Эмоционально-образная терапия. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия Принципы и этапы

Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 255 с. — ISBN 978-5-7567-0529-4.Пособие дает комплексное представление о процессе консультиро­вания, его этапах (сборе информации, анализе запроса, заключении контракта и др.). Отдельное внимание уделяется структуре психологической проблемы и созданию терапевтической гипотезы. Отличительная особен­ность издания - рассмотрение частных теоретических моделей тех или иных проблем и возможных методов их решения. Основная задача книги состоит в том, чтобы нагляднее показать, "как это делается", поэтому она насышена примерами из практики автора и других психологов.Для студентов-психологов самых разных специализаций, психологов, уже занимающихся практикой консультирования, а также для тех, кто ин­тepecyeтcя практической психологией и ищет ответы на важные для него психологические вопросы.Принципы и этапы консультирования .
Психотерапия и консультирование.
Человек-субъект и человек-объект.
Психологическая проблема, ее структура и уровни. Типы проблем.
Консультативная беседа, ее этапы.
Сбор информации в процессе консультирования.
Общие принципы сбора информации.
Сбор невербальной информации о клиенте.
Оценка телосложения и телесной брони. — Черты лица. — Мимика и пантомимика. — Жесты. — Глаза. — Интонации и голос. — Манера одеваться, прическа, духи и косметика.
Инструментарий психолога.
Типы запроса.
Неконструктивные запросы.
Нереалистичные запросы. — Неопределенные запросы. — Манипулятивные запросы.
Конструктивные запросы.
Запрос об информации. — Запрос о помощи в самопознании. — Запрос о помощи в саморазвитии. — Запрос о трансформации. — Запрос о снятии симптома.
Анализ запроса и заключение контракта.
Неnриемлемые контракты.
Родительский контракт. — Контракт на изменение других. — Игровые контракты. — Вечные контракты. — Скрытые контракты.
Дополнительные контракты.
Контракты с клиентами поневоле.
Создание терапевтической гипотезы и ее проверка.
Процесс формирования гипотезы.
Проверка гипотезы.
Психологические модели проблем и методы решения .
Фобии.
Психологические модели возникновения фобий.
Модель травмы. — Модель В. Франкла. — Модель родительских предписаний. — Модель несчастного Внутреннего ребенка, или скрытого суицида. — Модель "обратного желания". — Истерические фобии. — Модель родительской тревоги (эмоциональной зависимости).
Методы работы с фобиями.
Tpeвora.
Психологические модели возникновения тревоги.
Тревога как самозапугивание. — Модель психологической травмы. — Тревога как результат переноса. — Тревога как результат обучения в семье (родительские предписания). — Тревога как оборотная сторона контроля. — Тревога как сдержанное возбуждение. — Тревога как средство избегания эмоционального конфликта.
Методы работы с тревогой.
Депрессивные состояния.
Психологические модели депрессивных состояний.
Депрессия как следствие суицидальных намерений. — Депрессия как результат подавления сильных чувств. — Депрессия как результат чувства вины. — Депрессия как результат психологической травмы. — Депрессия как результат потери смысла жизни. — Депрессия как результат комплекса неполноценности. — Депрессия как результат отказа от Эго-состояния Ребенка. — Депрессия как результат дезадаптивного мышления.
Методы психологической работы с депрессивными клиентами.
Печаль.
Психологические модели возникновения печали.
Печаль как результат поглаживаний за несчастье. — Печаль как результат родительского предписания. — Модель влияния окружающей культуры. — Модель мифа о рождении. — Модель потери любимого объекта.
Методы работы с проблемой печали.
Гнев.
Психологические модели возникновения гнева.
Модель семейного гнева. — Гнев как инструмент достижения цели. — Гнев как "спусковой крючок". — Модель происхождения гнева в результате переноса. — Гнев как компенсация чувства неполноценности. — Гнев как средство подавления нежелательных влечений. — Гнев как протест против опасных родительских предписаний. — Гнев как результат ранней травмы. — Гнев как средство защиты слабой части личности.
Методы работы с гневом.
Обвинения и обиды.
Психологические модели возникновения обвинений и обид.
Обвинения как парадоксальное стремление получить любовь. — Обучение обвинениям в родительской семье. — Обида как детское шантажное чувство.
Методы работы с обвинениями и обидами.
Ревность.
Психологические модели возникновения ревности.
Ревность как следствие комплекса неполноценности. — Ревность как результат родительских предписаний. — Перенос детской ревности на сегодняшние отношения. — Ревность как проекция собственных сексуальных желаний.
Методы работы с проблемой ревности.
Стыд и вина.
Психологические модели стыда.
Стыд как результат психологической травмы. — Родительские предписания как источник стыда.
Психологические модели чувства вины.
Воображаемая вина: родительские предписания. — Воображаемая вина: миф о рождении. — Воображаемая вина: вина перед всеми несчастными. — Воображаемая вина: вина экзистенциальная. — Воображаемая вина: депрессия с бредом вины. — Вина реальная: вина за постоянно совершаемый вред. — Реальная вина в прошлом.
Методы работы с проблемой стыда.
Методы работы с чувством вины.
Горе, утрата.
Методы психологической помощи при утрате.
Эмоциональная зависимость.
Психологические модели эмоциональной зависимости.
Эмоциональная зависимость как результат "капиталовложения". — Зависимость как результат психологического слияния.
Методы работы с эмоциональными зависимостями.
Навязчивые состояния.
Психологические модели навязчивых состояний.
Психоаналитическая модель. — Модель В. Франкла. — Модель навязчивых действий как ритуалов, "помогающих" избежать несчастья.
Методы коррекции навязчивых состояний.
Психосоматические проблемы.
Психологические модели психосоматических проблем.
Психоаналитическая (конверсионная) модель. — Модель вегетативного невроза Ф. Александера. — Психосоматические симптомы как результат родительских предписаний. — Психосоматические проблемы как результат стремления к выгоде.
Методы коррекции психосоматических проблем.
Подавленные и вытесненные чувства.
Психологические модели подавленных и вытесненных чувств.
Подавленный и вытесненный гнев. — Подавленный и вытесненный страх. — Подавленная и вытесненная печаль. — Подавленное и вытесненное чувство вины. — Подавленный и вытесненный стыд.
Методы работы с подавленными и вытесненными чувствами.
Различные направления психологического консультирования (краткая характеристика).
Консультирование по телефону.
Семейное консультирование.
Консультирование по сексуальным проблемам.
Консультирование детей и родителей.
Консультирование лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.
Консультирование в бизнесе.
Консультирование в спорте.
Консультирование в политике.Заключение.
Дополнительная литература.

