Функции, структура и виды социальной установки. Социальная установка (аттитюд): структура и функции Социальные установки личности социальная психология

    Понятие установки в отечественной и зарубежной психологии.

    Структура социальной установки личности.

    Диспозиционная концепция социальной установки В.А. Ядова.

Проблема установки в социальной психологии занимает, действительно, важнейшее место, так как именно формирование многочисленных установок личности позволяет определить, как усвоенный в процессе социализации общественный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Именно через установку возможно решение вопроса о регуляции поведения и деятельности человека.

Становление понятия социальная установка следует рассматривать в развитии двух традиций: отечественной общей психологии и западной социальной психологии.

Дмитрий Николаевич Узнадзе и его ученики рассматривают установку как первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения. Установка - то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение.

Виды установок: диффузная, моторная, сенсорная, умственная, социальная - готовность к восприятию и к действию в определенном ключе.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд », который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского аттитюд. Для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке – «set». Изучение аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия исследований, идущих не в русле развития идей установки («set») и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии. Современная ситуация в американских исследованиях по проблематике аттитюда характеризуется обилием мини-теорий (Шихирев) и отсутствием какой-либо обобщающей теоретической концепции.

Термин «аттитюд», предложили в 1918 году американцы социолог и социальный психолог Уильям Айзек Томас и крупнейший социолог XX века Флориан Витольд Знанецкий. Позже было выработано множество определений этого понятия, уже через 10-12 лет их было более 100, но всеми исследователями понимание аттитюда включало следующее: аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Установки – это оценивающее отношение так как они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо. Это состояние формируется на основе предшествующего опыта, оно обязательно оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение человека.

Аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

Позднее, в 1942 году Брюстер М. Смит находит в структуре аттитюда три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный). По его мнению, социальная установка - не что иное, как осознание, оценка и готовность действовать.

Аффективный компонент установок – предрассудки . Суть предрассудков заключается в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее, термин «предрассудки» практически всегда используется для обозначения негативных тенденций. Гордон Оллпорт в своем классическом труде «Природа предрассудков» назвал предрассудки «антипатией, основанной на ошибочном и негибком обобщении»

Наиболее основательно изучены расовые и гендерные предрассудки.

Благодаря мобильности людей и миграционным процессам, которыми были отмечены два последних столетия, расы, населяющие мир, перемешались, и их взаимоотношения порой бывают враждебными, а порой - дружескими. Однако опросы и сегодня выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее, проводят свободное время в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя исключенными из «социальных контактов». (Об этом сообщили 24% американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6% американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство - белые, а меньшинство - цветные. В баскетбольных командах НБА белые игроки (а в данном случае именно они и составляют меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих товарищей по команде.

Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. Во Франции, Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам - представителям национальных меньшинств и их дискриминации по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным расизмом», или «культурным расизмом».

Когнитивный компонент установок представляют стереотипы . Термин взят из полиграфии – стереотип дословно означает отпечаток. Выдающийся журналист УолтерЛипманн, который в 1922 году первым вел термин стереотип и описал различие между реальностью стереотипами, называл их «маленькими картинками, которые мы носим в своих головах».

Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, более того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут, тем не менее, считать их умными и хорошо воспитанными.

Причинами возникновения стереотипов обычно является недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

Стереотипы - это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений.

Согласно гендерным стереотипам мужчины и женщины различаются своими социально-психологическими характеристиками. Большинство людей придерживаются того мнения, что мужчинам присущи такие качества, как независимость, самостоятельность, эмоциональная сдержанность, деловитость и профессионализм, а женщинам - мягкость, эмоциональность, нерешительность, беспомощность, зависимость. Оценка всех этих качеств, входящих в тендерные стереотипы, неоднозначна и зависит от мировоззренческих и установочных позиций человека.

Действительно, среднестатистические мужчина и женщина несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Однако индивидуальные различия между мужчинами и женщинами варьируются в широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу». Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны;

Менее заметным, но, возможно, не менее сильным является эффект осознания человеком того, что другие придерживаются негативных предубеждений и стереотипов относительно группы, к которой он или она принадлежит. Клод Стил и Джошуа Аронсон выдвинули гипотезу, что угроза стереотипа - страх подтвердить негативные стереотипы других затрудняет для человека выполнение задачи на уровне своих настоящих возможностей. В серии экспериментов, предпринятых для проверки этой идеи, студентам предлагали ответить на трудные вопросы, взятые из устного раздела выпускного экзамена. Чернокожие студенты справлялись с задачей хуже, чем позволяли им их способности, но только если их расовая принадлежность делалась хорошо заметной и они были убеждены, что плохой ответ подтвердит культурный стереотип о более низком интеллекте людей черной расы по сравнению с белыми.

