Имена царей персидской державы. Персия. Политическая и социальная организация

Подписаться Вы подписаны

Шалом! Окончательно запутался в хронологии царей Персии, имеющих отношение к периоду после разрушения Первого Храма и Пуримa. Может быть, вы поможете разобраться.

Греческие историки сообщают: Персидский царь Кир, покорив Мидию, захватил Вавилон. Царь Бэлшацар (Валтасар) был убит. После смерти Кира правил его сын Камбиз, погибший во время покорения Египта. Далее, 7 месяцев правил самозванец, выдававший себя за убитого младшего сына Кира - Бардию. Его сверг Дарий - дальний родственник Кира, из той же династии Ахеменидов, женившийся на дочери Кира для своей легитимации (аналогия с Вашти и Ахашверошем). При Дарии Первом завершается постройка Второго Храма. Далее правили сын и внук Дария - Ксеркс и Артаксе́ркс. Ксеркс - вероятный Ахашверош, а Артаксе́ркс - тот, при котором жили Нехемия и Эзра. Один из сыновей Артаксе́рксa - Дарий Второй.

Теперь сведения еврейской традиции: Персы и мидийцы захватили Вавилон. Царём всего на один год стал некий мидиец Дарий, добровольно уступивший трон Киру. Потом появляется некий Ахашверош, заведующий конюшней, для своей легитимации женившийся на внучке Бэлшацара - Вашти. Аналогия с Дарием: заведовал конюшней, для легитимации женился на дочери Кира. Тут, конечно, вопрос: Зачем Ахашверошу нужна легитимация от свергнутой династии Вавилона? Кто был между Киром и Ахашверошем? После смерти Ахашвероша царём становится его сын Дарий, при котором завершается постройка Второго Храма.

Тут надо отметить: разница в еврейской и нееврейской хронологии - приблизительно 150 лет. Поэтому стирается разница между Дарием Первым и Дарием Вторым. Как я понимаю, в еврейской традиции, это одно лицо. Прошу Вашей помощи в разбирательстве этих сложных для меня вопросов.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Даниэль! Прежде всего, хочу принести свои извинения за задержку в ответе, все это время я надеялся прояснить для себя эту тему, просмотрел несколько книг и т. п., но, увы, ясного и определенного ответа я не нашел. Раби Шимон Шваб в своей книге «Избранные речи» (книга на английском «SELECTED SPEACHES») упоминает эту проблему, но мне не удалось ее раздобыть.

Тем не менее, чтобы не оставлять Вас с пустыми руками, приведу здесь сведения из еврейских источников, известные мне, а также направление мысли по поводу нестыковки двух традиций.

Тот, кто «окончательно запутался в хронологии царей Персии», находится в «хорошей компании», т. к. среди историков эта тема также считается наиболее сложной и запутанной (как сообщил мне один знакомый, доктор по истории), Мальбим (Эзра 6:14) тоже пишет, что нет по этому поводу единого мнения.

Как Вы упомянули, нестыковка существует в двух плоскостях - количество царей, и продолжительность их правлений. Надо заметить, что и в самих греческих источниках есть противоречия, одни говорят, что было 11 царей, другие - 14, да и насчет времени их правления есть много споров.

С другой стороны, в еврейской традиции имеются четкие данные по поводу времени правления царей и существования Персидской Империи в целом. Талмуд в трактате Мегила (11б) сообщает, что Дарьявеш аМади (Дарий Мидийский) правил один год (3389-3390 от сотворения мира, 3760 г. соответствует первому году новой эры по нееврейскому летосчислению), Кореш аПарси (Кир Персидский) - три года (до 3393), затем Ахашверош - 14 лет (до 3407), и Дарьявеш аПарси (Дарий Второй), сын Эстер от Ахашвероша - 34 года (до 3442). Затем империя была захвачена Александром Македонским. Т. е. всего Персидская Империя просуществовала 52 года.