Линде Николай Дмитриевич — кандидат психологических наук, профессор.

Родился в Москве, окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1973 г.). Обучался в аспирантуре Института психологии АН СССР (в настоящее время — ИП РАН). Кандидатская диссертация защищена под руководством профессора К.В. Бардина на тему «Зрительные пороги обнаружения колебательного движения» (1983 г.).

В Московском гуманитарном университете преподает с 1987 г., в должности профессора с 2000 г., ученое звание доцента присвоено в 1993 году.

В практике консультирования он использует новую (разработанную им) методику трансформации образов в коррекции эмоциональных состояний. Эта методика позволяет быстро и эффективно избавлять людей от разнообразных психосоматических проблем, фобий, депрессии, последствий стресса и т. д. Многие ученики Линде Н.Д. (их уже около 200) успешно работают в практической психологии, оказывая реальную помощь людям. Работы Н.Д. Линде хорошо известны профессиональным психологам по серии публикаций в журнале «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Журнал практического психолога».

Он регулярно проводит семинары по эмоционально-образной терапии для психологов-практиков из различных регионов страны на базе консорциума «Социальное здоровье России».

Н.Д. Линде является президентом «Центра эмоционально — образной терапии Линде Н.Д.».

Книги (3)

Основы современной психотерапии

В учебном пособии «Основы современной психотерапии» представлена достаточно полная картина различных направлений современной психотерапии.

Классический психоанализ 3.Фрейда, аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, бихевиористская психотерапия, телесная терапия, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, когнитивная терапия, экзистенциальная психотерапия, нейролингвистическое программирование, трансперсональная психотерапия, психодрама, эмоционально-образная терапия, трансактный анализ Э.Берна, дианетика и групповая терапия. Рассмотрены отличия традиционного медицинского и современного психотерапевтического подходов к пониманию причин психического нездоровья и способов его исцеления.

Психологическое консультирование. Теория и практика

Пособие дает комплексное представление о процессе консультирования, его этапах (сборе информации, анализе запроса, заключении контракта и др.).

Отдельное внимание уделяется структуре психологической проблемы и созданию терапевтической гипотезы. Отличительная особенность издания — рассмотрение частных теоретических моделей тех или иных проблем и возможных методов их решения. Основная задача книги состоит в том, чтобы нагляднее показать, «как это делается», поэтому она насыщена примерами из практики автора и других психологов.

Эмоционально-образная терапия. Теория и практика

Эмоционально-образная терапия - это сравнительно новое и оригинальное направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений.

Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев - нападать. «Застрявшие» эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы.

Это направление позволяет использовать теоретические и практические открытия различных психотерапевтических школ, начиная с психоанализа и заканчивая нейролингвистическим программированием.

Н. Д. Линде

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Учебное пособие для студентов вузов

Ра з д е л 1

Глава 1.

Психотерапия и консуЛЬтирование ..........................

. ........ ......... ............

Глава 2.

Человек-субъект и человек-объект ......... ..... ....... ..... ............

. ........ .... . .

Глава 3.

Психологическая проблема, ее структура и уровни.

Типы проблем " .....................................................................................

Глава 4.

Консультативная беседа, ее этапы .......... . . . ...... . .. . . . ......... ..

........ ...........

Глава 5.

Сбор ниформации в процессе консультирования ..... . ...........

. ... ..... . . .....

Общие принципы сбора информации .. .... . . .. ....... . . ..... ...........

. ..... . ....

Сбор невербальнои информации о клиенте ....... . .. . ........

.. ...... . ..... ....

Оценка телосложения и телесной брони.................... ..

. ..... ..............

Черты лица ....... .... ............. .... ........... ......... ..... ........ ..............

. ..........

Мимика и nантомимика ...................... .............. ..............................

Жесты .......................... ...... . ..... ............ .............. .....................

. ..... .. .

Глаза .................................................................................................

Манера одеваться, прическа, духи и косметика.. .... ....

. ...................

Глава 6.

Инструментарий псиХолога ............. .............. ................. ..

. ... ...... .........

Глава 7.

Типы запроса ................................. .. ...................................

. ................

Неконструктивные запросы . .... ...... ........ . ........... . ...........