Поведенческий компонент установки проявляется в дискриминации. Под дискриминацией обычно называют несправедливое обращение с другими людьми, основанное на их принадлежности к группе. Предубеждение и дискриминация - это процессы, которые происходят на индивидуальном уровне. Когда схожие процессы происходят на групповом или организационном уровне, их называют различными «-измами» и институциональной дискриминацией.

Джейн Элиот - американская педагог и антирасист, стала всемирно известной после изобретенного ею психологического эксперимента, показывающего беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации. 5 апреля 1968 года она начала урок с того, что спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это - быть негром и они согласились. Элиот разделила учеников на две группы - детей со светлыми, голубыми глазами поместила в привилегированную группу, а детей с темными, карими глазами сделала притесняемой кастой. В день эксперимента голубоглазым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ланч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими - голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной - они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями. И снова повторилась та же ситуация - ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. В 14:30 Джейн прекратила эксперимент - позволила голубоглазым снять с шеи ленты и дети бросились с плачем в объятья друг друга.

Далее Джейн провела еще серию подобных экспериментов в последующих годах с другими детьми. Ее опыты вызвали бурные споры среди педагогов и психологов и вывели понимание расовой проблемы на новый уровень. Эксперимент показал, что отсталость, неуспешность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп вызваны не изначальным происхождением, а притеснением их со стороны доминирующей расы.

Расизм, сексизм, эйджизм - вот лишь несколько примеров из множества предвзятых мыслей и чувств, которых большие группы людей могут таить по отношению к другим группам, основываясь на их биологических, социологических или психологических характеристиках

Институциональная дискриминация - это дискриминация, которая имеет место на уровне большой группы, общества, организации или института. Это неравные или несправедливые модели поведения или предпочтительное отношение к людям со стороны большой группы или организации исключительно на основании принадлежности к группе. Данные паттерны могут быть или не быть сознательными и преднамеренными. Мы ежедневно встречаемся с сообщениями о подобной институциональной дискриминации, происходящей в системе образования, коммерческих и производственных организациях, правовой и судебной системах, профессиональном спорте.

Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях. Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Еще одно затруднение возникло по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Ричарда Лапьера в 1934 г.

Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда.

Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Оказалось, реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом. Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.

Таким образом, установка является психологическим механизмом регуляции как бессознательной, так и осознанной активности субъекта, она “обслуживает” и простейшие, и сложнейшие формы социального поведения. Механизм “срабатывания” социальной установки зависит не только от потребностей, ситуации, их удовлетворения, но и мотивации совершения конкретного поступка личностью или группой людей. Это зависит от так называемой диспозиции, в которой оказывается субъект деятельности.

Ленинградский социолог В.А. Ядов, разработал свою оригинальную диспозиционную концепцию социальной установки.

Диспозиция (или предиспозиция) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта - многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин «диспозиция» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.

В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена. Смена и закрепление (фиксирование) социальной установки также обусловлены соответствующими отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются.

Следовательно, общий механизм образования фиксированной установки на том или ином ее уровне описывается формулой П -> Д <- С,

где П - потребность, Д - диспозиция, С - ситуация или условия деятельности.

И потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Что касается потребностей , то выделение в них потребностей первого (низшего) уровня как психофизиологических или витальных, а также более возвышенных, социальных - общепринято.

В.А. Ядов в рамках своей концепции структурировал потребности по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности. Эти уровни включения человека в различные сферы социального общения можно обозначить как

первичное включение в ближайшее семейное окружение ,

в многочисленные так называемые контактные коллективы или малые группы ,

в ту или иную сферу трудовой деятельности ,

включение через все эти каналы, а также и многие другие в целостную социально-классовую систему через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Основанием классификации служит здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру.

За основание структуризации принимается длительность времени, в течение которого сохраняется основные характеристики данных условий, (т.е. ситуацию деятельности можно принять как устойчивую или неизменную).

Низший уровень такой структуры образуют предметные ситуации , особенность которых в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной такой «предметной ситуации» в другую.

Следующий уровень - условия группового общения . Длительность подобных ситуаций деятельности несравненно больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.

Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере - в сферах труда, досуга, семейной жизни (в быту).

Наконец, максимальная устойчивость во временном отношении (и по сравнению с указанными выше) свойственна общим социальным условиям жизнедеятельности человека, которые составляют основные особенности (экономические, политические, культурные) социальной «ситуации » его активности.

Иными словами, социальная обстановка претерпевает существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека; условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда - в считанные минуты.

Обратимся теперь к центральному члену нашей схемы П -> Д <- С , т.е. к диспозициям личности, эти диспозиционные образования также формируются в некоторую иерархию.

1. К низшему ее уровню относятся, по-видимому, элементарные фиксированныеустановки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживание «за» или «против») и неосознаваемы (отсут­ствуют когнитивные компоненты). Согласно Д.Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка «лежит в основе этих сознательных процессов».

