История в творчестве генриха фон клейста. «генрих фон клейст: великое путешествие в неведомое» - яков черкасский, «русская германия. Смотреть что такое "Клейст Генрих фон" в других словарях

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип eгo разграничения на 10 oкругов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За apeoпагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дeла в Афинах, получили права гpаждан. Общее число граждан составило около 30 тыс, человек.
Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью гpаждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изганию из полиса лиц, представлявших угpозу народовластию и склонных к тирании.
На общем собрании граждан oкpyгa ставился вопрос: «Есть ли в гocудapcтвe человек, угрожающий существующим порядкам?». Присутствующие писали на черепках битой глиняной посуды (остраках) имя тогo политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию).
Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия.
Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное нaселение в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели - подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.
В Спарте неизменными остались порядки родоплеменногo строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была огpаничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, дeньги ими не признавались.
Спартанское государство вело постоянные войны против coceдних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался огpаниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.
Города-гoсударства Италии. Основание Рима
В развитии городов Италии и греции проявил ось мнoгo сходных черт. В VIII-VI вв, до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования.
На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.
Письменность этрусков до сих пор не расшифрована. Судя по остаткам захоронений, это была довольно развитая цивилизация, включавшая не менее 12 городов, торговавших со всем Cpeдиземноморьем. Особую роль у этрусков играла племенная знать. Существует гипотеза, что устройство их городов-государств (спур) напоминало спартанское.
В 753 г. до н.э.тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан юрод Рим.
Согласно легендам. Рим был построен потомком троянскогo героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей. Поссорившись с Ремом, Ромул убил eгo и поселился с дpyзьями на холме Палатин.
Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций, Высшим opгaномуправления был сенат (от лат, «seпex» - «старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль Bepxoвнoгo правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей Сената. С 616 г, до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.
Высокого развития достигли в Этрурии добыча и обработка металлов, особенно меди и железа. Этрурия была единственной областью Италии, где имелись рудные залежи. Здесь в отрогах Апеннин добывались медь, серебро, цинк, железо- особенно богатые залежи железной руды разрабатывались на близлежащем острове Ильва (Эльба). Необходимое для изготовления бронзы олово этруски получали через Галлию из Британии. Металлургия железа широко распространилась в Этрурии с VII. до н.э. Этруски добывали и обрабатывали огромное по тем временам количество металла. Они добывали руду не только с поверхности земли, но, сооружая шахты, разрабатывали и более глубокие залежи. Судя по аналогии с греческими и римскими горными промыслами, добыча руды была ручной. Основными орудиями горняков во всем мире были тогда заступ, кирка, молот, лопата, корзина для выноса руды. Выплавлли металл в небольших плавильных печах- несколько хорошо сохранившихся печей с остатками руды и древесного угля найдено в окрестностях Популонии, Волатерр и Ветулонии, главных металлургических центров Этрурии. Процент извлечения металла из руды был еще настолько низким, что в новейшее время оказалось экономически выгодным переплавить горы шлака вокруг этрусских городов. Но для своего времени Этрурия была одним из передовых центров производства и обработки металла.
Обилие металлических орудий труда содействовало развитию хозяйства этрусков, а хорошее вооружение их войска способствовало установлению господства над покоренными общинами и развитию рабовладельческих отношений. Металлические изделия составляли важную статью этрусского экспорта. В то же время некоторые изделия из металла, например бронзовые котлы и украшения, этруски ввозили. Ввозили они и металлы, которых у них недоставало (олово, серебро, золото), как сырье для своей ремесленной промышленности. Каждый этрусский город чеканил собственную монету, на которой изображался символ города, а иногда указывалось и его название. В III. до н.э. после подчинения Риму этруски перестали чеканить собственную монету и стали пользоваться римской.
Этруски внесли свой вклад в градостроительство в Италии. Их города обносились мощными стенами из огромных каменных блоков. Для древнейшей застройки этрусских городов были характерны кривые улицы, обусловленные рельефом местности и повторявшие изгибы береговой линии рек и озер. При внешней хаотичности такой застройки в ней была и рациональная сторона - учет условий окружающей среды. Позже под влиянием греков этруски перешли к четкому планированию городских кварталов в шахматном порядке, при котором улицы, ориентированные по странам света, пересекались под прямым углом. Хотя такие города были красивы, в них было легко ориентироваться и они были удобны для движения транспорта и устройства водопровода и канализации, греческий тип градостроительства имел и свои недостатки: он в принципе игнорировал такие природные условия, как рельеф местности и господствующие ветры.
Об этрусском городе с подобной планировкой позволяют судить раскопанные остатки небольшого города, который существовал в Северой Италии, близ Болоньи, и предположительно назывался Миса. Он существовал недолго - с VI до начала IV. до н.э. Погибший во время кельтского нашествия, он никогда более не восстанавливался, что обеспечило его доступность для археологов. В самом высоком месте города находился акрополь с храмами и алтарями. Улицы пересекали друг друга перпендикулярно. Ширина главных улиц вместе с мостовой и тротуарами достигала 15 м- некоторые улицы были, вероятно, мощеными. В городе имелись водопровод и канализация. Вода подавалась в город из источника на акрополе по выложенным камнем трубопроводам и глиняным трубам.