. ..... ........ .....

Нереалистичные запросы ..... ................. . .... ................. .....

.. ..............

Неоnределенные запросы ..... .......... ... ........ ... ...........................

. .... .....

Маниnулятивные запросы ........... ...... .. . ... .. ... ....... .. ..... ...........

. ... . . . . ...

Конструктивные запросы ...... ......... .... .... . .............. .... .... ....

. ..... ..........

Запрос об информации ...... ................ .............................

........... .... ....

Запрос о помощи в самопознании ............. .... .... .... .. ...........

... ........... .

Запрос о помощи в саморазвитии. ..........................................

. .........

Запрос о трансформации ..... ................. ............. . .................

. ...... .....

Запрос о снятии симптома ..............................................................

Глава 8.

Анализ запроса и заключение контракта ... .................... ....................

Неnриемлемые контракты ................................ .......... ...........

. ......... . .

Родительский контракт ..................................................................

Контракты на изменение других ...... ....... .. ... ........ ...... .....

. .. ....... ..... .

Игровые контракты ...... ................ ............ ....... . ......................

. .......

В ечные контракты ... .. .............. .................. ..... .... . ..........................

Скрытые Контракты ......................................................

.................

Дополнительные контракты . ...... ............. ..... .... ..... .... .... .....

Контракты с клиентами поневоле .......... . ...............................

Модель мифа о рождении

.. ... ... .... ......... ...... ... .. ......

... . . ...... ....... ... .

Модель манипуляции с помощью печали . .. . .. .. ....

........ ..... .. .. .... ..

Модель потери любимого объекта ... .. . . . ... . . ... . ..

. . ...... .. .. .... ... .. .

Методы работы с проблемой печали. ..... ... .. . .......

...... .. . ... . .. ... . . ..

Глава 5.

lПев ..........................................

... . . . ................................

....................

Психологические модели возникновения гнева .

.. .. . .. .. ...... .........

Модель семейного гнева . .. . .

.. .. .... .. ...... ... . .. ....... ..... ....

.. ... .... .. ........ ....

Гнев как инструмент достижения цели........................................

Гнев как «спусковой крючок» . ........ . . . . . . . . ..... .. . ...

... .... .. .. . .... ..... .

Модель происхождения гнева в результате переноса. ... . .. . . ... .... .

Гнев как компенсация чувства неполноцеююсти ........

. .. ..... ...........

Гнев как средство подавления нежелатеЛЬНblХ влечений . . . . .. . .. . . . .

Гнев как протест против опасных родительских предписаний .....

Гнев как результат ранней травмы. ... . . . ... .. .... .. .. .

. ..... ... .... . ...... ... ..

Гнев как средство защиты слабой части личности . . . ...... . .. . ... .. .. .

Методы работы с гневом... ...

. .... ... ..... ..... .... .. . . ...........

... ... ..... .... .... ..

Глава 6.

Обвинения и обиды .. . .... ... . .

:.............................................................

Психологические модели возникновения обвинений и обид ... .. . .

Обвинения как парадоксальное стремление получить любовь. . .... .

Обучение обвинениям в родительской семье .... .. . . .

. . . . . . . . .. .... ......... ...

Обида как детское шантажное чувство ............

... ..... ...... .......... .

Методы работы с обвинениями и обидами... ..... ..

.... .. ... ... ..... ..... ...

Глава 7.

Ревность . .. . ... . ....

..... ....... ....

.. . . . ... ........ .......... .. ...

....... ..... ....... . . .. .

Психологические модели возникновения ревности... ........ ...... .. . .

Ревность как следствие комплекса неполноценности ...................

Ревность как

результат родительских предписаний ... . ... .. ... . . .. . .. .

Перенос детской ревности на сегодняшние отношения .. ... .. .. . .... . ..

Ревность как проекция собственных сексуальных желаний . ... .. .

Методы работы с проблемой ревности . ... .......... ..

. ... ..... ........ ........ ..

Глава 8.

Стыд и вина ......

. .. . .. ...... .....

Психологические модели стыда . . ... . ..... . .. ....... .. . ..

Стыд как результат психологической травмы . ........

. .... .... .... ..... .

Родительские предписания как источник стыда.

.. ......... ..... ... ..... .

Психологические модели чувства вины... ..... ... .. .

......... .......... ... . .

Воображаемая вина: родительские предписания.

... ... ..... ... .... ... . :...

Воображаемая вина: миф о рождении.. . . . .. . .. ... .. . .

.. ... ..... ...... .. .... .

Воображаемая вина: вина перед всеми несчастными . . .. ... . .. .... . .. .

Воображаемая вина: вина экзистенциальная .. . .......

.......... ... ..;.....

Воображаемая вина: депрессия с бредом вины ... .

.. . .. .. ..... . .. .. . .

Вина реальная: вина за постоянно совершаемый вред . . . .. .. ...... .... .

Реальная вина в прошлом.. ..

. ... ..... ...... .......... ... .........

.... ..... ...... .... .. .

Методы работы с проблемой стыда .. .. . .. .. .. .... . .... ..

.. . .. ... . ............ . .

Методы работы с чувством вины.....................................................

Глава 9.

Горе, утрата . ... . ....

..... .... ...... ....

.. ... .... ...... ... .... ........ .

.. ... ...... ...............

] 99

Методы психологической помоши при утрате. . . .

... . ... . .... . . . ... .

Глава 10.

