Исцеление бесноватого отрока. Евангелие. Исцеление бесноватого отрока Исцеление бесноватого отрока

Описанные Евангелистами случаи бесноватости дают возможность составить представление о характерных признаках этой болезни. Из этих признаков самым типичным, и безусловно общим, для всех случаев, является: непризнание бесноватыми себя больными и отсутствие у них просьбы о помощи. Эти больные никогда сами не приходят ко Христу за исцелением, но их «приводят». Или же, Христос Сам исцеляет их по своему милосердию, или по просьбе родных и друзей.

Но, по форме, бесноватость бывает очень разнообразной: самая сильная форма – это бесноватость двух гадаринцев, которые проявляли буйное помешательство и самоистязание, без всяких перерывов, в течении многих лет. Случай с лунатиком был также очень тяжелый, т. к. здесь болезнью было охвачено и тело, и душа человека, но были перерывы или ослабления в припадках между новолуниями.

В других случаях бесноватость, не затрагивая глубин духа человеческого, поражала только отдельные органы (слух, зрение, речь) или весь телесный состав (как у скорченой женщины). Следовательно «бесноватость», как видно, может поражать или душу, или тело, или то и другое вместе. Из этого можно заключить, что определенного «клинического» симптома-комплекса у этой болезни нет; это болезнь «духа», и может ассоциироваться с любым телесным недугом, по тесному единству всего состава человека. Диавол пользуется болезненностью человека, как следствием первородного греха, чтобы наносить свой удар по самому чувствительному месту. Во всяком случае, «медицинских» средств от одержимости нет. Это болезнь «духа» и лечится она исключительно духовными путями. И не следует заблуждаться в распознавании «одержимости». Не всякая «эпилепсия» и не всякая «параноя» или «циркулярный психоз» и т. п., есть «одержимость». Здесь пет знака равенства, но часто бывают совпадения, которые смогут распознать только истинные врачи, не зараженные предрассудками «материалистического мировоззрения».

По свидетельству о. Иоанна Кронштадского, из находящихся в больницах душевно больных, характер болезней значительного большинства – духовной, а не психофизической природы.

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ БЕСНОВАТЫХ В СТРАНЕ ГЕРГЕСИНСКОЙ

(Мтф.8, 28–34; Мрк.5, 1–20: )

Итак, после укрощения злых стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка пристала к восточному, скалистому и пустынному берегу страны Гергесинской (или Гадаринской, как ее называют Евангелисты Марк и Лука). Сразу же, как только Христос вышел на землю, «Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (т. е. из могильных пещер), «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город», т.е. в Капернаум.

Так повествует об этом событии Ев. Матфей. В Евангелиях Марка и Луки, об этом же говорится более подробно и с той разницей, что у них речь идет не о двух, но об одном бесноватом, и страна называется Гадаринской. Противоречий тут нет, т. к. в Десятиградии имелись, в составе городов – и Гадара, и Гергсса; и ближайшая к ним область могла называться и тем, и другим именем. А что касается числа бесноватых, то хотя и было их двое, но говорил от имени двоих, главным образом, один. Он же был, по-видимому, более страшен, более активен и более всем известен, т. к. раньше жил в ближайшем городе и был «одержим бесами с давнего времени» (); ходил всегда голым, терроризовал всех, и именно его много раз пытались заковывать в цепи, которые он, обладая невероятной силой, разрывал и убегал от людей, «гонимый бесом в пустыню».

Иоанн Златоуст говорит, что разность в числе бесноватых у Синоптиков «не есть признак разноречия, а показывает только различный образ повествования». II если соединить рассказ трех Евангелистов, то возможно представить себе картину события в следующей последовательности:

Увидя Иисуса издалека, бесноватые закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (). Затем один из бесноватых, тот, которого никто не в силах был укротить, «прибежал, пал пред Ним» (т. е. Христом) «и поклонился Ему... Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека». Тогда бесноватый, «вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня». (Мрк.5, 6-Я; ).

Бес, державший в своей власти несчастного человека и кричавший его голосом, не сразу повиновался повелению Христа, как бы медлил. Тогда Христос спросил одержимого: «Как тебе имя?» Но вместо человека отвечает бес: «Легион имя мое, потому что нас много» (Мрк.5, 9). После этого «просили Его все бесы, говоря: если выгонишь нас (), пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя» (из человека), «вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море». (Мрк.5, 12–13).

В поведении бесноватого, обращает на себя внимание как бы раздвоенность его личности. Сначала он прибежал к Иисусу, пал перед Ним и поклонился Ему, как бы ища защиты от объявшего его ужаса, но когда Иисус повелел нечистому духу выйти из него, тогда этот человек начинает говорить слова совершенно не соответствующие его поведению: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня». Ясно, что здесь уже слышится чей-то другой голос. Устами человека выражается иная чужая воля. Это и есть голос того «нечистого духа», который вселился в человека, овладев его сознанием и волей. Сам по себе, этот несчастный человек, совершенно одичавший и с давних лет не имевший нормального общения с людьми, конечно, не мог ничего знать о Иисусе Христе; не помня даже своего человеческого имени, как мог он исповедовать Христа Сыном Божиим? Но бесы-то знали Христа, т. к. Он повсюду и всегда изгонял их – они «веровали и трепетали» () и, быть может, вперед знали, что Христос плывет в страну Гадаринскую.

Факты «раздвоения личности» вообще говоря, очень часто встречаются в нашей жизни и иногда они бывают очень сходны с теми, что описаны в Евангелии. Это очень хорошо знают врачи психиатрических клиник, но не имея в своем научном арсенале термина «одержимость», стараются по разному объяснять эти явления, но по большей части, неубедительно.

Кстати сказать, у тяжелых психических больных, страдающих буйными припадками, спутанностью сознания и почти полною потерею «личности», со склонностью к крикам, самоубийству и богохульству, иногда вдруг наступает как бы перерыв болезни, «ремиссия». Тогда сознание проясняется, душевные бури утихают, больной становится спокойным, тихим, смиренным, прилично одетым, но увы, не надолго. Вскоре приближается к нему что-то страшное, человек чувствует свое ужасное положение, становится подозрительным, беззащитным и... вновь теряет свою «личность»; чужая, враждебная воля овладевает им, заполняет собою все его нутро. В конце концов, если не приходит неожиданная, необъяснимая «чудесная помощь», – такой больной погибает от истомления, или самоубийства.

В данном Евангельском случае, к больному, одержимому бесами человеку, пришла эта чудесная, могущественная, целебная сила, давшая ему полное и окончательное исцеление.

Пришедшие посмотреть, что случилось, жители Гадаринской страны увидели, что «бесновавшийся», в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, «и устрашились».

