Форма солдат русской императорской армии. Русский военный мундир XVIII века

Вплоть до первых годов XX в. обувь и одежда строились самими войсками из материалов, отпускавшихся правительством. Эта «полковая экономия» приводила к большой потере времени, которое могло быть использовано для обучения, а недостаточный контроль оставлял у многих солдат убежденность в том, что правительство равнодушно к их судьбе. После русско-японской войны было решено упразднить подобную практику. К 1909 г. около 50% продукции изготавливалось по контрактам, за которыми теоретически наблюдало Главное Интендантское управление. Офицеры приобретали форму и снаряжение у поставщиков в больших городах, а качество обмундирования было намного лучше, чем у нижних чинов.

Казаки должны были обмундировываться сами, так же как и другие иррегулярные конные части. Форма кавказских казаков базировалась на их традиционной одежде и больше походила на кавказскую, нежели на русскую.

На фотографии, снятой в начале 1917 г., изображена 122-мм гаубица Шнейдера-Путилова обр. 1909 г. из 32-го мортирного дивизиона. Орудие, по-видимому, новое. Открытый ландшафт и зимняя форма орудийной прислуги дает хорошее представление об условиях борьбы на неплодородных равнинах Восточного фронта в холодное время года.

За обмундирование Государственного ополчения отвечало местное начальство соответствующего района. Единственными обязательными требованиями были единообразие униформы, наличие алых погон и ополченского креста на фуражке. Вследствие этого, несомненно, в первые месяцы войны многие ополченцы были одеты в устаревшее обмундирование: белые гимнастерки и темно-зеленые шаровары.

Парадная и другие виды формы сами по себе представляют значительный интерес и весьма объемны по содержанию, поэтому здесь мы ограничимся только предметами, которые носились боевыми частями - например, для офицеров было обычным, и не только в 1914 г., носить свои парадные фуражки в полевых условиях.

Служебная форма

В 1907 г. в качестве расцветки служебной (походной) формы для всех чинов и родов войск был принят цвет хаки светлого оливково-зеленого оттенка. После стирки и активного ношения хаки выцветал до почти белого, особенно, в жарком климате Юго-Западного и Кавказского фронтов.

Офицерская походная форма включала в себя китель, шаровары, сапоги высотой до колена и фуражку с козырьком. Однобортный китель цвета хаки изготовлялся из хлопка для лета и из шерстяной ткани для зимы, застегивался на пять металлических или кожаных пуговиц. У кителя была разрезная пола, два внутренних по бокам и два накладных нагрудных кармана с клапанами в виде фигурной скобки. Воротник - стоячий, высотой 45 мм, застегивался на два крючка. Обшлага - прямые для пеших войск и «мыском» для конных. Клапаны нагрудных карманов на кителях офицеров гвардейской пехоты имели выпушку, указывавшую на место полка в дивизии, выпушка же на обшлагах означала дивизию.

Офицерские погоны были столь значимым символом, что в 1918 г. революционный режим запретил их ношение . Погоны были твердыми, съемными, с ярким металлизированным галуном; чины на них обозначались металлическими звездочками и просветом основного цвета, а части и рода войск - дополнительными спецзнаками.


Шаровары шились с расчетом на ношение их заправленными в высокие сапоги, они были темно-зеленого «царского» цвета для пехоты и прочих пеших войск. Кавалеристы носили серо-синие рейтузы, или же полковых цветов: малиновые для гусар и темно-синие - для прочих. Кавалерийские шаровары имели выпушки полковых цветов. В полевых условиях наиболее практичными являлись шаровары цвета хаки без выпушек, которые и получили в ходе войны всеобщее признание. Горные артиллеристы носили гладкие шаровары черной кожи .

На темно-синих шароварах степовых казачьих войск имелись широкие лампасы войсковых цветов.



Рядовым и унтер-офицерам вплоть до 1912 г. выдавался солдатский вариант офицерского мундира, но без нагрудных карманов. Несмотря на его официальную отмену, он, однако, использовался во время войны. Практически универсальной была гимнастерка (ее прототип - русская крестьянская рубаха-косоворотка), она не заправлялась в шаровары. Форму нижних чинов дополняли высокие сапоги и фуражка. Существовало несколько вариантов гимнастерок, шившихся как по заказам, так и собственно в частях. Обычно на гимнастерке имелись один-два нагрудных кармана, варьировалась и система застегивания: либо вертикально от центра воротника, либо со смещением в одну из сторон. Наиболее часто гимнастерка застегивалась на пять маленьких металлических или костяных пуговиц. Для лета и зимы гимнастерки строились из хлопчатобумажной или шерстяной материи соответственно. Обшлага были или прямыми, или с разрезом, застегивавшимся на две пуговицы. В армейской пехоте пулеметчики и разведчики

носили на обшлагах малиновую или темно-зеленую тесьму соответственно. В гвардейской пехоте тесьма на обшлагах обозначала дивизию, а выпушка на планке гимнастерки - указывала на полк; расцветка повторяла выпушки на обшлагах и клапанах карманов у офицеров.

На погонах обозначалось звание, род или вид войск, номер части и другие сведения. Погоны были двусторонними: одна сторона - цвета хаки, другая - цветная. Они носились как на гимнастерках, так и на шинелях.

В плохую погоду все чины носили шинели, папахи из натуральной овчины или искусственного каракуля и башлык. Казаки и кавказская конница носили черные войлочные бурки из козлиной шерсти или верблюжьего волоса.

Офицеры носили пальто из серо-синего сукна, другие чины - шинели из грубой серо-коричневой шерсти. Они были двубортными, с отложными воротниками, застегивались на правую сторону с помощью крючков и петель. Ранний вариант имел один ряд из шести металлических пуговиц спереди; несмотря на то что их производство прекратилось еще до войны, они широко носились на фронте, так же как и шарфы. Шинели были большого размера и для подгонки имели сзади хлястик и две пуговицы. Для пеших войск шинели достигали середины голени, с длинным разрезом сзади, что давало возможность подворачивать полы шинели в плохую погоду. Конные части носили более длинные шинели с мыском на обшлагах, причем они традиционно не пришивались с одной стороны, чтобы можно было вложить за обшлаг шинели нужные бумаги. На шинелях и пальто имелись цветные клапаны (петлицы), в некоторых частях - с цветной выпушкой, указывавшей на полк и вид войск. Клапаны у офицеров и унтер-офицеров имели пуговицу по цвету металлического прибора части.

Надпись на этой открытке, датированной 1916 г., сообщает, что она является приветствием 1-го Кавказского стрелкового полка 1-му Королевскому Шотландскому полку Британской армии. Прислуга этого 90-мм миномета основательно укрыта в укрепленном бревнами окопе и занята проверкой боеприпасов.

Фуражки с козырьком были как разноцветными, так и цвета хаки, с черным козырьком, который во фронтовых условиях окрашивался зеленой краской (походные). Главным цветом для цветных фуражек пехоты был зеленый. В гвардии околыш был по цвету полка, т.е. красным, синим, белым или темно-зеленым для полков с 1-го по 4-й соответственно; у гренадер и в армейской пехоте принцип расцветки был тот же. На околыше и тулье имелись красные выпушки. У артиллерии и технических войск околыш фуражек был черным, а выпушки на околыше и тулье - красными. Различия в цветных фуражках кавалерии были огромны и основывались на полковых цветах: например, в армейских уланских полках основным цветом тульи являлся синий, а околыш и выпушка на тулье, также как и кант на шароварах, были по цветам полков.



Спереди по центру околыша носились штампованные кокарды. Они были трех видов - для офицеров, унтер-офицеров и рядовых; расцветка была «романовской»: оранжевый, черный и белый. Ополченцы носили на тулье над кокардой «ополченский крест». Кокарды также носились на папахах, бывших обычным зимним головным убором для всей армии. Сибирские и некоторые другие части использовали иные варианты папах - большего размера, с более длинным ворсом, более темной расцветки, кубанские казаки предпочитали носить папахи меньшего размера, так называемые «кубанки», вошедшие в употребление из-за нехватки меха .