Однако здесь следует отметить, что речь идет о Персидско-Мидийской империи в период ее мирового владычества, с момента покорения Дарием и Киром Вавилона, и до падения от рук греков. Но, как однозначно следует из наших источников, Персидско-Мидийское царство существовало задолго до того, как ему удалось покорить Вавилон, и в тот период там тоже были могучие правители (что соответствует также мнению историков).

Это явно видно из слов пророка Ирмияу, предсказавшего падение Вавилона (Ирмияу 50:41): «Вот народ идет с севера и племя великое, и цари многочисленные пробудятся и пойдут с концов земли»; цари, упомянутые здесь - Дарий и Кореш (Раши, Радак там, Ибн Эзра на Даниэль 6:1). Кроме этого в книге Даниэля (9:1) сказано: «В первом году правления Дарьявеша, сына Ахашвероша из рода Мидии», т. е. отца Дария Первого звали Ахашверош (так же, как и Ахашвероша из свитка Эстер, см. ниже), и он был царем Мидии еще задолго до того, как его сын в возрасте 62 лет (Даниэль 6:1) завоевал Вавилон. Кир также правил Персией многие годы до завоевания Вавилона. А в более ранний период царства Персии и Мидии упоминаются уже в самом Хумаше (Пятикнижии), см. Берешит (14:1) с ком. Рамбана и Мидраш Раба (42:4).

В свете этого вполне возможно, что цари, упомянутые в греческих источниках, правили в более ранний период, до того, как Персия стала мировой державой. Мы видим также, что такие имена, как Ахашверош и Дарьявеш, повторялись несколько раз, как и изложено в греческих хрониках. Талмуд же обращается к этой империи в период ее апогея, по той причине, что именно тогда она имела непосредственное отношение к жизни еврейского народа (книга Маор Эйнаим от имени Абарбанеля).

Другими словами, основная несостыковка находится не в области самого факта существования дополнительных персидских правителей, а в определении четкого времени их правления, и их порядка - кто был раньше, а кто позже.

Так, например, Вы привели из греческих источников, что Дарий Первый женился на дочери Кореша, а в наших источниках приводится наоборот: Кореш был зятем Дария Мидийского (причем, еще до завоевания Вавилона). В подобных случаях достаточно одного «испорченного телефона», чтобы перевернуть картину вверх дном!

Из слов некоторых мидрашей (см. Леках Тов, предисловие к Эстер) можно заключить, что Дарий Мидийский - первый царь объединенной Мидийско-Персидской империи - это и есть Дарий Первый из греческих источников, по той причине, что в обоих местах он назван Дарий Великий (аГадоль).

По поводу происхождения Ахашвероша, Раши считал, что он не происходил из царского рода. Это мнение основывается на словах Талмуда (Мегила 11а), что Ахашверош стал царем только благодаря большому денежному подкупу, а также на оскорбление жены царя - Вашти, адресованных Ахашверошу: «Конюх моего отца» (Мегила 12б) (драшот Ри ибн Шуиб).

Однако в Мидрашах находим, что Ахашверош был сыном Дария Первого! В свете сказанного выше - что отца Дария звали Ахашверош - очень естественно, что Дарий назвал своего сына в честь деда. В свою очередь Ахашверош назвал своего сына (от Эстер) - Дарий, опять же в честь деда! И это нисколько не противоречит словам Талмуда. Согласно одному мнению, именно кандидатура Ахашвероша была самой достойной, но и согласно второму, что он не был достоин престола, а купил его с помощью взятки, не сказано прямо, что он не был царским наследником. А то, что он не был достоин царской короны, можно объяснить несколькими путями (оскорбление Вашти также можно понять иносказательно: по сравнению с величием ее отца, он был достоин прислуживать ему как конюх, и не более).

Одно из возможных объяснений: Талмуд приводит, что персы и мидийцы заключили договор между собой, что царский престол будет принадлежать им по очереди. Сам Кир уговорил Дария (своего тестя) взойти на престол первым, т. к. ему стало известно пророчество Даниэля, где упоминается падение Вавилона в руки Мидии и Персии, и поскольку Мидия была упомянута раньше Персии - право первенства принадлежит ее царю.