2. Второй уровень диспозиционной структуры - социальные фиксированные установки , точнее - система социальных установок. В отличие от элементарных поведенческих готовностей социальная установка обладает сложной структурой. Она содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный и собственно поведенческий. Иными словами, это «аттитюд» или «отношение». Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).

3. Следующий диспозиционный уровень - общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки . С некоторым упрощением можно полагать, что данные установки формируются на основе сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу. В этом смысле направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, в сферу досуга, на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Предполагается, что социальные установки этого уровня также содержат три компонента: когнитивный, эмоциональный (оценочный) и поведенческий. Притом когнитивные образования таких диспозиций намного сложнее, чем образования низшего уровня. Вместе с тем общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации.

4. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Система ценностных ориентации является идеологической по своей сущности. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализацияобщесоциальных, социально-классовых условий жизнедеятельности) и в соответствии с общесоциальными условиями, которые дают возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.

Целесообразность включения в регуляцию деятельности определенного диспозиционного образования, фиксированного в прошлом опыте, непосредственно зависит

    от потребностей соответствующего витального или социального уровня и

    от уровня ситуации или условий деятельности.

Для регуляции поведения на уровне элементарного поведенческого акта в некоторой предметной ситуации может оказаться адекватной та или иная элементарная фиксированная установка; для регуляции социально значимого поступка в данных обстоятельствах ведущие диспозиции скорее всего извлекаются из системы фиксированных социальных установок; в случае регуляции деятельности в определенной социальной сфере «ответственность» за общую готовность несут базовые социальные установки, направленность интересов личности, а в регуляции социальной деятельности личности в целом доминирующее значение приобретают ее ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной иерархии.

Однако в определенных условиях относительно элементарный поведенческий акт может регулироваться диспозицией более высокого уровня, как это имеет место в случае, если данному поступку в силу сложившихся обстоятельств придается необычное социальное значение.

Исходя из представлений о диспозиционной регуляции поведения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, отражающие основные свойства диспозиционной структуры, образуют как бы относительно самостоятельные подсистемы в рамках общей диспозиционной иерархии. Основанием к такому предположению служат экспериментальные данные исследований «аттитюд».

Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности.

Теперь, с точки зрения диспозиционной регуляции поведения легко объясняется парадокс Лапьера: случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Так, ценностная ориентация на престиж заведения диктовала отрицательный ответ относительно обслуживания цветных. И та же самая ориентация предполагает соблюдение принятых правил обслуживания, если клиент, что называется, «стоит на пороге».

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании.

Одним из главных понятий в психологии является личность, наделённая всеми основными, полезными для социума характеристиками, которые возникают и развиваются при взаимодействии с людьми.

Личностные качества указывают на принадлежность индивида к различным социальным группам, в рамках которых происходит социализация человека и формирование социальных установок.

Понятие социальной установки сложилось и развивается в европейской социальной психологии и социологии. Нередко используют синонимичный термин «аттитюд» — на русский язык его можно перевести как «социальная установка».

Социальная установка личности – это то или иное ментальное переживание человека, опирающееся на приобретённый жизненный опыт и определяющее ценности индивида, его положительное или отрицательное восприятие чего-либо. Установки формируют мотивы поведения личности, то есть раскрывают скрытые намерения человека, подталкивающие его действовать.

В 1918 году этот термин ввели учёные Томас и Знанецкий. В рамках классической психологии аттитюд можно охарактеризовать как психологическое опознавание личностью ценностей, значений, смысла важного для социума объекта или же ментальное отношение индивида к общечеловеческим ценностям.

Исследование аттитюдов является полностью обособленной отраслью в общей психологии. В наши дни изучение аттитюда включает в себя множество небольших теорий и практических исследований.

В обычной жизни социальная установка и реальное поведение зачастую существенно отличаются. Это может происходить из-за воздействия внешних факторов, например когда человека принуждают что-то сделать, или ему стыдно отказать оппоненту, или в экстренных, необычных ситуациях, когда решение приходится принимать не совсем осознанно, например в состоянии , паники, сильного .

Обычно ментальное состояние индивида обусловлено факторами существования потребности и наличия подходящей и адекватной ситуации, в которой принимаются взвешенные и обдуманные решения, основанные на знаниях и опыте человека. Именно в такой ситуации проявляются фиксированные установки, а не ситуативные.

При выборе той или иной модели поведения индивид основывается на имеющихся в его сознании концептах, или стереотипах. — слишком явное обобщение чего-либо, плавно перетекающее в устоявшееся в социуме суждение и активно влияющее на позицию индивида, схемы его поведения, ментальные процессы, формирование оценки.

Образование стереотипов называют стереотипизацией. Вследствие стереотипизации появляется аттитюд – способность личности осознавать что-либо конкретным образом и действовать в соответствии с опытом.