Снаряжение

В 1912 г. было введено офицерское походное снаряжение на коричневом ремне, типа «Сэм Браун», с двумя плечевыми ремнями, идущими параллельно спереди и перекрещивающимися сзади. Портупея для шашки носились через правое плечо, на восточный манер. На левом ремне имелось гнездо для свистка, кобура располагалась на поясе справа. Полевая сумка и бинокль, зачастую приобретенные на личные средства, дополняли комплект. Если офицер был верхом, то шинель крепилась впереди седла. Вещевые мешки обычно возились в обозе.

Снаряжение рядовых и унтер-офицеров состояло из кожаного поясного ремня (белого - для гвардии, коричневого - для всех остальных). С каждой стороны бляхи висело по подсумку на 30 патронов, а на правом боку, рукоятью вниз, висела окопная лопатка Линнеманна. Через правое плечо висел парусиновый вещевой мешок (в гвардии- ранец), в котором лежала одежда и предметы личного обихода. Когда шинель была свернута в скатку, она носилась через левое плечо; в нее были завернуты запасная пара сапог и башлык. Алюминиевая фляга и овальный котелок висели через правое плечо, хотя последний часто можно видеть с вдетыми в него концами скатки. Каждый солдат также носил 1/6 часть палатки и колышки, крепившиеся к скатке . Вес всего снаряжения, включая боеприпасы, составлял 25,6 кг.


С переходом от активных боевых действий в рутину окопной войны появилась необходимость в оружии ближнего боя. Русские совершенствовали два типа траншейных минометов, оба показаны на этой фотографии «Особой бомбометной группы» 295-го стрелкового полка под Станиславовым на Юго-Западном фронте (вероятно, имеется в виду полковая бомбометная команда 295-го пехотного Свирского полка, входившего в состав 2-й бригады 74-й пехотной дивизии. - Прим. пер.). Два миномета в центре - 47-мм системы Лихонина образца 1915 г. на своей окопной основе - широких деревянных брусках для протяженности отката и предотвращения падения в грязь. Оба типа минометов могли переноситься солдатами, дальность стрельбы составляла около 500м. Другие минометы - русские копии австрийских образцов.

Изменения в ходе войны

В 1914 г. функциональным вариантом походной формы был тот, который претерпел наименьшие изменения, неизбежные при ведении боевых действий. В целом, перемены, происшедшие в русской армии, были очень схожи с теми, которые произошли и в других европейских армиях. В 1916 г. появилась система нашивок за ранения и ряд других новшеств - таких как эмблемы гренадерских взводов.

Офицерская форма менялась в сторону наименьшего выделения из солдатской массы. Даже погоны стали не жесткими съемными, а мягкими, вшитыми в плечевые швы , блестящий же галун был заменен зеленым сукном. Более того, даже знаки различия на суконных погонах стали изображаться химическим карандашом. Офицеры в полевых условиях стали носить солдатские гимнастерки, им пришлось отказаться от своих шашек, неудобных в окопной войне, «жесткие» фуражки стали заменяться «мягкими», похожими на британские. Во время войны многие офицеры приобретали кителя со стоячим воротником, но более похожие на британские повседневные мундиры: широкого покроя, с двумя большими нагрудными карманами со складкой и двумя огромными набедренными карманами. Подобный мундир стал известен как «френч» - намек на генерала сэра Джона Френча, командующего Британским экспедиционным корпусом во Франции в 1914 г. Офицеры же Генерального штаба стали носить черные мундиры, имевшие несколько неофициальных вариантов.



В конце 1916 г. в армию стали поступать пилотки, примером для которых послужил головной убор летчиков, носившийся под стальными касками. С весны 1917 г. их получили все юнкера. Французские каски Адриана стали поступать Россию с 1916 г., до того, как было налажено их местное производство. Несмотря на широкое применение, популярности каски не снискали и в основном использовались гренадерскими командами и батальонами смерти в 1917 г.

Нехватка кожи привела к необходимости замены сапог ботинками с обмотками.

Единственными предметами снаряжения, введенными во время войны, стали противогаз, плечевая, фабричного производства, сумка для боеприпасов и брезентовый патронташ на 60 патронов.

После Февральской революции 1917 г. все чины, в зависимости от своих политических пристрастий, удалили всю царскую символику со своей формы. В первую очередь это коснулось вензелей членов Императорской Фамилии на погонах шефских полков.

Временное правительство ввело новую систему знаков различия для офицеров, наподобие круговой тесьмы на обшлагах мундиров флотских офицеров, однако, по-видимому, широкого распространения эта система не получила .


Из держав Антанты Россия располагала самым большим количеством бронеавтомобилей; среди прочих их типов был и изображенный здесь «Фиат» (на фотографии изображен «Остин» 1-й серии.Впервые эти бронеавтомобили появились на фронте в начале 1915 г. - Прим. пер.). Непривычно, но шины были снабжены специальными шипами для езды по снегу. Вооружение и бронирование добавлялись в России к самым различным типам иностранных шасси. Особенно популярны были двухбашенные бронеавтомобили. Оба представителя команды броневика одеты в кожаную форму со специальным головным убором, предназначенную для личного состава бронечастей.

Каждый пехотный полк имел знамя, которое обычно несли впереди первого батальона. Полки также имели лагерный флаг размером 125x87,5 см , окрашенный в соответствии с местом полка в дивизии и с черным номером в центре. Батальоны и роты также имели значки , носившиеся на штыках солдатами, назначенными жалонерами. Батальонные значки имели три горизонтальных полосы - черного, оранжевого и белого цветов - с номером батальона на центральной полосе. Расцветка ротных значков зависела от места полка в дивизии, также на значках были пересекающиеся полосы. Горизонтальная полоса могла быть красной, синей, белой или зеленой для 1-4-го батальонов соответственно. Вертикальные полосы в таком же порядке цветов определяли номер роты (с 1-й по 4-ю) в каждом батальоне. Например, белый значок с крестом из алой вертикальной и синей горизонтальной полос принадлежал 1-й роте 2-го батальона 3-го полка в дивизии.


Все армейские казачьи полки имели по два флага - один обозначал местопребывание полкового командира, второй - той или иной сотни. Полковой имел размер 87,5 кв.см и повторял расцветку погон. В Сибирском, Оренбургском, Семиреченском и Забайкальском казачьих войсках значки имели белый Андреевский крест, в Амурском - желтый. На всех значках в центре - номер полка.

Сотенные значки имели две косицы, размером 55 см в высоту и 87,5 см в длину (в косицах) и 37,5 см (в вырезе). Верхняя половина - по цвету полка, нижняя - сотни, с белой или желтой разделительной полосой посередине, если у полкового флага имелся Андреевский крест . Для сотен, с 1-й по 6-ю, цвета полос были следующими: алая, светло-синяя, белая, темно-зеленая, желтая и коричневая.

Униформа русской армии - предметы форменной одежды военнослужащих армии Русского царства и Российской империи .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ОБЗОР! Форма русского пехотинца Первой Мировой

    Униформа пехотинца Русской импера́торской а́рмии

    Офисная форма сухопутных войск РФ | ОБЗОР ВОЕННОЙ ФОРМЫ

    Униформа WW2, антигитлеровские союзники

    Знаки различия русской императорской армии

    Субтитры

Допетровская эпоха

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было; у княжьей дружины была та же одежда, какую носили мирные жители, только с прибавлением доспехов ; только изредка какой-нибудь князь одевал свою дружину однообразно и иногда не по-русски: так, Даниил Галицкий , помогая венгерскому королю, имел свои полки одетыми по-татарски . В XVI в. появляются стрельцы , которые, составляя уже нечто вроде постоянного войска, имеют и однообразную одежду, сначала красную с белыми берендейками (перевязи), а потом, при Михаиле Феодоровиче, разноцветную; Стрелецкие полки имели парадную униформу, состоящую из верхнего кафтана , зипуна , шапки с околышем, штанов и сапог , цвет которых (кроме штанов) регламентировался согласно принадлежности к определённому полку. Для выполнения повседневных обязанностей использовалась полевая форма - «носильное платье», имеющую тот же самый покрой, что и парадная, но из более дешевого сукна серого, чёрного, или коричневого цвета.

Кавалерия

Кавалерию в этот период составляли драгунские, кирасирские, гусарские, уланские полки, а также казачьи части, считавшие иррегулярными.