Бывший бесноватый теперь уже не хотел уходить от Иисуса, боясь, видимо, вновь впасть во власть духов нечистых; он просил Христа, «чтобы быть с Ним». Но опасности уже никакой не было, а исцеленный человек нужен был Господу для проповеди Царствия Божия в Десятиградии. Гибель двух тысяч свиней была настолько чувствительная для их владельцев, что о ней, несомненно, говорили во всем Десятиградии, как о факте неопровержимом а, на основе этого факта, проповедь исцеленного человека – о власти Христа, Его чудотворной силе и Его учении о Царствии Божием – была убедительной и доказательной. А главное – сам исцеленный, всей своей преображенной личностью, не мог не привлекать внимание всех. Буйный помешанный, «параноик», гроза населения, – и вдруг, он же – горячий проповедник мира, любви и правды Божией. Он был послан на проповедь Самим Богочеловеком. «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя», – сказал ему Христос. «И он пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились».

Его проповедь особенно нужна была здесь т. к. жители Гадаринской страны неразумно просили Христа удалиться из их страны.

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА-ЛУНАТИКА

(; Мрк.9, 14–29; )

Исцеление бесноватого отрока произошло в Галилее, на следующий день после Преображения Господня. Краткое описание этого чуда дает Евангелист Матфей, другие синоптики его дополняют.

Ев. Матфей говорит: «Когда они» (т. е. Христос и сопровождавшие Его на Фавор Петр, Иаков и Иоанн), «пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. II запретил ему Иисус; и бее вышел из него, и отрок исцелился в тот час».

Евангелист Марк дает яркую картину явления Христа пред народом. Он пишет, что, когда Христос пришел, большая толпа народа окружала группу Его учеников и книжников Иерусалимских, которые спорили между собою. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников. Но появление Христа прервало спор.

«Увидев Его», – говорит Евангелист, – «весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». Возможно, что небесный свет, осиявший Христа на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле, виде, голосе и движениях.

Христос «спросил книжников: о чем спорите с ними?» Книжники молчали. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его; и они не могли»...

Можно предположить, что отец отрока, некоторое время тому назад, приводил своего сына именно ко Христу, но, не застав Его, обратился за помощью к ученикам, а те не смогли изгнать беса. Не исключено, что это и было темою «споров» книжников и учеников и причиною их смущения.

Далее, по Евангелисту Марку, можно составить полное представление о характерных симптомах болезни отрока. Оказывается, что по внешности они очень близки к хорошо известной современной медицине эпилепсии. Однако, говорить о полном тождестве здесь едва ли возможно. Признаки «эпилепсии» отрока, по Евангелию, следующие: припадки случаются «в новолуния» и приходят «внезапно»; отрок, как бы кем-то «схваченный», падает на землю, «скрежещет зубами», «испускает пену», «сотрясается» всем телом в конвульсиях; проявляет попытки к самоубийству, ибо «бросается в огонь и воду». В то же время он «глухой и немой». Но уже одна периодичность припадков – по «новолуниям» – совсем не характерна для классической эпилепсии. А главное – причина болезни у клиницистов и у Евангелистов, совершенно различна. И если у врачей причиной припадков предполагаются те или иные аномалии в состоянии вещества мозга или состава крови, то у Евангелистов эти аномалии, если и существуют, то являются не причиной, а следствием внедрения в человека инородного, болезнотворного духа. Отец отрока не сомневался, что сын его «одержим духом немым», и беда его состояла только в том, что ученики Христа не могли «излечить» его.

Кроме того, – немота и глухота также не характерны для эпилепсии, хотя иногда и совпадают с нею.

Наконец, склонность к самоубийству ни в коем случае не может считаться постоянным симптомом эпилепсии; скорее, редким ее спутником. Поэтому, Евангельский случай с отроком бесновавшимся в новолуниях, современные нам врачи могли бы определить, как эпилепсию «психогенного» или «истерического» характера, коренящуюся в психике больного. И в этом не было бы ошибки, т. к. именно болезнетворный «дух», овладев психикой человека, вызвал в нем и все патологические явления.

Итак, но свидетельству Евангелистов, болезнь припадочного отрока была настолько тяжела, что ученики Христа не могли исцелить ее. Тогда Христос в скорбном сердце, дивясь неверию людей, порабощенных духом зла, сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И повелел привести к Нему больного отрока. И когда тот только еще подходил ко Христу, «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Начался сильнейший припадок. «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». И тут же обратился ко Христу с отчаянной просьбой: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Тогда Господь, по милосердию Своему, укрепил надежду отца и помог ему найти в себе зачатки веры, «...если сколько-нибудь можешь веровать», – сказал Он ему, – «все возможно верующему. И тотчас», – по свидетельству Марка, – «отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи, помоги моему неверию!» ().

И эти слова не прошли мимо внимания людей; в течении многих столетий они повторяются всеми, кто подавлен скорбью и жаждет найти исход ее в вере в Божию помощь. Здесь, из многолетних страданий и слез, в душе несчастного отца родилась вера, победившая его прежнее неверие.

Но пока происходила беседа Христа с отцом отрока, народ продолжал сбегаться отовсюду, чтобы поглядеть на необычайное зрелище. Тогда Иисус «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его», – говорит Ев. Марк, – «вышел; и: он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер». Но отрок был жив, и Христос «отдал его отцу его». ().

Следовательно, вот истинный, указанный Христом, путь лечения подобных больных: вера, молитва и пост.

Но что на это могли бы сказать современные врачи-психиатры, в большинстве случаев зараженные неверием? Вероятно, они только улыбнулись бы на такой совет. Но улыбка их, увы, не имела бы целебной силы и не спасла бы больного от тяжкой болезни.

ЗАОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОЙ ДОЧЕРИ СИРОФИНИКИЯНКИ

(; Мрк.7, 24–30)

Исцеление бесноватой девушки, дочери язычницы Сирофиникиянки, описано двумя Евангелистами, и вполне совпадает. Это событие имело место в «пределах Тирских и Сидонских», т.е. в языческой Финикии. Сюда Христос пришел из Галилеи после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и после хождения по водам (-ая глава и Мрк.6-ая глава). После этих чудес, популярность Христа, как чудотворца, достигла крайних пределов и настолько, что «куда бы ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись». ().

И сколько бы Христос ни запрещал распространять о Нем вести, как о Чудотворце, – не раз случалось, что жители того места, куда Он пришел – «узнав Его, послали во всю окрестность ту» и принесли к Нему всех больных». ().

При таких обстоятельствах, Иисусу Христу трудно было проповедовать Свое учение о Царствии Божием, т. к. массы народа шли не столько для учения, сколько для получения исцелений. И, кроме того, можно себе представить, что Христос при всем том, как Человек, нуждался и в уединении, и в отдыхе. Вероятно по этим причинам, «выйдя оттуда» (т. е. из Галилеи), «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (), «и войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться» (Мрк.7, 24).

Языческие массы народа, здесь, не так много знали о Христе, как Галилеяне, хотя и, несомненно, слышали о Нем. Поэтому, появление Иисуса Христа в пределах Тирских и Сидонских не могло остаться незамеченным. И как только Господь, с группою Своих учеников пришел сюда, «услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом» (Мрк.7, 25), и, «выйдя из тех мест», – говорит Евангелист Матфей, – «кричала Ему: помилуй меня Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».

