как сохранить нашу природу. Но прежде чем сохранить природу, надо ее изучать. И при подготовке к сегодняшнему занятию, вы изучали небольшой уголок природы- наш школьный парк. Я знаю,что вы узнали мно-го интересного о растениях и обитателях парка. Давайте поделимся со всеми своими знаниями, а заодно и поиграем. Итак, начинаем игру « Знатоки природы»

|| Представление команд.

За столами собрались команды- участники игры.Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

||| Сообщение правил игры:

Игра состоит из 5 конкурсов.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой.После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри)

Жюри следит за вашей работой, определяет команду-победителя и в каждой команде – лучшего игрока.

Итак, начнем игру!

Конкурс 1 . «Разминка»

Участники команд загадывают друг другу загадки о деревьях школьного парка.

1Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна,

Одежда зелена(береза)

2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)

3 Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (верба)

4. Белые овечки
Бегают по свечке. (рябина)

5. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (осина)

6. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)

7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)

8. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.


Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Ведущий

Разгадав загадки, мы узнали о том, какие деревья растут в школьном парке.А какую пользу приносят деревья людям?

(Деревья - один из самых больших живых организмов на планете и один из величайших природных ресурсов Земли.
Они поддерживают наш воздух чистым, снижают уровень шума, улучшают качество воды, предотвращают эрозию почв, обеспечивают пищей и строительным материалом, создают тень и помогают сделать ландшафт красивым.)

Ведущий

Вот еще некоторые размышления, факты и цифры об этих старых жителях земли и живых сокровищах … деревьях!

1. Деревья являются самыми долгоживущими живыми организмами на Земле.

2. Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.

3. Всего лишь одно дерево способно поглотить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысяч километров.

4. В течении своей жизни одно дерево способно поглотить одну тонну углекислого газа.

5. Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская - 500, дуб - 1000 лет, можжевельник

8. Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!

Конкурс»2 «Отгадай дерево по описанию»

(Команды обмениваются заранее подготовленными текстами с описанием деревьев, отгадывают, о каком дереве идет речь и вставляют пропущенные слова)

1)Значение слова по Ожегову:
… - крупное лиственное дерево семейства буковых с крепкой древесиной и плодами-желудями.

В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Лесообразующая порода. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком; применяется в кораблестроении, производстве мебели и т.д. Кору используют для получения дубильных веществ и с лечебной целью(вяжущее средство); желуди идут на суррогат кофеи на корм животным. . Многие виды выращивают как декоративные. 6 видов охраняются.

(Дуб)

2) Значение слова по Ожегову:
… - дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.

В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев и кустарников семейства кленовых. . Растут в лиственных и смешанных лесах. Используют в защитном лесоразведении, для озеленения, древесину – в производстве мебели, инструментов и др. … - хорошие медоносы.

(Клен)

3)Значение слова по Ожегову:
Лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками

В Энциклопедическом словаре:
Древесина идет на производство мебели, музыкальных инструментов,

токарных и резных изделий, бочек; луб - на мочало, лыко - для прядения. Соцветия …. применяют в медицине (потогонное средство), а также для ароматизации чая. Ценные медоносы.
(Липа)

Конкурс 3 «Кто живет в парке»

(Участники команд называют обитателей школьного и сообщают интересные факты из наблюдений)

Конкурс 3 Викторина «Чудо-птицы»

■ Кого называют царем птиц? (Орла.)

■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)

■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)

■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)

■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)

■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)

■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)

■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп (шилонос и кроншнеп-серпонос).)

■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)

Ведущий

А знаете ли вы о таких интересных фактах из жизни птиц?

Нормальная температура тела птицы обычно на 7-8 градусов выше, чем у человека. Более 3/4 вдыхаемого птицей воздуха используется для охлаждения тела, так как у птиц нет способности потеть.

Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту во время полета.

Воздушные мешки могут занимать до 1/5 объема тела птицы. Они есть у всех птиц, даже у пингвинов и страусов, которые не могут летать.

Единственная в мире бескрылая птица – это птица киви, обитающая в Новой Зеландии. У киви отсутствует хвост, а ее перья больше похожи на густую шерсть. Внешним видом и повадками киви настолько отличаются от других птиц, что австралийский зоолог Уильям Кальдер в начале ХХ века дал им прозвище «почётных млекопитающих».