Нововведения в кавалерии поначалу не отличались от пехотных - с кавалерийской спецификой. Были введены новые мундиры фрачного типа с высокими стоячими воротниками, новые высокие шляпы, существенно укорочены у нижних чинов косы (у офицеров косы оставлены по желанию, за офицерами же оставлено право ношения усов). У кирасиров были отменены кирасы. Перед началом кампании 1805 г. у драгун и кирасиров появились кожаные каски с медными налобниками с изображениями Андреевских звёзд (Гвардия) или двуглавых орлов (армия). Орденский кирасирский полк имел на каске изображение звезды Ордена Св. Георгия. Плюмаж каски по расцветке напоминал плюмаж пехотных киверов - белый перёд с красной вертикальной полосой у унтер-офицеров, чёрный перёд с белым тылом и красной поперечной полосой - у офицеров, целиком белый - у генералов, красный - у трубачей и т. д. Драгунский мундир был сперва светлее пехотного (как у егерей), но позже цвет был унифицирован с общим пехотным. Кирасиры сохранили белые мундиры и супервесты. В качестве полковых различий выступали воротники (в Гвардии - с золотым/серебряным шитьем и петлицами), отвороты фалд и погоны (у офицеров - с золотым/серебряным галуном), а также чепраки и чушки. В армейских частях на чепраках изображался вензель Императора, в Гвардии (кроме гусар) - Андреевская звезда.

Особняком стояли Кавалергарды и Конная-Гвардия, офицеры которых имели дополнительно вицмундиры и специальную т. н. бальную форму. Вицмундиры были чёрного цвета (с такими же в сапоги) с чёрными с красным кантом (кавалергарды) и красными с красным кантом (конногвардейцы) воротниками, отворотами фалд и обшлагами без петлиц и шитья. Приборный металл - у кавалергардов серебро, у конногвардейцев золото. Вицмундир разрешалось носить вне строя, с фетровой офицерской шляпой или даже фуражной шапкой. Бальная форма состояла из мундира красного цвета с белыми лосинами и специальными белыми штиблетами. На фалдах кавалергардов располагалось специальное шитье. Чепраки и чушки в Кавалергардском полку были красные, с чёрной каймой и двойной (у офицеров серебряной, у нижних чинов - жёлтой) сутажной обшивкой последней; у Конной Гвардии чепраки и чушки были тёмно-синие, с красной каймой и жёлтой двойной (у офицеров - золотой) обкладкой.

Вицмундиры получили и офицеры гусарских полков - достаточно скромные, общекавалерийского покроя, тёмно-зелёного цвета с такими же в сапоги, с цветным (по полку) воротником с особым шитьем приборного металла. После введения эполет на вицмундире предписывалось носить только эполеты.

У гусар изменилась расцветка доломанов, ментиков, чачкир, воротников и обшлагов, а также чепраков. Были изменены и рисунки шитья, а также приборные металлы и цвет меха ментиков в ряде полков. В качестве головного убора был установлен кивер нового образца с гвардейской кокардой спереди.

В 1808-1811 гг. частично изменилась конструкция и элементы гарнтуры гусарских киверов (аналогично пехотным), гвардейским гусарам на кивер была установлена гвардейская же же специальная эмблема. Несколько изменилась и конструкция касок драгун и кирасир - плюмаж на них стал менее пышным, сохранив цветовые отличия только для трубачей или литаврщиков.

В 1812 г. кирасирам, очевидно, учитывая успехи наполеоновских «латников» (во французской армии помимо кирасир кирасы с 1807-1808 гг. носили и карабинеры) были возвращены кирасы из тёмной прессованной кожи с на красном подбое металлическими прокладками, крашеной в чёрный цвет, причём защищала новая кираса и грудь, и спину. Особая история произошла в Псковском драгунском полку - его чинам были пожалованы кирасы, взятые с боем у французских карабинеров в сражении при Красном. Полк переименовали в кирасирский, а металлизированные кирасы с медной отделкой так и остались в полку в качестве своеобразной полковой реликвии (характерно, что чинам, которым французских кирас не хватило, были выданы кирасы отечественного образца).

Артиллерия и инженерные части

В целом, изменения в артиллерийских и инженерных частях были аналогичны общеармейским - введение новых мундиров, головных уборов, наградных элементов и т. д. Был сохранен приборный цвет - чёрный, с красными погонами и кантами воротников, обшлагов и фалд. На кивера артиллеристам и саперам были установлены красные этишкеты (без султанов). На кивера гвардейской пешей и конной артиллерии были пожалованы гвардейские эмблемы, воротники и обшлага офицеров украсили золотые петлицы особого шитья. Чины армейской конной артиллерии в качестве головных уборов носили каски (по образцу драгунских).

Вскоре после окончания кампании 1812-1815 гг. был образован Лейб-гвардии Саперный батальон, шефом которого стал Великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I). Батальон получил форму, аналогичную гвардейской артиллерии, но с белым (серебряным) приборным металлом.

Николай I

Александр III

К началу 70-х годов XIX в. уже не было никаких стеснений относительно ношения усов, бород и т. п., но стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи, будучи достаточно удобной, была дорога; затруднительна была притом пригонка мундиров с пуговицами и талией. Соображения эти, а главное, стремление к национализации побудили императора Александра III коренным образом изменить обмундирование войск; только гвардейская кавалерия сохранила, в общих чертах, свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие, дешевизна и удобство носки и пригонки. Все это было достигнуто, правда, в ущерб красоте. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии - гербом. Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивается на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир; гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) совершенно стал похож на мундир пехоты, только несколько короче; барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку; широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары , в пехоте того же цвета, что и мундир, в кавалерии серо-синего, и серые шинели, застегивающиеся в армии на крючки, а в гвардии на пуговицы, довершают несложное обмундирование солдата 70-80х годов XIX в. Отсутствие пуговиц имело ещё и ту выгоду, что устранен лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь; такое же значение имела и отмена султанов , касок с блестящими гербами и лацканов. Кавалерия при перемене обмундирования сохранила на своих шапках , воротниках и в виде кантов прежние свои цвета. В пехоте и других родах оружия, начиная с введения кепи с околышами, отличие одного полка от другого основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах ; в каждой пехотной дивизии первый полк имел красный, второй - синий, третий - белый, четвёртый - чёрный (тёмно-зелёный) околыши, первые два полка (первая бригада) - красные, а вторые два полка (вторая бригада) - синие погоны. Вся гвардия, артиллерия и саперные войска имели красные, а стрелки - малиновые погоны. Отличие одного гвардейского полка от другого, кроме околышей, заключал. ещё в цвете канта и прибора. Описанная Форма во многом приближалась к требованиям, предъявляемым к обмундированию войск, но шапки и фуражки без козырька не защищали глаз от солнечных лучей. Значительное облегчение для войск было допущено Александром II введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах ; дополнением этого явились белые чехлы на фуражки в течение всего летнего периода, а также последовавшее разрешение заменять летом мундиры кителями , с орденами и Алексей Семёнович Усачёв, рядовой 1-го Кавказского саперного батальона Михаил Бочкарёв, рядовой 16-го гренадерского полка Михаил Борисов (Тифлис, 1903 г.) был признан слишком тяжёлым и заменён обыкновенной фуражкой , к которой прикрепляется маленький металлический герб . Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому - красный, второму - синий, третьему - белый. Прежние цвета остались только в тех полках , для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание. Одновременно с изменением цветов полков были изменены их фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки. Войска вспомогательного назначения и различные специальные корпуса имеют форму пехотного образца.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый же китель прежнего образца вышел из употребления. Вицмундир был оставлен как внеслужебная одежда.

1907-1914 гг. стали периодом масштабных преобразований в форме одежды, сочетающих как радикальное упрощение (унификация парадной и повседневной (полевой) формы), так и возврат к пышным образцам эпохи Александра II и даже Николая I (введение особых парадных мундиров с киверами в гвардии, Генеральном штабе и т.д., возвращение бывшим армейским гусарским и уланским полкам их названий и элементов (парадной) униформы и т.д.). К этому же периоду относится введение нового полевого офицерского снаряжения (обр. 1912 г), а также папахи в качестве универсального зимнего головного убора.