Основные функции

Аттитюды нужны для того, чтобы удовлетворить основные личностные потребности, и чтобы определить, какие именно, выделяют следующие функции социальных установок:

1. Автомативная – эта функция социальной установки делает более простым для сознания управление действиями в знакомых ситуациях, которые уже ранее встречались.

2. Адаптивная – эту функцию иногда называют приспособительной или утилитарной. Она определяет направленность, ориентированность личности на те объекты, которые являются мишенью ее желаний или намерений.

3. Защитная – с помощью этой функции индивид делает всё для разрешения своих внутренних противоречий, которые могут приносить дискомфорт, а порой вызывать депрессию. В связи с наличием внутреннего дискомфорта мы можем наблюдать значительное ухудшение поведения человека и его эффективности при сотрудничестве с другими.

4. Когнитивная – в этой функции установка способствует правильному выбору схемы поведения субъекта по отношению к определённой личности. У человека существует несколько личностей внутри, и изменение социальных установок происходит каждый раз, когда мы контактируем с человеком из другой социальной группы. При взаимодействии с мамой, братом, подругой, боссом наша модель поведения будет меняться в зависимости от ситуации.

5. Регулятивная – иногда эту функцию называют функцией выражения или ценности. В этом случае аттитюд является методом освобождения субъекта от внутреннего дискомфорта или напряжения, личностные проявления варьируются в зависимости от ситуации.

6. Ригидная – из-за этой функции аттитюда человек с трудом приспосабливается к неожиданному положению. Когда происходят какие-либо внеплановые изменения, личность с трудом адаптируется, что может вызвать её не совсем адекватное поведение, поэтому стоит отметить, что установка и поведение напрямую связаны между собой.

7. Стабилизирующая – благодаря этой функции формирование аттитюдов происходит стабильно, последовательно, направлено на результат деятельности в резко меняющемся положении. Личность обладает высокой стрессоустойчивостью и выносливостью, что бы ни происходило.

Все вышеперечисленные социальные функции аттитюд выполняет в силу своей сложной структуры.

Структура

В психологии разработана структура социальной установки. В 20 веке М. Смит обнаружил в структуре аттитюдов три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

  • Когнитивный, который содержит информацию, некое знание, предрассудки и впечатление о субъекте социума.
  • Аффективный, который отражает эмоционально-оценочное суждение об объекте социума.
  • Поведенческий, который выражает намерение индивидуума реализовать конкретную схему поведения по отношению к социальному объекту.

По мнению М. Смита, социальные установки представляют собой ментальное отношение к чему-то или намерение действовать эффективно.

Изменение социальной установки в основном связано с одним из компонентов её структуры. Взаимодействие людей строится на суждениях-предрассудках, по конкретным схемам поведения, в разных условиях.

Некоторые учёные называют предрассудки неприязнью, которая основывается на неверном и нелепом мнении. В наше время более всего исследованы межличностные и гендерные предрассудки.

Существующие формы и уровни аттитюдов

Можно перечислить следующие виды социальных установок:

  • Диффузная.
  • Социальная.
  • Моторная.
  • Умственная.
  • Сенсорная.

Социально-психологические установки делятся на:

1. Стандартные — формируют модели поведения на бытовом уровне.

2. Просто социальные установки.

3. Основные аттитюды — показывают оценку человеком главных областей его деятельности (работа, взаимодействие с людьми, хобби).

4. Инструментальные — показывают процесс становления личности в ценностной и нормативной системах в рамках определенной социальной группы.

Психологические установки структурируют действия на нескольких этапах:

  • Смысловой – аттитюды определяют направленность и отношение индивида к каким-либо значимым положениям.
  • Целевой – аттитюды показывают стабильность деятельности, они граничат с определёнными намерениями или устремлением личности довести что-либо до конца.
  • Операциональный – аттитюд помогает воспринять и объяснить происходящее, опираясь на предшествующие знания о похожих ситуациях; формирует адекватную и эффективную схему действий в определённых условиях.

Также существуют этапы формирования социальных установок, по профессору Ж. Годфруа:

  • Аттитюды, которые складываются в возрасте до 12 лет, соотносятся с семейными схемами.
  • Аттитюды принимают отчётливую форму в возрасте с 12 до 20 лет, что связано с социализацией.
  • Далее происходит преображение установок в возрасте от 20 до 30 лет. На их основе образуются многие социальные убеждения, являющиеся устоявшимися психологическими образованиями.
  • В возрасте от 30 лет установки уже более стабильны, зафиксированы, зачастую неизменны.

Чем старше становится индивид, тем неизменнее его социально-психологические установки. Люди меняют что-либо, когда хотят приобрести новый, необычный опыт, познать мир с новой стороны. Также перемены могут произойти неожиданно: болезнь, переезд, рождение ребёнка.