Видимо, эта женщина неотступно и долго шла за Христом и назойливо вымаливала к себе Его внимание и милость. Она откуда-то узнала и верила, что впереди нее идет не просто врач и учитель, но «Господь, Сын Давидов». Однако, сама женщина не принадлежала к «дому Израиля», а была Хананеянка, родом Сирофиникиянка, язычница, и конечно знала, что, как Римляне считали все народы кроме себя варварами, так и Израильтяне считали всех своих соседей – язычников – «невеждами в Законе», дикарями и «псами». Христос, вняв как бы просьбе учеников, остановился, хотя и сказал им, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Тогда женщина подойдя ко Христу, припала к ногам Его, кланялась Ему и говорила: «Господи, помоги мне». Он же сказал ей в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

Это обидное слово могло, казалось бы, оскорбить и прекратить дальнейшую просьбу и надежду женщины, получить какую либо помощь от Христа. Но к общему удивлению, язычница эта проявила в своем ответе Христу необычайное смирение, веру и мудрость. «Так, Господи, сказала она, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Поистине, можно сказать, что смирение этой язычницы было колыбелью ее веры. Ее смирение имело те же свойства, как и смирение того язычника сотника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего жилища. И тот и другой пример, утверждают непреложный закон духа, что смирение, как антитеза гордости, рождает в душе человека веру в Истину, а вера эта творит чудеса.

Сам Господь удивился вере женщины. «О женщина!» – сказал Он ей, – «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». (). «За это слово пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом», – как свидетельствует Евангелист Марк, – «она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели». (Мрк.7, 29–30).

Таким образом, изгнание беса было совершено заочно, по вере матери и без всякого участия самой бесноватой. Как раньше было указано, каждое чудо Христово, самим фактом своим, проповедует ту или иную истину в общем учении о Царствии Божием и путях к нему. Так, данное чудо свидетельствует прежде всего о том, что Бог иногда испытывает душу человека, глубину его смирения и силу его воли в настойчивости его прошений, молитв. То и другое укрепляет веру человека в помощь Божию. Кроме того, случай с Хананеянкой учит нас тому, что вселение беса в человека, как и изгнание его, не есть что-то отвлеченное, не какое-либо «самовнушение», а нечто вполне реальное. С другой стороны, «бесноватость», как душевная болезнь, не является здесь следствием каких-либо физиологических аномалий в жизни организма, а наоборот, патологические явления в теле, в данном случае, имеют своим началом внедрение в человека инородного, нечистого духа. Причина болезни духовная. Так учит Христос.

Интересно отметить, что Сирофиникиянка или Хананеянка, как называет ее другой Евангелист, хотя и была язычница, но понимала, что дочь ее не просто больная, а «бесноватая», т.е. верила в реальность «духа зла», чему не верили даже и сами некоторые израильтяне, как например саддукеи, чему мало кто верит и в наше время. Но подрыв верования в реальность темной злой силы, неизбежно парализует бдительность человека. Враг, которого воин не видит и существование которого не подозревает, – есть самый опасный враг, и удары его могут оказаться, по их неожиданности, смертельны. Вот почему, некоторые духовидцы утверждают, что самое большое «достижение» диавола в наши дни есть то, что он внушил людям неверие в его бытие.

Наконец, нелишним будет еще раз подчеркнуть тот замечательный факт, что Сирофиникиянка не возражала, а смиренно согласилась, что она и ее дочь есть люди как бы «низшей расы», не обиделась на слова Христа о «псах», а только вымаливала к своей семье милосердия и снисхождения. К тому же, ученики Христовы не могли не видеть насколько эта простая душа выше, чище и прямее тех Иерусалимских фарисеев и книжников, которые, постоянно атаковали их Учителя, стремясь «уловить Его в слове» и требуя от Него «знамения с неба». Их гордые и самоуверенные души, не в пример хананеянке, не могли найти путей в Царствие Божие. И такие люди никогда их не найдут, если не смирятся пред Богом.

Пребывание Иисуса Христа среди язычников этой области было, по-видимому, кратковременным. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских», – говорит Евангелист Марк, – «Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия», т.е. не переходя Иордан и не переплывая озера, вернулся в область Капернаума и Вифсаиды. Там Он восшел на гору и сел. И немедленно – по Ев. Матфею – «приступило к Нему много народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их. Так что народ дивился... и прославлял Бога Израилева» ().

ИСЦЕЛЕНИЕ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРУЮ СВЯЗАЛ САТАНА

На пути в Иерусалим, в одной из синагог, Христос по обыкновению Своему, учил в субботу. «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

Невозможно сказать, да и не так важио знать, что за болезнь была у этой женщины в смысле медицинской классификации. Во всяком случае, это была болезнь, которая настолько деформировала весь становой хребет, что все тело женщины оказалось скорченным и лишенным свободы действия; в таких случаях бывает, что голова опускается почти до земли и человек не в состоянии видеть не только небо, но и лиц проходящих людей; все это угнетающе действует на психику и, кроме того, нередко связано с постоянными, мучительными болями и, конечно, исключает всякую работоспособность. Евангелист Лука говорит, что женщина эта имела в себе «духа немощи», т.е. болезнь ее имела духовную причину, а физическое обезображивание тела явилось лишь следствием сего. Но что это за духовная причина? Об ней говорит Сам Христос: «сию дочь Авраама связал сатана».

Скорченная женщина присутствовала в синагоге во время проповеди Христа. Слушала Его слово, но, вероятно, не видела Его лица. Она сама не подошла ко Христу и ни о чем Его не просила. Сам Христос подозвал ее к Себе и, по милосердию Своему, исцелил от недуга. Христос видел, что она жертва действия врага рода человеческого. Освобожденная от «духа немощи» женщина сразу выпрямилась, увидела Христа и «стала славить Бога».

В этом исцелении стало очевидным, что женщина, хотя и не была «бесноватой», т. к. темная, нечистая сила не завладела ее душою, бес не вселился в нее, как например он вселялся в отрока лунатика или в дочь Сирофиникиянки, но она была "связана духом» и, вследствие этого, заболела телом. Это случилось в определенное время, т.е. восемнадцать лет тому назад. С тех пор, физическая болезнь ее не носила признаков улучшения и казалась неизлечимой. Но Христос, властию Своею, освободил несчастную женщину от «уз сатаны».

Исцеление женщины произошло в субботу, т. к. преимущественно в эти дни Господь проповедовал в синагогах. И, как всегда в этих случаях, блюститель законничества, начальник синагоги, с негодованием заявил протест народу: «есть шесть дней, в которые должно делать», – сказал он, – «в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» – (сухой, бездушный формализм). Но Христос обличил лицемера: «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову» (т. е. представительницу избранного Богом народа), «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежит ли освободить от уз сих в день субботний?» Именно – «в субботний», – чтобы дать ей завещанный Богом Израилю истинный покой от долголетних мучений.

И когда Господь говорил эти слова, то «все противящиеся Ему стыдились и весь народ радовался о всех славных делах Его».

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО НЕМОГО

Евангелисты Матфей и Лука повествуют об исцелении немого бесноватого. Был ли это один и тот же случай, или два подобных, – различия это, по существу, не составляет; условия, т.е. события, предшествующие исцелению, у Евангелистов различны, но факт исцеления описан одинаково. Согласно Ев. Матфею, исцеление имело место "в доме" после дарования зрения двум слепцам. «Когда же те» (прозревшие слепцы) «выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского».

