История про букву ч буква почемучка. Истории про буквы, сочиненные первоклассниками и записанные их родителями. Буквы алфавита своими руками

Буква «Д»

Давным-давно в одной деревне жила-была буква «Д». Однажды днем она пошла гулять. Погода была чудесная. «Д» двигалась по длинной дороге и дошла до середины леса, где росли дивные деревья и душистые травы. Она долго ходила, устала и задремала под деревом, пока ее не разбудил дождик.

Он длинными струйками стекал по ее ручкам и ножкам. «Д» подумала: «Хорошо дятлу, у него есть домик! Он спрятался в дупле на дереве. А мне досадно, что даже нет дождевика». Она поспешила домой.

Дома «Д» закинула дрова в печь, поставила пластинку с джазом, выпила чаю с джемом. «Вот и день прошел, уже десять! Пора спать!» - пробормотала буква «Д» и задремала.

Буква «С»

Однажды буквы из азбуки пошли в поле погулять, как вдруг налетели тучи и начался сильный дождь. Буквы разбежались кто куда, а буква «С» зацепилась за травинку, упала и забралась в траву поглубже, чтобы не вымокнуть. Согрелась и заснула. Выглянуло солнышко. Вышли в поле девушки, хотели нарвать сочной травы для своих коров, но только дело это оказалось трудное. Трава резала руки, не давалась. Вдруг одна из них увидела в траве букву «С». «Не поможешь ли ты мне?» - спросила ее девушка. «Отчего же не помочь?! Помогу», - ответила буква. Девушка приделала к «С» деревянную ручку, взялась за нее и стала быстро срезать траву. Отличный получился серп! «Вот и я пригодилась!» - с гордостью подумала про себя буква «С».

Буква «Ф»

Жила-была во Франции фиолетовая фея. Она была похожа на букву «Ф». По утрам она пила кофе с фисташковым мороженым. Днем фотографировала фазанов, любовалась длинноногими фламинго. Вечером кушала фрукты и финики и фантазировала, как отправиться путешествовать по Франции.

Буква «Г»

В сказочной стране поселилась гусеница по имени Герасим. Он был очень галантный, носил галстук и гордился тем, что он гусеница. Ему очень нравилась буква «Г», потому что его имя с нее начиналось. У Герасима был друг Гантелькин, очень спортивный червячок. Они вместе занимались спортом. Когда Гантелькин поднимал тяжести, то его хвостик отклонялся назад и становился похожим на маленькую букву «Г». От этого Герасима и Гантелькина многие считают братьями. Уж очень они похожи!

Буква «О»

Жила-была буква «О». Была круглая и важная, как полная Луна. Буква «С» очень завидовала букве «О», она-то была тонкая, как стройный месяц. Ей не нравилась ее маленькая головка, к тому же месяц появлялся на небе гораздо чаще, чем Луна, поэтому люди его не так ждали. «Как же мне хочется быть такой же полной, как ты!» - сказала однажды буква «С» букве «О». И та посоветовала обратиться к волшебнику.

Волшебник очень удивился: «Я могу совершить такое чудо, но тогда больше никогда не пойдет снег, перестанет светить солнце, исчезнут собаки, перестанут расти сосны». Буква «О» услышала это и стала уговаривать свою подружку: «Весь мир изменится! Твой друг серебряный месяц заболеет, потому что будет ранен в самое сердце, туда, где живешь ты!» Подумала-подумала буква «С», да и побежала домой, где ждала ее любимая собака.

А вечером они вдвоем сидели на крылечке и смотрели в небо. Ждали, когда из-за дальнего леса появится месяц.

После первого года обучения, то есть, начиная со второго класса, Ваш ребёнок должен уметь рассказать всё про каждую букву.

Родители, как проверить знания ребёнка? Возьмите ручку или карандаш. Наугад выберите любую букву и попросите про неё рассказать. Ребёнок может не помнить наизусть, какой буква идёт по счёту и не проговаривать замечания к букве для взрослых. Но всё остальное он должен уметь рассказать без запинки. Около правильно рассказанной буквы ставите плюсик. В других вариантах - минус. Который превращается в плюс, когда Ваш малыш подучит и расскажет Вам всё в следующий раз.

Обращаюсь к методистам. Я знаю, что звуки пишутся в квадратных скобках, что после мягких звуков ставится апостроф, что слово лают дает вот такую звуковую схему - [ л а й , у т]. Но эта статья дана в помощь родителям для устного рассказа ребёнка родителю не филологу. Поэтому дано вот такое упрощенное изложение этого материала, без квадратных скобок и без апострофов.