Храмы и прочие здания этруски возводили на каменном фундаменте, но для сооружения стен и перекрытий использовали необожженный кирпич и дерево, поэтому от них почти ничего не сохранилось. По преданию, этрусскими мастерами была сооружена в Риме, на Капитолийском холме, главная святыня римлян - храм Юпитера, Юноны и Минервы.
Близ городов располагались обширные некрополи. Известны этрусские гробницы трех типов: шахтовые, камерные с насыпным курганом и скальные, вырубленные в горной породе. Богатые могильники отличались большими размерами и роскошной отделкой: они состояли из нескольких комнат, украшенных настенной живописью и статуями. Саркофаги, кресла и многие другие погребальные принадлежности были высечены из камня и поэтому хорошо сохранились. Если богатые гробницы, по-видимому, копировали план и внутреннее убранство богатого дома, то о домах простого народа дают представление погребальные урны в виде глиняных моделей хижин.
Многие этрусские города имели выход к морю если не непосредственно, то через реки или каналы. Например, город Спину, расположенный на северо-востоке Италии, у адриатического побережья, соединял с морем канал длиной 3 км и шириной 30 м. Хотя остатки Ветулонии в современной Тоскане находятся в 12 км от моря, но в древности она была расположена на берегу бухты, глубоко врезавшейся в сушу. В римское время от отой бухты оставалось уже только мелководное озеро, а потом и оно высохло.
Весьма совершенным было этрусское судостроение, материалы для которого поставляли сосновые леса Этрурии, Корсики и Лация. Этрусские корабли ходили на веслах и под парусами. В подводной части военных судо имелся металлический таран. С VII. до н.э. этруски стали применять металлический якорь со штоком и двумя лапами. Римляне заимствовали этот тип якоря, а также таран, который назвали ростром. Сильный флот этрусков позволял им соперничать с карфагенянами и греками.
Высокого развития достигло у этрусков керамическое производство. Их керамика близка греческой, но они создали и своя собственный стиль, который в науке называется «буккеро». Его характерные черты составляют подражание форме металлических сосудов, черный блестящий цвет и украшение барельефами.
Этрусские шерстяные ткани шли на экспорт, а также, несомненно, находили широкое употребление и в быту этрусков. Кроме того, этруски славились льноводством и очень широко применяли изделия из льна: полотно шло на изготовление одежды, парусов, военных доспехов, служило писчим материалом. Обычай писать полотняные книги позже перешел к римлянам. Этруски вели обширную торговлю со странами Средиземноморья. Из развитых промышленных городов Греции из Карфагена они ввозили предметы роскоши, из Карфагена, кроме того, - слоновую кость как сырье для своих ремесленников. Покупателем дорогих привозных товаров была этрусская знать. Предполагается, что в обмен на привозную роскошь Этрурия поставляла в развитые торгово-ремесленные центры медь, железо и рабов. Однако известно, что и в развитых обществах находили спрос различные изделия этрусского ремесла.
В торговле этрусков с северными племенами, обитавшими в Средней и Западной Европе вплоть до Британии и Скандинавии, вероятно, безраздельно господствовал экспорт готовой продукции - металлических и керамических изделий, тканей, вина. Потребителем этих товаров выступала главным образом знать варварских племен, которая расплачивалась с этрусскими купцами рабами, оловом, янтарем. Греческий историк Диодор Сицилийский сообщает, что в торговле с заальпийскими кельтами италийские купцы, под которыми, как считается, он имеет в виду этрусков, за амфору вина получали раба.
Морская торговля преобладала у этрусков над сухопутной и сочеталась с пиратством, что было характерно и для других мореходов того времени. По мнению А. И. Немировского, наибольшее распространение этрусского пиратства приходится на период упада этрусских государств в IV-III вв. до н.э. когда, с одной стороны, в силу греческой конкуренции, кельтского вторжения и римской экспансии оказалась подорванной их внешняя торговля, а с другой - пиратство стимулировалось растущим спросом на рабов в римском обществе. Именно в это время в устах греков стали синонимами слова «тиррены» и «пираты».
Каждый этрусский город представлял собой экономическое целое. Они различались между собой характером своей экономической деятельности. Так, Популония специализировалась на добыче и обработке металлов, Клузий - на сельском хозяйстве, Цере - на ремесле и торговле. Не случайно поэтому именно Поре особенно конкурировал и враждовал с греческими колониями в Италии и Сицилии, являвшимися значительными центрами ремесленного производства и внешней торговли.
Греческие колонисты стремились проникнуть к этрусским источникам сырья в район Ильвы, Корсики, Сардинии и южного побережья Галлии. Кроме того, греки и этруски столкнулись в процессе колонизации Средней Италии. В плодородной Кампании, где возникли греческие города Кумы и Неаполь, вскоре выросли этрусские (или италийские под этрусским господством) города Капуя, Помпеи, Нола, Геркуланум и др. Этруски стремились избавиться от посредничества греков в торговле с приморскими городами Балканской Греции и Малой Азии, для чего пытались, в частности, овладеть Мессинским проливом между Италией и Сицилией. Не случайно все военные действия между греками и этрусками развертывались в VI-V вв. до н.э. в районе Сицилии, Корсики и Средней Италии.
Между этрусками и карфагенянами тоже существовало соперничество. Их торговые и колонизационные интересы сталкивались в VII-VI вв. до н.э. в Сицилии, Сардинии, Корсике, Южной Галлии и Испании. Но появление в Западном Средиземноморье греков заставило соперников объединиться против общего врага. В 535 г. до н.э. этруски (граждане г. Цере) в союзе с Карфагеном разбили греческий флот у побережья Корсики. Это на несколько десятилетий обеспечило этрускам свободу действий в центральном районе Средиземноморья. Этрусские товары (главным образом металлические изделия и рабы) следовали теперь на Восток через Мессинский пролив без посредничества греков. С одним из греческих городов в Южной Италии, Сибарисом, этруски поддерживали дружеские отношения и успешно сбывали сюда свои товары. Но в 510 г. до н.э. Сибарис города государства италии разрушен гражданами другого южноиталийского греческого города, Кротона, а в Мессинском проливе греки установили сторожевой пост. Это явилось первым ударом по этрусской торговле на юге. Вторым оказался разгром греками (сиракузянами) объединенного этрусско-карфагенского флота при Кумах в 474 г. до н.э. С этого времени торговые связи этрусков с Грецией и Ближним Востоком, по-видимому, стали осуществляться через порты Адриатического моря. На этой торговле расцвел в V. до н.э. город Спина в устье По, крупнейший этрусский порт на Адриатическом море.