Что-то новое также могут нам навязать друзья, родители, родственники. Информацию можно черпать отовсюду, и тогда наши устоявшиеся стереотипы меняются, мы начинаем замечать новые краски в жизни, но стоит помнить: изменение социальных установок – непростой и продолжительный процесс. Автор: Дарья Сергеева

Личность, будучи субъектом общения в группе, занимая определенную позицию в социальной среде, проявляет оценочное, избирательное отношение к людям, что ее окружают.

Она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает лиц для взаимодействия и общения, учитывая возможности конкретной группы, собственные потребности, интересы, установки, опыт, которые в совокупности составляют конкретную ситуацию жизнедеятельности личности, предстают как социально-психологический стереотип ее поведения.

Сущность социальной установки

Особенности реагирования индивида на окружающую среду и ситуации, в которых он оказывается, связаны с действием феноменов, которые обозначают понятия "установка", "атитюд", "социальная установка" и проч.

Установка личности свидетельствует о ее готовности действовать определенным способом, что предопределяет скорость ее реагирования на ситуацию и некоторые иллюзии восприятия.

Установка - целостное состояние личности, выработанная на основе опыта готовность стойко реагировать на предполагаемые объекты или ситуации, выборочная активность, направленная на удовлетворение потребности.

Традиционно рассматривают установку как готовность к определенной активности. Эта готовность определяется взаимодействием конкретной потребности с ситуацией, ее удовольствием. Соответственно установки разделяют на актуальные (недифференцированные) и фиксированные (дифференцированные, произведенные в результате повторного воздействия ситуации, то есть базируются на опыте).

Важной формой установки является социальная установка (атитюд).

Атитюд (англ. attitude - отношение, установка) - внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествует поведении.

Атитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровнях и регулирует (направляет, управляет) поведение индивида. Вел предопределяет устойчивую, последовательную, целенаправленную поведение в ситуациях, которые изменяются, а также освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях, может быть фактором, который обусловливает инертность действия и тормозит приспособление к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения.

Обратились к изучению этой проблемы американские социологи Уильям Айзек Томас и Флориан-Витольд Знанецький в 1918 p., которые рассматривали установку как феномен социальной психологии. Социальную установку они толковали как определенное психическое состояние переживания индивидом ценности, значения или смысла социального объекта. Содержание такого переживания предопределяют внешние, то есть локализованы в социуме, объекты.

Социальная установка -детерминированная прошлым опытом психологическая готовность индивида к определенному поведению в отношении конкретных объектов, к выработке его субъективных ориентаций как члена группы (общества) относительно социальных ценностей, объектов и тому подобное.

Такие ориентации обусловливают социально приемлемые способы поведения индивида. Социальная установка является элементом структуры личности и одновременно элементом социальной структуры. С точки зрения социальной психологии, она является фактором, способным преодолеть дуализм социального и индивидуального, рассматривая социально-психологическую реальность в ее целостности.

самыми Главными ее функциями является опережающая и регулятивная (готовность к действию, предпосылка действия).

По утверждению Г. Олпорта, установка является психонервовою готовностью индивида к реакции на все объекты, ситуации, с которыми он связан. Производя направляющем и динамическое влияние на поведение, она всегда зависима от прошлого опыта. Представление Олпорта о социальную установку как о индивидуальное образование существенно отличается от толкования ее В.-А. Томасом и Ф.-В. Знанецьким, которые считали этот феномен близким к коллективных представлений.

Важными признаками установки являются интенсивность аффекта (положительного или отрицательного) - отношение к психологическому объекта, ее латентность, доступность для прямого наблюдения. Измеряют ее на основании вербальных самоотчетов опрашиваемых, которые являются обобщенной оценкой личности собственного ощущения склонности или несклонности к конкретному объекту. Итак, атитюд - это мера ощущения, вызванного конкретным объектом ("за" или "против"). По такому принципу построены шкалы установок американского психолога Луиса Терстоуна (1887-1955), что является биполярным континуумом (совокупностью) с полюсами: "очень хорошо" - "очень плохо", "полностью согласен" - "не согласен" и тому подобное.

Структуру атитюда образуют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативний (поведенческий) компоненты (рис. 5). Это дает основания рассматривать социальную установку одновременно как знание субъекта о предмете и как эмоциональную оценку и программу действий относительно конкретного объекта. Много ученых усматривает противоречие между аффективным и другими ее компонентами - когнитивным и поведенческим, доказывая, что когнитивный компонент (знания об объекте) включает определенную оценку объекта как полезного

Рис. 5. в

или вредного, хорошего или плохого, а конативний - включает оценку действия в отношении предмета установки. В реальной жизни очень трудно отделить когнитивный и конативний компоненты от аффективного.