Почему перелетные птицы часто летят клиньями? Дело в том, то каждая птица летит в воздушном потоке, который дают крылья соседа, и этот воздушный поток помогает сохранить энергию. В самом невыгодном с энергетической точки зрения положении находится вожак стаи, который должен быть самым сильным и выносливым.

Скорость чаек достигает 160 км в час. Cкорость стрижей, голубей и куликов может достигать 300 км/ч.

Колибри едят каждые 10 минут. Каждый день они съедают нектара в два раза больше их собственного веса. Кстати, колибри – это единственная в мире птица, способная летать назад.

Единственная известная ядовитая птица – это двуцветная дроздовая мухоловка (Pitohui dichrous) - птица отряда воробьиных из Новой Гвинеи. Причина ядовитости птицы заключается в её питании: мухоловка ест жуков Choresine pulchra, в организме которых содержится яд батрахотоксин. У самой птицы выработался иммунитет к этому яду, чего нельзя сказать о людях и других животных. Яд содержится в коже и перьях мухоловки. При соприкосновении с ней у человека может случиться химический ожог. Мелкие животные погибают на месте.

Единственная птица, удостоенная военной награды – это почтовый голубь Шер Ами (фр. Дорогой друг). Доставляя сообщение во время первой мировой войны, он потерял глаз и ногу. Он получил медаль «За отвагу» и протез ноги.

Американский гриф-индейка помогает инженерам определить места повреждений подземных трубопроводов. Вытекающее горючее пахнет падалью, которой питаются эти птицы, и, собираясь в таком месте, птицы показывают ремонтникам, где именно нужно чинить.

Конкурс 4 . «Собери пословицу(примету)

(Командам на отдельных листах раздаются слова, из которых они должны составить пословицу или примету)Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки,приметы, стихотворения о растениях парка.

  • Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Бела береста - да дёготь чёрен .
  • Тонка берёза, да разуму учит .
  • Для врага и берёза - угроза
  • Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету [
  • Много жёлудей на дубе - к строгой зиме
  • Не сей пшеницы прежде дубового листа
  • Холодно, оттого что лист дуба развёртывается .
  • Шумит зимой дубравушка - к непогодушке .

Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки,приметы, стихотворения о растениях парка.

Ведущий

Наши конкурсная программа подошла к концу, жюри оценивает команды и называет лучшего игрока в каждой из команд.

А мы подводим итог нашего классного часа и проводим рефлексию.

Итог

1.Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своем жилище птица

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

2.Храните дерево от топора

Оно высокое и вековое

Дает нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует все живое.

3.Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше чем другому. боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

Рефлексия . Продолжите предложение.

На классном часе я узнал….

Мне было интересно…

В школьном парке я хотел бы…(посадить дерево, цветы,сделать скворечник,кормушку для птиц и т.д.)

Я понял,что нельзя…(рвать цветы, ломать ветки,разорять гнезда и т.д.)

Использованная литература:

Плешаков А.А. От земли до неба:атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.

Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель,2005.-57с.

Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.

Праздники круглый год:в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с


Борисенко Виолетта Николаевна

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана

учитель математики, классный руководитель 6 класса

Классный час на тему: "Берегите природу!"

Цель: формирование ответственного отношения к природе.

    способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;

    познакомить с правилами поведения на природе;

    познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенные в нее.

Оформление: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик, рисунки детей «Природа и мы».

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Ведущая: - Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

2.Вводная часть классного часа.

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

3. Вступительное слово учителя.

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем,

На этот мирный дом имеем право.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

(Дети читают стихи)

    На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.

    По лесу бродит серый волк,
    И ландыш тоненький цветет,
    В степи ковыль, как нежный шелк,
    Расчесывает ветерок.
    Гремит на скалах водопад,
    И брызги радугой летят.

    А в синем море синий кит –
    Большой, как дом, на волнах спит.
    Не разрушайте этот мир,
    Девчонки и мальчишки,
    Иначе эти чудеса
    Останутся лишь в книжке.

    Чтоб был в источниках нарзан,
    С полянки – земляника,
    Будь осторожен, как Тарзан,
    Дружи с природой дикой!
    - Ты тоже часть ее чудес,
    И для тебя темнеет лес,
    И речка светлая течет,
    И все весною зацветет.
    И надо постараться
    Нам с этим не расстаться!