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

Период первой мировой войны

В период первой мировой войны 1914-1918 годов в армии широкое распространение получили кителя произвольных образцов - подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование «френч» - по имени английского генерала Джона Френча. Особенности их конструкции в основном заключались в конструкции воротника - мягкого отложного, или мягкого стоячего с застежкой на пуговички подобно воротнику русской гимнастерки; регулируемой ширине обшлага (с помощью хлястиков или разрезной манжеты), больших накладных карманах на груди и полах с застежкой на пуговицы. Среди авиаторов ограниченное распространение получили френчи английского офицерского типа - открытые, для ношения с галстуком.

Уже в 1914 г. все галунные погоны в действующей армии были отменены и заменены ткаными в цвет кителя или шинели (цвет кантов, просветов, расположение и цвет звёздочек, а также форма погон остались неизменными). Однако если на фронте галунные погоны остались предметом «особого шика», прежде всего, для вновь произведенных офицеров, то погоны защитного цвета стали предметом такого же «шика» в тылу, обозначая своего носителя как «фронтовика» (в этой же связи среди офицеров-тыловиков были модны гимнастерки солдатского покроя, но из качественного офицерского сукна). [[Файл:67 pehotnaja divizija.jpg|thumb|67-я пехотная дивизия, 1916 г. .

К революции 1917 г. русская армия подошла в кителях самого разнообразного покроя. Соответствие уставу наблюдалось только в штабах, тыловых организациях, а также во флоте. Однако усилиями нового военного и морского министра А. Ф. Керенского был уничтожен даже этот относительный порядок. Сам он носил китель-френч произвольного образца, вслед за ним его надели многие руководители армии. Флоту же было приказано переодеться в кителя с застежкой на крючки, обшитые чёрной тесьмой по борту, с карманами лишёнными клапанов. До изготовления новых образцов формы следовало перешить имеющуюся в наличии. Этот приказ офицеры исполняли произвольно, в результате флот тоже лишился единого образца кителя.

: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. : в 30 т., в 60 кн. / Под ред. Балашов Петр Иванович (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. , 1881–1900.

Мундир чиновника военного ведомства

Российский военный мундир за всю свою историю претерпел множество изменений, усовершенствований и нововведений. Это было связано с волей правителя, изменением идеологии, влиянием западноевропейской военной моды.

Большинство российских императоров были приверженцами военной моды Западной Европы, поэтому русский военный мундир часто был схож с мундирами других европейских армий. И только император Александр III придал военному мундиру вид национальной одежды.

Допетровская эпоха

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было, поэтому не было и военной униформы. Дружины князей были одеты в ту же одежду, что и мирные жители, прибавлялись только доспехи.

Правда, некоторые князья для своей дружины приобретали иногда единообразную одежду, но это были единичные случаи.

Правительство царя Михаила в 1631 г., ожидая войны с Польшей, отправило в Швецию полковника Александра Лесли для найма 5000 солдат-пехотинцев.

В XVII в., в царствование Алексея Михайловича, были образованы «Полки иноземного строя» – воинские части, сформированные из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев и других, позже и из даточных людей по образцу западноевропейских армий.

Первой унифицированной военной формой на Руси можно считать одежду стрелецких полков. Они появились в XVII в.

Стрельцы

Стреле́ц – служилый человек; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Стрелецкие полки имели единообразную и обязательную для всех парадную форму («цветное платье»). Она состояла из верхнего кафтана, шапки с меховым околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался в соответствии с принадлежностью к определённому полку.

Кафта́н – верхняя мужская одежда.

Общее в оружии и одежде всех стрельцов:

  • перчатки с крагами коричневой кожи;
  • в походе дуло пищали или мушкета закрывалось коротким кожаным чехлом;
  • бердыш носился за спиной через любое плечо;
  • поверх поясного ремня одевался кушак;
  • на походном кафтане не было петлиц;
  • внешним отличием старших офицеров («начальных людей») были шитое жемчугом изображение короны на шапке и посох, а также горностаевый подбой верхнего кафтана и опушка шапки (что указывало на высокородное княжеское происхождение).

Парадная форма одевалась только в особые дни: во время главных церковных праздников и при проведении торжественных мероприятий.

Повседневно и в военных походах использовалось «носильное платье», имевшее тот же покрой, что и парадная форма, но сделанная из более дешевого сукна серого, чёрного или коричневого цвета.

С. Иванов «Стрельцы»

Стрелецкие полки в период борьбы за власть выступили против Петра I и были им репрессированы. Форму европейского образца в России ввел Петр I, в основном позаимствовав её у шведов.

Эпоха Петра I

Пётр I создал регулярную армию на основе «Полков иноземного строя», существовавших ещё в период царствования его отца, и стрелецких частей. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности (также до середины XVIII в. сохранялась обязательная служба дворян). Пётр от своих предшественников унаследовал армию, уже приспособленную для дальнейшего переустройства. В Москве находились два «выборных» полка (Бутырский и Лефортовский), которыми командовали «иноземцы» П. Гордон и Ф. Лефорт.

В своих «потешных» сёлах Пётр устроил два новых полка: Преображенский и Семёновский, полностью по иноземному образцу. К 1692 г. эти полки были окончательно обучены и составили 3-й Московский выборный полк во главе с генералом А. М. Головиным.

Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 г.

Поначалу офицерская форма петровской армии ничем не отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф. Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага. По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса.

Гренадер пехотного полка с 1700 по 1732 г.

Вооружение каждого солдата состояло из шпаги с портупеей и фузеи. Фузея – ружьё, замок фузеи был кремневый; на фузею насаживался в нужных случаях багинет – пяти- или восьмивершковый трёхгранный штык. Патроны помещались в кожаных сумках, прикреплённых к перевязи.

Каптенармус и Подпрапорщик Мушкетерских рот Пехотного полка с 1763 по 1786 г.

Каптенармусы и сержанты вместо фузеи были вооружены алебардами – топорами на трёхаршинном древке.

Сержант Пехотного полка с алебардой с 1700 по 1720 г.

Одна из рот в каждом полку называлась гренадерской, и особенностью её вооружения были фитильные бомбочки, хранившиеся у гренадера в особой сумке. Гренаде́ры – отборные части пехоты и/или кавалерии, предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.

Драгу́ны – название конницы (кавалерии), способной также действовать и в пешем строю. Драгуны в России были конной и пешей службы.

Фанен-юнкер Нижегородского Драгунского полка, 1797-1800 гг.

С 1700 г. обмундирование солдата состояло из небольшой приплюснутой поярковой треуголки, кафтана, епанчи, камзола и штанов.

Треуголка

Епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин – короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Камзол – мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан.

Шляпа была чёрного цвета, края полей были обшиты тесьмой, и с левой стороны прикреплялась медная пуговица. При выслушивании приказаний от старших младшие снимали шляпу и держали её слева подмышкой. Волосы солдаты и офицеры носили длинные до плеча, а в парадных случаях пудрили их мукой.

Кафтаны у пехотинцев были из зелёного сукна, у драгун – из синего, однобортные, без воротника, с красными обшлагами (отворот на рукаве мужской одежды).

Обшлаг 8-го кирасирского полка французской армии (1814-1815)

Кафтан был до колен и снабжался медными пуговицами; епанча для кавалерии и пехоты делалась из красного сукна и имела два воротника: это была узкая накидка, доходившая до колен и плохо защищавшая от дождя и снега; сапоги – длинные, с лёгкими раструбами (воронкообразное расширение) носили только в караулах и при походе, а обыкновенной обувью являлись чулки и тупоносые смазные башками с медной пряжкой; чулки у армейских солдат были зелёного цвета, а у преображенцев и семёновцев после нарвского поражения – красные, по преданию, в память того дня, когда бывшие «потешные» полки не дрогнули, при всеобщей «конфузии» под натиском Карла XII.

Фузелёр лейб-гвардии Семеновского полка, с 1700 по 1720 г.

Гренадеры гвардии отличались от фузилёров (солдат, вооружённых кремнёвыми ружьями) только головным убором: вместо треугольной шляпы они носили кожаные каски со страусовым пером.

Покрой офицерского мундира был тот же, что и у солдат, только обшитый по краям и по борту золотым галуном, пуговицы были тоже золоченые, галстук, вместо чёрного суконного, как у солдат, был белый полотняный. К шляпе прикреплялся плюмаж из белых и красных перьев.