Ахашверош был сыном Дария Мидийца, но мать его была из Персии (Мидраш Таргум Шени Эстер 1:1). Поэтому, возможно, его статус был «персиец» по матери, а после Кира право на царство принадлежало Мидии, поэтому была необходима взятка, чтобы закрыть глаза на его происхождение, или учесть то, что его отец из Мидии.

А если положиться на предположение многих историков (в том числе и еврейских религиозных ученых), что Ахашверош - это «греческий» Ксеркс, сын Дария Первого, получаем другое объяснение. В царственной речи Ксеркса, найденной в одной из древних Персидских столиц Персеполесе (запечатленной на камне), сказано: «У моего отца Дария были и другие сыновья, однако … мой отец назначил именно меня быть его преемником». Это подтверждает сказанное в греческих источниках, что Ксеркс не был первенцем Дария, а царство, как известно, передается именно первенцу. Поэтому была необходимость «доплатить», чтобы удостоиться царства.

(Кстати, в заключение той речи сказано: «Когда мой отец приобщился к своим отцам, я правил вместо него». В соответствии с греческими источниками, действительно Ксеркс правил после Дария, но вопрос, как это сочетается с еврейской традицией, которая говорит, что между Дарием и Ахашверошем 3 года правил Кир (а может быть, и его сын Камбиз)? Возможно, из этого следует заключить, что Ксеркс это не Ахашверош, ведь связь между ними - всего лишь недоказанное предположение. А возможно, Ахашверош имел в виду, что Дарий завещал передать власть ему, когда это станет возможным (согласно договоренности чередоваться с персами), или допущена неточность в переводе. А возможно, эта надпись включает в себя определенную фальсификацию истории, примеры которой весьма многочисленны).

Отсюда ответ на Ваш вопрос, зачем Ахашверошу была необходима легитимация в лице Вашти, внучки Невухадар-Нецара. Когда есть какие-то причины считать его недостойным престола - отсутствие царской крови или более достойный старший брат - наличие жены из известного царского рода, безусловно, прибавляет уважения и легитимации его кандидатуре (понятия «славы» и «чести» имели в те времена еще большее значение, чем они имеют сегодня). К слову, объяснение, что Ахашверош женился на Вашти ради собственной легитимации, принадлежит перу некоторых относительно поздних комментаторов (р. Бецалель Ашкенази, Агро, Мальбим и др.), но из сказанного в Талмуде и Мидрашах можно заключить, что он взял Вашти в жены только по причине ее необыкновенной красоты.

Напоследок приведем данные еврейской традиции по поводу точного количества царей Персии. В книгах пророков (Даниэль, Эзра, Нехемья, Диврей аЯмим) мы находим Дария Мидийского, Кореша Персидского, Артахшаста (Артаксеркс - в греческой интерпретации), Ахашвероша, Дария Второго, Артахшаста - во времена которого вернулись в Иудею Эзра и Нехемья. Т. е. согласно простому пониманию, всего упоминаются 6 царей. В книге Даниэля (нач. гл. 11) также явно говорится о количестве Персидских царей, но, как ни странно, там тоже трудно обнаружить определенность в трактовке - есть возможность объяснить, что будет 6 царей, или 5, или 4 (см. Раши и Ибн Эзра).

Однако, как мы уже упомянули, согласно устной традиции (Талмуд Мегила 11б, Седер Олам гл. 28-30), было всего 4 царя (не включая более ранний период, см. выше): Артахшаста - последний, он же Дарий Второй. Дело в том, что Артахшаста - это общее наименование правителя Персии, как Фараон в Египте и Авимелех у филистимлян. Поэтому и Артахшаста Первый - не кто иной как сам Ахашверош.

С другой стороны, некоторые считают, что, возможно, Артахшаста Первый, упомянутый между Киром и Ахашверошем, - это сын Кира Камбиз (см. Раши на Даниэль (11:1) - Бамбиша).

