Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства. Монгольская национальная живопись Исцеляющие иконы в буддизме

в ст. «Буддийское искусство».

История возникновения буддийского культового изобразительного искусства и формирование его иконографических принципов связывается с гандхарской и матхурской художественными школами. Первая из них возникла на рубеже эр в северо-западной окраине нынешней Индии, бывшей тогда центром могущественной Кушанской империи (I-IV вв. н.э.), в которую к моменту ее расцвета (I-III вв.) входила Северная Индия, большая часть Афганистана, Пакистана и некоторые районы современных центрально-азиатских государств. Памятники гандхарского искусства сохранились в самой Индии, Пакистане (г. Пешавар), Афганистане и на северном берегу Амударьи. Возникновение этой школы стало прямым следствием религиозной политики властей Кушанской империи, в первую очередь легендарного царя Канишки (I-II вв.), провозгласившего себя буддийским адептом, а буддийское вероучение (в варианте школы сарвастивады ― кит. саподобу 薩婆多部 ) — официальной идеологической системой страны. Художественные особенности гандхарской школы сформировались под сильным воздействием эллинистического, так называемого греко-бактрийского искусства, благодаря чему ее считают одной из прямых наследниц античной (греческой и римской) скульптуры. Разработанные в ней трактовки образа Будды (кит. Фо), используемые для передачи физического и духовного совершенства человека, сравнивают с эллинистическими художественными приемами, воплотившимися в образе Аполлона. Но, восприняв от греко-римского искусства идею и форму человекоподобных божественных персонажей, гандхарская школа использовала и национальный художественный опыт. В результате созданное в ней иконографическое направление объединило в себе эстетизм и реалистичность античной скульптуры с натурализмом индийской пластики. src="/gim-211-250x"> Гандхарская школа. Статуя сидящего Будды (выс. 45 см, из коллекции Музея Гиме)

Традиция национальной индийской скульптуры восходит к культуре Хараппы (кон. III — нач. II тыс. до н.э.), составлявшей ядро общего культурно-исторического комплекса, получившего в науке название «индская цивилизация». Само же буддийское культовое искусство зародилось в III в. до н.э., в искусстве эпохи Маурьев (IV-II вв. до н.э.), когда в Индии возникло первое централизованное государство имперского типа, а буддизм получил статус государственной религии. Следствием этого явилось создание памятников буддийского культового зодчества — ступ, предшественниц китайских пагод (та 塔 ). Поверхности ступ украшались горельефными изображениями религиозных символов и древнеиндийских божественных персонажей. В них наметилась одна из главных специфических черт связанного с буддизмом культового искусства — наделение изображений и их отдельных элементов глубинным религиозно-философским смыслом, давшая начало формированию буддийской иконографии. Эту символичность восприняла и гандхарская школа, причем, национальные художественные корни сказались в ней даже сильнее, чем эллинистическое влияние. В отличие от греко-римской скульптуры, Будда в гандхарском искусстве не был лишь воплощением телесной красоты человека и объектом эстетического наслаждения: всем деталям его внешнего облика придавались символические значения. src="/gim-212-250x"> Гандхарская школа. Статуя Бодхисаттвы (выс. 120 см, из коллекции Музея Гиме)

Матхурская школа возникла приблизительно в I в. н.э. или несколько раньше, в самом сердце долины Ганга (г. Матхур). Не избежав некоторого влияния гандхарской школы и, следовательно, эллинистического искусства, она опиралась в основном на местный художественный опыт, что позволяет считать ее первой сугубо национальной индийской художественной школой, претворившей традиции не только изобразительного, но и танцевального искусства, относившегося в Индии к религиозно-ритуальной сфере. В танце кристаллизовалась целостная система поз и жестов, имевших религиозно-космологическую семантику. Еще до появления буддизма и буддийских психотехник эта система была частично трансформирована в психотехнику и воспринята йогическими практиками, которые использовались бродячими проповедниками-аскетами ― шраманами (кит. шамэнь 沙門 ) и адептами джайнизма ― религиозной системы, возникшей примерно в середине I тыс. до н.э. и заметно повлиявшей на развитие духовной культуры Индии.

Достижения гадхарской и матхурской школ нашли продолжение в искусстве IV−VI вв., когда Северная Индия вновь была объединена под эгидой династии Гупта (320 — ок. 535). В гуптской художественной школе, лучше всего представленной в скульптуре и архитектуре храмов Эллоры (совр. штат Махараштра), сильны также джайнские и индуистские культурно-художественные истоки.