Галльский военный набег 390 г. до н.э. подорвал этрусскую торговлю не только на севере, но и в восточном направлении, поскольку часть галлов укрепилась к югу от Альп и перерезала пути, соединявшие Этрурию с побережьем Адриатического моря.
Общественно-политический строй этрусков.
Этрусское общество предстает перед исследователями в своих материальных и письменных памятниках и в трудах античных авторов уже несомненно дифференцированным в сословно-классовом отношении, однако данные источников недостаточно определенны, поэтому многие вопросы общественного строя этрусков трактуются в науке противоречиво.
Господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. Богатые и влиятельные семьи, по-видимому, гордились своей принадлежностью к древним родам. Вопреки распространенному мнению, что названия некоторых этрусских городов были образованы от имен знатных родов, существует точка зрения, что, наоборот, имена этрусских родов были образованы от названий местностей, в которых располагались их земельные владения в Италии. Из этого делаются выводы, что этрусские роды образовались из разных этнических элементов, у которых не могло быть представления об общем предке, и что создавались эти роды искусственно, из престижных соображений, под влиянием традиционного родового деления окружающих италийских племен.
О богатстве знатных семей и эксплуатации ими многочисленных зависимых людей свидетельствуют их роскошные погребения и в какой-то степени сцены пиров, изображенные на гробничных фресках, а также исьменные источники. Предполагается, что экономической основой их могущества являлись крупное землевладение, внешняя торговля, горнорудные промыслы. Характер этрусского землевладения в целом неясен: некоторые исследователи полагают, что большая часть земель сосредоточивалась в руках этрусской знати- по мнению других ученых, основная масса земли находилась во владении мелких свободных крестьян.
Рядовые свободные граждане этрусского общества не выступают прямо в источниках, но их существование считается вполне вероятным. На основании археологических данных и римских параллелей предполагается наличие у этрусков военной организации свободного населения, а следовательно - существование свободных земледельцев и ремесленников. Изображения пеших и конных этрусских воинов, остатки оружия и колесниц, а также военная реформа Сервия Туллия, этрусского царя в Риме VI. до н.э. позволяют предположить, что рядовые воины были пехотинцами, а знать сражалась верхом или на колесницах. Предполагается, что этрусские ремесленники были организованы в профессиональные коллегии, однако в этрусских текстах не выявлено термина для обозначения таких коллегий.
Античные авторы отмечают наличие в этрусском обществе домашних рабов и зависимого земледельческого населения, которое они обозначают термином пенесты. При этом Дионисий Галикарнасский поясняет, что пенесты - это коренное население греческой области Фессалии, занимавшееся сельским хозяйством и работавшее на своих завоевателей. Л.А. Ельницкий, специалист по рабству в древней Италии, полагает, что, говоря о пенестах в этрусском обществе, Дионисий «имеет в виду коренное население Этрурии, порабощенное тирренскими завоевателями»(Ельпицкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н.э. М. 1964. 106.). Однако, учитывая, во-первых, обычное для античной традиции противопоставление пенестов и подобных им категорий настоящим рабам и, во-вторых, свойственное Л.А. Ельницкому расширительное толкование понятия «рабство», по-видимому, следует более осторожно толковать слова Дионисия о пенестах в этрусском обществе, как покоренном тирренами местном населении, обязанном какими-то платежами и повинностями в пользу завоевателей, но отличавшемся, однако, в павовом отношении от собственно рабов.
В этрусских текстах для обозначения зависимых людей употребляются термины этера, лаутни, а также, возможно, лете. При современном состоянии изученности этрусских источников невозможно уверенно соотнести термины этрусских текстов с «рабами» и «пенестами» античных источников.
Этрусское рабство, в отличие, например, от греческого или римского, не подвергалось в историографии столь же глубокому специальному изучению. Считается бесспорным, что у этрусков существовало рабство пленных и купленных чужеземцев, но нет единства в оценке его характера. Фрески на стенах этрусских гробниц и сведения античных авторов позволяют утверждать, что рабы широко использовались в домах этрусской знати в качестве слуг, танцовщиц, музыкантов и т.п. Кроме того, источники указывают на существование у этрусков обычая ритуальных убийств рабов в форме смертельных поединков между ними и травли людей зверями. О последнем позволяет судить, например, фреска в так называемой «Могиле авгуров» в Тарквиниях, где изображена травля собакой человека с завязанным лицом.
О характере этрусского рабства существуют противоречивые суждения. Л.А. Ельницкий оценивает его в целом как «примитивное», указывая на его домашний характер и связь с человеческими жертвоприношениями, которые обычно свидетельствуют о незначительной роли рабов в производстве. По мнению же А.И. Немировского, «у этрусков было более или менее развитое рабовладение». Он считает, что этруски применяли труд рабов не только в домашнем хозяйстве, но и на прямом производстве, например при обработке земли, рытье каналов, добыче металлов, строительстве крупных сооружений, хотя об этом и отсутствуют сведения в источниках.
Итак, несомненно существование рабов у этрусков, но сферы применения рабского труда и в целом характер рабства определяются разными учеными различно.
Другую категорию эксплуатируемых людей в этрусских городах-государствах, по-видимому, составляло некоренное тирренами местное население, которое сопоставляется античными авторами с фессалийскими пенестами, спартанскими илотами и другими подобными категориями подневольного населения.