Дарий Второй, кроме имени Артахшаста, назван Писанием (Эзра 6:14) Кореш (Кир), т. к. продолжил и завершил постройку Храма в Иерусалиме, начатую Киром, но прерванную из-за доноса врагов еврейского народа (Талмуд Рош аШана 3б).

Это - то немногое, что мне удалось прояснить на данный момент. Безусловно, эта тема требует дополнительного рассмотрения, тщательного анализа греческих источников и археологических находок.

В любом случае еврейские мудрецы всех поколений очень критично относились к греческим хроникам (Абарбанель - Маайней аЙешуа 2:7, Маараль - Бээр аГола конец части 6, Хазон Иш - сборник писем 1:206), подчеркивая, что наша традиция исходит от мудрецов Торы, современников и свидетелей тех событий, которые максимально четко и определенно передали нам необходимую информацию.

Если у Вас будут дополнительные сведения по этому вопросу, буду рад с ними ознакомиться.

С уважением и наилучшими пожеланиями в дальнейшей учебе, Натан Агрес

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Территория Персии до образования самостоятельного государства представляла собой часть Ассирийской империи. VI в. до н.э. стал периодом расцвета древней цивилизации, который начался с царства правителя Персии Кира II Великого . Ему удалось победить царя по имени Крез богатейшей страны древности Лидия. Оно вошло в историю, как первое государственное образование, в котором стали чеканить серебряные и золотые монеты в истории мира. Произошло это в VII в. до н.э.

При персидском царе Кире границы государства были значительно расширены и в них были включены территории павшей Ассирийской империи и могущественного . К окончанию периода царствования Кира и его наследника Персия, получившая статус империи, занимала площадь от земель Древнего Египта до Индии. Завоеватель чтил традиции и обычаи завоеванных народов и принимал титул и корону царя захваченных государств.

Гибель царя Персии Кира II

В древности персидский император Кир считался одним из самых сильных правителей, под умелым руководством которого были совершены многочисленные успешные военные походы. Однако судьба его закончилась бесславно: великий Кир пал от рук женщины. Рядом с северо-восточной границей Персидской империи проживали массагеты . Небольшие племена были очень подкованы в военных делах. Управляла ими царица Томирис. На предложение Кира о браке она ответила решительным отказом, чем крайне разозлила императора и он предпринял военную кампанию по захвату кочевых народов. В схватке погиб сын царицы, и она пообещала заставить царя древней цивилизации пить кровь. Сражение закончилось поражением персидских войск. Голову императора принесли царице в кожаном мехе, наполненном кровью. Так закончилось время деспотичного правления и завоеваний царя Персии Кира II Великого.

Приход к власти Дария

После гибели могущественного Кира к власти пришел его прямой наследник Камбис . В государстве началось ополчение. В результате борьбы императором Персии стал Дарий I. Сведения о годах его правления дошли до наших дней благодаря Бехистунской надписи , которая содержит исторические данные на древнеперсидском, аккадском и эламском языках. Найден камень был офицером Великобритании Г. Роулинсоном в 1835. Надпись свидетельствует о том, что в период правления дальнего родственника Кира II Великого Дария Персия превратилась в восточную деспотию.

Государство было разделено на 20 административных единиц, которыми управляли сатрапы . Регионы назывались сатрапами. Чиновники ведали управлением и в их обязанности входил контроль за сбором налогов в основную казну государства. Деньги шли на развитие инфраструктуры, в частности, были построены дороги, соединяющие районы по всей империи. Были учреждены почтовые посты для донесения сообщений царю. В период его правления отмечено обширное строительство городов и развитие ремесленного искусства. В денежных обиход вводят золотые монеты – «дарики».


Центры Персидской империи

Одна из четырех столиц древней цивилизации Персия находилась на территории бывшей Лидии в городе Сузы. Другой центр общественной и политической жизни находился в Пасаргады, учрежденном Киром Великим. Резиденция персидских располагалась и в завоеванном Вавилонском царстве. Император Дарий I был посажен на престол в специально учрежденном как столица Персии городе Персеполе . Богатство и архитектура его поражали правителей и послов иноземных стран, которые пребывали в империю для принесения даров царю. Каменные стены дворца Дария в Персеполе украшены рисунками, изображающими бессмертную армию персов и историю существования «шести народов», проживающих в составе древней цивилизации.