Это противоречие было выяснено в ходе исследования так называемого "парадокса Г. Лапієра" - проблемы взаимосвязи между атитюдами и реальным поведением, которые доказали беспочвенность утверждений о их совпадение.

Во второй половине XX века. выделились индивидуально-психологическая и социально-психологическая линии в понимании социальной установки. В рамках первой разворачиваются біхевіористські и когнітивістські исследования, вторая связана прежде всего с інтеракціоністською ориентацией и сосредоточено на исследовании социально-психологических механизмов и факторов, регулирующих процесс возникновения и изменения социальных установок личности.

На понимание психологами-інтеракціоністами социальной установки повлияло положение американского психолога Джорджа-Герберта Мида (1863-1931) о символическое опосредование взаимодействия человека и окружающего мира. В соответствии с ним индивид, который имеет в своем распоряжении символические средства (прежде всего язык), объясняет для себя внешние воздействия и затем взаимодействует с ситуацией в ее символически витлумаченій качества. Соответственно, социальные установки рассматриваются как определенные психические образования, возникающие на основе усвоения установок других, референтных групп и лиц. В структурном плане они являются элементами "Я-концепции" человека, определенными определениями социально желаемого поведения. Это дает основания толковать их как осознаваемый, фиксированный в знаковой форме тип поведения, которому предоставляется преимущество. Основой социальных установок является согласие субъекта рассматривать определенные объекты, ситуации через призму социальных норм и ценностей.

другими подходами социальная установка толковалась как устойчивая система взглядов, представлений, связанная с потребностью индивида в сохранении или разрыве отношений с другими людьми. ее устойчивость обеспечивается либо внешним контролем, что проявляется в необходимости подчиниться другим, или процессом идентификации с окружением, или важным ее личностным смыслом для индивида. Такое понимание лишь частично учитывало социальное, поскольку анализ установки разворачивался не от социума, а от личности. Кроме того, акцент на когнитивном компоненте структуры установки оставляет вне поля зрения ее объективный аспект - ценность (ценностное отношение). Это принципиально противоречит утверждению В.-А. Томаса и Ф.-В. Знавецького о ценность как объективный аспект установки, соответственно про саму установку как индивидуальный (субъективный) аспект ценности.

Из всех составляющих установки ведущую роль в регулятивной функции играет ценностный (эмоциональный, субъективный) компонент, который пронизывает когнитивный и поведенческий компоненты. Преодолеть расхождение социального и индивидуального, установки и ценностной ориентации помогает понятие "социальная позиция личности", что объединяет эти компоненты. Ценностная ориентация является основой возникновения позиции, как компонент структуры личности, она образует некую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека, и с учетом которой решается много жизненных вопросов. Свойство ценностной ориентации быть установкой (системой установок) реализуется на уровне позиции личности, когда ценностный подход воспринимается как установочный, а учредительный - как ценностный. В этом смысле позиция является системой ценностных ориентаций и установок, отражающих активные выборочные отношения личности.

Еще более интегральным, чем установка, эквивалентом динамической структуры личности е психический настрой личности, который включает предметно направленные и беспредметные психические состояния. Как и ценностная ориентация, он предшествует возникновению позиции. Условием возникновения позиции личности и ее оценочное отношение и определенное психическое состояние (настроение), который предоставляет позиции разной эмоциональной окраски - от глубокого пессимизма, подавленности до життєстверджувального оптимизма и энтузиазма.

Учредительно-позиционный, диспозиційний подход к структуре личности трактует диспозицию как комплекс склонностей, готовности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях (В. Ядов). В таком понимании она является очень близкой к понятию "установка". Согласно этой концепции диспозиции личности является иерархически организованной системой с несколькими уровнями (рис. 6):

Элементарные фиксированные установки без модальности (переживания "за" или "против") и когнитивных компонентов;

Рис. 6. в

Социальные фиксированные установки (атитюди);

Базовые социальные установки, или общая направленность интересов личности на определенную сферу социальной активности;

Система ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

Такая иерархическая система является результатом предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней высшие уровни осуществляют общую саморегуляцию поведения, ниже - относительно самостоятельные, они обеспечивают адаптацию личности за меняющихся условий. Диспозиционная концепция является попыткой установить взаимосвязь между диспозициями, потребностями и ситуациями, которые тоже образуют иерархические системы.

в Зависимости от того на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяют три уровня регуляции поведения смысловые, целевые и операционные атитюди. Смысловые атитюди содержат информационный (мировоззрение человека), эмоциональный (симпатии, антипатии в отношении другого объекта), регулятивный (готовность действовать) компоненты. Они помогают воспринимать систему норм и ценностей в группе, сохранять целостность поведения личности в ситуациях конфликта, определять линию поведения индивида тому подобное. Целевые атитюди обусловлены целями и определяют устойчивость течении определенного действия человека. В процессе решения конкретных задач на основе учета условий ситуации и прогнозирования их развития оказываются операционные атитюди, которые проявляются в стереотипности мышления, конформній поведении личности и тому подобное.