Политический строй этрусков также известен лишь в самых общих чертах. Б течние всей истории этрусского народа у него не было единого государства. В период своей независимости Этрурия, согласно античной традиции, являлась федерацией двенадцати самостоятельных городов-государств, каждый из которых занимал небольшую территорию. Точного списка этрусского двенадцатиградья не сохранилось. По-видимому, в его состав входили Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Рузеллы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезулы или Нортона.
В случае выбытия одного из членов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принималось другое государство. Так, после падения Вей, разрушенных Римом в 396 г. до н.э. на их место в федерацию была принята Популония, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение крупного портового города и важного центра металлургии, в составе государства Волатерры.
Наличие в городе-государстве других поселений, кроме главного города, не было редкостью: например, город Цере имел порт Пирги, город Тарквинии - порт Грависки. Эти портовые города входили в соответствующий город-государство: их свободные жители были его гражданами и воинами объединенного отряда, например отряда Цере и Пирг.
По данным античной традиции, кроме древнейшего двенадцатиградья в Этрурии этруски образовали еще два более поздних - в Северной и Средней Италии. На севере они расселились в обширном бассейне р. По, на западе Средней Италии проникли в Лаций и Кампанию. В процессе колонизации этруски в одних случаях основывали новые города, в других - устанавливали свое господство в городах местного населения. Например, в VI. до н.э. известно правление этрусских царей в Риме, который зародился как город-государство еще в VIII. до н.э. а как поселение - и того раньше, в середине II тысячелетия до н.э.
Во главе каждого этрусского города-государства стояли вначале цари-лукумоны. Власть лукумона, подобно власти греческих басилвев, была пожизненной, но не наследственной. Функции лукумона неясны- некоторые полагают, что он был верховным судьей, военным предводителем и главным жрецом государства.
Развитие хозяйства, в том числе широкой внешней торговли, а также завоевания способствовали обогащению и усилению этрусской знати, которая захватывает влсть в городах: в VI. до н.э. царская власть сменяется в этрусских городах-государствах олигархическими республиками.
Каждую весну в главном общеэтрусском святилище в городе Вольсиниях собирались главы этрусских государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза, который, по-видимому, не имел реальной власти. Правда, считается возможным, что в случае достижения общего решения о совместных военных действиях именно он возглавлял свободное войско городов-государств. Так, предполагается, что Порсена, пытавшийся восстановить власть в Риме изгнанного оттуда этрусского царя Тарквиния Гордого, выступал не просто как царь города-государства Клузия, а в качестве главы федерации. Однако военно-политическое единство этрусских городов-государств достигалось редко: города воевали, мирились, заключали договоры независимо друг от друга и от общего согласия- решения собрания представителей носили характер рекомендаций, а не постановлений, подлежащих обязательному исполнению. Федерация была преимущественно религиозным союзом. Отсутствие военно-политического единства этрусских государств явилось одной из главных причин их поражения в борьбе с Римом, В V. до н.э. как упоминалось, греки потеснили этрусков на юге Италии- в начале IV. сильный удар им нанесли кельты на севере. В течение IV-III вв. до н.э. все этрусские города-государства были завоеваны Римом и полностью лишились политической независимости. Этрусское культурное наследие вошло неотъемлемым элементом в римскую культуру. Долго продолжалось воздействие этрусской культуры и на другие народы. Например, германцы, по-видимому, через посредничество альпийских племен еще в первых веках нашей эры получили руническое письмо, восходящее, минуя латинское, прямо к этрусскому.
Этрусская религия.
Сведения о религии этрусков сохранились лучше, чем о других сторонах жизни их общества. Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Менрва. Тин был божеством неба, громовержцем и считался царем богов. Его святилища находились на высоких, крутых холмах. По своим функциям Тин соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру, поэтому не случайно позже в Риме образ Типа слился с образом Юпитера. Богиня Уни соответствовала римской Юноне, поэтому они также слились в Риме в едином образе Юноны. В образе этрусской богини Менрвы видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел искусств. В Риме с развитием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афине-Менрве. Сохранились неопределенные сведения о верховном боге Вертумне (Вольтумне, Вольтумнии). Существует предположение, что это имя - лишь один из эпитетов бога Тина.
Кроме многочисленных высших богов этруски поклонялись также целому сонму низших божеств - добрых и злых демонов, которые во множестве изображены в этрусских гробницах. Подобно хурритам, ассирийцам, хеттам, вавилонянам и другим ближневосточным народам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. Например, добрые демоны лазы, соответствующие римским ларам, считались у этрусков покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной.
Главными местами отправления культа служили храмы, в которых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили верно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов - покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли пленных биться между собой насмерть или травили их зверями. Именно в форме поединков рабов на похоронах знати гладиаторские игры были заимствованы в III. до н.э. римлянами- также заимствовали они у этрусков и травлю людей зверями. Постепенно утратив свой религиозный смысл человеческого жертвоприношения и превратившись в публичное зрелище, эти игрища просуществовали до периода поздней Римской империи.
Большую роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых. Этрусский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду.
Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы-гаруспики ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толковнием различных знамений - необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Жрецы-авгуры гадали по поведению птиц. Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии. В свою очередь, от этрусков их переняли римляне.
Литература:
Неронова В.Д. Этрусские города-государства в Италии./История Древнего мира. Ранняя Древность.- М.:Знание, 1983 - с.369-381