Кроме того, на определенном этапе буддийское изобразительное искусство испытало воздействие ваджраяны, «алмазной колесницы» (кит. цзинь-ган-шэн 金剛乘 , ми-цзун 密宗 , в научной терминологии ― тантрический буддизм, тантризм), — наиболее позднего течения, наметившегося, возможно, в первых веках н.э. в рамках махаяны, «большой колесницы» (кит. да шэн 大乘 ), — альтернативного хинаяне, «малой колеснице» (кит. сяо шэн 小乘 ), магистрального направления буддизма. Именно ваджраяна, составившая эзотерическую часть махаянского буддизма, способствовала утверждению многообразия художественных трактовок образов персонажей, существующих в трех основных формах: «спокойные» (представлены в идеальном антропоморфном облике), «устрашающие» (в облике многоруких и многоликих существ) и «женские» божества. Согласно учению ваджраяны, в таких обличиях буддийские божества, в первую очередь антропоморфные бодхисаттвы (кит. пуса 菩薩 , путисадо 菩提薩多 ) являли себя живым существам, наставляя их, выступая борцами со злом или влияя на ход медитаций. Идеи и практики ваджраяны окончательно привнесли дополнительные смысловые оттенки во многие иконографические элементы, углубив их семантику и придав им эзотерический смысл. Принято считать, что не получив широкой популярности в Китае, куда это течение попало в середине эпохи Тан (618-906), ваджраяна в основном оказала ощутимое влияние, прослеживающееся с эпохи Северная Сун (960-1127), на китайско-буддийское культовое искусство.

Древнейшие из известных сегодня китайских художественных произведений, связанных с буддизмом, датируются эпохой Поздняя/Восточная Хань (25-220 до н.э.). Важнейшими из них являются изображение льва (ши-цзы 獅子 ) на погребальном рельефе и крохотная фигурка Будды на вершине бронзовой модели дерева (цянь шу 錢樹 ). Тем не менее, начальный этап формирования китайско-буддийского изобразительного искусства единодушно относится исследователями к эпохе Шести династий (Лю-чао, III−VI вв.), точнее, к периоду Южных и Северных династий (Нань-бэй-чао, IV−VI вв.), когда в результате частичного завоевания Китая чужеземными народностями, районы бассейна р. Хуанхэ оказались под властью тобийского государства Тоба / Северное Вэй (Тоба Вэй / Бэй Вэй 拓跋魏/北魏 , 386-534). Именно в этом государстве, где буддизм приобрел высокий политический авторитет, началось создание самых известных и масштабных буддийских памятников — пещерного монастыря Могао 莫高 (другие названия: Дуньхуан 敦煌 , Цяньфодун 千佛洞 , Пещеры тысячи Будд), скальных храмов Бинлинсы 炳靈寺 , Майцзишань 麥積山 , Юньган 雲岡 , Лунмэнь 龍門 . В художественном наследии Тоба Вэй присутствуют также образцы алтарной скульптуры, например, одна из самых крупных — бронзовое позолоченное изваяние стоящего Будды (высота 104,3 см, 477 г., Музей искусств Метрополитен, Нью Йорк). src="/gim-213-250x"> Китайско-буддийское искусство IV−VI вв.: бронзовое позолоченное изваяние стоящего Будды (477 г.)

Из письменных источников известно о создании алтарных и храмовых скульптур из благородных металлов, железа, ценных пород дерева и полудрагоценных минералов, а самым внушительным произведением называется бронзовая статуя Будды, высотой ок. 14 м.

Буддийское культовое искусство активно развивалось и в собственно китайских государствах, так называемых Южных династиях (Нань-чао 南朝 ), последовательно существовавших в IV−VI вв. в районах бассейна р. Янцзы. В письменных источниках неоднократно упоминаются южные храмовые скульптуры, тоже выполненные из различных материалов, включая золото. Создавались также скальные храмы, хотя и уступавшие по величию и масштабности северным памятникам. Наиболее известным является скальный храм Цяньфоя 千佛崖 (Склон тысячи Будд) на территории монастыря Цисясы 栖霞寺 (в окрестностях современного г. Нанкин). Сооружение этого храма началось в 484 г. на невысоком склоне у подножия холма, в котором были выполнены 294 небольшие ниши, заполненные преимущественно, одиночными скульптурами, всего здесь насчитывается 515 каменных изваяний. src="/gim-214-250x"> Статуя сидящего Будды из скального храма Цяньфоя (484 г.)