Эмоциональная зависимость....... . ..... . . . .... . . .. ..

. .. ..

... . ......

Психологические модели эмоциональной зависимости. ..

. ..... ...

Эмоциональная зависимость как результат

«капиталовложений». ..... ... .... . ..... .. .. ... . .... .

. ........

.... . .....

Зависимость как результат психологического слияния . ......

. ......

Зависимость как черта орального xnрактера..

.... . . .

.....

Методы работы с эмоциональными зависимостями..

.... . .

Глава 11. Навязчивые состоЯJIИЯ. ..... . . . . ..... .... .. .... .... ...

. .... ....

Психологические модели навязчивых состояний . .....

. .. ...

Психоаналитическая модель . ...... ... . .... . . . .........

Модель В. ФраНкла. ....... ............ . ..... ..... . .........

.. .. . .....

Модель навязчивых действий как ритуалов, <<помогающих»

избежать несчастья.. . . . .... . . ...... ......... . . ..... . .

. .... . . ..

. .. .

Методы коррекции навязчивых состояний .. . . ..

. . .......

... ........

Глава 12.

Психосоматические проблемы......... ...... . .. ... ... ....

.. .......

...... ...

Психологические модели психосоматических проблем ...

.. . .. .

Психоаналитическая (конверсионная) модель . .

. .. ..

. .. .

Модель вегетативного невроза Ф. Александера.

.. .......

. . . ..

Психосоматические симптомы как результат родительских

предписаний. .... ...... ...... ... .. ........ ...... ......... ....

.. . .. .......

Психосоматические проблемы как результат стремления

к выгоде... ....... ..... . . ... . ............ ... . ........ ......

..... .......

. :..............

Методы коррекции психосоматических проблем .. .. . . ..

. ..... ...

Глава 13.

Подавленные и вытесненные чувства.. .... ..... .. . . .

... .... ..

... .....

Психологические модели подавленных и вытесненных чувств

Подавленный и вытесненный гНев..... ....... ..... ....

. ......

Подавленный и вытесненный страх

Подавленная и вытесненная печаль................................................

Подавленное и вытесненное чувство вины................

....................

Подавленный и вытесненный стыд................................................

Методы работы с подавленными и вытесненными чувствами......

Глава 14.

Различные направления психологического консультирования

(краткая характеристика) .. . ..... ..... .... .... ..... ......

..... .....

..... .....

Консультирование по телефону .. .. . .. .... . . . .... .

.. ..... ......

..... ..

Семейное консультирование ..... . . . ...... . . . . ........

.. .. . .

. ......

Консультирование по сексуальным проблемам ...

..........

Консультирование детей и родителей .. . .. ........ .

..... . ...

.......

Консультирование лиц с алкогольной и наркотической

зависимостью ...... ..... .. . .. .. ..... ..... .... .... ........

.......................

Консультирование в бизнесе ... ... ..................................

Консультирование в спорте..... ... ...... . ......................................

Консультирование в политике...............................................

Заключение......

:........................................................................................

Дополнительная литература...... .. . .... . .. . . ..... ............ ........

.. ....... .

... . . .

РАЗДЕЛ I

ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ф ективно проводить психологическое консультирование. Поэтому тех

психологов, которые не знакомы с теорией и практикой психотерапии,

мы еще раз настоятельно отправляем к соответствующей литературе,

тренингам, мастер-классам и т.д.

Контрольные вопросы

1. Какие области психологического консультирования вам известны?

2. Какими признаками отличается психологическое консультирование от

психотерапии?

3. Каких тем касается современная литература, посвященная психологи­ ческому консультированию?

4. Что общего между психологическим консультированием и психотера­ пией?

5. Какого рода клиенты могут проходить психологическо(} консультиро­ вание, а какие - нет?

1 . Классен И. А. Практическая психотерапия. М., 2004.

2. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993. 3. Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. М., 2002.

4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.

s. Основные направления современной психотерапии / Подред. А. М. Бо- ковикова. М., 2000.

6. Романин А. Н. Основы психотерапии. Ростов н/д, 2004.

7. Соколова Е. Т Общая психотерапия. tyI., 2001.

8. Таланов В. Л, Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога.

СПб.; М., 2005.

--- --

ЧЕЛОВЕК-СУБЪЕКТ И ЧЕЛОВЕК-ОБЪЕКТ

Поскольку в психологическом консультировании клиент рассмат­ ривается как субъект своих 1сихологических проблем, своего мышле­ ния, своих чувств, то следует подробнее остановиться на этом понятии в контексте психотерапевтических задач.

Человек может быть и субъектом, и объектом, причем одновремен­ но и тем и другим: все зависит от той роли, которую он играет в опреде­ ленном взаимодействии. Например, когда он самостоятельно решает, пойти ему к зубноf>!Y врачу или нет, то он субъект, но в зубоврачебном кресле он объект лечения, несмотряна то что испытывает при этом очень сильные субъеkтивные переживания - это не меняет его объектной роли в контексте манипуляции врача.

Нельзя говорить, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом - всегда плохо, все зависит от контекста. Когда мы добровольно позволя­ ем зубному врачу лечить нам зубы или водителю везти нас в машине, то ничего в этом плохого нет. Плохо, когда человек находится в положе­ нии объекта против своей воли, если он, например, ограничен внешни­ ми обстоятельствами или не может решить своей психологической про­ блемы, пребывает в состоянии психо ика.