Религиозные представления персов

В древности в Персии существовало многобожие . Принятие единой религии пришло с учением о борьбе бога добра и порождением зла. Звали пророка Заратустра (Зороастр) . В традиции персов, в отличие от сильного в религиозном отношении Древнего Египта, не было обычая возведения храмовых комплексов и алтарей для совершения духовных обрядов. Жертвы приносились на возвышенностях, где были обустроены алтари. Бог света и добра Ахура-Мазда изображался в зороастризме в виде солнечного диска, украшенного крыльями. Он считался покровителем царей древней цивилизации Персия.

Персидское государство находилось на территории современного Ирана, где сохранились древние памятники архитектуры империи.

Видео о создании и падении Персидской империи

ПЕРСИДСКИЕ ЦАРИ И ПОЛКОВОДЦЫ В КНИГЕ НЕПОТА К ЖИЗНЕОПИСАНИЮ ДАТАМА, К ФРАГМЕНТУ «О ЦАРЯХ»

Среди знаменитых полководцев, представленных в этой книге, мы видим одного героя персидской истории - Датама, военачальни­ка царя Артаксеркса II, участника великого восстания сатрапов. Во фрагменте «О царях» Непот бегло упоминает самих владык Персии, при которых разворачивались события его греческих жизне­описаний. Открывает этот ряд имя Кира II, основателя великой Пер­сидской державы, умершего за 30 лет до начала греко-персидских войн. Бросим общий взгляд на периоды персидской истории, отра­женные на страницах Непота.

В середине VI в. до н.э., когда в Афинах утвердилась власть тирана Писистрата, на Ближнем Востоке произошла смена вели­ких империй. Кир II, мелкий династ из рода Ахеменидов, прави­тель заштатной мидийской провинции Персиды, поднял против своего повелителя мятеж, увенчавшийся блестящим успехом: потомок пер­сидских князей воссел на престоле могучего Мидийского цар­ства (550 г.). По матери своей Мандане Кир приходился внуком свергнутому царю Астиагу, персы считались ближайшими родичами мидян, поэтому основание Персидской державы на месте Мидий­ского царства выглядело скорее дворцовым переворотом, чем за­воеванием; греки, как мы знаем, именовали персов мидийцами, и греко-персидские войны назывались у древних авторов мидийскими. За 30 лет царствования Кир II широко раздвинул границы своего государства, поглотив владения всех древних «царей четырех стран света». На востоке персы заняли Вавилон, прибрав к рукам наследие ассиро-вавилонских завоевателей; на западе, в Малой Азии, добычей их стало богатое торговое Лидийское царство вместе с подчинен­ными ему прибрежными греческими.колониями; возможно, уже при Кире покорились персам и некоторые ближайшие к Азии греческие острова.

Создателю великой персидской державы не суждено было пере­дать ее прямым наследникам своего дома: после гибели великого царя на берегах Амударьи во время похода на массагетов (530 г.) сын его Камбиз царствозал всего 7 лет. Наследник Кира едва успел завершить дело своего отца, завоевав последнее великое цар­ство Ближнего Востока - Египет; в марте 522 г. он умер на обрат­ном пути в Персию, где объявился в то время мятежный претен­дент на престол, выдававший себя за младшего царевича Бардию. Этот последний истинный или мнимый отпрыск Кира пал жертвой дворцового заговора после 7 месяцев правления (сентябрь 522 г.). По решению знатных заговорщиков власть перешла к Дарию, пред­ставляющему побочную ветвь Ахеменидов; закрепляя свое право на престол, новый царь женился на дочери Кира Атоссе.