У Ев. Луки, исцеление немого описано после проповеди Христа: «просите, и дано будет вам» и т. д. «Однажды изгнал Он беса», – говорит Св. Лука, – «который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов сплою веельзевула, князя бесовского».

Здесь бесноватость проявлялась, прежде всего, в немоте; но, может быть, и в каких-либо других признаках, не столь явных, о которых не упоминается. Во всяком случае, те люди, которые привели немого ко Христу, были убеждены, что его болезнь темного, духовного происхождения, что он «бесноватый». И они не ошиблись, т. к. после изгнания беса «немой стал говорить». К нему вернулся дар речи, как свидетельство освобождения от власти темных сил.

Подчеркнем, что немой бесноватый ни о чем не просил Христа и не сам пришел, а «был приведен» друзьями. И что исцеление было опять совершено по просьбе близких и, главным образом, по милосердию Христа к людям, мучимым врагом рода человеческого, диаволом.

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО И НЕМОГО БЕСНОВАТОГО

Об этом исцелении, говорит только один Евангелист Матфей. Этот случай Евангелист выделяет из множества других исцелений, совершенных Христом после выздоровления сухорукого и ухода Христа из синагоги, когда «последовало за Ним множество народа и Он исцелил их всех».

«Тогда», – продолжает св. Матфей, – «привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».

Здесь невольно возникает вопрос: чем отличался этот слепой и немой от других слепых и немых, которых во множестве исцелял Христос, и которые не считались бесноватыми? В тексте можно усмотреть только один признак: «его привели», а не сам он пришел; за него просили, а не сам он просил. В самом деле, обычно все больные сами искали себе помощи, но бесноватые никогда не считали себя больными, и если просили о чем-нибудь Христа, то только об одном: «оставь, уйди от нас». Возможно, что слепой проявлял и какие-нибудь другие признаки одержимости, по которым фарисеи судили, что он одержим бесом, и потому говорили, что Христос «изгоняет бесов сплою князя бесовского». Однако, Евангелист о других признаках не упоминает.

В этом случае, как и в случае с «немым» бесноватым, у современных медиков, может возникнуть вопрос: – не являлись ли эти два случая проявлением истерии? Ведь эта нервно-психическая болезнь очень характерна появлением у больных внезапных параличей, внезапной слепоты, глухоты, потерей способности речи и т. п. Но эти явления, под влиянием каких-либо резких психологических шоков, также внезапно исчезают, как и появляются; например, под влиянием сильного испуга – «параличный» вскакивает и бежит; или «немой» начинает говорить, и т. д.

Но это предположение едва ли здесь уместно. Ведь врачи знают, что истерия характеризуется определенным симптомом-комплексом, где большую и непременную роль играет так называемый «истерический характер», а этот характер классически формулируется следующим образом: «мимолетные импульсы бывают неудержимы, внешняя реакция на внутренние психические процессы происходит быстро и сильно. Смех и плач легко приобретают судорожный характер и не поддаются остановке. К этому присоединяются этические дефекты: постоянное недовольство окружающим, крайняя неуживчивость, желание сосредоточить на себе всеобщее внимание, эксцентричность поведения, способность к логическому мышлению и память могут быть отлично развиты.» Истерические больные, кроме того, сами себе приписывают различные болезни, любят обращаться к врачам и крайне озлобляются, когда врачи не находят в них никакой болезни, а все приписывают самовнушению и воображению.

Однако, ничего подобного у Евангельских бесноватых, – слепого и немого, – не отмечено. Следовательно, предположение об их «истерии» ни на чем не основано; в тексте Евангелия нет на это никаких указаний. И никакого психического «шока», «испуга», «аффекта», при исцелении этих больных не было. Все происходило помимо их воли, а может даже и желания.

Таким образом, нет причин сомневаться в правдивости свидетельства Евангелистов об, истинном основании болезни упомянутых больных. Причина их болезни – «бесноватость», и лечение ее – изгнание духа зла. Ни друзья Христа, ни враги Его, в этом не сомневались; но фарисеи были уверены, что Христос «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». В связи с этим, Христос объявил народу, что такое мнение фарисеев есть хула на Духа Святого: «Если Я силою веельзевула изгоняю бесов», – сказал Христос, – «то сыновья ваши» (т. е. апостолы) «чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие... Посему говорю вам: всякий и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам».

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Толкование на Евангельское чтение

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя , стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

(Продолжительность 18:00)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


Сегодняшнее воскресное Евангелие, которое мы с вами прочитали за Божественной Литургией, рассказывает нам о том, как некий человек подошел ко Господу Иисусу, прося Его помощи об исцелении его больного сына (Мф.17, 14-23). Он поведал Спасителю о том, что его сын страдает злым недугом беснования и страдает очень тяжко, и постоянно мучим этой болезнью: то впадает в жар, то впадает в воду. И постоянно эта болезнь ему приносит нестерпимые и нескончаемые страдания. Он также сказал Спасителю о том, что он обращался за помощью к ученикам, но те не смогли помочь. Тогда Господь попросил привести этого болящего к Нему и силой Своей Божественной изгнал из этого человека беса, и он стал совершенно здоровым.

На вопрос апостолов, почему они не смогли это сделать, Он ответил, что была у них малая вера. И сказал всем, что если бы имели мы веру малую, хотя бы как горошное зерно, то смогли бы переставлять горы. Господь, в скорби сердечной обращаясь к окружающим, сказал такие слова: «О, роде неверный и развращенный, доколе терплю вас? доколе пребуду с вами?». Он также сказал ученикам о том, что скоро предстоит Ему принять крестную смерть и воскреснуть через три дня.

Это Евангелие рассказывает нам о том, как часто нестерпимы бывают страдания людей на земле - тех, которые проживают свою жизнь без Бога. Во что превращается часто человек, который удалился по тем или иным причинам, сознательно или не очень, от Истины Божественной, от своего истинного предназначения и превратился по своему естеству в нечто бесоподобное: когда стал он не носителем Духа Святаго, когда стал человек не отображением Славы Божества, а стал вместилищем нечистого духа.

Часто в наши дни мы можем видеть подобные явления, которые печалят и разум, и сердце, когда люди, потерявшие разум, часто забывшие о совести, уподобляются темным силам и становятся жилищем бесовским. Это поведение, которое нам часто становится очевидным сплошь и рядом по сегодняшнему дню, и часто неадекватное поведение людей, которых мы считаем психически больными, на самом деле - доказательство отпадения от Истины и погружения в пучину греха.

Отец, который просил за сына, он тоже не понимал многих вещей. Он не понимал, почему эти страдания случились с его ребенком, он не видел причины в своем неправильном устроении. В отсутствие покаяния и в отсутствие смирения в душе, в отсутствие веры люди не способны обратиться к Богу. Лишь только тогда, когда испробовали уже все возможные способы, приходят они в последнюю очередь к этому Источнику Благого, потому что не верят в Него, не верят изначально и жили без Него долго и много, и поступали часто и думали, совершенно не вспоминая о том, что над ними Бог.