История Рима от основания города до наших дней насыщена различного рода событиями политической, общественной и религиозной жизни по праву сделавшими его «Вечным». Рим, разместившийся на семи холмах - один из старейших городом мира. Ни в одной стране нет такого, чтобы на территории города разместилось целое государство, да еще и являющееся центром католической жизни.

Побывать в Италии и не посетить столицу - значит не побывать в Италии. Но чтобы рассматривать достопримечательности нужно хотя бы в общих чертах знать историю этого уникального города.

Основание Рима

Традиционной датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э. Но и до этого времени на берегу реки Тибр были племенные поселения. Здесь же и выросли два брата Ромул и Рем, отцом которых был правитель местных земель. Братья решили основать колонию на берегу реки, но в ходе их деятельности начался спор, где основать город. Ромул расчертил место, указав, что здесь и будет поселение. По одной из версий историков, Ромул сказал, что каждый, кто захочет проникнуть в его город будет убит. Рем рассмеялся и перешагнул через отмеченную братом границу. Ромул посчитал это святотатством и убил Рема и уже один основал укрепленное поселение. Ромул как основатель Рима стал его первым царем.

Всего в древний период было семь царей. За время их деятельности Рим на Палатинском холме разрастался: прокладывались дороги, соединяющие его с другими поселениями, отстраивались храмы, оборудовались рынки, по холмам строились укрепительные сооружения, сохранившиеся до наших дней.

Среди строений было много святилищ и других сакральных построек, что говорит о высокой религиозности жителей городского поселения.

Правили первые цари жестоко, что в результате привело к недовольству жителей и провозглашению республиканского строя. Вместе с провозглашением республики население сразу разделилось на привилегированное сословие и плебеев. Большая часть истории Рима этого периода связана с борьбой плебеев за свои права.

Древний период обозначен деятельностью Луция Корнелия Суллы, Гнея Помпея, Цезаря и Августа. Все поселения вокруг Рима были присоединены к городу, расширяя его границы. Все соседние земли силой и по доброй воле присоединены к Римской империи, границы которой постоянно росли. Почти все Средиземноморье находилось во власти Рима.

При Августе Рим был основательно укреплен рвами и стеной, в особенности между холмами.

В период демократической республики Рим стал приобретать вид все больше похожий на город:

  • обозначилась планировка улиц;
  • шла застройка домов и торговых лавок.

Богатые люди строили большие дома, и постепенно вытесняли простой народ селиться выше на холмы. Так появились дома с несколькими небольшими квартирками. Улицы были очень узкими, так как земля использовалась по максимуму и активно застраивалась. Август вывел строительство новых зданий за крепостные стены и рвы, увеличил количество водопроводов и улучшил канализацию. Ко времени его правления относятся постройки терм (бань), театров и портиков.

Несмотря на то, что Август был военачальником, именно он считается первым императором Римской империи, хотя формально именовался первым среди сенаторов. Но фактически республиканский строй постепенно превращался в монархический.

Калигула, Клавдий продолжали расширять Рим.

При правлении императора Нерона центр Рима выгорел полностью. Правитель хотел этим воспользоваться и построить золотой дворец, но задумке не удалось воплотиться в жизнь. Началась смута. И только с приходом к власти Веспасиана Рим начал возрождаться. В это время был построен Колизей на месте запланированного Нероном золотого дома.

Следующие правители Тит, Траян продолжили обустройство города строительством площадей и терм. При Траяне империя еще больше расширила границы, подчинив себе Парфянскую державу. Но после его смерти она была вынуждена сменить наступательную тактику на оборонительную. Страна подвергалась всё более частым набегам варварских племен, а римские войска несли существенные потери.

Упрочению империи способствовало то, что с IV века главной религией стало христианство. Внешнеполитическая мощь Римской империи была потеряна, но город стал столицей христианского мира.

На время правления первого христианского императора Константина приходится строительство двух важнейших церковных построек - собора Святого Петра и базилики Святого Павла.

История города в период Средневековья и Нового времени

С IV века начался период разрушения города. Он подвергся набегам вандалов и переходил из рук в руки различных царей. Рим перестал быть столицей, она была перенесена в Константинополь. С VI по VIII века власть в городе перешла к местным епископам и папам. Вся жизнь стала вертеться вокруг базилики Святого Петра. Окончательно выделился Ватикан, как папская резиденция. Город пребывал в упадке, пока папа Стефан II не принял решение с помощью короля франков, провозгласить себя посланником Бога на землях вокруг Рима. В результате соглашения короля и папы была провозглашена Священная Римская империя. Императором стал франкский король, а Рим и близлежащие области перешли в папское ведение. Епископы развернули бурную деятельность по строительству церквей и соборов, фонтанов и причудливых площадей.