С Дария I, сына Гистаспа, начинается династия персидских царей, воевавших с греками в общей сложности около 150 лет. В царствование ее основателя персы захватили побережье Фракии, подавили восстание азиатской Ионии и совершили первый морской поход на Аттику, закончившийся Марафонской битвой (см. жизне­описание Мальтиада). Дарий I умер в 486 г., в возрасте 64 лет, во время приготовления к новой войне. На престол вступил 36-летний Ксеркс, сын Дария от Атоссы, внук Кира Великого. В это время мощь персидского деспота казалась безграничной; море, разметав­шее царский мост на Геллеспонте, подверглось бичеванию за мятеж против владыки земли и стихий. Поход миллионного ксерксова полчища на Элладу (480 г.) стал кульминацией мидийских войн, разгром персов при Саламине и Платеях - вечным примером пора­жения земной гордыни.

После славных побед в Европе греки перенесли войну на мо­ре, вытеснив персов из бассейна Эгеиды (см. жизнеописание Кимона). Правление Ксеркса заканчивалось бесславно: в последние два года его жизни происходили неурядицы внутри Персидского государства - голод, рост цен, лихорадочные перемещения чиновников. В 465 г. стареющий царь стал жертвой высокопоставлен­ных убийц, действовавших, как подозревали, по указке младшего царевича.

Артаксеркс I, прозванный Долгоруким из-за того, что правая его рука была длиннее левой, вступил на престол благодаря интри­гам, отцеубийству и братоубийству. Тем не менее в греческой тра­диции он пользовался репутацией великодушного и милостивого владыки. Именно этот царь приютил и обласкал великого против­ника персов Фемистокла (см. жизнеописание Фемистокла). В его правление было подавлено крупное антиперсидское восстание в Еги­пте, поддержанное афинянами (460 - 454 гг.), не без участия персидских дипломатов произошло первое военное столкновение Афин и Спарты (1-ая Пелопоннесская война) и, наконец, закончилась 50-летняя греко-персидская распря: в 449 г. в Сузах персидский царь и афинский посол Каллий подписали мирный договор, согласно которому персы отказались от притязаний на острова и берега Эгей­ского или Греческого моря, удержав за собой Египет и Кипр. Грани­цей, разделяющей морские зоны влияния, стали Хелидснские остро­ва у берегов Памфилии.

В перечне великих персидских царей Непот опускает имя Да­рия II, побочного сына Артаксеркса от вавилонской наложницы (отсюда - его прозвище Нотх, незаконнорожденный), который пра­вил во времена Пелопоннесской войны (424-404 гг.). Это был сла­бый правитель, употреблявший против греков только тех стрелков, что были отчеканены на золотых царских монетах. При нем в отно­шении эллинов утвердился принцип «разделяй и властвуй». С по­мощью персидских субсидий стравливались сильнейшие государства Греции, Афины и Спарта; не война, а союз с богатым персидским владыкой стал в это время важным явлением межгреческих отно­шений (см. жизнеописание Алкивиада).

Внутри Персидского государства при Дарий II началось ослаб­ление центральной власти; усобицы и мятежи сатрапов, восстания покоренных народов входили в обиход персидской политики. В конце царствования Дария отпал Египет, завоевавший независимость на длительный период в 60 лет (405/400-342 гг.).

В год окончания Пелопоннесской войны персидский престол за­нял Артаксеркс II Памятливый, старший сын Дария и его могу­щественной супруги, а также сестры Парисатиды. Этот царь-долго­житель, правивший 45 лет (404-359 гг.), был современником Агесилая, Эпаминонда и славных афинских полководцев, создателей 2-го Афинского морского Союза. Имеется плутархова биография Артаксеркса, существенную часть которой составляет рассказ о мятеже младшего царевича Кира против брата, о походе 10 тыс. греческих наемников в глубь Вавилонии, о победе и гибели претен­дента на престол (401 г.).