Об уровне развития китайско-буддийского искусства к концу VI в. красноречиво свидетельствуют письменные данные о деятельности основателя империи Суй (589-618), согласно которым для построенных по его приказу ок. 4000 монастырей было изготовлено 106 580 металлических, деревянных и каменных скульптур и отреставрировано 1 500 000 произведений, оставшихся от прежних столетий. Доподлинно известно, что на протяжении IV-VIII вв. в Китае сложилось, по меньшей мере, шесть региональных буддийских художественных школ, наследие которых представлено не только скальными храмами, но и найденными во время археологических работ отдельными скульптурными произведениями, предназначавшимися для буддийских святилищ. Школы именуются по названиям соответствующих современных провинций: шэньсийская, шаньсийская, хэбэйская, шаньдунская, сычуаньская, а также юго-восточная (провинции Цзянсу и Чжэцзян). Каждая из них обладала определенным художественным своеобразием в особенностях трактовок буддийских персонажей и технике исполнения скульптур. Например, шэньсийская школа, деятельность которой отчетливо прослеживается со второй половины VI в., отмечена преобладанием круглой скульптуры из белого мрамора.

Сохранилась, например, метровая статуя Локапалы (божественного «стража мира»), представленная сейчас в экспозиции Шэньсийского провинциального музея (г. Сиань), несмотря на серьезные утраты (не сохранились голова и руки), она поражает уровнем художественного мастерства. В манере исполнения, передающей естественность позы, подчеркнутую изящным изгибом правильного по своему строению человеческого тела, сквозит откровенное любование натурой, что напоминает античную скульптуру. src="/gim-216-250x"> Шэньсийская художественная школа: мраморная статуя Локапалы

О существовании шаньдунской школы стало известно лишь в самом конце ХХ в. благодаря археологическим работам на территории монастырей Юннинсы 永寧寺 (совр. уезд Гуанцяньсянь 廣錢縣 ) и Лунсинсы 龍興寺 (обл. Цинчжоу 青州 ), где находились крупные художественные мастерские. Только в монастыре Лунсинсы было обнаружено (1996 г.) около 200 скульптур и стел, украшенных рельефными композициями на буддийские темы, самые ранние из которых датированы серединой V в.

Большинство произведений были выполнены из местного сорта известняка серо-голубоватого цвета, присутствовали также глиняные, деревянные, металлические, мраморные и гранитные фигуры. Почти все они были дополнены полихромной росписью с использованием красной, малахитово-зеленой, сапфировой, желтой, коричневой, черной и белой красок; широко применялись позолота и проработка украшений золотой краской. Изображения отличаются изысканностью рисунка, пластичностью форм, элегантностью пропорций и необыкновенной тщательностью исполнения всех деталей внешнего облика и атрибутов главных персонажей.

Литература:
Буддизм. Карманный словарь / Сост. Е.А. Торчинов. СПб., 2002; Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая: Каталог выставки. СПб., 2007; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994; Кравцова М.Е. Китайская версия буддийской канонической «Сутры о признаках»: К исследованию категории «власть» в буддийской культуре // Восток. 1998, № 1; она же. История искусства Китая. СПб., 2004; Муриан И.Ф . Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. М., 2005; Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. М., 1982; Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV века. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П.К. Козлова. СПб., 2006; Сидорова В.С. Скульптура Древней Индии. М., 1971; Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений // Использование буддийских коллекций в критике буддизма. Л., 1981; Торчинов Е.А. Введение в буддологию:Курс лекций. СПб., 2000; Тюляев С.И. Искусство Индии. Архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968; Бэй Ци Чжаоцзюнь сян цзи сянгуань вэньу и цунь (Скульптуры, [найденные в] обл. Чжаоцзюнь [царства] Северного Ци и их связи с культурным наследием [этого царства]) // Вэнь у (Культурное наследие). Пекин, 1998, № 10; Дин Фу-бао. Фоцзя да цыдянь (Большой буддийский словарь). Пекин, 1984; Ли Чжи . Фан Вэй-и хэ та ды «Гуань-инь ту» чжоу (Фан Вэй-и и ее картина «Гуань-инь») // Вэнь у (Культурное наследие). Пекин, 1994, № 10; Ся Шу-фан . Цисяшань (Гора Цисянь). Цзянсу, 1986; Чэндуши Шанъецзе Наньчао шикэ цзяосян (Каменные скульптуры [эпохи] Южных династий, [найденные при археологических работах на] ул. Шанъецзе г. Чэнду) // Вэнь у (Культурное наследие). Пекин, 2001, № 10; Шаньдун Гуанцяньсянь Юннин-сы шикэ цзаосян (Каменные скульптуры, [найденные на территории] Юннин-сы в уезде Гуанцяньсянь провинции Шаньдун) // Вэнь у (Культурное наследие). Пекин, 1996, № 12; Ян Хун . Гуаньюй Нань-бэй-чао ши Цинчжоу каогу ды сыкао (Некоторые соображения по поводу археологических находок [в уезде] Цинчжоу [пров. Шаньдун] эпохи Южных и Северных династий) // Вэнь у (Культурное наследие). Пекин, 1998, № 2; The Buddhist Art of China // Arts of China. Vol. 2. Tokyo, 1969; Deneck M.M. Indian Sculpture. Masterpieces of Indian, Khmer and Cham Art. L., 1963; The Encyclopedia of Eastern Philosophy and Religion. N.Y., 1999; Marshall J. The Buddhist Art of Gandhara. Cambr., 1960; Munsterberg H. Chinese Buddhist Bronzes. Tokyo, 1967; Rhie M. Interrelations between the Buddhist Art of China and Art of India and Central Asia. Napoli, 1988; Saunders. E.D. Mudra. A Study of Symbolic Gestures in Japanese Buddhist Sculpture. Princ., 1985; Soper A. Literary Evidence for Early Buddhist Art in China. Ascona, 1959; Williams C.A.S. Outlines of Chinese Symbolism and Art Motives. N.Y. 1976; Woodcock G. The Greeks in India. L., 1966.

Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006-. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 183 - 200.


  • 108 образов Будды . Иванова Е.В., Дубровин А.Ф.

    Настоящее издание представляет собой иллюстрированный каталог металлических изображений богов из пантеона северного буддизма, входящих в коллекцию № 5942 предметов буддийского культа, хранящуюся с 1950 г. в фондах МАЭ РАН. Впервые публикуемая коллекция объединяет металлическую буддийскую скульптуру различных регионов Восточной Азии от Афганистана до Китая - всего более 600 единиц хранения, из которых в настоящем издании детально представлено 108 предметов, а остальные даны в общем перечне

  • A History of Tibetan Painting . David Jackson

    The present book is a first attempt at exploring the sacred painting traditions of Tibet from the mid-15th through 20th centuries on the basis of both the surviving pictorial remains and the extensive written sources that survive in the Tibetan language.

  • Art and Devotion at a Buddhist Temple in the Indian Himalaya . Melissa R. Kerin

    В центре внимания этого инновационного и богато иллюстрированного исследования находятся настенные росписи шестнадцатого века в буддийских храмах тибетской культурной зоны на северо-западе Индии.

  • Buddhist Art in India . Grunvedel A.

    Книга эта уже в первом издании обратила на себя внимание специалистов, и второе, несколько дополненное и исправленное издание, ещё больше укрепило за проф. Грюнведелем право считаться одним из лучших знатоков искусства Индии.

  • Handbook of Tibetan Iconometry: A Guide to the Arts of the 17th Century . Christoph Cuppers, Dobis Tsering Gyal

    The Handbook of Iconometry (Tibetan title: Cha tshad kyi dpe ris Dpyod ldan yid gsos) constitutes a lavishly illustrated treatise laying down the iconometic principles and measurements at the heart of the 17th-century art of Tibet.

  • Les Grottes de Touen-houang (1920-1924) / Пещерные храмы Дуньхуана (1920-1924) . Pelliot P.

    Данное издание, представляет собой собрание фотографических снимков, сделанных в 1908 г. в Mогао, во время экспедиции 1906-1908 годов в Дуньхуан, знаменитого французского исследователя, ориенталиста П. Пеллио. Все чёрно-белые фотографии были отсняты сотрудником экспедиции. Собрание фотографий чрезвычайно ценно, поскольку оно включает фотографии памятников искусства, которые были позже утрачены из-за стихийных бедствий и преднамеренной человеческой деятельности. Многие из фресок сохранившихся по сей день, представлены на фотографиях в своём более сохранном виде.

  • The Bon religion of Tibet: the iconography of a living tradition . Per Kvaerne

    Иконография бон представлена как серия тханок, миниатюр, и бронзы из публичных и частных коллекция стран Запада, а также общин выходцев из Тибета. Мирные, хранители, защитники, и местные божества, также как бонские сиддхи, ламы, и дакини, были идентифицированы и снабжены описаниями взятыми из ритуальных и биографических текстов.

  • The Gods of Northern Buddhism: Their History and Iconography . Alice Getty

    Издание содержит подробную информацию об именах, атрибутах, символике, правилах изображения, практически, всех важных божеств из пантеона Махаяны, которым поклоняются в Непале, Тибете, Китае, Корее, Монголии и Японии. В книге 175 фотоиллюстраций.