Психологическая проблема (или тупик) ограничивает проявления личности как субъекта, человек не способен действовать свободно, Т.е. субъектно, даже если знает, как надо действовать. Заметим, что мы го­ ворим о «субъектности» как способности быть субъектом в отличие от «субъективности», подчеркивающей субъективный, Т.е. индивидуаль­ ный, подход в восприятии, мышлении и т.д.

Задача психотерапевта - освободить человека от рабской зависимости,

сделать его в большей сте пени субъектом в контексте травмирующей си­

туации, что позволит ему найти адекватное решение.

Здесь уместна аналогия с живой бабочкой, посаженной на иголку. Бабочка везде свободна и вполне жизнеспособна, кроме одной точки, в которой она проколота и прикреплена к бумаге. Из-за точки, где она не может преодолеть своей объектности, как ни старается махать крылыш-

ками, страдает вся ее жизнедеятельность. Задача состоит в том, чтобы вынуть иголку, вернуть утраченную субъектность, и бабочка улетит.

Наверное, первым, кто поставил в психотерапии проблему клиента как субъекта и создал клиентоцентрическую терапию, был один из ро­ доначальников гуманистической психотерапии Карл Роджерс. Главное, что он постулировал, это наличие в человеке-субъекте собственных, внутренних сил здоровья и саморазвития. Мы разделяем его гуманис­ тическую позицию и считаем, что психологическое консультирование должно освобождать человека-субъекта, опираясь на его собственные ресурсы и возможности.

Для дальнейшего изложения необходимо расширить теоретическое понимание чеЛОI?ека как субъекта в его противопоставлении человеку­ объекту. Уже бьшо сказано, что индивид может переходить из одного состояния в другое, но в ряде случаев его состояние устойчиво фикси­ ровано в позиции объекта, а освобождение может прийти только при использовании ресурсов позиции человека-субъекта. Укажем следую­ щие шесть отличий человека в позиции субъекта от человека в позиции

объекта, что существенно прояснит суть консультативной работы.

1. Субъект автономен. Это выражается в трех основных видах дей­ ствий: а) инициативе, т.е. в спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях и Т.д.; б) принятии решений, в частности выборе из ряда альтернатив; в) самореализациu, т.е. самостоятельных действиях по во­ площению в жизнь своих решений и намерений.

Человек в состоянии объекта, напротив, несвободен в своих дей­ ствиях, его поведение детерминировано, он предсказуем, потому что лишен спонтанности, находится в жесткой зависи ости от чего-либо. Вместо проявления иниuиативы он находится в состоянии вечного ожи­ дания чего-то, например инструкций и указаний начальства, советов друга, второго пришествия, чуда и Т.Д. Вместо принятия решения он ПРО-" являет амбивалентность, желание перенести ответственность за приня­ тие решения на кого-то другого, сам не знает, чего хочет, принимает решение и тут же передумывает и Т.Д. Вместо самореализации он де­ монстрирует исполнительское повед ние, легко подчиняется обстоя­ тельствам или чужому влиянию, действует порой автоматически и даже во вред самому себе.

2. Субъект аутентичен, т.е. является самим собой, а не кем-то другим,

и принимает решения, опираясь на собственное понимание ситуации, своих интересов, последствий своих действий. Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает себя. Он искренен, и то, что он говорит и делает, не расходится с содержанием его внутреннего мира (убеждениями, чувствами и т.д.).

В состоянии объекта внутренний мир человека как бы остается вне игры и, если такое состояние начинает доминировать в жизни индиви-

да, постепенно деградирует. Объектное состояние мешает пониманию мотивов собственного поведения и собственных чувств. Происходит разъединение сознания и реального поведения, ме)lЩy ними возникает конфликт: человек действует вопреки своим внутренним целям, идет

против собственной совести и т.р,. Или он живет наподобие биоробота,

следуя раз навсегда утвержденным правилам и программам, даже не за­ думываясь об их адекватности или соответствии реальности.

3. Субъект самотрансформируется, он может сформировать в самом

себе какие-то новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанным и открытым к наваму качеству, наваму апыту.

В состоянии объекта человек, наоборот, не способен измениться па

атношению к некоторой проблемной ситуации, его паведение стереа­ типно, он не воспринимает новое, если оно противоречит сложившим ся формам поведения или устоявшимся представлениям. Например, человек уверяет всех, что. ему нужно бросить курить, при этом ничего не делает, чтобы действительно бросить, зато он мажет четка объяснить

каждому желающему ему помачь, почему любой предлагаемый способ отвыкани я ат курения ему не подайдет. В то же время в других атнаше ниях ан сохраняет €вою субъективность и способен меняться, на в ат­

ношении курения остается как бы парализованным, неподвижным или

ходит па закалдованному кругу .

4. Субъект развивается, т.е. способен к самосавершенствованию, личностному росту. Это значит, что сегодня он может справляться с за­ дачами более сложными, чем решал вчера, а завтра он будет решать еще

более слажные проблемы, которые сегодня ему еще не па силам. Это

относится и к интеллектуальным, и к творческим способностям, и к личностному развитию челавека. Последнее особенно важно для пси хотерапии, патому что личность на пути своего развития постаянна стал

киBaeTcя С все более сложными нравственно-эмоциональными пробле

мами И, решая их, самасовершенствуется.