Со светской властью Папы Римского было покончено в 1798 году, когда французские войска заняли город, и была провозглашена Римская империя. Оказавшись в городе, наполненном произведениями искусства, французы массово начали вывозить всё самое ценное, что могли вывести.

От французов Рим перешел к неаполитанцам, потом вновь во власть Папы и только Наполеон покончил с его властью, провозгласив своего сына королем Рима.

Французы много что сделали для города в плане благоустройства, но Наполеон был побежден и папа Пий VII не преминул воспользоваться этим, чтобы вновь провозгласить папское государство. К республиканскому строю удалось вернуться только после революции 1848 года.

До 1870 года Рим постоянно переходил из рук Папы в руки французов и обратно. И только в вышеупомянутом году город изменил статус на столицу Итальянского королевства. Папа же стал главой католической церкви.

После этого в город были перенесены все значимые учреждения, переехал королевский двор, разработан проект новой части города ввиду большого притока жителей. В строительстве начался настоящий бум, но строили больше светских, административных зданий, чем церковных. Город застраивался с огромной скоростью. Все холмы ранее пустующие были заселены, а Тибр оказался закованным каменными зданиями. Ученые даже подняли панику, боясь, что разрушат все древние постройки.

Период правления Муссолини отмечен помпезными сооружениями, расширением бульваров.

Во время Второй мировой войны Рим хоть и подвергся оккупации фашистами, но разрушен не был в отличие от других европейских городов. В послевоенное время столица Италии превратилась в центр киноиндустрии и туризма. Сегодня - это красивейший город, сумевший сохранить многочисленные памятники искусства, которые так стремятся увидеть многочисленные туристы.

По одной из версий истории основания Рима произошло следующее. После гибели древней Трои, немногие защитники города сумели спастись. Возглавлял их тот самый Эней – «парубок моторный». Беглецы долго скитались по морю на своих кораблях. И после долгого путешествия, наконец-то, смогли пристать к берегу. На берегу они увидели устье широкой реки, впадавшей в море. По берегам реки раскинулся лес и густой кустарник. Чуть дальше под голубым небом раскинулась плодородная равнина, освещенная ласковым солнцем.

Измученные долгой дорогой троянцы приняли решение высадиться на этот гостеприимный берег и поселится на нем. Этим берегом оказался берег Италии. Позже сын Энея основал на этом месте город Альба-Лонга

Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в . Но, несмотря на то, что у жриц не должно быть потомства, Рея Сильвия в скором времени родила мальчиков близнецов. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.

Узнав обо всем, Амулий сильно разгневался и приказал убить Рею Сильвию, а новорожденных выбросить в . Раб, выполнявший приказ, понес детей к реке в корзине. В это время на Тибре были большие волны из-за сильного половодья, и раб побоялся зайти в бушующую реку.

Он оставил корзину с детьми на берегу в надежде, что вода сама подхватит корзину, и близнецы утонут. Но река лишь отнесла корзину ниже к Палатинскому холму, а вскоре и половодье закончилось.

Волчица

Вода ушла, а мальчики выпали из упавшей корзины и стали плакать. На детские крики к реке вышла волчица, недавно потерявшая своих щенков. Она подошла к детям и материнский инстинкт пересилил инстинкт хищника. Волчица облизала детей и напоила их своим молоком. В наше время установлен в музее , он является символом Рима.

Кто воспитал Ромула и Рема

Позже мальчиков заметил царский пастух. Он подобрал детей и воспитал их. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Коренные жители города поддержали восстание Ромула и Рема, так как Амулий был очень жестоким правителем. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду.

Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Они направились в сторону Палатинского холма, к тому месту, где их когда-то нашла волчица. Здесь они решили построить собственный город. Однако в процессе решения: «где строить город?», «чьим именем его назвать?» и «кому править?», между братьями разгорелась очень сильная ссора. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города!».

Основание Рима

Затем Ромул заложил на этом месте город, начав с глубокой борозды, отмечавшей границы города. И назвал он город в свою честь – Римом (Roma). В начале, город был лишь группой бедных хижин из глины с соломой. Но Ромул очень сильно хотел увеличить численность населения и благосостояние своего города. Он привлекал к себе изгнанников и беглецов из других городов и совершал военные набеги на соседние народы. Чтобы женится, римлянин должен был украсть себе жену в соседнем поселении.

Похищение сабинянок

Предания гласят, что однажды в Риме были организованы военные игры на которые были приглашены соседи с семьями. В разгар игр взрослые мужчины бросились к гостям и, схватив девушку, убегали.

Так как большинство похищенных относились к племени сабинян, произошедшее стало известно в истории как Похищение сабинянок. Благодаря похищенным женщинам, Ромулу удалось объединить сабинян и римлян в одно целое, расширив, таким образом, население своего города.

Развитие древнего Рима

Шли годы, десятилетия и века. Рим развивался и дал основу для самой могущественной из древних цивилизаций – Древнему Риму. Когда Древний Рим находился на пике своего могущества, его власть, культура и традиции распространились на большую часть Европы, северной Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья. И сердцем этой государства была Италия.