Безверие человеческое превращает человека в страшное, нечеловеческое создание. И вот отец этого молодого человека просит помощи у Христа. Ему ничего более не остается, как просить у Него помощи, потому что он уже попробовал все способы, чтобы помочь своему ребенку.

Да, родительское сердце по справедливости не может терпеть, когда страдают дети. И это правильно. Это правильно, когда родительское сердце болит и сопереживает страдающему ребенку. Было бы странно, если бы этого не было. Но наряду с этим важно, чтобы каждый родитель понимал, что есть и на нем некая вина этих страданий. Есть и на нем причина того, что этот человек, этот ребенок мучается и несет на себе скорби болезни. Потому что, когда он был зачат, он был зачат, как сказано у псалмопевца, «в беззакониях» и потому что он был рожден «во гресех». И только лишь через покаяние родителей часто возможно исцеление детей, но этот человек еще не знает об этом и поэтому просит у Христа о чуде. О чуде просит потому, что он сначала попросил исцелить своего сына апостолов, но те не смогли этого сделать. Вероятно, они еще не понимали, как это правильно происходит. Вероятно, они еще не имели такого упования и знания о том, Кто Такой Христос, и пытались какими-то человеческими силами помочь этому несчастному.

Но нет иной помощи, нет иного упования, кроме как на Христа, и вся помощь в Нем. И если помогать человеку в жизни не Христа ради, если помогать ему исцелиться не ради Божией любви, а ради своего усилия, то, скорее всего, все будет бесполезно. Потому что только вера, о которой Господь и говорит, может помочь человеку быть полезным ближнему своему. Когда мы поступаем по гордыне или по самолюбию, то мы не сотворяем блага, мы не приносим пользы, мы постоянно только лишь стараемся сделать нечто для того, чтобы, скажем, удовлетвориться своими желаемыми действиями.

Часто человек хочет помочь другому, но хочет по-человечески, страстно. Он, конечно, готов сострадать, но он не понимает главного - что источник всех исцелений и всех благ находится в Боге. И маловерному человеку этого понять практически невозможно.
Вот, Господь на вопрос апостолов и отвечает, что «по неверствию вашему вы не смогли исцелить этого человека». Что значит «неверствие»? Вот, Господь говорит о том, что если б мы имели маленькую веру, как зерно, то мы бы уже смогли переставлять горы. В каком это смысле сказано нам? Ведь каждый из нас считает себя верующим и каждый из нас думает, что, ну почему же тогда я не способен совершать эти чудеса? «Неужели, - думает человек, - я не обладаю даже такой малой верой, как это зерно?».

Но вера состоит не просто в том, чтобы иметь это зерно. Ведь зерно этой веры, положенное на почву сердца, прорастая во все естество человека корнями благодати, взращивает древо праведной жизни, которое приносит плоды любви к Богу. И только тогда Бог творит этим человеком, как инструментом Своим, как преданным Ему в любви.

И потому на тот момент апостолы еще не знали и не могли этого совершить по несовершенству своему. Но придет время, когда, приуготовляясь общением со Христом, внимая Его проповеди, видя Его чудеса, апостолы стали готовыми к тому, чтобы по Воскресению принять благодать Святаго Духа, стать носителями Истины и передать ее нам.

Сегодня тоже многие доверяют больше людям, а не Богу. И поэтому так часто мечется человек не только по врачам традиционной медицины, но часто стремится разрешить проблемы свои и своих родственников у тех, кто якобы способен это сделать просто своими человеческими способностями. И поэтому часто нарываются на шарлатанов, которые, ничего на самом деле не умея, спекулируют на несчастье человека, строя на горестях и болезнях свое земное благополучие. Ну, да Бог им Судья.

Но есть также и те, кто был призван на служение Богу в Церкви, но при этом возомнил о себе слишком много и решил, что самостоятельно может исцелять, без Христа. Это тоже ложь. Ни один священнослужитель, наследник апостолов, не может творить ничего - только Именем Христа, только во Имя Христа и только Христом, только ради Его Божественной Любви к людям. Только тогда человек способен быть проводником Христовой любви, когда сам умеет любить по-христиански.

И поэтому сегодня так много людей мечется среди известных и не очень псевдо- и младостарцев для того, чтобы не жить христианской жизнью, не исправлять самого себя, а просто получить какой-то результат от обращения к неким людям, которые я́кобы носят особую благодать от Бога, я́кобы наделены особыми способностями.

Но если совершать нечто не во славу Христа, то тогда во чью славу это совершается? Во славу гордыни? Или того хуже - врага Божиего?

Вот и здесь Господь спрашивает, у нас с вами спрашивает: «Род человеческий, развращенный, доколе Он будет нас терпеть, доколе Он будет с нами, доколе мы будем плевать на Его милосердие? Доколе мы не будем бояться греха, думая, что нам все сойдет с рук?». Эта безбожная самонадеянность может привести человека к тому, что он сам уподобится бесу и уже не сможет исцелиться, потому что не верит Христу, не предан Ему без «но» и без «если».

Господь говорит о том, что скоро Ему предстоит взойти на Крест нас ради - того самого развращенного рода человеческого. Он, без вины, за виноватых будет умирать, проливая кровь, чтобы отмыть наши грехи.

Апостолы опечалены. Конечно, ведь просто быть со Христом - радостно, радостно получать от Него благодать и благословение, радостно быть рядом, когда Он творит чудеса. Но кто готов со Христом взойти на Крест? Кто готов пролить кровь, пусть даже без вины, хотя нет ни одного невиноватого среди нас? Кто способен подражать Ему в любви до конца и взойти на Голгофу не опечалившись, а возрадовавшись тому, что ты -наследник Христов?

И вот здесь можно проверить нашу веру. Есть ли она у нас вообще? Есть ли то зерно, которое может принести благодатный плод верности и преданности Богу без лишних слов? Вот наша жизнь, обстоятельства ее, ее трудности, болезни и скорби. Вот наше несовершенство - оно с нами все время, даже когда мы спим, оно действует, оно работает.

И только милостью Божией мы живем и движемся, мы еще сохранены Его милосердием, Его Жертвой, Его милосердием и Воскресением Его святым.

День, который мы сегодня с вами празднуем, напоминает нам вновь и вновь об этом великом даровании от Бога. Он воскрес для того, чтобы мы не умерли. Он воскрес для того, чтобы мы жили вечно. Но только тот сможет вечно жить со Христом, кто доверяет Ему больше, чем самому себе, больше, чем всему, что есть на свете, больше всего на свете любит и предан Ему - тот, возможно, сможет быть с Ним. Но тот, кто маловерствует и ищет во Христе своего, вряд ли может надеяться на вечность с Ним.

Трудно быть преданным Тому, Кого не любишь. Трудно служить Тому, Кого не почитаешь. И вы сами можете это видеть: как трудно любить родителей, если ты их не уважаешь, как трудно подчиняться начальству, если ты не видишь в них примера. Но разве можем мы Христа упрекнуть в том, что Он не дал нам какого-то примера, не показал нам совершенства, не показал нам всех необходимых дел, необходимых знаний, которые нам нужны с вами для того, чтобы стать целостными, совершенными, праведными людьми? Мы не можем в этом Его упрекнуть.