Человек, «завязший» В тупике, в какой-то степени теряет свою спо­ собность к личнастному росту и тем самым уподобляется объекту, кото­ рый не развивается. В этам случае он реализует репродуктивные, а не твор ческие (продуктивные) схемы поведени я. Он может быть способен к

изменениям , но часто для решения проблемы необходимо как бы вырас

ти над самим собой, а не использовать все новые способы одного и того

же типа, т.е. необходимо выйти на новый уровень личностного роста.

5. Субъект в своих сегодняшних действиях и решениях исходит из некоторого представления о своем будущем, строит некоторую лично­ стную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмыс­

ленности своего существования. Ради будущего человек способен пе

ренести огромные тяготыI «здесь И сейчас», а чувство перспективы жи зни,

открытого горизонта является необходимым условием здорового са-

нем качества субъекта, способность решать свои проблемы самостоя­ тельно.

Парадокс состоит в том, что обычно клиент приходит к психологу в надежде переложить на него груз ответственности за решение своих проблем и сохранить свое состояние объекта в другой форме.

ПОМОЩЬ заключается в том, чтобы делат ь человека сильнее, свободнее,

чтобы он сумел сам выйти из своего психологического тупика, иначе че­ рез какое то время он снова в него попадет.

Однако чтобы эффективно помогать в высвобождении из подобно­ го тупика, следует ясно представлять, каким образом человек туда по­ падает. Поэт ому рассмотрим модель психологического тупика (пробле­

мы), в котором обычно пребывает клиент психотерапевта, в результате чего и оказьmается в роли Страдающего объекта. Из последующего бу­ дет понятно, как осушествляется переход из состояния субъекта в со­ СТОЯЩ1е объекта и в каком направлении необходимо вести работу для освобождения клиента.

К онтрольные вопросы

1. Чем различаются человек-субъект и человек-объект?

2. Всегда ли быть «объектом» плохо?

3. Почему задача консультанта - освободить индивидаиз позиции объект­

4. Какиепсихологические параметры свойственны человеку-субъекту и ка­ кими возможностями он обладает?

5. Почему ногда выгодно быть объектом?

заболевания нерешенную психологическую проблему. Впрочем, и со­ временная медицина считает неврозьr психогенными, а также обрати­ мыми заболеваниями.

Невротические состояния и реакции становятся постоянными (или они периодически возврашаются). Сюда относятся такие типы проблем

(или адаптации): навязчивые страхи (фобический невроз), невроз навяз­ чивости (обсессивно-компульсивный невроз), ипохондрия, истерия, не­ вроз тревоги, анорексия, булимия и т.п. На этом же уровне сложности можно расположить психосоматические заболевания, к которым обыч­ но относят: астму, гипертонию, язву желудка, аллергию, головные боли и многие другие, а также такие проблемы, как алкоголизм и табакокуре­ ние. Сюда же следует отнести явление посттравматического стресса.

Во всех этих случаях в основе «заболеваний» лежат глубинно-пси­ хологические фиксации, связанные обычно с особенностями детского развития индивида (за исключением посттравматического стресса). Это может быть комплекс кастрации (по З. Фрейду), комплекс неполноцен­ ности (по А. Аплеру), неадаптивный сценарий жизни (по Э. Берну) и

другие психологические факторы.

Фиксации сильные и в смысле их ригидности, и в смысле силы са­ мих фиксированных чувств. Освобождение от фиксации не поддается сознательным усилиям, человек ОШуШает свое бессилие перед пробле­ мой. Он не допускает в сознание истинных причин фиксации, исполь­ зует защиты (в психоаналитическом смысле), чтобы избегать понима­ ния самого себя. Может противиться терапевтической помощи, если она вскрывает истину и направлена на освобождение от фиксации.

Субъектность повреждена в обширной области жизнедеятельности,

сознание ограничено, стереотипность повышается, мышечное и пси­ хологическое напряжение растет, увеличивается масса негативных эмо­ ций. Развивается ощущение бессилия, беспомошности и бесперспек­ тивности (т.е. состояния объектности).

6. Уровень психопатий (или расстройств личности).

Сюда относятся болезненные искривления характера; Т.е. здесь ис­ кажается уже самаличность. Вьщеляются шизоидная, истероидная, эпи­ лептоидная, гипертимная и другие типы психопатий. Также к этому уровню относятся сексуальные изврашения и маниакальные типы по­ ведения. СуШествуют, например, патологические лгуны, игроки и т.д.

На уровне психопатий можно условно расположить и наркоманию.

Сознание таких индивидуумов не столько затуманено или сужено,

сколько искажено. В их внутреннем мире доминируют отрицательные эмоции: гнев, страх, ненависть, отчаяние... Иногда это внешне неза­ метно, но в критической ситуации эти эмоции прорываются в патоло­ гическойформе. Постоянное напряжение проявляется в специфическом

логических проблем, с которыми сталкивается на праiтике, и не брать­ ся за задачи, которые не входят в его компетенцию. В то же время он может консультировать по психологическим проблемам даже тех инди­ видов, которые находятся за гранью психической нормы, они тоже име­ ют психологические проблемы. Во всех случаях он должен способство­ вать освобождению субъекта от той или иной ограничивающей его эмоциональной фиксации.

К онтрольные вопросы

1 . Какова структура психологических проблем?

2. В чем суть психотерапевтического решения проблемы?

3. Какие «решению> психологической проблемы следует считать нетера­ певтическими или даже антитерапевтическими?