4.Беседа о Красной книге.

– Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем?

Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.

Дети читают стихотворение.

Охраняется книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга – Красная!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

Красная книга. Красная книга!

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле.

Исчерпаем все океаны

Исчерпаем все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.

Познакомимся немного с содержанием Красной книги.

Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.

На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.

5.Видеоролик «Животные, занесенные в Красную книгу».

6.Беседа о рисунках детей. (Каждый из учащихся рассказывает о своём рисунке).

Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Ребята, а сейчас по очереди назовите правила поведения в лесу, согласно знакам:

    Не рви цветы.

    Нельзя разорять муравейники.

    Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

    Не повреждай кору деревьев.

    Нельзя брать яйца из гнезд.

    Не разводите костер в лесу.

    Не сбивайте грибы, даже не съедобные.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

    Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

7.Работа над пословицами и поговорками.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.

Давайте продолжим пословицы.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

8. Итог классного часа.

Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.

Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите...

Список использованной литературы:

    Из Красной книги. Животные и растения// Детская энциклопедия. – 2008. - № 2.

    Н. Ф. Виноградова, "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978.

    Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья М., 2004.

  1. Сценарий

    Сценарий к классному часу на тему : "Всемирный день здоровья" Цель: ... … (здоровья.) - Болен – лечись, а здоров… (берегись .) - Двигайся больше – проживёшь… (дольше.) - Тот... дано вам природой и то, что является главным богатством человека! На память...

  2. Что такое семья? Зачем нужна семья? Готовы ли вы к семейной жизни? Ход классного часа На доске написано слово «Воспитание»

    Документ

    Семейной жизни? Ход классного часа На доске написано слово « ... (С учителями, уроками, книгой, природой , мамой, папой, семьей, ... . стихотворение «Берегите матерей» Прошу вас, берегите матерей, Теплом... брату или сестре обратишься с тем , с чем не обратишься к...

  3. Мероприятий по повышению культуры населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Волгоградской области на 2015 год (по данным муниципальных образований) Алексеевский муниципальный район

    Документ

    В родительском уголке на тему : «Берегите окружающий мир» Консультация в родительском уголке на тему : «Перерождение твердых бытовых... делами сберечь природу мы должны» С 16 по 20 февраля Классные часы на тему «Чистота – залог...

Филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»

Юрминская средняя общеобразовательная школа

Классный час

«Природа наша жизнь»

Учитель биологии -Булатова Светлана Ивановна

д. Юрминка 2017 год

Постепенно загрязняются воздух, реки поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в защите.

Жизнь людей всегда была связанна с природой. Замечая некоторые природные явления и закономерности, люди предсказывали прогнозы погоды, стихийные бедствия, да и просто знали, когда сеять, а когда собирать урожай.

Природа – друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует.

Природа – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир.

Вопросы

    Приходилась ли вам помогать животным или растениям?

    Какое значение в вашей жизни имеют цветы?

    Как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека?

    В чём проявляется загрязнение окружающей среды?

    Какое значение для вас имеют птицы?

    Расскажите об экологической обстановке в вашей деревне?

Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы.

Прослушайте отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой – невидимкой»:

« - Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костёр голой. Хоть бы ты за меня вступился.

Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сбирали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной»

Эти деревья хотели расти, хотели, чтобы люди ими любовались.

Вопросы

    Прослушав этот маленький отрывок, почувствовали ли вы боль живого существа, боль этих двух деревьев?

    Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?

    Что нового вы узнали для себя из этого произведения?

Викторина

    По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 часов утра она раскрывается, а в 19. 00 закрывается и опускается в воду.)

    Чем полезна черёмуха? (Она убивает микробы.)

    Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах? (Таскают шерсть для гнёзд и поедают насекомых.)

    Чем полезны листья мать – и мачехи? (Отвар из листьев помогает при сильном кашле.)

    Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы в него.)

    Назовите самую большую ягоду. (Арбуз.)

    Какие вы знаете раннецветущие растения, которые занесены в Красную книгу? (Подснежник, прострел, медуница.)

    Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают? (Ромашка.)

    Назовите растение, которое узнает и слепой? (Крапива.)

    Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, которых ловят языком.)

    Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать годичные кольца.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Классный час в 4 классе

Природа не прощает ошибок

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района

Классный час в 4 классе Природа не прощает ошибок

Цели :

    расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

    формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

    побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа:

    Вступительное слово.

    Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

    Интерактивная беседа.

    Игра «Познай мир»

    Информационный блок «Законы экологии».

    «Экологическая ярмарка

    Памятки для любителей природы

    Работа в группах. «Обращение от имени Природы»

    Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».

    Подведение итогов.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. 2013 год объявлен годом экологической безопасности. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Родная природа! Мы всегда с гордостью произносили эти слова. Как много они значат! Мир её богат и разнообразен.

В самом деле, какую большую радость всегда испытываешь, когда видишь диких животных, слышишь пение птиц! Мы знаем, что к живой природе относятся животные, растения, человек, а к неживой – свет, воздух, вода, почва. Между живой и неживой природой всегда существовали тесные экологические связи. О них мы должны знать. Приведём примеры: движение воздуха – ветер служит средством распространения плодов и семян; многие полезные ископаемые, как торф, каменный уголь, образуются из остатков животного организма, многие растения – это пища для животных и человека.

Да! В природе всё взаимосвязано. Уничтожьте пернатых хищников – и землю заполнят змеи; истребите змей – расплодятся грызуны; расправьтесь с грызунами – в атаку движутся насекомые; не будет насекомых – бесплодным окажется мир растений. Исчезнет зелёный покров земли и оборвётся жизнь на Земле.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей :

Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Игра “Познай мир”

Выбираются две команды.

1-я команда «Ивушка» и 2-я комада «Берёзка»

I Тур – “Животные нашего края”

Из мешочка достаются номера, соответствующие какому-то редкому животному. Учащиеся, по заранее объявленному плану, должны рассказать о нём:

    В каких местах живёт;

    Чем питается;

    Какова его польза в природе и жизни человека;

    Как охраняется;

Список животных

1. Выдра.

Во время ответов, учитель вывешивает изображения всех названных животных.

II Тур – “Загадочный гость”.

Отгадайте по проигранной музыке, о чём эта песня, о каких животных.

Задаётся по три музыкальных вопроса каждой команде:

    Не дразните собак”;

    Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”;

    Пропала собака”;

    Скворушка”;

    “…………….”;

    “……………..”.

5. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

6.«Экологическая ярмарка»
Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей. Ученики поднимают руки на понравившийся товар и получают его.
- Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке!
- А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя!
- Мои грибочки из берёзового лесочка!
- А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила!
- Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки!
- А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут храниться!
- Есть ли у нас ребята, которые сделали неправильный выбор? Объясним им опасность выбранных товаров.


7. Памятки для любителей природы
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
В магазине выбирай экологически чистые продукты.
Как защититься от загрязненного воздуха. Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
Попроси взрослых не курить в квартире.
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.
Как защититься от загрязненной воды. Нельзя купаться возле промышленных стоков.
Пей только кипяченую воду.
Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

8. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

8. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

Что нужно беречь природу.

Что нельзя убивать зверей.

Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

    Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель . Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Литература:

      Акимушкин И. И Причуды природы. –М.: ВАКО,1985

      Запартович Б. Ю. С любовью к природе.-М.: Просвещение, 2007.

      Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе.-М.: Просвещение, 2007.

Кл. Час. « Мы и природа»

Цели:

Образовательные:

Воспитательные:

Коррекционно- развивающие:

Форма мероприятия: тематическийвоспитательный час для учащихся 5-8 классов

Оборудование и оформление:

Компьютер, экран, презентация, фотоаппарат.

Костюм для человека из будущего:(противогаз, бутылка, наполненная

водой с этикеткой «Чистая вода», мяч с этикеткой «Кислород»).

Красная книга – это сигнал опасности!

Экология –наука о том, как сберечь наш дом(жизнь)

Человек- часть природы!

Оргмомент: Добрый день дорогие ребята. Мне приятно увидеть всех вместе. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.

Я себя сравниваю с водой. Вы знаете поговорку « Вода камень точит» Мне в жизни все дается очень трудно. Медленно но упорно добиваюсь своей цели. А вы ребята с чем себя ассоциируете?

Выслушав вас я поняла вы ассоциируете себя с явлениями природы, объектами живой и неживой природы. И мы с вами являемся частью природы. И поэтому классный час назовем «Мы и природа»

Мы сегодня с вами поговорим о том, кто такой человек, попробуем разобраться, как надо вести себя, чтобы воздух и вода на планете всегда оставались чистыми!