У нас есть все. Остается только лишь желанием сердца протянуться на то, что нам дал Господь, возжелать этого, а не земного. Не грязью земной упиваться, а понять, что все добро - в Небе, и понять, что даже если мы здесь чего-то не получили, это вовсе не значит, что это однозначно плохо. Часто неимение того, что мы хотим, спасительно для нас.

И пусть сегодня в этот день, когда мы вновь обращаемся к Воскресению Христа, к этому событию, которое непостижимо разуму Вселенскому, всем живущим на земле невозможно, даже собравшись вместе, постигнуть эту тайну. Но мы с вами - ее наследники, этой величайшей тайны Воскресения Христа, этого Дара, который предложен каждому, живущему на земле.

И если мы еще в здравом уме, если мы еще отчасти в трезвом рассудке, не будем уподобляться темным силам, не будем менять ценности на земные и вре́менные, не будем продавать душу свою драгоценную задешево, не будем уподобляться Иуде.

И в воскресный день, в день попразднства Успения Божией Матери, в день празднования «Донской» иконы Матери Божией, Покровом Владычицы Небесной Богородицы, милостью Ее Божественного Сына, Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, да пребудет на вас всех разум духовный, целостность православного христианина, чтобы ничто и никогда ни при каких обстоятельствах не смогло отнять у вас этого Великого Знания милости Божией Любви! Аминь.

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)

Митрополит АНТОНИЙ Сурожский (1914 - 2003) - православный епископ, философ, проповедник.
Вся жизнь митрополита Антония - это опыт построения истинно христианского существования в светском, подчас жестоком и равнодушном мире. Он на своем опыте знал, как нелегко быть истинным христианином в современном мире, и своей жизнью доказал, что это все-таки возможно. По самому строгому счету: | | | | | | | | .


ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. - Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ - или, вернее, свобода - от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, - тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной - но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ (род. 1960) - настоятель храма Святой Троице в Хохлах, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий телепередачи "Православная энциклопедия": | | | | | | | | | | .

НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА "ЕСЛИ ХОТЬ СКОЛЬКО-НИБУДЬ МОЖЕШЬ ВЕРОВАТЬ, ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ" « [Мк 9:14-27]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается c просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет… Отец всюду обращался за помощью, даже к Апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?». Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. И на это Христос говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А отец отвечает: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». После этих слов Господь исцеляет отрока.

Вот такие слова Господь говорит: «Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А еще Господь говорит в конце Евангелия от Марка, перед Своим вознесением, такие слова: «Кто будет веровать, именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; на недужные руки возложат, и те будут здоровы» (см. Мк.16:16-18). Вот такие слова говорит Господь о тех, кто может веровать.

Когда мы читаем эти слова, мы никак не можем их к себе обратить, потому что не можем поверить в то, что верующему все возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно? Но эти евангельские слова - это правда, это про нас написано. Над этим в свое время горько издевался Смердяков, когда говорил: «ну если вы верующие, скажите этой горе, - пусть она сойдет и ввержется в море!» И эти издевательские слова к нам относятся.

Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никаким образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно… Если хоть сколько-то можешь веровать, все возможно верующему… Про кого это? Про нас? Про этого отца? Про конкретную ситуацию? Отец говорит: «Господи, верую, помоги моему неверию». Что стоит за этими словами? Что значит - веровать? Ведь Господь с самого начала говорит укоряющие слова: « О род неверный!» А говорит Он так людям, которые вроде бы обращаются к Нему с верой, подходят с просьбой, с молитвой: «Помоги, услышь!» Разве это не проявление веры? Разве такое обращение к Богу не есть сама вера? Но оказывается - нет, это не вера. Обращение к Богу - это еще не вера.

А в вере оказывается важным, что слово вера - это однокоренное слово со словом верность. Если нет в вере верности Богу, а только просьбы, только желание что-то для себя получить или, в крайнем случае, что-то внешнее исполнить, то какая же это вера? Именно верностью Богу проверяется наша вера, то есть следованием за Ним до конца.

Что такое верность, знает каждый из нас. По отношению к своим близким, по отношению к своим супругам, по отношению к своим детям, друзьям… все понимают, что такое верность и неверность. Но так же точно и по отношению к Богу существует верность и неверность. И вот оказывается, что по отношению к Богу хранить верность - не удается. Потому что Богу верность хранить нужно везде и всегда, в каждом конкретном случае, в простом и в сложном, в маленьком и в большом. Но когда дело касается верности Богу, очень легко сказать - что за малость, если я такую вещь сделаю… это же ерунда… если я это себе позволю, или то посмотрю или послушаю, немножечко себе позволю то, что не является угодным Богу? И вот из этого состоит вся наша жизнь, из этой неверности, из желания что-то сделать для себя, сделать так, чтобы в этот момент Бог нас не видел, чтобы Он от нас отвернулся, или мы бы от Него где-нибудь спрятались. По чуть-чуть… понемножку… по ерунде… Но оказывается, что из этого чуть-чуть и немножко вся наша жизнь состоит, поэтому никто из нас не может ни смерть победить, ни больного исцелить, ни бесов изгнать…ничего… И гору переставить, конечно, не сможет. И мы можем предстать перед Богом в молитве и услышать эти слова: «О род неверный!»

Простых вещей сделать не можем! Пост соблюсти не можем как следует. Быть ответственным за обещания, данные Богу или ближнему - послужить, поддержать, придти на помощь… Желание есть, а верности нет, именно этой верности, которой очень часто проверяется наша вера, на которой она и стоит.

И второе однокоренное слово слову вера - это слово доверие. А доверие Богу выражается в том, что человек не боится всю свою жизнь на Него возложить, не боится слов, которые мы слышали в прошлый воскресный день, когда выносили крест Животворящий: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мф. 16:24). Погубить свою жизнь ради Бога, то есть забыть о своей внешней жизни, а Богу себя посвятить, мы не можем решиться. Мы не можем до конца пойти этим путем. Мы не можем до конца услышать этот зов Божий, - Возьми крест свой и иди за Мной! Как евангельский юноша, мы готовы сделать что-то внешнее, готовы раздавать свое имение, готовы заповеди исполнять внешним образом, готовы сделать что-то внешне правильное и думать, что это и есть наша вера. А вот потом все бросить и пойти за Христом… вот здесь мы все останавливаемся, потому что это слишком страшно - идти за Христом… А в этом состоит второе основание веры - довериться Богу до конца.

И вот если ты хоть сколько-то можешь вот так веровать, говорит Господь, - тогда все возможно верующему. Тогда все для этого верующего открывается, несмотря на то, что человеческая жизнь часто складывается, как жизнь этого несчастного отца, когда человек, как писал поэт, оглядываясь видит лишь руины, лишь свои грехи, которые как шлейф за ним тянутся, и он понимает, что ничего нельзя вернуть, ничего нельзя восстановить, и то, что он натворил в своей жизни за ним идет, идет и идет… И он просит: Господи помоги в этом… Господи, помоги в том… тут и родители… тут и дети… тут и близкие… все страдают… И если ничего не получается, то по одной простой причине: потому что если хоть сколько-нибудь можешь веровать вот так, тогда все возможно верующему, а так веровать никто не может.