  • The Iconography of Nepalese Buddhism . Min Bahadur Shakya

    Книга посвящена иконографии непальского буддизма. С цветными фотографиями.

  • The Nyingma Icons: A collection of line drawings of 94 deities and divinities of Tibet . Khempo Sangyay and Gomchen Oleshey

    Коллекция икон тибетской школы Ньингма, первоначально включенных в «History of the Nyingma Dharma» Дунжома Ринпоче. Коллекция состоит из 94 изображений буддийских божеств с подписями на тибетском языке.

  • The Weel of Time sand mandala . Barry Bryant

    Книга содержит подробное описание подготовки ритуала Калачакры, включая точные разметки для рисования мандалы Калачакры. описание сопровождает большое количество изображений. Contains a detailed description of the preparation rituals before an initiation and exact measurements to draw the outlines of the Kalachakra mandala.

  • Tibetan murals (Тибетские фрески) . Chen Dan

    Книга рассказывает о тибетских фресках, которые украшают стены всех монастырей и храмов Тибета. В ней классифицируются виды фресок, основные школы, рассказывается о процессе создания фресок, о проблемах консервации и реставрации. Состоит из следующих разделов: фрески древнего государства Гугэ, монастыря Шалу, монастыря Дратанг, монастыря Палкор Чодэ, дворца Потала, других монастырей. Основную ценность книги представляют приведённые в ней иллюстрации.

  • Tibetan Thangka Painting. Methods & Materials . David P. & Janice A. Jackson

    This book presents, step-by-step, the techniques used to make a thangka, from the preparation of the canvas to the final application of the sacred syllables behind each completed figure.

  • Божества-защитники Тибета . Ладранг Келсанг

    Книга содержит истории и иконографические изображения наиболее известных дхармапал Тибета, а также корректное тибетское написание полных имён божеств, лам линий передачи и связанных с этими историями мест.

  • Буддийская иконография: Будды, Божества, Учителя . А. Рябоволова

    Цель нашей новой книги - не изложение буддийских доктрин, а попытка разобраться в их символике - в иерархии трансцендентных существ и их атрибутов - и проникнуть глубже в суть Учения через символы, которые оно использует.

  • Буддийское искусство Средней Азии (I - X вв.) . Т. К. Мкртычев

    Буддийское искусство, существовавшее в Средней Азии почти тысячу лет, впервые рассматривается как единый культурный феномен. На основе анализа археологических памятников показаны механизмы влияния главных буддийских цивилизаций - Индии и Китая - и формирование самостоятельных художественных школ, выделение которых позволяет расширить привычное восприятие среднеазиатского региона только как «ретранслятора» буддизма из Индии в Китай.

  • Иконография Ваджраяны. Альбом (под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина) . Бадмажапов Ц.-Б.

    Альбом «Иконография Ваджраяны» - богато иллюстрированное издание, посвященное тантрическому искусству Ваджраяны. Впервые публикуются танки и серии из 156 цакли (миниатюрных изображений божеств) из фондов музеев Бурятии. Анализируется стиль, иконография, символика искусства Ваджраяны,или «Алмазной Колесницы». Живописные свитки-танка, миниатюры-цакли и скульптура отображают великолепие и утонченность искусства Индии, Китая, Монголии и Тибета.

  • Искусство буддизма . Роберт Фишер

    В книге рассказывается о культуре буддизма, одной из мировых религий, объединяющей большую часть азиатского мира. Объясняется значение и происхождение символов и образов буддизма, на которых основано его искусство.

  • Китайские рукописи из Дуньхуана. Памятники буддийской литературы сувэньсюэ . Меньшиков Л.Н.

    В нашей публикации объединены рукописи, включающие образцы сувэньсюэ - так называемой «простонародной» буддийской литературы: стихотворные гимны-славословия цзань, тексты устной проповеди и произведения, содержащие тексты коротких притч.

  • Львы Будды. Жизнеописания 84 сиддхов . Тартанг Тулку

    Махасиддхи относятся к разряду наиболее почитаемых учителей буддизма ваджраяны. Отсутствие канонов в изображении махасиддхов затрудняет строгое описание их иконографии. Длинные волосы, связанные в пучок, да еще с черепом вместо украшения - характерная черта многих изображений буддийских йогинов. Кроме черепов, эти прически могут иметь и другие украшения. Обычно за спиной, справа от них, изображается самотог, тело в аурах, фон состоит из гор и облаков. Архив содержит более двухсот иконографических изображений махасиддхов и их жизнеописания.

  • Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото . Ольденбург С. Ф.