Кто такой человек?

Человек – природное существо, он может жить и развиваться только в природных условиях,(обращает внимание на высказывание на планшете «Человек- часть природы!») Природа дает нам все необходимое для жизни, а вот человек может и обидеть природу.

Учитель: приглашает 2-х учеников, предлагает им имитировать драку)

Ребята, вы видите, если один человек обидит другого, тот может ответить тем же.

а вот человек может и обидеть природу.

Как человек может обидеть природу?

Ученики отвечают, учитель обобщает их ответы: устраивать свалки, оставлять непотушенные костры в лесу, вырубать леса, загрязнять реки, уничтожать лекарственные растения, вылавливать ценные породы рыбы, убивать животных и т.д.

Ребята! А давайте представим, что к нам на классный час пришел человек из будущего. Как же он будет выглядеть(в противогазе, с водой в бутылке, с кислородом в шарике).

Человек из будущего: «Я ваше будущее. Посмотрите, что вы делаете с природой.»

Учитель: Рост населения и технический прогресс оказывают мощное влияние на землю, воздействует на ландшафт, флору и фауну. Нужно принимать срочные меры по сохранению этих природных богатств. Мы уже не можем отказаться ни от машин, ни от заводских изделий, ни от бытовой химии, но мы должны возместить природе вред, который это все приносит.

- И мы встречаемся с понятием «экология» (найдите его на ватмане с лозунгами)

Экология –наука о том, как сберечь наш дом(жизнь),

Ещё наши предки понимали, как важна природа для жизни человека. Охотничьи племена прерывали охоту на отдельных землях, чтобы животные могли восстановить свою численность и не исчезли с лица Земли.

Это были первые на земле заказники. Они возникали, чтобы сохранить природные ресурсы.

В наши дни число особо охраняемых природных территорий постоянно увеличивается.

Какие вы знаете особо охраняемые природные территории Чел.обл.

Ильменский государственный заповедник с филиалом "Аркаим", Южно-Уральский государственный заповедник, Восточно-Уральский государственный заповедник, Национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль").

«Таганай»(по ходу рассказа несколько кадров)

Ученик - Например, национальный парк Таганай организован 6 марта 1991 года. Располагается на территории города Златоуста и Кусинского района. Его площадь составляет 56,1 тыс. га. Это природные комплексы, имеющие особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность. На территории парка более 10 памятников природы, произрастает свыше 900 видов растений, обитает более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих

Учитель: Земля- наш общий дом и мы живем в этом доме одной большой и дружной семьей с природой. Если в семье кто-то умирает- это горе, так вот в нашем общем доме много вымирающих, исчезающих с лица Земли животных, растений, они занесены в Красную книгу.

Красная книга есть в каждом регионе, есть она и в Челябинской области.

    Что эта за Красная Книга? красный – цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.

В Красной Книге дан список и описание редких и исчезающих растений, животных, грибов. Есть информация о причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения.

Учитель: Человек и природа всегда находились в тесной взаимосвязи, влияли друг на друга. Человек издревле заботился о сохранении той природы, в которой он жил. И мы, в наше время, приходим к пониманию того, что те места, где мы живём, требуют нашего внимания и заботы. Без этого человек не сможет нормально существовать.

Поэтому в России объявлен Год охраны окружающей среды.

2013 год в России будет посвящен охране окружающей среды. 11 августа президент России Владимир Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды». Цель такого решения - обеспечить «права каждого человека на благоприятную окружающую среду».

Учитель обращает внимание детейна стихотворение, которое поможет ответить на последующие вопросы:

Ученик:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

«Как поступишь ты?». – тест по правилам поведения в природе:

1. В лес с собой надо брать:

-компас

Глобус

2. Костёр надо разводить:

- на поляне

Под деревом

3. Ветки для костра надо:

Ломать с живых деревьев

- подбирать с земли

4. Прежде чем уйти, костёр надо

- залить водой

Засыпать торфом

5. Мусор надо:

- взять с собой

Оставить в лесу

6. Что не разлагается в почве:

- полиэтилен

Бумага

Угли

7. Грибы надо есть:

- жареными

Сырыми

8. Увидев ежика, надо:

Взять его домой

Пройти мимо

9. Как собирать в лесу ягоды:

Срывать веточки с большим количеством ягод

- рвать по одной только спелые ягоды

10. Увидев гнездо в траве, надо:

- пройти мимо

Поглажу, покормлю птенцов

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

Съесть их

- не трогать

12. В лесу надо:

Слушать громкую музыку

- вести себя тихо и сдержанно

Учитель подводит итоги и говорит о том, что все живое мы сможем сохранить, если будем соблюдать правила поведения в лесу!