А

  • 1-ая буква алфавита. В алфавите произносится А.
  • под ударением А и без ударения А.
  • если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук А, пишем букву А (мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук А, пишем букву Я (мял).
  • исключение - слова с ЧА-ЩА. Ведь Ч и Щ - согласные всегда мягкие, хочется после них написать Я, а нельзя.

Б

  • 2-ая буква алфавита. В алфавите произносится БЭ.
  • глухая пара П. (лбы - звук Б, лоб - звук П)
  • может быть мягким (БЬ) белка и твёрдым (Б) бочка.

В

  • 3-ья буква алфавита. В алфавите произносится ВЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Ф. (ловлю - звук В, лов - звук Ф)
  • может быть мягким (ВЬ) ловить и твёрдым (В) вол.

Г

  • 4-ая буква алфавита. В алфавите произносится ГЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара К. (луга - звук Г, луг - звук К)
  • может быть мягким (ГЬ) герань и твёрдым (К) гол.

Д

  • 5-ая буква алфавита. В алфавите произносится ДЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Т. (плоды - звук Д, плод - звук Т)
  • может быть мягким (ДЬ) Дима и твёрдым (Д) Дана.

Е

  • 6-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙЭ).
  • Звука Е не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Е под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (ель), после Ь и Ъ знака (подъели), после гласной (поездка), то она обозначает 2 звука ЙЭ

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (лес) . Поэтому в слове лес буква Е обозначает один звук Э.

Вариант 2. Буква Е не под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (енот), после Ь и Ъ знака (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука - ЙИ.

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук - нечто среднее между И и Э. (редукция).

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (лесной) . Буква Е обозначает звук И.

Ё

  • 7-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙО.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Всегда ударный.
  • ВНИМАНИЕ! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё - всегда ударная.
  • Звука Ё не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове.

а) если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ знака (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука (ЙО)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (пёс) . Буква Ё обозначает звук О.

Ж

  • 8-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЖЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара Ш. (лужа - звук Ж, у луж - звук Ш)
  • Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (жир), мягкий знак (молодёжь) - звук произносится твёрдо.

З

  • 9-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЗЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара С. (коза - звук З, много коз - звук С)
  • Может быть мягким (ЗЬ) зима и твёрдым (З) звон.

И

  • 10-ая буква алфавита. В алфавите произносится И.
  • гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • под ударением И и без ударения И.
  • Если согласный звучит мягко, и после него слышится звук И, пишем букву И (рис).
  • Исключение - слова с ЖИ-ШИ. Слышим Ы, а пишем И.

Й

  • 11-ая буква алфавита. В алфавите произносится И-краткое.
  • Всегда мягкий (нет твёрдой пары).

К

  • 12-ая буква алфавита. В алфавите произносится КА.
  • Звонкая пара Г. (кот - звук К, год - звук Г)
  • Может быть мягким (КЬ) кит и твёрдым (К) кот.

Л

  • 13-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭЛЬ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (ЛЬ) лето и твёрдым (Л) лов.

М

  • 14-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭМ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (МЬ) мир и твёрдым (М) мошка.

Н

  • 15-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭН.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (НЬ) небо и твёрдым (Н) нота.

О

  • 16-ая буква алфавита. В алфавите произносится О.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук О, а без ударения А.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук О, пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук О, пишем букву Ё (нёс). Исключение - слова шёл, шёлк.

П

  • 17-ая буква алфавита. В алфавите произносится ПЭ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Б. (почка - звук П, бочка - звук Б)
  • может быть мягким (ПЬ) пить и твёрдым (П) пони.

Р

  • 18-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭР.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (РЬ) река и твёрдым (Р) роль.

С

  • 19-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭС.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара З. (соя - звук С, Зоя - звук З)
  • может быть мягким (СЬ) Сеня и твёрдым (С) сон.

Т

  • 20-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТЭ
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Д. (том - звук Т, дом - звук Д)
  • может быть мягким (ТЬ) Тёма и твёрдым (Т) тыква. .

У

  • 21-ая буква алфавита. В алфавите произносится У.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением У и без ударения У.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук У, пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук У, пишем букву Ю (люк).
  • Исключение - слова с ЧУ-ЩУ. Ведь Ч и Щ согласные всегда мягкие, хочется после них написать Ю, а нельзя.

Ф

  • 22-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭФ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара В. (Фаня- звук Ф, Ваня - звук В)
  • Может быть мягким (ФЬ) фильм и твёрдым (Ф) шкаф.

Х

  • 23-ая буква алфавита. В алфавите произносится ХА.
  • Может быть мягким (ХЬ) хек и твёрдым (Х) хурма.