Поэтому и говорит евангельский отец, - верую, Господи, помоги моему неверию! - понимая, что он хочет так веровать, но не может и просит Бога этой вере помочь. Он готов на нее решиться, понимая свое бессилие. Тогда Господь приходит на помощь. И так Он и к нам может придти, если мы сможем от сердца захотеть такой веры, решиться на такое безумие: так быть верным и так Богу доверять, чтобы пойти за Ним и сказать эти слова, - верую, Господи, помоги моему неверию.

Это так важно для нас, особенно сейчас, когда мы проходим путь этой самой веры. В другом месте Евангелия Господь на недоуменный вопрос учеников, - Почему мы не могли изгнать его? - ответил: «Этот род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17-21). Ведь пост и молитва - это как раз два образа веры. Пост - это образ верности, а молитва - это образ доверия, когда самыми главными словами нашей молитвы являются слова - Да будет воля Твоя.

И вот если пост у нас будет, как верность, а молитва, как доверие, тогда все возможно верующему. Тогда все для нас возможно. И эти два слова - пост и молитва, - которые мы привыкли слышать, должны наполниться самым настоящим содержанием: пост - это наша верность, молитва - это наше доверие. Господи, милостив буди нам грешным, помоги, Господи, нашему неверию. Аминь.

Как защитить детей: о силе молитвы и поста (исцеление бесноватого отрока). Неделя 18-я по Пятидесятнице

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал:

Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились (Мф. 17, 14-23).

Святитель Феофан Затворник

Об ограждении от зла молитвою и постом

(«Мысли на каждый день года»)



«Сей род изгоняется только молитвою и постом» . Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом . Пост - всестороннее воздержание, молитва - всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно .

Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока

(«Воскресные проповеди»)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа .

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом . И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели – но только .

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо .

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово : отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает ; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва : в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя , стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее , и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца , – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха ! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению . Аминь!

Протоиерей Александр Шаргунов

Неделя 10-я по Пятидесятнице

(«Евангелие дня»)



Встреча Христа и Его учеников с горем и грехом человеческим происходит сразу же после схождения с горы, где было Христово Преображение. Слава Господня, благодать, когда мы по дару Христа утешаемся ею, не должна застилать наши глаза на видение того, что происходит в мире. Как легко быть христианином, когда Бог рядом и хочется забыть обо всех ужасах земли! Но Бог дает нам Свою чудесную радость и силу, чтобы мы были способны встретить скорби и нужды других людей .

Когда апостолы подошли к народу, ко Христу приблизился человек и пал перед Ним на колени. Горе этого человека было велико, и оно научило его молиться. Как говорит преподобный Силуан, скорби и опасности многих научили молиться .

«Господи! - сказал этот человек, - помилуй сына моего. Он беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Две тысячи лет назад это был редкий случай. А сегодня - это картина того, что происходит с нашими детьми и молодежью. Двойное горе для родителей, когда их дети болеют - чуть ли не каждый второй, по статистике, рождается больным физически. Но несравненно большее - когда они поражены грехом и при этом не хотят и не могут молиться .

У этого мальчика, мы видим, «плохо с головой», вернее - с душой. Сатана крепко приложил к нему руку. Как страшно беснование наших детей - откровенное кощунство, сквернословие, разврат, пьянство, наркотики, так что они становятся опасными и для себя, и для окружающего мира ! Всё чаще мы можем видеть открытый сатанизм. И молодые люди очень часто заболевают психически и кончают жизнь самоубийством. Когда это было, чтобы дети кончали жизнь самоубийством и в таком огромном количестве - тысячи детей и десятки тысяч взрослых!

Этот человек в Евангелии, разочарован в своих ожиданиях, что ученики Христовы помогут ему. «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» - говорит он. Христос дал власть Своим ученикам, Церкви, изгонять бесов. И ученики Его успешно делали это. Но теперь - бессильны.

Как часто люди, глядя на то, что происходит сегодня в России, говорят, что Церковь оказалась неспособна повлиять на духовное состояние народа! И тем не менее, многие в глубине, наверное, думают: «Здесь только немощные служители Христа, а если бы мы к Самому Христу могли пробиться, то все было бы по-другому». При этом они не понимают, что именно здесь в Церкви - Сам Христос, Живой, Победитель ада и смерти, и всякого греха. Но другое дело - когда мы становимся преградой на пути ко Христу в Церкви для людей, идущих к Нему.

Слова этого человека - суд над Церковью и призыв ко всем нам быть достойными своего Господа . Напоминание о том, что народ, несмотря ни на какое свое смятение, никогда не теряет веры во Христа Бога.

Мы снова слышим сегодня обличение, с которым Христос обращается ко всем нам: «О род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вас?» Сам Христос свидетельствует, что Он как бы бессилен совершить чудо там, где царствует неверие, потому что чудо - это не просто внешнее сокровище, которое тебе дали в руки и ты принял. Ты должен принять его глубиною своей жизни, самым главным, что в тебе есть - умом, и совестью, и всем своим существом.

Мы живем в мире, где всё находится под влиянием различных ситуаций, иногда каких-то неразличимых нами факторов. Мы замечаем всё внешнее, можем определить, от кого зависит то или иное событие. Мы помним, что Господь управляет всем. Но бывают времена в жизни отдельных людей, семей и целых обществ, как, например, сейчас это происходит с нашим народом, когда кажется, что не Бог, а бесовские силы господствуют в мире. Из-за умножения грехов исполняется в реальности то слово, которое говорит Писание о князе мира сего как о том, кто обретает власть над душами человеческими, над людьми, оттого что люди сами доброй волей, своими грехами предают себя в рабство сатане (Рим. 6, 16).

«Доколе терплю вас!» - говорит Господь, и мы видим, как непереносим для Господа грех. И одновременно мы знаем, как Господь наш долготерпелив и многомилостив. Нет ничего выше на свете, чем Христово терпение . И перед лицом безумия этого мира, перед нашим маловерием и неверностью будем всегда надеяться именно на это бесконечное крестное Божие терпение, взывать о милости ко Господу, чтобы и нам услышать о наших детях, о каждом беснующемся юноше: «Приведите его ко Мне сюда» . Христос - в святом гневе против греха и нечестия, против маловерия окружающего мира и, порой, самой Церкви. Но Его доброта не может от этого умалиться. Наоборот, Он исполняется еще большим состраданием ко всем.

И сегодня эти слова учеников Христовых, которые они говорят Ему, после того как все расходятся: «Почему мы не могли изгнать его?» , да станут нашими словами, нашей молитвой и болью. Почему так произошло, что мы оказались неспособными защитить наших детей ?! Может быть, еще можно все исправить, если мы услышим от Господа все объясняющий ответ.