Древний Рим создал основу для развития европейской цивилизации.

Благодаря нему появились некоторые уникальные архитектурные формы, римское право и многое другое. Также именно на территории Римской империи зародилось новое вероучение – христианство.

Столица Италии не один раз пережила периоды как упадка, так и возрождения. В этом Вечном городе, стоящем на семи холмах, гармонично соединились различные эпохи с их разнообразием стилей. Древность и современность, определенная свобода и религия создали многоликий образ великого города. В современном Риме руины старинных храмов, величественные соборы, роскошные дворцы соседствуют с рекламой популярных фирм на бигбордах и фасадах домов, многочисленными торговыми точками с их крикливыми торговцами.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Римляне считали 753 г. до н.э. датой основания города, а Ромула и Рема - его основателями. Однако подлинная история Рима начинается в X в. до н.э. - когда на холме Палатин появились первые поселения. После изгнания этрусских королей в 509 г. до н.э. и образования Римской республики Рим систематически проводил политику экспансии. Тогда же возводили значительные храмы и гражданские сооружения, например храм Сатурна и Сервиеву стену. В 312 г. до н.э. был проложен первый водопровод и первая мощеная - Аппнева дорога. Сложные внутриполитические проблемы находили выход в гражданских войнах и восстаниях рабов, которые прекратились только с утверждением империи. Мирное правление императора Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) ознаменовалось настоящим строительным бумом: был воздвигнут Форум Августа и Рим провозгласили самым красивым и большим городом мира. После большого пожара при императоре Нероне в Риме появляются другие императорские форумы и Колизей - ставший символом города. Большая часть миллионного населения города проживала в арендуемых многоэтажных домах. Народ задабривали бесплатной раздачей еды и кровавыми играми. В «счастливый век» правления «пяти добрых императоров» - от Нервы (96-98) и Траяна (98-117) до Марка Аврелия (161-180) - империя разрослась до своих наибольших в истории размеров. Постоянная угроза на ее границах усилила роль армии, из рядов которой все чаще выдвигались императоры. Неспокойное время таких императоров закончилось только с преобразованиями империи при императоре Диоклетиане (284-305). Поддержка влиятельных представителей христианства позволила императору Константину стать единовластным правителем (306-337). С переносом центра власти в Византию Рим постепенно утрачивал функции столицы. В 476 г. произошло падение Римской империи, которое принято датировать днем свержения последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождем Одоакром.

Подъем христианства в Средние века

Несмотря на растянувшуюся на века германо-византийскую борьбу за римское наследие, епископу Рима удалось закрепить свое господствующее положение в городе. Еще Феодосий провозгласил в 381 г. христианство государственной религией. Вскоре в Риме уже насчитывалось двадцать пять приходских церквей и четыре сверкающих мозаиками патриарших базилики - последние подчинялись непосредственно папе римскому Это церкви: Св. Иоанна Латеранского, Св. Петра в Ватикане, Св. Павла за городской стеной и Санта-Мария-Маджоре. Четыре эти базилики, а также базилики Санта-Кроче-ин-Джерузалемме, Сан-Лоренцо-фуори-ле Мура и Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура составляют семь паломнических церквей Рима. Светская власть пан и их господство над Римом утвердились в VIII в., после того как они получили в дар земли от лангобардского короля Луитпранда (727) и короля франков Пипина (755), что и позволило заложить основы папского церковного государства. Папа Лев III (795-816) на Рождество 800 г. венчал императорской короной Карла Великого, что означало восстановление империи, просуществовавшей еще тысячу лет, по крайней мере, под именем Римской империи. Глубокий упадок начинается с изгнания пап в Авиньон (1305-1377); в тот же период Кола ди Риенцо предпринимает неудавшуюся попытку восстановить Римскую республику по древнеримскому образцу (1347).

Папство и развитие искусств в Риме

После окончания раскола римской католической церкви (1417) город переживает новый подъем. Папы и аристократы, вдохновленные идеями гуманизма и Возрождения все чаще выступают меценатами искусств и заказчиками строительных работ. Но только при папах Юлии II (1503-1513) и Льве X (1513-1521) Рим стновится центром Высокого Возрождения. С этого периода творчество Браманте (1444-1514), Микеланджело (1474-1564) и Рафаэля (1483-1520) определяют развитие искусства всего 16 в.. В 1506 г. начинается строительство нового собора Св. Петра. Долго приходил в себя Рим после разграбления его солдатами германского императора Карла V в 1527 г. Однако при папах эпохи Контрреформации Рим становится местом триумфа христианства, что и воплощается в барочной архитектуре. Архитекторы того периода, прежде всего Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) и его соперник по искусству Франческо Борромини (1599-1667), Карло Мадерано (1556-1629) и Карло Райнальди (1611-1691), создали великолепные церкви и дворцы, которые до сих пор определяют архитектуру Старого города. Живопись Караваджо (около 1573-1610) считается гениальной вершиной раннего барокко. Среди представителей противоположных течений в первую очередь следует упомянуть уроженца Болоньи Аннибале Карраччи (1560-1609) и его учеников Гвндо Ренн (1575-1642), Доменикино (1581-1641) и Гверчино (1591-1666). Типичные образцы барочной пространственной живописи - это монументальные потолочные росписи в церквах Сант-Иньяцио и Иль-Джезу.