В первые годы правления Артаксеркса II персы отразили втор­жение Агесилая в Малую Азию, а затем в течение многих лет неиз­менно придерживались политики Дария, проводимой в усовершен­ствованном виде: заняв позицию посредников и миротворцев, они вступали в союз с сильнейшим государством Эллады (сначала Спар­той, затем Фивами) и оказывали лидеру дипломатическую и финансо­вую поддержку, добиваясь с его помощью роспуска всех прочих боеспособных греческих коалиций (см. выше об Анталкидовом мире и Пелопидовом мире). При слабовольном царе, погруженном в интриги 360 жен и 150 сыновей, Персидская держава время от вре­мени трещала по всем швам. Карательные экспедиции царских полководцев против Египта закончились бесславно: в 385-383 гг. фараон Ахорис, в 374 г. Нектанеб I, пользовавшиеся услугами афинского военачальника Хабрия, обратили вспять армии Фарнабаза и Тифраста. В конце 60-х гг. при Тахе, сыне Нектанеба, произошло ответное вторжение египтян в Сирию и Палестину; в этом походе принимали участие Агесилай и Хабрий. В те же годы персидскому царю пришлось воевать с отложившимися сатрапами Малой Азии.

Вскоре после второго похода персов в Египет (374 г.) восстал против своего повелителя наместник Каппадокии Датам; в 367 г. к нему присоединился фригийский сатрап Ариобарзан, примеру ко­торого последовали наместник Ионии Оронт и карийский династ Мавзол. Афины и Спарта, возмущенные профиванской ориентацией царского двора (см. выше о Пелопидовом мире 367 г.), не нарушая формального мира с Персией, прислали на помощь мятежникам Агесилая и Тимофея; фараон Tax также направил в Азию деньги и корабли. Мятеж малоазийских наместников, известный под на­званием «великого восстания сатрапов», продолжался до самого конца 60-х гг., сойдя на нет после сепаратного замирения или гибели его участников. События великого восстания отразились в непото­вом жизнеописании Датама.

Начавшееся после этого мятежа царствование Артаксеркса III Оха (358-338 гг.) выходит за рамки непотовых биографий. При но­вом, жестоком и властном правителе произошло временное укрепле­ние Персидской державы: сложили оружие честолюбивые сатрапы, понесли жестокую кару восставшие финикийские города, был вновь завоеван Египет. На западе главные противники Персии, афиняне, увязли с 357 г. в войне с собственными союзниками. Через 3 года после начала союзнической войны, под угрозой нашествия огром­ного царского войска на Элладу, Афины приняли персидский ульти­матум, отозвав свой флот от берегов Малой Азии. Так, сразу же после смерти Артаксеркса II отошла в прошлое эпоха 2-го Афинско­го морского Союза.

Персидская империя была централизованным монархическим государством. Успехи и поражения персов зависели от личных качеств царя и его способности принимать верные решения. Основные повороты персидской внешней политики связаны с решениями, которые принимали цари. Даже самые могущественные сатрапы, военачальники и правители вассальных областей зависели от милости Ахеменидов. Основные этапы истории Персидской империи можно связать с деятельностью ее верховных правителей, управлявших державой из Персеполя.

Первые Ахемениды . Царский род, из которого вышли Кир II и Дарий I, правил персами, по крайней мер, с VII века до н.э. Его основателем считали Ахемена, царствовавшего на рубеже VIII-VII столетий до н.э. Следующим царем был его сын Чишпиш (Теисп).

Известно, что в VII веке до н.э. царем Персиды был Кир I . В первой половине VI века до н.э. персами правил Камбиз I, а после него трон унаследовал его сын по имени Кир.

Кир II правил в 559-530 гг. до н.э. Этот правитель смог из царька маленькой Персиды стать основателем мировой империи. Он завоевал Мидию, Вавилонию, Малую Азию и ее греческие города, обширные земли в Средней Азии. Кир позволил вернуться на родину иудеям, угнанным в Месопотамию после Вавилонского завоевания.

Камбиз II (530-522 гг. до н.э.). Был ближайшим соратником своего отца Кира. Несколько месяцев при жизни отца он правил как царь Вавилона. Перед последним походом против массагетов Камбиз стал соправителем Кира.

В 525-522 годы до н.э. царь Камбиз II организовал вторжение и подчинил Египет. Он был провозглашен царем этой страны в соответствии с египетскими традициями и считается основателем XXVI династии.