    Предварительное описание буддийских образов и других предметов культа из Хара-Хото, добытых Монголо-Сычуанской экспедицией Императорского Русского Географического Общества, под начальством П.К.Козлова. Книга содержит краткое описание открытия «мертвого города» Хара-Хото, а также подробные описания и хорошие «серые» фотографии упомянутых образов (рисунки на шелке).

  • Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского . Грюнведель А.

    Коллекция буддийских древностей, собранная Э. Э. Ухтомским, считалась до Революции 1917 наиболее полным собранием предметов буддизма Восточной Сибири. В 1900 эта коллекция выставлялась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль, и послужила основным материалом для классического исследования А. Грюнведеля по буддийской мифологии. После реквизирования советским правительством она составила важную часть восточной коллекции Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга.

  • Определитель буддийских изображений . Терентьев А.

    Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981-1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: приводятся таблицы иконографических элементов с их санскритскими, тибетскими, русскими и английскими названиями, предлагается стандарт описания буддийских изображений, на основе которого создан определитель с базой данных, включающей около 5000 образов и 7000 имён. Публикуемая здесь первая часть этого определителя позволяет идентифицировать 1052 образа или, наоборот, - узнать по имени, как выглядят примерно 1500 буддийских персонажей.

  • Сборник изображений 300 бурханов (по альбому Азиатского музея) . С.Ф.Ольденбург

    Бурхaн - это буддийский идол, изображение святого у монголов - общее название высших богов ламаистского пантеона (в переводе с монгольского - «боги»). В 30-е годы XIX века барон Шиллинг фон Канштадт передал в Азиатский Музей Кунсткамеры (ныне входит в Этнографический музей) ряд ксилографов. Среди них находился очень важный для буддийских художников сборник иконографических прорисовок, известный как «Древо собрания трехсот изображений» или «Сборник изображений трёхсот бурханов».

  • Современное буддийское искусство . Клещиной А. В., Степанчук Ю. А.

    В сборнике представлены доклады, посвященные актуальным вопросам буддийского искусства, новым художественным формам архитектуры и традиционной живописи - тханки, а также проблеме сосуществования традиции и новации внутри сакрального буддийского искусства в современном глобальном мире.

  • Старобурятская живопись: Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана . Л.Н. Гумилёв

    Агинский дацан, подобно северным русским монастырям, имел богатую коллекцию произведений старобурятской живописи. В процессе изучения этого материала автор устанавливает определенные связи между изображенными персонажами и подлинными лицами тибетской истории. Таким образом, произведения старобурятской живописи становятся в интерпретации автора ценным историческим источником. Вместе с тем автор подчеркивает роль этого материала в качестве этнографического памятника, в котором воспроизведены реальные элементы старотибетской материальной культуры. Оригиналы публикуемых изображений хранятся в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде (МАЭ).

  • Тайные храмы Тибета. Каталог тибетской настенной живописи . Ян Бэйкер,Томас Лэйрид

    Настенная роспись в древнем тибетском монастыре сохранила до наших дней изображения индийских махасиддхов, буддийских йогинов и их тайные практики.

  • Тибетская живопись . Ю.Н. Рерих

    Впервые на русском языке публикуется уникальная работа Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись», изданная в 1925 г.В книге точно воспроизведены черно-белые иллюстрации изданий 1925 и 1930 гг., дополненные некоторыми цветными, сохранен авторский стиль Ю.Н. Рериха в прочтении тибетских имен.

  • Тибетская танка-живопись в стиле гадри

    Конспекты учеников Марианны ван дер Хорст

  • Тибетские буддийские символы . Роберт Бир

    Автор и художник Роберт Бир предлагает заинтересованному читателю совершить увлекательное путешествие в сложный мир символов и атрибутов, встречающихся в изобразительной традиции тибетской буддийской тханка-живописи.

  • Тибетские песочные мандалы . Ю. Жиронкина

    В книге описывается процесс построения, символика и история мандал с иллюстрациями построения мандалы монахами древнейшего тибетского тантрического монастыря Гьюмед.

  • Энциклопедия тибетских символов и орнаментов . Роберт Бир

    В данной энциклопедии охвачен весь спектр символики и атрибутики тибетского буддизма. Материал, использованный автором при написании этой работы, имеет высочайшую культурологическую ценность, представляя собой оригинальные изображения, обнаруженные и систематизированные им в ходе многолетнего исследования искусства Тибета. Книга воспринимается читателем как увлекательное путешествие по различным уровням и категориям глубочайшего символизма тибетского буддизма.


Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тема нашего сегодняшнего разговора будет интересной и необычной. Мы поговоримпро танка. Никакой политики и военных действий, друзья, – лишь только искусство, а именно искусство танки в буддизме.