Пехотный генерал в шляпе с плюмажем

При парадной форме офицеры должны были иметь на головах пудреные парики. От рядового отличал офицера ещё бело-сине-красный шарф с серебряными, а у штаб-офицера с золотыми кистями, который носили высоко на груди, у воротника.

При Петре I в России на военной одежде появился и погон. Использовать погон как средство отличия военнослужащих одного полка от военнослужащих другого полка стали с 1762 г., когда каждому полку были установлены погоны различного плетения из гарусного шнура. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона было различным.

В дальнейшем форма обмундирования изменялась, хотя в общем сохранялись образцы Петра Великого, которые всё более усложнялись. После Семилетней войны сложился культ Фридриха Великого. Об удобстве в форме обмундирования было забыто; из солдата старались сделать молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время. Особенно много времени у солдат требовалось на содержание в порядке своих волос: их причесывали в две букли и косу, в пешем строю пудрили, а в конном разрешалось волос не пудрить и в букли не завивать, забирая в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные.

Одежда солдата была узка, что вызывалось требованием тогдашней стойки и особенно маршировки не сгибая колен. Многие части войск имели лосиные брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Обмундирование это было настолько неудобно, что в наставлении для обучения рекрут было предписано одевать его не ранее как через три месяца, чтобы научить солдат пользоваться такой одеждой.

Эпоха Екатерины II

В царствование Екатерины II форма обмундирования соблюдалась не очень тщательно. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её не носили. Она была изменена в конце царствования Екатерины по настоянию князя Потемкина. Он говорил, что «завиваться, пудриться, плесть косы – солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было упрощено и состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода.

Кавалергард в парадной форме (1793 г.)

Рядовой и обер-офицер пехотного полка в форме 1786-1796 гг.

Но в кавалерии и особенно в гвардии форма обмундирования осталась по-прежнему блестящая и неудобная, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск.

Эпоха Павла I

Павел I провёл собственную реформу армии, т.к. страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно (дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. Многие же, имея чин и получая жалование, не служили вообще). Павел I решил последовать Петру Великому и взять за основу модель современной европейской армии (прусской), видя в ней образец дисциплинированности и совершенства. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

С. Щукин «Портрет императора Павла I в парадном мундире и треуголке»

Форма обмундирования состояла из широкого и длинного мундира с фалдами и отложным воротником, узких и коротких штанов, лакированных башмаков, чулок с подвязками и сапоговидных штиблет и небольшой треугольной шляпы. Полки отличались цветом воротников и обшлагов, но без всякой системы, трудно запоминались и плохо различались.

Прически снова получают важное значение – солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце; прическа была так сложна, что в войсках заведены были парикмахеры.

Пудра – не порох,

Букли – не пушки,

Коса – не тесак,

Я не пруссак, а природный русак!

Гренадерка Павловского полка

Гренадеры носили высокие конусообразные шапки (гренадерки) с большим металлическим щитом спереди; шапки эти, как парадный головной убор, сохранились в лейб-гвардии Павловском полку.

По свидетельству очевидцев, солдаты в походе мучились больше всего от лакированных башмаков и узких штанов, натиравших ноги.

Эпоха Александра I

Император Александр I был сторонником пышной военной формы, которая стала ещё более неудобной. Павловская форма в 1802 г. была заменена новой. Были уничтожены парики, сапоговидные штиблеты и туфли были заменены штиблетами на брючных застёжках; мундиры значительно укорочены, сужены и получили вид в роде фраков (фалды на мундирах были оставлены, но у солдат они были короткие); введены стоячие твердые воротники и плечевые погоны и эполеты; воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки. На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов, при этом ремешки на киверах и воротник тёрли шею.

Ки́вер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана. Был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.

Высшему командному составу было приписано носить популярные тогда двууголки огромных размеров с перьями и окантовкой. Зимой в двууголке было тепло, но летом очень жарко, поэтому также стала популярна в тёплое время года фуражка-бескозырка.

С. Щукин «Александр I в форме Лейб-гвардии Преображенского полка»

Погоны были введены сначала только в пехоте (красного цвета), затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, тёмно-зелёный и жёлтый, по порядку полков дивизии); офицерские погоны обшивались галуном, а в 1807 г. были заменены эполетами.

Д. Доу «Портрет генерала Петра Багратиона с эполетами»

Эполе́ты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII-XIX вв., особенно в период наполеоновских войн. К середине XX века практически вышли из обращения.

Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей.

Павловские плащи были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. В состав снаряжения входила масса ремней, которую было затруднительно содержать в исправности. Форма обмундирования была сложна и тяжела в носке.

Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 г. офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено.

Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка (1815 г.)

Эпоха Николая I

При Николае I мундиры и шинели сначала были по-прежнему очень узкие, особенно в кавалерии – офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть. Воротники мундира застёгивались наглухо и сильно подпирали голову. Кивера были слишком высокими, во время парадов они украшались султанами, так что весь головной убор был высотой около 73,3 см.

Шаровары (зимой суконные, а летом полотняные) носились поверх сапог; под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткими. Амуниция из белых и чёрных лакированных ремней требовала постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними. Разнообразие форм было велико.

Обер-офицер лейб-гвардии Волынского полка (1830 г.)

Только с 1832 г. начинаются упрощения в форме обмундирования: в 1844 г. тяжёлые и неудобные кивера заменили высокими касками с острым навершием, офицеры и генералы стали носить фуражки с козырьками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 г. офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезать репицы.

Унтер-офицер лабораторных рот (1826-1828) – фуражка с козырьком

В последние годы правления Николая форма приобрела вместо французского прусский покрой: для офицеров и генералов были введены парадные каски с конскими хвостами, мундиры для гвардии шились из тёмно-синего или чёрного сукна, фалды на армейских мундирах стали короткими, а на белые брюки при парадных и торжественных случаях стали нашивать красные лампасы, как в прусской армии.

В 1843 г. на солдатских погонах были введены поперечные нашивки – лычки, по которым различались звания.

В 1854 г. погоны были введены также и для офицеров. С этого времени началось постепенное вытеснение эполет погонами.

Эпоха Александра II

И. Тюрин «Александр II в форме лейб-гвардии Преображенского полка»

Удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II. Она имела красивый и эффектный вид и была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание утепления. В феврале 1856 г. фракоподобные мундиры были заменены мундирами с полной юбкой. Кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным. Все получили просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником с матерчатыми петлицами; воротники мундиров были понижены и уширены.

Армейский мундир был сначала двубортным, затем однобортным. Шаровары носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные.

Рядовой и адъютант лейб-гвардии Литовского полка (в повседневной и парадной формах), 1862 г.

Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков. Парадный и обыкновенный убор составляло кепи. Уланы продолжали носить кивера с ромбовидным верхом.

Был введён удобный и практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, солдатская ноша облегчена.

Эпоха Александра III

И. Крамской «Портрет Александра III»

К началу 70-х годов XIX в. стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи была достаточно удобной. Император стремился к национализации военной формы. Только гвардейская кавалерия сохранила свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие и удобство носки и пригонки. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии – гербом.

Казак Уральского казачьего войска, обер-офицер лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка и генерал-адъютант казачьих войск (1883)

Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивался на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир. Гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) стал похож на мундир пехоты, только несколько короче.

Барашковая парадная шапка

Барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку. Широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары. В армии шинели застёгивались на крючки, чтобы в солнечную погоду блестящий предмет не обратил внимание неприятеля и не вызвал огонь. По этой же причине были отменены султаны и каски с блестящими гербами. В гвардии шинели застёгивались на пуговицы. В пехоте и других родах оружия введены кепи с околышами, отличие одного полка от другого было основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах.

В. Верещагин «Офицер линейного батальона в белом кителе и красных шароварах»

Александр II ввёл для носки в жаркую погоду кители и полотняные рубахи, а Александр III позаботился о том, чтоб форма солдата напоминала крестьянскую одежду. В 1879 г. для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки.