Третий Рим

В XVIII-XIX вв. Рим - центр притяжения для художников и поклонников искусства всех народов. После провозглашения в 1871 г. Рима столицей королевства Италия начинается эпоха столицы страны и резиденции королей - эпоха Третьего Рима. Появились представительные здания повой эпохи: Банк Италии Министерства финансов, Дворец юстиции и пр. К Муссолини власть перешла после марша на Рим. В 1929 г. между итальянским государством и папским престолом был заключен договор, согласно которому папе отходил Ватикан, некоторые другие экстерриториальные области и 2 мрд лир. При Муссолини в связи с запланированной на 1942 г. Всемирной выставкой был сооружен монументальный квартал, а прямо через античный центр проложен парадный проспект Виа-деи-Фори-Империали. После ареста дуче и капитуляции Италии в 1943 г. Рим заняли немецкие войска; из города было депортировано множество евреев. В ходе референдума 2 июня 1946 г. итальянцы проголосовали за провозглашение республики. В 1957 г. в столице Италии был подписан Римский договор, заложивший основы для образования ЕЭС и Европейской комиссии по атомной энергетике (ЕВРАТОМ). При папе Иоанне XXIII, выступавшем за мирное сосуществование государств, был созван II Ватиканский собор (1962-1965), призванный реформировать и модернизировать католическую церковь. Папа Иоанн Павел II, занявший престол Св. Петра в 1978 г., был первым за период 453 лет папой-неитальянцем, а в 2005 г. его преемником стал немецкий кардинал Йозеф Ратцингер - папа Бенедикт XVI.

Биография

Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере - 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) - немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («Маркиза д"О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго»).

В 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста.

Семья Клейстов происходила из старинной знатной семьи. Отец, Иоахим Фридрих фон Клейст, служил штабс-капитаном от инфантерии (пехоты) в гарнизоне Франкфурта-на-Одере. Мать Генриха, Юлиана Ульрике, была второй женой Иоахима Фридриха. У них родилось пятеро детей: Фридерика, Августа Каролина, Генрих, Леопольд Фридрих и Юлиана.

После смерти отца в 1788 году Генриха послали учиться в Берлин. В 1792 году Генрих поступил на службу в гвардейский полк в Потсдаме и в 1796 году принял участие в войне против Франции. Во время службы Генриха, 3 февраля 1793 года умирает его мать. Ушел со службы в 1799 году в ранге лейтенанта. Затем изучал математику, физику и латынь в университете Виадрина, в 1800 году получил пост чиновника в министерстве финансов в Берлине.

После поездки по Франции со своей сестрой, Ульрикой, Клейст переезжает в Берн, где завершает свою первую пьесу «Семейство Шроффенштейн». В 1802 году ссорится со своей невестой Вильгельминой и впадает в ещё большую депрессию. Врачи диагностируют «чёрную меланхолию». Ульрика (сестра Генриха) вернула его в Веймар. Драма «Семейство Шроффенштейн» была опубликована анонимно в следующем году. В этом же году он отправляется в масштабное путешествие по Европе, посещает Лейпциг, Дрезден, Берн (в июле), Милан, Женеву, Париж (в середине октября). В октябре, после записи рукописи «Роберта Гвискара» - второй своей пьесы - Клейст тайно покидает столицу Франции, и едет в лагерь Булонь, не имея при себе паспорта, чтобы вступить в ряды французской армии, готовившей вторжение в Великобританию. Затем, отказавшись от своих планов, он получил паспорт в посольстве Пруссии и вернулся в Германию. Заболел вскоре после того, как остановился в Майнце, оставался в постели шесть месяцев и закончил за это время работу над «Робертом Гвискаром».

В 1808 году Клейст в сотрудничестве с Адамом Мюллером издал первый номер литературного журнала «Феб». Клейст предложил Гёте сотрудничать с журналом, но тот отказался, резко раскритиковав Клейста. «Феб» издается всего год. В том же году в печати появилась новелла «Маркиза д’О» и отрывок новеллы «Михаэль Кольхаас». В это же время Клейст представил публике свою пьесу «Разбитый кувшин».

В 1810 году подружился с Генриеттой Фогель, больной раком. Они решили совершить самоубийство - осуществить навязчивую идею, с которой Клейст не раз уже обращался к своей жене Марии, которой он с большим воодушевлением написал перед смертью: «Я нашёл подругу с душой, парящей подобно молодому орлу, согласную умереть со мной». В 1811 году Клейст застрелился, предварительно застрелив свою подругу.

«Истина в том, что мне ничто не подходит на этой Земле», - его дневниковая запись непосредственно перед тем, как свести счёты с жизнью.

Пьесы

«Семейство Шроффенштейн» (издана 1803)
«Роберт Гвискар» (1803, сожжена автором, сохранился лишь первый акт)
«Пентесилея» (1805-07, издана 1808)
«Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» (1807, издана 1810)
«Разбитый кувшин» (1806?, издана 1811?)
«Амфитрион» (1807, по одноимённой пьесе Мольера)
«Битва Германа» (1808, издана 1821)
«Принц Фридрих Гомбургский» (1810, издана 1821).

Наследие и признание

На сочинения Генриха фон Клейста писали музыку такие известные композиторы как Август Вильгельм Амброз, Хуго Вольф (симфоническая поэма «Пентесилея»), Ханс Пфицнер (опера «Кетхен из Гейльбронна»), Ханс Вернер Хенце (опера «Фридрих Гомбургский»).