Геродот создал образ Камбиза как жестокого и безумного тирана, глумящегося над религиозными традициями египтян. Аутентичные тексты это не подтверждают, подчеркивая уважение царя к египетской религии.

Дарий I (522-486 гг. до н.э.). Добился власти после смуты, последовавшей за смертью Камбиза. Сверг узурпатора Бардию и подавил восстания. Реорганизовал систему сатрапий. При Дарии I границы империи достигли максимума: была завоевана северо-западная Индия, часть Фракии, греческие острова в Эгеиде.

Артаксекс I (465-424 гг. до н.э.). При этом царе завершились войны с греками. Он сумел сохранить контроль над восставшими Египтом и Кипром. Он начал политику сотрудничества с греческими полисами к выгоде Персии.

Артаксеркс II (404-359 гг. до н.э.). Вскоре после прихода к власти подавил восстание брата Кира Младшего, выступившего к Вавилону. При Артаксексе II Персия активно вмешивалась в дела греческих полисов, поддерживая попеременно разные полисы, чтобы греки не могли стать опасными.

В 386 году до н.э. в союзе со Спартой продиктовал грекам Анталкидов (Царский) мир, по которому эллинские полисы Ионии и Эолиды возвращались в состав империи Ахеменидов. В 375, 371, 366 годах до н.э. при участии Артаксеркса II между греческими полисами заключались новые мирные договоры. В 391-382 годах до н.э. подчинил сильного правителя Кипра Евагора.

Артаксекс III (359-338 гг. до н.э.). Продолжал политику отца в отношении греческих полисов. В 355 году до н.э. вмешался в Союзническую войну Афин против Византия, Родоса и Хиоса. Он обещал этим полисам поддержку против Афин и добился заключения мира, по которому Византий, Родос и Хиос выходили из союза, возглавляемого Афинами.

В 349-344 годах до н.э. подавил восстания в Финикии. В ходе кампаний 344-342 годах до н.э. полководцы Артаксеркса вновь завоевали Египет, отсоединившийся в конце V столетия до н.э.

Дарий III (336-330 гг. до н.э.). Был представителем боковой ветви царского дома, возводящей происхождение к Дарию II. До прихода к власти был наместником Армении под именем Кодоман. Получил трон в зрелом возрасте в результате заговора, организованного придворным евнухом. На его правление пришлось вторжение Александра Македонского. После череды поражений и потери столицы Дарий был убит своими приближенными.

После смерти большинства царей в Персии империю сотрясали мятежи. Сатрапы и зависимые правители старались отложиться от центральной империи, а представители боковых ветвей Ахеменидов занять трон. Чтобы удержать власть от царя требовались решимость, жестокость и дар политика.

Деятельность царей из рода Ахеменидов был связана, прежде всего, с приобретением новых земель и стремлением удержать в подчинении уже завоеванные.

  • Где находится Персия

    В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ . В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

    Где находится Персия

    Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

    Так выглядит древняя Персия на карте.

    История Персии

    Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

    История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому , бывшему на то время величайшей державой древности.

    И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

    Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

    Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

    Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

    Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

    С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

    Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

    Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

    Завоевания Александра Македонского оказались катастрофой для персов, которым на смену надменной власти над другими народами, пришлось униженно подчиниться давним врагам – грекам. Лишь во II веке до н. е. племенам парфян удалось изгнать греков из Малой Азии, хотя сами парфяне много всего переняли у греков. И вот в 226 году уже нашей еры некто владетель Парса с древним персидским именем Ардашир (Артаксеркс) поднял восстание против правящей парфянской династии. Восстание оказалось успешным и завершилось восстановлением персидской державы, государства Сасанидов, которое историки называют «второй персидской империей» или же «Сасанидским возрождением».

    Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

    Культура Персии

    Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

    Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

    Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

    Монеты Персии.

    Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время . Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

    Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

    Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

    Тут изображение персидского мастера.

    Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

    Религия Персии

    Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

    • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
    • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
    • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
    • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

    Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

    Древняя Персия, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Персии – «Персидская империя – империя величия и богатства».


    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.