Эпоха Николая II

Г. Манизер «Портрет Императора Николая II в мундире 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка со знаком Ордена Святого Владимира IV степени»

Император Николай II почти не изменил формы обмундирования. Были только постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам всей армии была дана галунная (вместо простой кожаной, введенной Александром III) плечевая портупея.

А. Першаков «Портрет П.С. Ванновского» (видна портупея)

Для войск южных округов парадный головной убор был признан слишком тяжелым и заменен обыкновенной фуражкой, к которой прикрепляется маленький металлический герб.

Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому красный, второму синий, третьему белый. Прежние цвета остались только в тех полках, для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание.

Парадная фуражка эпохи Николая II

Были изменены и фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый китель прежнего образца вышел из употребления.

Китель русской армии эпохи Николая II

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

Униформа стрелецких полков
Русской армии XVII века

Как-то общепринято считать, что настоящая армия в России появилась только с появлением на престоле императора Петра I, именуемого также Петром Великим. Естественно, считается, что и униформа в Русской армии появилась в это же время и даже первым полком, одетым в униформу считается тогда еще петровский потешный Преображенский полк.

В этих утверждениях много правды, вот только требуется уточнение, без которого эта правда оказывается усеченной и какой-то скользкой. Уточнение состоит в том, что при Петре I в России появилась армия европейского характера и униформа же появилась европейского типа и стиля.

А вот то, что до Петра Россия не имела армии вообще (мол, так - какое-то собираемое на время войны не то войско, не то ополчение) и, соответственно, об униформе и говорить не приходится, утверждение весьма спорное.

Автору стоит признаться, что и он долгое время стоял на этих позициях. Однако, по мере того, как ростки истинной исторической информации упрямо пробиваются как сквозь асфальт официальной истории советского периода, так и сквозь бетон современной демократической российской не менее официальной историографии, столь старательно укладываемый поверх истории коммунистического толка, становится все больше известно о руской военной истории допетровских времен.

Не углубляясь во времена Рюрика, ограничимся временами более близкими.

Итак, руские летописи сообщают, что в 1550 году (а это век XVI) царь Иван IV (Иван Грозный) "Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек, а велел им жити в Воробьевой слободе..." .

Говоря современным языком, Иван Грозный сформировал на контрактной основе постоянный стрелковый полк численностью в три тысячи человек и определил ему местом дислокации Воробьеву слободу. Следовательно, в середине XVI века в России существуют части регулярной армии.

Имели ли они единую униформу? Вот что пишет английский купец того времени, торговавший в Москве Д.Горсей:
"...Московские стрельцы очень опрятно одеты в бархатные, разноцветные шелковые и стамедные одежды разных цветов... тысяча стрельцов в красных, желтых и голубых одеждах" . Не вполне четкое описание единой униформы, но однозначно отрицать ее наличие тоже нельзя.

Датируемые 1599 годом записи англичанина В.Парри позволяют однозначно утверждать - в конце XVI века московские стрельцы имели единообразную униформу. Вот что он пишет: "...гвардию, которая была вся конная, числом 500 человек, одетых в красные кафтаны...". Была ли она единообразна и по покрою, утверждать не беремся, но вот описание русских стрельцов, данное в 1606 году неким Паерли:"...были построены в два ряда пешие московские стрельцы до 1000 человек в красных суконных кафтанах с белой на груди перевязью..." .

Сохранившиеся рисунки начала XVII века позволяют однозначно утверждать, что в это время стрельцы имели единую по покрою униформу, цвет которой зависел от полка. Представляем реконструкцию рисунка, изображающего московских стрельцов в 1613 году.

Из него видно, что оба стрельца одеты в одинаковые по покрою и украшениям кафтаны. Цвет кафтанов и сапог разный, но единое вооружение и амуниция. Оба имеют одинаковые металлические шлемы, одинаковые фитильные ружья (пищали), сабли и бердыши. Через плечо одинаковые ремни с подвешенными к ним деревянными пенальчиками для пороховых зарядов. Эта амуниция называлась "берендейка".

Бердыши использовались как древковое холодное оружие, так и как подпорка для тяжелого фитильного ружья при стрельбе.

Фитильное ружье того времени имело калибр 22 мм. и весило до 8 кг.

Разные цвета кафтанов и сапог при едином покрое и украшениях, одинаковости вооружения и аммуниции достаточно точно показывают, что эти два стрельца принадлежат к разным стрелецким полкам.

По утверждениям М.М.Хренова военное обмундирование стрельцов начала XVII века состояло из длинного платья типа ферязи с отложным воротником, шапки с меховым околышем либо железного шлема, перевязи (берендейки) белого цвета, носимой строго через левое плечо.

Заметим, считается, что впервые в Европе единообразную и обязательную для всех униформу первыми надели солдаты английской парламентской армии Кромвеля в 1645 году, а вообще, считается, что армейская униформа стала рапространяться по Европе из Франции примерно с 1670 года. Однако, здесь мы отчетливо видим, что в России униформа появилась еще в середине XVI века, а середине XVII, когда просвещеная и передовая Европа стала одевать своих солдат в униформу, для России она была давно привычной армейской одеждой.

Отступая от темы. Д"Артаньян, будучи мушектером короля, никак не мог носить этот всем широко известный по фильмам и книгам голубой мушкетерский мундир. Когда в 1670 году французские мушкетеры надели эти мундиры, храбрый гасконец уже мирно почивал в могиле.

И второе. Что-то на плечах стрельцов мы не наблюдаем "железных пластинок, защищающих плечи от сабельных ударов" то бишь погон, якобы ведущих свое происхождение от этих самых пластинок. Железные шапки видим, а вот наплечных пластинок нет. Да и на рыцарских латах тоже ничего подобного мы не увидим, а вот когда у солдат в XVIII веке появятся ранцы, то моментально появятся и погоны.

Первые изображения, которые однозначно идентифицируются как изображения русской военной униформы московских стрельцов датируются серединой XVII века, когда эту униформу в своей работе, посвященной руским вооруженным силам, зарисовал и описал австриец Кемпфер: "...кафтаны их были довольно нарядны, у одного полка из светло-зеленого, а у другого из темно-зеленого сукна, застегнутые по русскому обычаю на груди золотыми шнурками длиною в одну четверть..." .

Наиболее подробно и точно описал униформу московских стрельцов шведский офицер Э.Пальмквист, служивший русскому царю в 1674 году.

Замечание по теме. И снова, который раз подряд, отыскивая материалы по российской военной истории, вооружению, технике, униформе, я нахожу информацию не в отечественных архивах, книгах, журналах, музеях, а у иностранцев. Как же мы не любим самих себя, с каким равнодушием мы относимся к своей собственной истории!

И ведь ничего не меняется. И в современной демократической России мы видим на книжных полках мемуары буквально всех гитлеровских генералов, многих офицеров и даже солдат, но почти не встречаем мемуаров наших военачальников. У нас легко найти описания униформы, знаков различия любой армии мира за любой период, но только не российской (и особенно советской).

Красивыми тиражами издаются теоретические труды во военным вопросам, начиная от древнего китайца Сунь-Цзы до немцев Клаузевица и Гудериана, но попробуйте найти "Науку побеждать" Суворова, труды фельдмаршала Румянцева, "Штаб-мозг армии" Шапошникова.

Мы можем отыскать описание французской оборонительной системы Мажино, линию Маннергейма, Атлантический вал, но не стоит и пытаться отыскать толковое описание хоть одного советского укрепрайона. Их нет!

А ведь наши полководцы на голову выше хваленых немецких и американских, оружие лучше, теоретики умнее, униформа красивее и удобнее. В конце концов, не немцы, а мы выиграли Вторую Мировую войну. Так может стоит все же больше изучать самих себя, уважать себя больше, чем самовосхваляющуюся Европу, дабы не проиграть в пух и в прах Третью Мировую!

Итак, Э.Пальмквист. 1674 год.

Шапка:
Бархатная с высоким колпаком и меховым околышем. Цвет колпака зависит от полка. Мех у рядовых стрельцов овчинный, у офицеров (начальных людей) соболинный. На передней части колпака у офицеров золотая эмлема в виде короны.