4. Что происходит в случае адекватного терапевтического решения в субъективном мире клиента? . _

5. Какие уровни психологических п р облем можно вьщелить?

6. Какизменяются психологическиесвойствасубъектаприпереходе от од­

ного уровня проблем к другому?

7. Какие типы п <: ихологических проблем на разных уровняхвы можете на­ звать?

1 . Блазер А., Хайм Э., Рингер х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. М., 1998.

2. Васuлюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1 984.

3. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994.

4. Каплан r. И, Сэдок Б. ДЖ. Клиническая психиатрия. М., 1994. 5. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. СПб., 2000.

6. Кениг К. Когда нужен психотерапевт... М., 1 996.

7. Комер Р. Патопсихология поведения: Нарушения и патологии психики.

СПб.; М., 2005.

8. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М., 1998.

9. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 1999.

10 . Свит К. Соскочить с крючка. СПб., 1997.

1 1 . Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1 997.

12. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

АННОТАЦИЯ
Эта книга рассчитана, прежде всего, на психологов-практиков, психоте-рапевтов, студентов психологических вузов, но может быть интересна и самым обычным людям, которые интересуются практической психологией и возможностями оказания психологической помощи самим себе и другим людям.
Эмоционально-образная терапия – это сравнительно новое и оригиналь-ное направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррек-ции тех или иных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев – нападать. “Застрявшие” эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы. Нами были обнаружены и систематизированы многочисленные приемы работы с образами, позволяющие выявить структуру психологической проблемы и решить ее с помощью внутренней работы.
Это направление позволяет использовать теоретические и практические открытия различных психотерапевтических школ, начиная с психоанализа и заканчивая нейро-лингвистическим программированием.

ГЛАВА 1. Теоретические основы эмоционально-образной терапии
ГЛАВА 2. Методические приемы эмоционально-образной терапии
2.1 Схема терапевтической работы
2.1.1 Клиническая беседа
2.1.2 Прояснение симптома
2.1.3 Создание образа
2.1.4 Исследование образа
2.1.5 Проверка на фиксацию
2.1.6 Трансформация
2.1.7 Интегрирование образа с личностью (соматизация)
2.1.8 Ситуационная проверка
2.1.9 Экологическая проверка
2.1.10 Закрепление
2.2 Основные приемы трансформации образов в ЭОТ
2.2.1. Созерцание
2.2.2 Мысленное действие
2.2.3 Диалог с образом
2.2.4 Взаимодействие противоположностей
2.2.5 Замена образа
2.2.6 Передача чувства
2.2.7 Прослеживание судьбы образа
2.2.8 Свободное фантазирование
2.2.9 Расширение осознания
2.2.10 Волшебство
2.2.11 “Возвращение подарка”
2.2.12 Конверсия негативной энергии
2.2.13 “Разжимание лапки”
2.2.14 Парадоксальное разрешение
2.2.15 Контрпредписание
2.2.16“Выращивание” части личности (или энергитизация)
2.2.17 “Перераспределение акций”
2.2.18 Организация новых отношений с частью личности
2.3 Дополнительные приемы
2.3.1 Поиграть с грязью
2.3.1 Вдыхать пустоту
2.3.3 Разрешить образу проявить свой потенциал
2.3.4 Высвободить энергию чувства
2.3.5 Признать важность образа
2.3.6 Созерцать дождь
ГЛАВА 3. Преимущества и особенности метода
3.1 Преимущества метода.
3.2 Дополнительные правила
3.3 Отличия от близких терапевтических школ
ГЛАВА 4. Эмоционально-образная терапия на практике.
4.1 ЭОТ в исцелении психосоматических заболеваний.
4.1.1. Исцеление головных, сердечных и других болей
4.1.1.1 Метод созерцания
4.1.1.2 Метод прослушивания боли
4.1.1.3 Метод обоняния боли
4.1.1.4 Метод мысленного действия
4.1.1.5 Метод выражения чувства
4.1.1.6 Метод диалога
4.1.1.7 Программа самоисцеления
4.1.2 Работа с ПМС
4.1.3 Работа с аллергией в ЭОТ
4.1.4 Другие психосоматические проблемы
4.1.4. 1 Хронический ринит
4.1.4.2 Бронхиальная астма
4.1.4.3 Язва желудка
4.2 ЭОТ в лечении фобий
4.2.1 Модель травмы
4.2.2 Модель В.Франкла
4.2.3. Модель родительских предписаний
4.2.4 Модель «несчастного внутреннего ребенка» или скрытого суицида
4.2.5 Модель «обратного желания»
4.2.6 Истерические фобии
4.3 ЭОТ в работе с чувством потери и эмоциональной зависимостью.
4.4 ЭОТ в разрешении конфликтов
4.5 ЭОТ в работе с гневом
4.5.1 Метод отреагирования
4.5.2 Метод воображаемого двойника
4.5.3 Метод энергитизации
4.5.4 Метод конверсии агрессивной энергии
4.5.5 Метод высвобождения гнева через воображаемый звук или поток энергии
4.6 ЭОТ в работе с депрессивными состояниями
4. 7 Работа с последствиями тяжелой травмы
4.8 Работа с последствиями родовой травмы
ГЛАВА 5. Упражнения для групповых и индивидуальных занятий, используе-мые в ЭОТ
5.1 Введение
5. 2 Цикл упражнений на релаксацию
5. 2.1 Расслабление по системе йоги
5.2.2 Упражнение «Уютное место»
5. 3 Упражнения многоцелевые
5.3.1 Упражнение 1. «Рисунок тела»
5.3.2 Упражнение 2. «Путешествие по дну моря»
5.4 Упражнения для работы с телесным выражением эмоциональных про-блем
5.4.1 Общие рекомендации по выполнению упражнений
5.4.2 Упражнение 1. «Звучание тела»
5.4.3 Упражнение 2. «Эмоции тела»
5.4.4 Упражнение 3. «Дыхание тела»
5.4.5 Упражнение 4. «Поток воды в теле»
5.4.6 Упражнение 5. «Свет тела»
5.4.7 Упражнение 6. «Тело - цветок»
5.4.8 Упражнение 7. «Внутреннее пространство»
5.4.9 Упражнение 8. «Промывание энергиями»
5.4.10 Упражнение 9. «Энергия роста»
5.4.11 Упражнение 10. «Маятник тела»
5.5 Цикл упражнений для работы с эмоциональными проблемами
5.5. 1 Упражнение 1 «Возвращение чувств»
5.5.2 Упражнение 2 «Возвращение сердца»
5.5.3 Упражнение 3. «Знакомство с гневом»
5.5.4 Упражнение 4. «У страха глаза велики»
5.5.5 Упражнение 4. «Круг радости»
5.5.6 Упражнение 5. «Круг счастья»
5.5.7 Упражнение 6. «Круг живой жизни»
5.5.8 Упражнение 7. «Круг энергии»
5.5.9 Упражнение 8. «Путешествие в мрачную страну»
5.5.10 Упражнение 9. «Обвинения»
5.5.11 Упражнение 10. «Чувство вины»
5.5.12 Упражнение 12. «Апатия, чувство пустоты»
5.5. 13 Упражнение 13. «Чувство неуверенности»
5.6 Цикл упражнений на экзистенциальные темы
5.6.1 Упражнение 1. «Поиск смысла жизни»
5.6.2 Упражнение 2 «Прекращение вечной борьбы»
5.6.3 Упражнение 3 «Быть здесь и теперь»
5.6.4 Упражнение 4. «Отпустить страдания»
5.6.5 Упражнение 5. «Свободное плавание»
5.6.6 Упражнение 6. «Отказ от уникальности»
5.6.7 Упражнение 7 «Компания друзей»
5.6.8 Упражнение 8. «Обретение семьи»
5.6.9 Упражнение 9 «Дерево»
5.6.10 Упражнение 10 «Чувство долга»
5.6.11 Упражнение 11. «Излучение доброты»
Краткий словарь образов
Рекомендуемая литература