- Какова же экологическая обстановка вокруг нас?

Я познакомлю вас с историей о жителях Златоуста. Начали рубить лес и уничтожили 6 ноября 2012 года 2 га сосны в лесопарковой зоне. Очень много людей вышли на собрание по поводу вырубки леса. Были обращения главе города, Губернатору области, Президенту РФ, прокуратуру, передачу Человек и закон», а также распространяли листовки в защиту своего леса, вырубка леса была прекращена. Я почему эту историю вам рассказала, чтобы вы знали, что все граждане нашей страны должны быть активными помощниками природы.

Учитель: Что вы можете сделать для сохранения природы?

Таблица

Соблюдать правила поведения в лесу,

на берегу водоемов…

Соблюдать правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…)

Заботиться

о братьях наших меньших

(муравьях, птицах, ежиках …)

Украшать

в зеленый наряд

города и села

Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

    Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

    Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

    Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»

1. Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть поет соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

2.Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать.

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев: тот же

Таким образом мы закрепили знания о природе, я думаю постараемся не нарушать правила поведения на природе, и будем приумножать её.

«Береги нашу природу,
Ведь другой на свете нету!»

Анализ мероприятия

Анализ внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие на тему «Мы и природа» было проведено в 8 классе средней общеобразовательной школы. Тема мероприятия была выбрана с учетом, что 2013 год В.В. Путин назвал годом окружающей среды. Поэтому проблема, которой был посвящен данный классный час, очень актуальна.

Форма воспитательной работы была коллективно-распределительная, форма воспитательного мероприятия – классный час, на котором, как правило, поднимаются и обсуждаются наиболее актуальные и сложные вопросы для учащихся. С учетом данной формы воспитательного дела, осуществленного в рамках классного часа, были сформулированы цели:

Образовательные:

Прививать любовь к природе, добиваться усвоения того, что в природе все взаимосвязано;

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;

Воспитательные:

- воспитывать активных граждан, готовых сохранять и защищать природу,

Воспитывать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли учащиеся. Педагог лишь определил тему мероприятия и решал некоторые организационные вопросы (в частности назначал время и место репетиционных встреч). Среди учащихся было выделенных несколько профильных инициативных групп, которые получили индивидуальные задания по подготовке данного мероприятия; суть их состояла в том, что выполнение ими заданий было поочередным: если одна группа что-то не сделает вовремя, то это затормозит работу и других групп. Это воспитывало в учащихся личную ответственность за выполнение общего дела, дисциплинированность, инициативность, активность. Самими же учащимися осуществлялось приглашение учителей на данное мероприятие. Это также свидетельствует об осознанности их подхода к выполнению данного дела.

Учитель, как было отмечено выше, выполнял лишь направляющую роль. Он подбадривал ребят и в то же время постоянно акцентировал их внимание на сроках выполнения порученных им заданий. Важно отметить общую атмосферу, которая царила в коллективе в процессе подготовке классного часа: сосредоточенности, активности, а вот радости, азарта, восторга было явно недостаточно.

Анализируемое внеклассное мероприятие имело познавательную, воспитательную и развивающую ценность. Во-первых, учащиеся узнали о том, кто такой человек? Познакомились человеком из будущего. Вспомнили особо охраняемые территории Челябинской области, о правилах поведения в лесу. Ребят очень взволновал рассказ о жителях Златоуста, которые смогли защитить свой лес от вырубки.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности, консолидации сил всего коллектива: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и самые инертные ребята. Речь учителя была очень экспрессивна, он буквально старался «зажечь» в учащихся желание помочь природе, пробудить интерес к изучению природы, донести до каждого, как важно охранять природу. Учитывая вышесказанное, можно поставить высокую оценку мероприятию «Мы и природа», поскольку практически все цели и задачи, поставленные перед ним, были достигнуты и реализованы.