Верхний кафтан: Восточноевропейского типа, застегивается справа налево на шарообразные или плоские круглые золоченые пуговицы. Петлицы цветного (по полку) шнура с кистями по концам. У офицеров часто из золотого или серебряного шнура. Число рядов петлиц и пуговиц регламентирется по полкам. Иногда вместо шнуров золотой или серебряный галун. Воротник стойкой. По бокам на полах небольшие разрезы, застегивающиеся на три пуговицы с такими же петлицами. Длина кафтана немного выше щиколоток.
Такой же кафтан для холодного времени подбивался овчиной или мехом и имел меховой шалевый воротник, меховую оторочку низа рукавов. В верхней части обеих рукавов проделаны прорехи, оттороченные мехом.
Кафтан подпоясывается матерчатым кушаком из цветной ткани (по полкам), у офицеров кушак с золотым шитьем, бахромой и кистями на концах. Перчатки коричневой кожи с мягкими крагами, у офицеров перчатки с жесткими крагами и украшены золотым шитьем и бахромой.

Зипун:
Надевается под кафтан. Имеет цвет одинаковый с кафтаном. Цвет одинаковый с кафтаном. Застегивается на такие же пуговицы. Воротник стойкой или без воротника. Длина выше колен. У офицеров воротник и борта отделаны золотым или серебряным галуном.

Штаны:
(порты) прямого покроя узкие в коленях, длиной до середины голени. Цвет не регламентируется. Украшений нет.

Сапоги:
Кожаные цвета, присвоенного данному полку, с каблуками. Высота до колен.

На рисунке изображены слева два офицера, о чем свидетельствуют короны на шапках, кушак с кистями, трость вместо ружья и бердыша; справа два ярдовых стрельца. Все четверо принадлежат к разным полкам. Офицеры, одеты дополнительно в нерегламентируемые меховые плащи, которые они могли носить взамен кафтана на меховой подкладке.

Э.Пальмквист сохранил для нас расцветки униформы четырнадцати из двадцати стрелецких полков, имевшихся в Москве к 1674 году. Полки именовались по именам командиров

Полк Кафтан и зипун Петлицы Подкладка Шапка Сапоги
1 Егора Лутохина Красный Малиновые --- Темно-серая Желтые
2 Ивана Полтева Светло-серый Малиновые Малиновая Малиновая Желтые
3 Василия Бухвостова Светло -зеленый Малиновые Малиновая Малиновая Желтые
4 Федора Головинского Клюквенный Черные Желтая Темно-серая Желтые
5 Федора Александрова Алый Темно- красные Темно- красная Темно-серая Желтые
6 Никифора Колобова Желтый Темно- малиновые Светло- зеленая Темно-серая Красные
7 Степана Янова Светло- синий Черные Коричневая Малиновая Желтые
8 Тимофея Полтева Оранжевый Черные Зеленая Вишневая Зеленые
9 Петра Лопухина Вишневый Черные Оранжевая Вишневая Желтые
10 Федора Лопухина Оранжевый Малиновые Малиновая Малиновая Зеленые
11 Давыда Воронцова Малиновый Черные Коричневая Коричневая Желтые
12 Ивана Нараманского Вишневый Черные Светло- синяя Малиновая Желтые
13 Лаговскина Брусничный Желтые Зеленая Зеленая Желтые
14 Афанасия Левшина Светло- зеленый Черные Желтая Малиновая Желтые

Однако, это расцветки, так сказать, парадной одежды. Для выполнения повседневных обязанностей, военных походов стрельцы надевали полевую униформу. в те времена называемому "носильное платье". Имея, тот же самый покрой, что и вышеописаннная, нсильная одежда шилась из сермяжной ткани серого, черного, коричневого или вообще неопределенного цвета.

Знаков различия офицеров по чинам (а таковые к этому времени уже имелись) не существовало.

Чины стрелецких полков к 1670 году

Впрочем, книга "Энциклопедия военного костюма. Европейский солдат за 300 лет. 1618-1918" приводит изображение офицера из стрелецкого полка Степана Янова в строю, имеющего в отличие от рядовых стрельцов вместо ружья протазан с государственным гербом и красной кистью, как символ своего должностного положения. Если учесть, что с 1719 года в армии Петра Великого чины офицеров в строю различались по цвету кисти протазана:
*подпоручик - зеленая;
*поручик - красная;
*капитан-поручик - синяя;
*капитан - белая;
*майор -серебро с золотом;
*подполковник - серебро;
*полковник - золото,

то можно предположить, что и в XVII веке в стрелецких полках чины офицеров различались примерно по этому же принципу. Тогда перед нами пятидесятник или что-то вроде современного старшего лейтенанта. Да и то сказать, только в середине XIX века в Русской Армии знаки различия званий появились на эполетах. До этого в некоторых случаях чины можно было различить по горжетам (офицерский шейный знак), которые офицеры надевали лишь при определенных видах формы.

Вооружались стрельцы 22 мм. фитильными ружьями, именовавшимися в России пищалями или ручницами (рушницами), весившими около 8 кг. Дальность стрельбы 150-200м. Рассеивание на предельной дальности около 3-4 метров, т.е. имело смысл стрелять только залпами всем полком или сотней, по меньшей мере.

Это было их основное оружие. Не случайно полки назывались стрелецкими, или говоря современным языком, стрелковыми полками.

Конечно, к середине XVII века уже существовали гораздо более удобные в обращении кремневые ударные замки, однако они были весьма дорогими для того времени и вооружать кремневыми ружьями двадцать полков (около 30-40 тыс. человек) для русской казны было неподьемной задачей.

Штыков или багинетов эти ружья не имели. В качестве холодного оружия для рукопашной схватки стрельцы имели бердыши, которые одновремено использовались и как опора для ружья, и сабли, в то время бывшими вовсе не лишними для стрельцов.

Сабли по своим размерам и форме не регламентировались. В этом нет ничего странного. Даже в конце XIX века казакам разрешалось носить "дедовское холодное оружие", как и во многих случаях офицерам. Регламентация холодного оружия больше связана с развитием промышленного производства оружия, нежели с требованиями единообразия.

Принадлежности для заряжания ружья носились на так называемой "берендейке", т.е. ремне, носимом через левое плечо. Кроме пенальчиков с пороховыми зарядами (зарядцы) к берендейке подвешивались сумка для пуль, сумка для фитиля, рог с порохом для натруски пороха на полку ружья.

Из зарядца в ствол ружья насыпалась заранее отмеренная порция пороха, из сумки для пуль доставлась пуля, которая вкладывалась в ствол и прибивалась шомполом, на полку из рога насыпался затравочный порох, к собачке замка прикреплялся заранее раздутый фитиль. После этого оставалось по команде нажать спусковую скобу и прижать фитиль к полке.

Гораздо более удобных в обращении бумажных патронов, в котором вместе объединялись пуля и пороховой заряд, а также бумага для пыжевания, к этому времени еще не было изобретено. Так что, стрелецкий полк мог давать залп не чаще чем один раз в две минуты.

Обмундирование стрельцы получали от казны или шили в полках по утвержденным образцам из материи, получаемой опять таки из казны. Обмундирование должно было выдаваться ежегодно. Всеми делами стрелецких полков ведал так называемый Стрелецкий Приказ (прообраз современного Главкомата Сухопутных войск)

Кроме четырнадцати московских стрелецких полков в разных городах России имелись и городовые стрелецкие полки и пограничные стрелецкие полки. Их количество, дислокация к настоящему времени неизвестны. Известно лишь, что обмундирование им выдавалось лишь раз в три-четыре года, так что городовые стрельцы были обеспечены хуже столичных.

Каждый полк имел свое знамя. Слева показаны русское военное знамя и знамена четырнадцати московских стрелецких полков.

Отсюда видно, что знамена стрелецких полков не носили характера "священной воинской хоругви", а имели чисто утилитарное предназначение - служить на поле боя ориентиром для военачальников, с тем. чтобы они видели где какой полк находится.

Разумеется, что Русская армия XVII века состояла не из одних только стрелецких полков. Кроме них имелись еще наемные иноземные части или полки иноземного строя, набираемые из иностранцев. Это пехотные солдатские полки, конные рейтарские полки, конные драгунские полки. Кроме них продолжала существовать и иррегулярная дворянская поместная конница и иррегулярные казачьи части.