Следовательно, социальная установка является устойчивым, фиксированным, ригидным (негибким) образованием личности, которое стабилизирует направленность ее деятельности, поведения, представлений о себе и мире. По одним утверждениям, они образуют структуру личности, по другим - лишь занимают определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.

Понятие социальной установки (аттитюда).

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Вопросы:

1. Понятие социальной установки.

2. Функции, структура и виды социальной установки.

3. Иерархия социальных установок.

4. Особенности формирования и изменения социальных установок.

Важность категории «социальная установка» для социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так или иначе поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом руководствуется при выборе способа действия, почему одним мотивом, а не другим и т.д. Другими словами, социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решения и поведение.

В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд» , и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий . Они же дали первое и одно из наиболее удачных определение аттитюда: «Аттитюд – состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта». Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: ими могут быть институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности и т. д.

Здесь выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда , или социальной установки, а именно:

Социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека,

Осознанность этих отношений и поведения,

Их эмоциональный компонент,

Регулятивная роль социальной установки.

Говоря о социальной установки, ее следует отличать от простой установки , которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает прежде всего психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям. Установка и социальная установка очень часто оказываются неразрывно переплетенными компонентами одной ситуации и одного действия. Простейший случай: спортсмен на старте забега в соревнованиях. Его социальная установка – добиться какого-то результата, его простая установка – психофизиологическая готовность организма к усилиям и напряжению доступного ему уровня. Нетрудно увидеть, насколько тесно взаимосвязаны и взаимозависимы здесь социальная установка и простая установка.

В современной социальной психологии чаще пользуются определением социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924): «Социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное его прошлым опытом».



Выделяют четыре функции аттитюдов :

1) инструментальная (приспособительная, утилитарная, адаптивная) – выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).

2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (функция ценности, саморегуляции) – аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

4) функция защиты – социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы (группы людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности; члены такой группы видятся индивиду как «не мы» или «чужие»).

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда , в которой выделяются:

а) когнитивный (познавательный) компонент – обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки; знаниях о свойствах, назначении, способах обращения с объектом;

б) аффективный (эмоциональный) компонент – отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает; оценки «нравится» - «не нравится» или амбивалентное отношение;

в) поведенческий (конативный) компонент – готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведения) с объектом.

Выделяются следующие виды социальных установок :

1. Частная (парциальная) установка – возникает, когда индивид в своем личном опыте имеет дело с отдельным объектом.

2. Обобщенная (генерализованная) установка – установка на совокупность однородных объектов.

3. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях.

4. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.

5. В зависимости от модальности, установки подразделяются на:

Позитивные или положительные,

Негативные или отрицательные,

Нейтральные,

Амбивалентные (готов вести себя как положительно, так и отрицательно).

4.3. Социальная установка

Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918–1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Томас и Знанецкий описали и четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Они же дали первое и одно из наиболее удачных определение аттитюда, который понимался ими как «… состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта». Здесь выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда, или социальной установки, а именно социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, а также регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: ими могут быть институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности и т. д. Названные признаки предопределили разработанную позже структуру социальной установки, а также объяснили ее принципиальное отличие от простой установки (по теории Д.Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает прежде всего психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям.

В отечественной психологии есть ряд концепций и понятий, которые близки к идее социальной установки, хотя и возникли вне рамок этой проблемы. К ним можно отнести категорию отношений в концепции В.Н. Мясищева, которая понималась им как система связей личности с действительностью; понятие личностного смысла у А.Н. Леонтъева, выделявшего прежде всего личностный характер восприятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним; направленность личности в работах Л.И. Божович. Все эти понятия отражают в той или иной степени отдельные свойства социальной установки.

Система социальных установок

Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемую в социальной психологии проблему несоответствия между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека.

В подтверждение обычно приводится классический эксперимент Лапьера, проведенный в 1934 году, в котором выяснилось, что свыше двухсот менеджеров и владельцев гостиниц, беспрекословно принявших и обслуживших Лапьера и двух его спутников, китайцев по национальности, во время их поездки по США (реальное поведение), через полгода на письменный запрос Лапьера принять их снова ответили отказом (вербальное выражение установки по отношению к китайцам). «Парадокс Лапьера» породил длительную дискуссию и даже поставил под сомнение вообще полезность теории социальной установки.

На самом деле противоречие имело место не между аттитюдами и поведением, а между самими социальными установками менеджеров, которое нашло отражение в их действиях.

Структура социальной установки

В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив три известных компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; и поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Будет или не будет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими аттитюдами.

Стереотипы и предрассудки

Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности – стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента.

Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.