В статье мы расскажем, что это такое, для чего предназначено, как изготавливается, какой смысл несет в себе танка для буддийской культуры, а еще расскажет об истории возникновения такого непривычного вида творчества. Впереди нас ждет много любопытных фактов.

Что такое танка

Понятие «танка», или, как его еще называют, «тханка», восходит к тибетскому языку и в переводе означает «свиток», «письмо», «икона».

Такие разнообразные толкования не противоречат друг другу: танка – это живопись с религиозным мотивом на ткани, своеобразная икона. Выполненные на холсте небольшой толщины, они легко сворачиваются в свиток.

Существует мнение, что они в первую очередь создавались для кочевников-буддистов, которым при перемещениях с места на место нужно было упаковать свои вещи как можно более компактно. Так кочевые народы могли без проблем совершать буддийские обряды даже при частых переездах.

На танках обычно изображается , великие учителя, бодхисаттвы, божества. Иногда мотивом для создания изображения становятся писания из сферы астрологии или медицины, фигуры, символизирующие счастье, благополучие, а реже – просто фрагменты из жизни обычных людей.

Тханки имеют квадратную либо прямоугольную форму и могут быть самых разных размеров: как маленькие, всего в несколько квадратных сантиметров, так и огромные, многометровые. Последние часто создаются несколькими живописцами одновременно, а их создание может длиться не просто месяцами, а годами.

Как зародилось

Существует несколько взглядов на то, откуда берет свое начало искусство танка. Одни считают, якобы оно зародилось в Древней Индии, имея там название «пата». Другие относят его к так называемой «прабхе» – изобразительному творчеству родом из Непала времен расцвета линии Пала – 7-10 столетия нашей эры.

Так или иначе, оба мнения сходятся в одном: танка зародился благодаря практике монахов, во время которой они наносили священные изображения на подол своей одежды.

Считается, что первое полотно тханка – в том виде, в котором мы его знаем – содержало изображение колеса сансары.

Особое значение традиция живописи танка имела в районе Тибета. Здесь было невероятное сосредоточение искусных танкописцев, каждый из которых имел свой стиль, обучал желающих азам художества.


Но с наступлением событий, потрясших тибетцев в 1959 году, когда Китай ввел свои войска, многие тибетские монахи вынуждены были отправиться в изгнание, и танкописцы в том числе. Сегодня художники-буддисты в изгнании обитают в основном в северной части Индии, в Дхарамсале.

Кроме того, такой необычный вид живописи распространен на китайских, монгольских, бутанских, бурятских просторах. Тханка применяют во многих буддийских , а особенно в направлении .

Какое значение имеет в буддизме

Живопись танка невероятно символична. Пожалуй, мало какая из религий мира может «похвастать» такой яркой и разнообразной иконописью, как буддизм, а именно его направление.

Иконы изображают Учителей, будд, бодхисаттв, наставников, духов – пантеон разнообразен, строго иерархичен. Изображения на холсте подчиняются особым правилам, нормам живописи, законам учения. Так, например, каждое божество имеет определенный внешний вид, позу, жесты, мимику.

Кроме Великого Учителя Будды Шакьямуни на холстах нередко можно увидеть лики разных будд, например Будды Медицины. В северной Индии часто на полотно помещают Белую или Зеленую Тару – бодхисаттву в женском обличии.

Зеленая Тара

Танка – предмет для созерцания, медитативных практик. Его также используют во время проведения особых буддистских обрядов, торжеств, церемоний, праздников.

Танка помогает верующим совершенствоваться и познавать себя на тропе духовности. Творения вешаются в святынях, в храмах, монастырях, домах, используются в храмовых и домашних алтарях.

Как делают

Недаром танка называют искусством: чтобы им овладеть, живописцам нужно долго учиться, изучать иконометрию, основы живописи, перенимать знания у более опытных художников. Существуют специальные труды, которые содержат правила учения по иконографии. А некоторые секреты передаются из уст в уста через поколения.

Изготовление тханка – дело непростое. По всем правилам оно состояло из нескольких этапов, подробней о которых мы поговорим ниже.

Основа

Основа буддийской иконы — это ткань: хлопок, лен, парча, конопля, джут. Реже использовали шелк, который можно было найти только в Китае за немалые деньги.


Из материалов ткали квадратный холст шириной около 50 сантиметров. Если требовалось основание побольше, материал сшивали до нужных размеров.

Грунт

Тканевую основу с лицевой стороны покрывали грунтовкой – смесью мела, известки, сажи, красной и черной глины, клея из шкур животных.