А ответ это простой и ясный: за неверие ваше . Там, где нет веры, ничего быть не может. Там ничего не может измениться, там будет только все хуже и хуже, потому что власть темных сил будет только укрепляться. Люди сами будут добровольно своей собственной жизнью утверждать эту бесовскую власть. И земная власть будет дана Господом такая, какую мы заслуживаем . Да и в Церкви тоже Господь дает нам таких пастырей, каких мы заслуживаем. Как говорится, каковы послушники, таковы и старцы.

Мы видим неверие и развращенность народа, которое обличает Спаситель, и маловерие учеников Христовых. И беда будет, когда одни будут обвинять других, говорить, что такая у нас Церковь, такие у нас епископы, священники, что ничего не может измениться. Если бы другие были у нас священники, то, конечно же, все было бы другим. А священники будут говорить, что такой у нас народ, который уже развращен десятилетиями атеизма и сейчас не сопротивляется насаждаемому сатанизму.

Святая Церковь говорит нам о том, что наша вина - каждого из нас, а не кого-то другого - в том безобразии, которое сегодня мы наблюдаем . Мы призваны молиться той молитвой, которой мы молимся каждый воскресный день, прославляя в нашем храме святых Царственных мучеников и новых мучеников и исповедников Российских, говоря: «Да изведет Господь на жатву делатели Своя, сиесть: да не оскудевает Церковь пастырьми добрыми, которые имеют просвещать светом истинныя веры столь великое множество людей, вере ненаученных или от веры отвратившихся» .

Мы неверием своим виноваты в том, что происходит с нашими детьми . Преподобный Амвросий Оптинский увидел среди толпы, теснившей его, одного человека, который на руках нёс психически больного ребенка, и через все головы спросил его: «Воровал чужое добро?» И тот сказал: «Воровал, батюшка». - «Вот Господь тебя посещает болезнью, страданием твоего сына».

Или рассказ преподобного Паисия Афонского , нашего современника. К нему обратился один человек с просьбой помолиться о его сыне, больном раком. Отец Паисий сказал ему, что исполнит Господь его прошение, если он откажется от своей греховной преступной страсти. Тот, любя своего сына, с помощью Божией отказался от нее. И Господь даровал исцеление его сыну. А потом он опять взялся за свое, и вернулась та же самая болезнь к его сыну. Поэтому каждый из нас пусть знает, каково наше участие во всем, что происходит с нашими детьми.

Бывает, Господь дает особые испытания людям, которые живут, несомненно, достойной жизнью, посещая их неверием детей. Так было, например, с детьми отца Валентина Амфитеатрова, и с детьми святого епископа-врача Луки (Войно-Ясенецкого). Дети его от брака, в котором он был до монашества и священства, все выросли неверующими. Это было постоянной болью, мукой крестной для этих праведников.

Но если жизнь наша чиста, и если молитва ко Господу нелицемерна - а она нелицемерна, когда мы устремляемся к правде Христовой - тогда это испытание будет во благо, в конце концов, и детям, пока неверующим. Может быть, даже до смертного часа. Кто знает, каким будет этот смертный час? Может быть, внезапно он настигнет их и, несомненно, настигнет их родительская молитва. Когда они, пройдя через всю бездну грехов, уже глубоко осознают мерзость неверия и в последнем своем обращении ко Господу, как разбойник благоразумный, будут спасены.

А самое главное - за молитву таких людей будут спасены дети других родителей. Потому что на самом деле все дети России - это не просто «чьи-то» или «ничьи» дети (мы говорим не только о двух миллионах беспризорных, но о всех детях) - это наши дети, дети Церкви . Это должно быть нашей личной болью.

Когда будет такая устремленность к чистоте жизни и молитва за детей, тогда Господь и начнет совершать невозможное. Тогда мы засвидетельствуем, что имеем веру нашу, тогда будут спасаться и наши собственные дети, и все дети России. Потому что таким страданием, таким постом - то есть всецелым воздержанием от всякого греха и участием даже телом нашим в молитве - таким постом и такой молитвой мы будем приобщены Кресту Христову, о котором говорит сегодня Господь, совершая чудо исцеления. Потому что только Его победой над смертью, над диаволом, только Его воскресением и нашей подлинной приобщенностью этой победе, и молитвами тех, кто являют нам истинный образ христианской семьи - Царственных мучеников прежде всего - совершится преображение нашей России, будет у нас иное будущее, которое мы называем детьми нашими .

Протоиерей Вячеслав Резников

О вере, посте и молитве

(«Проповеди»)



Однажды подошел к Господу Иисусу некий человек «и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел него; и отрок исцелился в тот час» .

Ученики потом спросили, почему они не смогли этого сделать? Господь ответил: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», - и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» .

Ученики, по-видимому, поняли Его слова. Но когда вскоре Господь открыл им, что Он «предан будет в руки человеческие, и убьют Его» , то ученики «весьма опечалились» . Из этого видно, что они тогда все-таки не поняли, что значит вера, пост и молитва.

Потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем.

Они и всем указывали на этот путь, как на единственный: «Нам Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради... мы немощны... мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» .

Вот - истинный пост, как отвержение власти мира над собой. Вот - истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу. Вот - истинная вера, от которой рождается и то, и другое . Потому Апостолы и смогли потом выходить против «мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), что перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ, и что могли бы выбить из-под их ног.

Но мы также знаем, как постыжают бесы того, кто будучи мирским и плотским, дерзает выходить против них. В Деяниях Апостолов описывается, как в Ефесе некоторые иудейские заклинатели пытались изгонять духов, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19, 13-16).

Так, иногда поднимешь руку, чтобы крестным знамением разрушить бесовское наваждение, а бесы говорят: «Знаем Иисуса, знаем, что такое Крест, а ты кто»?

И правда: посмотри на свой пост . Пусть ты не ешь мясного, молочного, но зато остальное - вдоволь и часто; не можешь довольствоваться хлебом и водой один раз в день. Ты боишься за себя, жалеешь свою плоть , и не столько даже твое тело, сколько твоя душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды!

А какая тут может быть молитва, если наша надежда не на Бога а на чрево, и если мы только от насыщения чрева научились получать радость... Потому-то в наше время так много одержимых бесами и так мало тех, кто может их изгонять.. А между тем, все христиане призваны побеждать бесов , и Апостол обращался ко всем, когда писал: «Подражайте мне, как я Христу» .

Но вот беда: перед Апостолами был живой пример Христа; перед первыми христианами - живой пример Апостолов; а перед нами – одни только книжные примеры веры, поста и молитвы. Не видя того, кто подал бы руку и сказал: «подражай мне, как я Христу», - мы вступаем в Церковь на ощупь, как во тьме, а все вокруг стремится соблазнить и сбить с пути. Мы идем, как по болоту, и сразу начинаем тонуть, едва сделаем резкое, непродуманное движение.

Поэтому ощутив в себе хоть какую-то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, переворачивать вокруг себя жизнь. Будем браться только за дела, соразмерные с нашими силами , с тем, насколько мы еще зависим от мира и насколько мы уже прилепились к Богу. Иными словами, каковы наши пост и молитва .