К последней четверти XVII века от иностранных наемников стали постепенно отказываться и заменять их в полках иноземного строя русскими людьми. Эти полки уже называли солдатскими полками нового строя. Сведений об их униформе не имеется. Набор и в эти полки осуществлялся по добровольческому принципу.

Итак, мы видим, что задолго до Петра I в России сложилась регулярная армия, имевшая определенные штаты, единую униформу, единообразное вооружение, офицерский состав, стройную вертикаль власти. Добавим, что еще в начале XVII века Онисим Михайлов составил "Устав ратных, пушечных и иных дел", т.е. Русская армия имела и единые боевые уставы. Был выработан и добровольческий принцип комплектования войск. Комплектование стрелецких полков осуществлялось на добровольной основе из вольных людей, причем сложилось целое сословие военно-служилых людей, т.к. служба в стрелецких полках быстро стала наследственным семейным делом.

Однако, стрельцы не сыграли роль здорового армейского ядра и не стали основой создания мощной современной для того времени армией, хотя для этого имелись все предпосылки. Стрельцы стали постоянной головной болью для режима. Бесконечные стрелецкие бунты, использование стрельцов различными политическими группировками для давления на престол, для борьбы за место на троне стали русской повседневностью.

В чем же причины?

Самой основной и главной причиной было то, что создав стрелецкие полки, власть регулярно не выполняла своих обязательств по их содержанию. Постоянные многолетние невыплаты денежного довольствия, несвоевременная выдача обмундирования, с одной стороны приводили стрельцов к недовольству царями, с другой понуждали их искать другие источники существования (торговля, ремесленничество, хлебопашество). В таких условиях любые попытки привлекать стрельцов к военному обучению, к участию в военных походах лишь усиливали антагонизм стрельцов по отношению к властям.

Стрелецкие полки становились оппозиционной властям силой. Как чисто военная сила в силу вышеуказанных причин они не могли быть надежной защитой государству, а вот как средство для свержения того или иного царя они подходили наилучшим образом - вооружены, организованны и обижены режимом.

Современные российские власти, создавая армию по контрактному принципу, наступают на те же самые грабли. Они хотят иметь высококлассную профессиональную армию, но раскошеливаться (как и цари Алексей Михайлович и затем Федор Алексеевич) на нее они и не хотят, да и не могут (бюджет России просто напросто не выдержит такой нагрузки).

Зарплата контрактников настолько мизерна, что под армейские знамена сегодня собираются по большей части люди обездоленные, бездомные, без образования и специальности, заранее обиженные жизнью, но отнюдь не лучшие по своим моральным качествам, не лучшие специалисты, и далеко не все из них стремятся стать профессионалами в военном деле. Добавим к тому то, что и этих людей власть с редкостным постоянством и усердием обижает и обманывает, не додавая даже того, что обещала, не выплачивая годами тех же "боевых", "пайковых", не обеспечивая жильем, вдобавок отнимая ранее ею же предоставленные льготы.

Т.е. современные росийские демократические власти сами создают опасные для себя военно-политические силы, копают себе могилу. Такая контрактная армия вряд ли будет способна защищать страну, но ее скоро станет очень легко поднять на мятеж и для этого она подходит наилучшим образом - организованны, вооружены и обижены властью. Причем, обижены не только солдаты и сержанты контрактники, но и прапорщики и офицеры. Плюс солдаты срочной службы, набираемые сегодня в основной своей массе из самых беднейших слоев населения, т.е. тоже из тех, для кого демократическая власть злая мачеха.

Сегодня для мятежа нет только определенной идеи и авторитетного политика сталинского толка, которому поверит армия. А когда (я не говорю "если", я говорю "когда" !) эти два момента возникнут и совпадут, то вся российская демократия не проживет и трех дней, и мы получим своего Пиночета (тоже ведь в сентябре 1973г.в Чили всю демократию и социализм за один день начисто смела обиженная и униженная армия).

Петр I нашел радикальное решение этой проблемы. Он ликвидировал стрелецкие полки (то бишь набор полков по контракту), перешел к принудительному набору солдат (читай - набор армии по призыву), а костяк армии - офицерский состав поставил выше всех сословий в стране, и сделал для высших слоев общества офицерскую службу обязательной. Он заставил аристократов самих защищать свою империю.

И это совершенно правильно - Ты считаешь себя со своими большими деньгами хозяином страны? Это твоя страна? Это твой режим? Он обеспечивает тебе богатство и процветание? Так изволь сам защищать и эту страну и этот режим, а не спихивать эту обязанность тем нижним слоям, для которых по большому счету все равно кто правит в стране - большевики, демократы или нацисты; ведь станки вертятся одинаково при всех режимах, земля рожает хлебушек при любой власти. Иначе солдатские штыки спихнут тебя за бугор, после чего тебе только и останется, что проедать то, что успел вывезти, да писать мемуары о том, как ты любил Россию и сколько хорошего ты для нее сделал. Слабое утешение восхвалять себя, став политическим трупом и лишним человеком в своей Родине.

Литература

1. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Москва. Просвещение.1993г.
2. Л.В.Беловитский. С русским воином через века. Москва. Просвещение.1992г.
3. ММ, Хренов и др. Военная одежда русской армии. Москва.Военное издательство. 1994г.
4. С. Охлябинин. Честь мундира. Чины Традиции Лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Москва. Издательство "Республика". 1994г.
5..В.Н.Земцов, В.А.Ляпин. Екатеринбург в мундире. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992г.
6.И.Голыженков, Б.Степанов. Энциклопедия военного костюма. Европейский солдат за 300 лет. 1618-1918. Издательство "Изографус". ЭКСМО-ПРЕСС. Москва. 2001г.
7. Военно-исторический журнал № 6-2004г.

Итоги первой войны с турками дали дальнейший толчок к военным реформам в России. Душой этих реформ был новый фаворит императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин . Под его энергичным руководством русская армия стала сильнейшей в Европе, а новый комплекс военной одежды назвали его именем - "потемкинским" мундиром.

Первые реформы были проведены почти сразу после окончания войны. В 1775 г. в кавалерии у кирасир отменили кирасы и каскеты на шляпах (последнее касалось и карабинер). В целом в регулярной кавалерии упразднились седла и ботфорты, заменяясь более легкими венгерскими седлами и сапогами, палаши заменили саблями. Драгуны были вновь реформированы в полки ездящей пехоты, цвет их мундиров изменился на зеленый.

Но глобальные перемены начались в начале 1780-х гг. в ходе подготовки новой войны с турками. Теперь все русские солдаты были одеты в единую и практичную униформу. Роды войск, как и прежде, различались цветами мундиров, а воинские специальности, например, в пехоте, обозначались цветами плюмажей на касках:

белый - гренадер, желтый - мушкетер, зеленый - егерь.

Из холодного оружия у мушкетеров остался только штык, а гренадеры вместо шпаги получили на вооружение саблю, у егерей для самообороны ввели пистолет, а унтер-офицеры и отборные стрелки получили штуцер.

В кавалерии множество существовавших родов оружия первоначально было сокращено до трех: карабинеров, легкоконных и кирасиров. Драгун к этому времени можно было считать ездящей пехотой. Все кавалеристы были одеты в одинаковые синие куртки с красным прибором, отличаясь незначительными деталями (цветом пуговиц, аксельбантами). Исключение составляла элита регулярной кавалерии - кирасиры. Они сохранили палевый цвет своих мундиров и разноцветный прибор для каждого полка. Еще большим исключением являлись мундиры кирасир полка наследника (великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I), продолжавших носить традиционные колеты и ботфорты. Появившиеся в 1790-х гг. несколько новых полков гусар и конных егерей отчасти изменили картину общего единообразия. Следует отметить, что единообразие это и без того было подтачиваемо мелкими и крупными новшествами, неизбежно возникавшими в полевой армии, долгое время ведущей военные действия.

В этот период впервые униформу получили несколько казачьих корпусов, прежде носивших только свои национальные костюмы.

Лебединой песней "потемкинского" мундира можно назвать форму конно-артиллерийских рот, сформированных в Санкт-Петербурге уже после смерти Потемкина под патронажем клана Зубовых (Платон Зубов был последним фаворитом императрицы Екатерины II).

Из книги: "300 лет европейского солдата (1618-1918)"
Энциклопедия военного костюма.