Ц

  • 24-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЦЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары)

Ч

  • 25-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЧЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) - звук произносится мягко.

Ш

  • 26-ая буква алфавита. В алфавите произносится ША.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара Ж. (Луша - звук Ш, лужа - звук ж) Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), мягкий знак (сушь) - звук произносится твёрдо.

Щ

  • 27-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЩА.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) - звук произносится мягко.

Ъ

  • 28-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
  • буква называется - разделительный твёрдый знак.
  • Звука не обозначает.
  • Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары - сел - съел.

Ы

  • 29-ая буква алфавита. В алфавите произносится Ы.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением Ы и без ударения Ы.
  • Буква Ы почти никогда не стоит в начале слова.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук Ы, пишем букву Ы (сын).
  • Исключение - слова с ЖИ-ШИ. Ведь Ж и Ш согласные всегда твёрдые, хочется после них написать Ы, а нельзя.

ь

  • 30-ая буква алфавита. В алфавите произносится МЯГКИЙ ЗНАК.
  • У этой буквы двойная роль.

1)Ь - показатель мягкости. Если согласная буква звучит мягко, после неё не стоит гласная второго ряда и это не Ч, Щ Й, то значит после неё надо написать Ь. (конь, коньки). Есть слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, елочк а, песочн ый птенч ик, которые пишутся без мягкого знака.

2) разделительный мягкий знак. Звука не обозначает. Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, И. (ВНИМАНИЕ! Добавилась, в отличие от Ъ знака буква И) НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары - Коля - колья.

Э

  • 31-ая буква алфавита. В алфавите произносится Э.
  • Г ласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук Э и без ударения Э.
  • Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).

Ю

  • 32-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙУ).
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Звука Ю не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове. Ударение роли не играет.

а) если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ знака (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука (ЙУ)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (люк) . Буква Ю обозначает звук У.

Кроме сочетаний ЧУ-ЩУ, хочется написать Ю, а надо У. (щука)

Я

  • 33-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙА
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Звука Я не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (яма), после Ь и Ъ знака (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука (ЙА)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (вяз) . Буква Я под ударением обозначает звук А.

Вариант 2. Буква Я не под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ знака (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука (ЙИ).

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук - нечто среднее между И и А. (редукция)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (мясной). Буква Я без ударения обозначает звук И. Кроме сочетаний ЧА-ЩА, хочется написать Я, а надо А. (чаща)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация « Звук Ч.Б уква Ч». Работа ученика 1 «А» класса ГБОУ СОШ № 49 Куликова Сергея

Буква Ч Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

Слова на букву Ч Чиполлино Чеснок Чайник Черепаха Чемодан Чашка Черника

Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий.

Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет...

Они стоят, они идут, Они спешат, и отстают, И говорят за шагом шаг То «тик», то «так». Хотя ни языка, ни ног Найти бы ты у них не смог, Они нужны не для красы – Диктуют время нам …

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!»

Скороговорки с буквой Ч У четырех черепашек четыре черепашонка. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".

Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....

Проект: "Весёлая азбука. Буква А".

Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....

Цель занятия: изучаем букву Ч, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ч, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ч по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Черепаха Часы Чайка

  • Какой звук есть и в слове ЧАЙКИ, и в слове МЯЧ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ч] в слове ЧАЙКА? — БОЧКА? — КАЛАЧ? — ДОЧКА?

Когда мы произносим звук [ч], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Ч! Кончик языка стукает по «бугоркам» и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ч].

  1. Гласный или согласный звук [ч]?
  2. Звонкий или глухой этот звук?
  3. Почему?

Рассмотри букву Ч. Нашили букву Ч в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

У них усы не для красы -
Они показывают время
И называются… (часы).

Когда лежу на месте.
Не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне, видно, от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан).

Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха).

Вышел еж с сапожной щеткой,
Занялся работой… (четкой).

Заяц волка замещает,
Всех косых не … (замечает).

Вдоль по улице мощеной
Мчится вскачь арбуз… (моченый).

А волна реки, плеща,
Пену сбросила с … (плеча).

Сказка про букву Ч

Кто живет в часах

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

Загадки для детей на букву Ч

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)

Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа,
Даже если убежим.
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
(Часы)

Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)

Пословицы и поговорки на букву Ч

Недоученный хуже неученого.
Почитай учителя, как родителя.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ученику - удача, учителю - радость.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем полнее бочка, тем меньше звона.
Что в воду упало, то пропало.