Иерархическая структура системы социальных установок

С точки зрения значимости для общества и для личности отдельные социальные установки занимают в системе «неравноправное» положение и образуют своего рода иерархию. Этот факт нашел отражение в известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова (1975). В ней выделены четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К. первому уровню отнесены просто установки (в понимании Д.Н. Узнадзе), регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму – социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); на четвертом, высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности.

Несмотря на то, что В. А. Ядов пользуется такими понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в противоречие с теорией социальной установки. Сомнение вызывает лишь ограничение роли социальной установки вторым и третьим уровнями. Дело в том, что по своим психологическим функциям и структуре ценностные ориентации также являются социальными установками. Они включают в себя знание и оценку ценностей конкретного общества и соответствующее им поведение. Они действительно отличаются от других социальных установок, но лишь наиболее высокой социальной и личностной значимостью своих объектов, а по своей психологической природе они ничем не выделяются из общей системы социальных установок.

Для каждого отдельного индивида также существует собственная, субъективная иерархия социальных установок по критерию их психологической значимости только для него, которая не всегда совпадает с общественно признанной иерархией.

Для какого-то человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей; а для другого на первом плане – построение карьеры любой ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни.

По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида. Объяснение и подтверждение такому подходу к проблеме иерархии социальных установок можно найти в концепции общих значений и личностных смыслов социальных объектов А.Н. Леонтьева (1972).

Из этой концепции видно, что один и тот же социальный объект (событие, процесс, явление и т. д.), имеющий однозначную интерпретацию с позиций ценностей и норм общества, приобретает различный личностный смысл для отдельных индивидов.

Следовательно, помимо диспозиционной концепции В. А. Ядова, критерием которой служит общественная значимость объектов социальных установок различного уровня, можно признать существование субъективных иерархий социальных установок, построенных по критерию их психологической и личной значимости для каждого конкретного индивида.

Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем.

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Позитивная установка Итак, с позитивной установкой наши советы выглядят примерно так:· Позвольте ребёнку думать самостоятельно. Уважайте его личность.· Оставляйте инициативу за ребёнком.· Прежде чем прийти на помощь, выдерживайте паузу. Старайтесь наводящими

Из книги Психологические типы автора Юнг Карл Густав

б) Установка бессознательного Может быть, кажется странным, что я говорю об «установке бессознательного». Как я уже достаточно объяснял, я представляю себе отношение бессознательного к сознанию как компенсирующее. При таком воззрении бессознательное так же имело бы

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

б) Бессознательная установка Преобладание субъективного фактора в сознании означает недооценку объективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему, собственно, подобало бы иметь. Подобно тому как в экстравертной установке объект играет слишком большую

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация 1. Исследования понятия и динамики социальных установок Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.Проблема

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

70 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Определяет готовность к психологической активности и может быть различной, она является зависимым понятием: от личности и периода времени, духовной мотивации, ожидания, убеждения, склонности, которая влияет не только на конкретное отношение

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Социальная установка Темперамент циклоидов определяет характер их социальной установки, на что уже было указано. Они имеют потребность высказаться, высмеяться и выплакаться, ближайшим естественным путем стремятся к тому, что приводит их душу в адекватное движение,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

II. Установка у животных

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Установка у обезьян 1. Постановка опытов. В зоологическом саду в Тби­лиси в настоящее время антропоидов не имеется. Поэтому пришлось ограничиться для опытов по установке лишь низ­шими обезьянами. Наша сотрудница Н. Г. Адамашвили про­вела эти опыты над двумя экземплярами

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

16. Социальная установка личности Одним из важнейших понятий юридической психологии является социальная установка, или аттитюд. В научный обиход термин был введен Томасом и Званецким и определялся ими как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Установка персонализации Проявляет себя как склонность интерпретировать события в аспекте личных значений, связывать события с собой, когда нет никаких оснований для этого.«Все на меня смотрят», «Наверняка эти двое сейчас оценивают меня» и т. п.Слова-маркеры:

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Из книги автора

Установка на безнаказанность При такой особенности характера отсутствие сотового телефона последней модели или супермодной куртки нередко воспринимается мальчиком как вселенская трагедия – и он крадет телефон или куртку, как правило, недалеко от собственного дома, в

Из книги автора

УСТАНОВКА НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ Только когда индивидуально значимые потери, которыми грозит выздоровление, уже пережиты и больше не могут причинить страдания, когда выздоровление становится сигналом “поощрения”, то есть сулит увеличение возможностей удовлетворения

Из книги автора

26. Социальная установка личности, её формирование и изменение Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.Признаки социальной установки:1) социальный характер

Из книги автора

Установка на данность и установка на рост Если вам свойственна установка на данность, каждая ситуация, в которой вы оказываетесь, представляет собой референдум по вопросу о том, обладаете ли вы теми качествами и способностями, которые себе приписываете? Дети с установкой