ПРЕЗИДЕНТ Центра ЭОТ Линде Н.Д.

Кандидат психологических наук

Профессор МосГУ и Института психоанализа

Действительный член Профессиональной...

Общий стаж работы психологом - 38 лет.

Психолог-практик с 20-летним стажем.

Среди них:

Линде Н.Д. Основы современной психотерапии . Москва, 2002. Изд-во «Академия».

Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика . М., 2004. Изд-во МосГУ.

Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. Москва, Аспект-Пресс, 2009.

Н.Д. Линде имеет диплом о присвоении ему особого статуса в Профессиональной Психотерапевтической Лиге за особый вклад в развитие психотерапии.

Н.Д.Линде является обладателем Сертификата преподавателя международного уровня.

В октябре 2011 г. автору эмоционально-образной терапии был выдан Сертификат о признании Профессиональной психотерапевтической лигой в качестве авторского продукта Базового учебного курса «Эмоционально-образная терапия».

Образование: МГУ им. Ломоносова (факультет психологии)

Ведущий мастер-класса по эмоционально-образной терапии

Ведущий семинаров:

1. Эмоционально-образная терапия аллергий и психосоматических заболеваний

2. Эмоционально-образная терапия проблем мужественности и женственности

3. Эмоционально-образная терапия фобий, тревоги и тревожности

4. Эмоционально-образная терапия эмоциональных зависимостей

5. Эмоционально-образная терапия: работа с горем, потерями

6. Эмоционально-образная терапия: работа с болью

7. Телесно-ориентированная психотерапия

Основные направления работы:

  • - работа с зависимостями
  • - работа с горем, утратой, потерей
  • - суицид и суицидальные мысли
  • - потеря смысла жизни
  • - психосоматические проблемы (аллергии, заболевания органов дыхания и пищеварения, сердечно-сосудистые заболевания. заболевания кожи, головные боли)
  • - депрессия
  • - неуверенное поведение и комплексы
  • - синдром хронической усталости
  • - самооценка
  • - посттравматическое стрессовое расстройство
  • - психологические травмы
  • - проблемы успешности
  • - тревога и фобические состояния
  • - сексуальные дисфункции у мужчин и женщин
  • - личностный рост
  • - работа от запроса (проблемы) клиента.

Методические основы работы:

  • - эмоционально-образная терапия
  • - гештальтерапия
  • - НЛП
  • - поведенческая психотерапия
  • - логотерапия
  • - телесно-ориентированная психотерапия
  • - ребефинг
  • - психоанализ
  • - символдрама
  • - процессуальная терапия А.Минделла

Теоретические основы работы:

  • - Психоаналитическое и психодинамическое направление
  • - Индивидуальная терапия А.Адлера
  • - Телесная терапия В.Райха
  • - Транзактный анализ Э.Берна
  • - Философско-практические идеи йоги, даосизма и буддизма