Более дорогие иконы грунтовались с обеих сторон. Грунтовку тщательно полировали раковиной или зубами животных, при этом с особым усердием затирая швы на месте сшива двух квадратных лоскутов.

Зарисовка

Для начала угольным карандашом или мелом наносился эскиз будущего рисунка. Чуть позже появились специальные трафареты, которые ценились очень высоко. Бывали случаи, когда трафареты иконописи вручались как трофей доблестным воинам.

Раскрашивание

Готовый эскиз раскрашивали красками натурального происхождения. Для их изготовления использовался малахит, мрамор, гипс, охра, лазурит, сажа, индиго, сандал и много других растений вместе с минералами. Большую стойкость краске придавал известный уже нам клей из шкур животных в смеси с желчью.


При изготовлении более дорогих экземпляровприменяли серебро, золото. Любопытно, что детали рисунка, позолота, напыление, контуры очерчивались в последнюю очередь. Особым обрядом была прорисовка глаз, которые как бы «открывались», завершая картину.

Обшивание

Окончательный вид танки зависел от того, как обшить его. Готовое произведение искусства снималось с каркаса, а затем обшивалось вокруг парчой. В завершение почетный лама освящал полотно, после чего его можно было использовать по назначению.

На сегодняшний день сложный ручной процесс изготовления отчасти вытеснен простой печатью на холсте. Однако картины, выполненные по всем каноничным предписаниям, ценятся гораздо больше.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть красота и искусство всегда сопровождают вас.

На рассвете буддизма считалось, что создание изображений не может передать абстрактной философии веры, поэтому допускались исключительно символы, отражающие доктрину, например дхармачакра (Колесо Закона, которое также называют Колесо Учения или Колесо Жизни). Постепенно эти символы были вытеснены изображениями Будды, которые воспринимались скорее как физическое воплощение наставлений Будды, а не портрет человека. Скульпторы руководствовались текстами на Пали, которые предписывали Будде наиболее распространенные позы (асана) и жесты (мудра).

Из четырех положений — сидящий, стоящий, идущий и лежащий — в Таиланде наиболее распространен сидящий Будда, изображенный в момент медитации. Популярная вариация — Будда, сидящий на свернувшемся кольцом змее под защитой его капюшона. Эта фигура иллюстрирует легенду о том, как Будда медитировал во время сезона дождей, и змей предложил поднять его с мокрой земли и укрыть от грозы капюшоном. Лежачая поза символизирует вхождение Будды в Нирвану в момент смерти, а стоящие и идущие статуи изображают его нисхождение с небес Таватимса.

Наиболее распространенные жесты рук следующие: дхьяна-мудра (медитация), когда руки лежат на коленях ладонями вверх; бхумиспарса-мудра (ее называют Свидетельство Земли и соотносят с тем, как Будда преодолевал искушение), когда левая рука ладонью вверх на коленях, и пальцы правой руки располагаются на правом колене и указывают на землю; витарка-мудра (учение), когда одна или обе руки подняты к груди и соединены кончики большого и указательного пальцев; и абхайя-мудра (прогоняющая страх), когда правая рука (а иногда обе руки) согнута в локте и поднята, ладонь повернута вперед, от лица, а пальцы вытянуты вертикально вверх.

Все трехмерные изображения Будды являются объектами почитания, но некоторые ценятся больше, чем другие. Одни якобы проявляли черты, свойственные человеку, или каким-то образом реагировали на необычные происшествия, другие совершали чудеса или просто вызывали восхищение своей красотой, феноменальным размером или даже материальной ценностью, например сделанные из цельного золота или жадеита. Большинству тайцев знакомы все эти исключительные статуи, каждой из которых было дано специальное имя, всегда с почтительным префиксом «Пхра», и многие из них породили массу миниатюрных копий в виде амулетов. Ради того чтобы увидеть самые знаменитые оригиналы, совершаются паломничества.

Именно в Сукотайскую эру началась настоящая мания создания следов Будды. Возвращаясь в те времена, когда изображения были символическими, а не репрезентативными, такие следы обычно лепили из гипса, чтобы запечатлеть 108 благоприятных знаков или лакшан (которые включали в себя указание на 16 буддийских небес, традиционные 4 великих континента и 7 великих рек и озер) и хранились в специальном мондопе. Сохранилось мало работ Сукотайского периода, зато образцы эры Аюттхая-Ратанакосин встречаются по всей стране. Наиболее знаменит из них Пхра Пхуттхабат рядом с Лопбури, к которому круглый год совершаются паломничества. На ступни знаменитого лежащего Будды в бангкокском Вате По также нанесены 108 лакшан, красиво выложенные перламутром.