Веселые стихи про букву Ч для детей

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
(В. Орлов)

Черепаха
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это — ЧЕ!
Это — РЕ!
Это — ПАХА!
Это — ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
(К. Чуковский)

На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За чаем.
Что-то долго
Мы хозяйку
Ожидаем.
(Г. Сапгир)

Говорит Чечетке Чиж:
- Ты когда на юг летишь?
- За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
Вот!
(М. Яснов)

Чижик был в гостях у тетки,
Он на чай летал к чечетке.
Чудо - чай вечерком
Да вприкуску с червячком
Сахарным!
(А. Пудваль)

Четыре Анюточки
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Вычислить шпиона

Иностранца в России можно распознать по тому, как он произносит слова, в которых есть буква Ч, например «чудо» или «ночной». У англичанина или немца звук [ч] распадется на две составляющие - [т] и [ш]. Дело в том, что звук [ч] - аффриката. Он состоит из двух звуков, произносимых слитно. В английском тоже своя аффриката - [j]. Она состоит из [д] и [ж] и напоминает звуки, произносимые нами на стыке слов «вот же». Но английское J - звонкое и твердое. А наше Ч - противоположность, мягкое и глухое. Поэтому слово «чудо» мы произносим как [чюдо], а в сочетании ЧН у неграмотного человека рука тянется поставить мягкий знак. Иностранцу воспроизвести [ч] очень сложно, вместо этого выходит твердое [тш].

Родственные связи

Свое очертание Ч, по одной из версий, заимствовало от греческого Y (ипсилон). Но в греческом языке такого звука нет, и создателям кириллической азбуки пришлось придумать для Ч новый знак. В древнерусском письме буква очень похожа на Ц - тот же двурогий церковный подсвечник. Это неудивительно, ведь и звук [ц] по свойствам похож на [ч]: тоже аффриката, только твердая. В говорах русского языка эти два звука иногда меняются местами или вытесняют один другой. Так, в России есть регионы, в которых вместо «черт» говорят «цорт», а где-то вместо «церковь» произносят «черква».

Аз есмь начало и конец

Многие слова на Ч в русском языке восходят еще к древнему индоевропейскому языку (на нем говорили 7–5 тысячелетий назад). Вот, к примеру, «чадо» - слово устаревшее, но все еще нам понятное. Праславянское čędo происходит от корня со значением «начинать». Этот корень, в свою очередь, соотносится с индоевропейским ken. Звук [k], стоящий перед [i] и [e], еще в общеславянском дал звук [ч], [еn] перешло в [ę] (Э носовое), а потом в [а]. Так и возникло наше слово «чадо». Получается, что ребенок - «тот, кто только начинается». С этим же корнем связана другая интересная история. Задумывались ли вы, откуда происходят слова «начало» и «конец»? Время - это петля, всякий конец означает начало чего-нибудь, а всякое начало в итоге приводит к концу. Корень ken/kon имел значение времени. Один его вариант привел к появлению слова «на-ЧА-ло» (то же самое изменение звуков, что и в слове «чадо»), а второй - к возникновению слова «КОНец». Подобное чередование в корне гласных Е и О довольно часто использовалось в индоевропейском языке для образования новых слов с похожим значением.

Правило сплошных исключений

В русском языке [ч] может восходить к разным звукам. Во-первых, он возникает на месте [k] там, где несколько тысяч лет назад перед ним были [i] и [e], как в слове «начало». Во-вторых, [ч] оказался на мес те сочетаний tj, kj. Именно поэтому мы говорим «свеча» - она «светит» и «я плачу» - от «плакать». Еще одна удивительная особенность буквы Ч: несмотря на то, что она всегда мягкая, мы пишем ее так, будто она твердая. Рядом с ней идут гласные, которые обычно «командуют» твердыми звуками: А, О, У (а не Я, Ё, Ю). Зато для И и Е сделано исключение: вспомните хоть одно слово с ЧЫ и ЧЭ. Трудно? Практически невозможно. Зато ЧИ и ЧЕ - сколько угодно: «чистюля», «читатель», «чебурек», «черемуха» и т. д. Этому есть простое объяснение: когда-то в русском языке всякий согласный звук был либо мягким, либо твердым. От гласных он не зависел. Но потом это правило перестало работать, и за одной и той же буквой начали скрываться два звука. Перед «твердыми» гласными - твердый, перед смягчающими, которые пришлось специально для этого придумать, - мягкий. Букву Ч это не коснулось - никакого твердого [ч] у нас не было и нет до сих пор. ЧА, ЧУ, ЧО нельзя прочитать иначе, чем [чя], [чю], [чё], а потому смягчающие буквы не понадобились - факт, который осчастливил школьников правилом «ЧА пиши с буквой А».