Деятельность как способ существования людей. Различия между деятельностью человека и поведением животного Человек Не только приспособление, но и преобразование. Деятельность как способ существования человека

  • 4. Основные функции философии. Соотношение философии и науки, философии и обыденного знания.
  • 5. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.
  • 6. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм.
  • 7. Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.
  • 8. Категория материи. Современные представления о системной организации материи.
  • 9. Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие.
  • 10. Темпоральность универсума: время, вечность, мгновенность. Основные концепции времени и пространства.
  • 11. Универсум как единство космоса и хаоса. Концепция детерминизма. Понятие системы. Категория закона.
  • 12. Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального
  • 13. Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм.
  • 1. Гносеологический оптимизм.
  • 2. Агностицизм.
  • 4. Гносеологический реализм.
  • 14. Чувственное познание, его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании.
  • 15. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Критерии истины.
  • 16. Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания.
  • 17. Формы научного знания. Общие закономерности развития науки.
  • 18. Особенности социального познания. Роль социальных интересов в процессе познания. Наука и нравственность.
  • 19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке.
  • 20. Религиозные учения о сотворении человека. Современные концепции антропосоциогенеза.
  • 21. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь в процессе антропосоциогенеза.
  • 22. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений.
  • 23. Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению.
  • 24. Свобода и ответственность человека в современном мире. Проблема отчуждения.
  • 25. Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура.
  • 26. Общество как развивающаяся система. Натуралистические, теоцентристские, антропоцентристские и социоцентристские концепции развития общества.
  • 27. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества.
  • 28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений.
  • 29. Сознание общественное, групповое и индивидуальное, их единство и различия. Формы общественного сознания.
  • 30. Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная нтр, ее влияние на развитие общества и человека.
  • 31. Человек в информационно-техническом мире. Понятие коммуникации.
  • 32. Человечество как субъект истории. Периодизация исторического процесса: формации, культуры, цивилизации
  • 33. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории.
  • 34. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса.
  • 35. Кризис современной цивилизации и пути выхода из него. Учение о ноосфере.
  • 1. Глобальные проблемы человечества (т.Е. Угрожающие основам цивилизации):
  • 2. Перспективы современной цивилизации
  • 36. Культура как предмет философского анализа. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
  • 28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений.

    История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом – с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться, как субъект изменений. В широком смысле понятие "деятельность" означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.

    Выступая субъектом взаимодействия, как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином - социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.

    Человек также поддерживает свое биологическое существование, используя физиологические силы, способы и функции как основные формы жизненной активности. Таковы, например, физические движения тела в пространстве, воспроизведение нормального вещественного состава и энергии организма, психические реакции на внутренние и внешние воздействия и т.д. Все эти формы активности являются непрерывными жизненными процессами, протекающими параллельно с осуществляемой в это время деятельностью человека, и являющимися, с одной стороны, условиями этой деятельности, с другой - ее составными частями.

    Являясь особой формой жизненной активности индивида, деятельность отличается от нее рядом принципиально иных характеристик. Конкретные формы жизненной активности приобретают качество деятельности только тогда, когда они становятся целенаправленным, сознательным воздействием на предмет для получения определенного результата с определенным предназначением.

    Деятельность является приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создает и постоянно воссоздает так называемую вторую природу, искусственную среду обитания, человеческий мир. Тем самым он реализует свои природные потенции и родовую сущность.

    Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность. Деятельность характеризуется качеством предметности в том смысле, что она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности.

    В определении труда акцентируется внимание на том, что это орудийная, сознательная, целенаправленная, общественно необходимая чувственно-предметная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей и условий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. В связи с квалификацией труда как общественно-необходимой деятельности становится понятно, что не всякая деятельность может быть названа трудом. Для определения какого-либо процесса как трудового он должен быть включен в систему общественного разделения труда, результатом должны быть материальные или духовные блага, некоторая польза. Ведущей стороной труда становится созидание, "обмен веществ" между человеком и природой, а не разрушение. Труд всегда "положительная творческая деятельность".

    В деятельности человек стремится к достижению оптимального результата, что в итоге обеспечивает развитие общества. На основе длительного взаимодействия с предметами окружающего мира человек получает возможность сравнивать, обнаруживать меры вещей в соотношении с мерой собственного вида. А значит, действовать по мерке любого вида, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. И в этом реализуется универсальность человеческой деятельности.

    Весь цикл человеческой деятельности, начиная с осознания потребностей и кончая их удовлетворением в полученном результате, приводит, с одной стороны, к возрастанию потребностей, а с другой - к развитию способностей, знаний и умений самого субъекта, к универсализации человеческой деятельности, ее свободы.

    Творчество как специфическое качество деятельности, выражающее свободное раскрытие сущностных сил и способностей человека, не может быть ни чем иным, кроме как самодеятельностью индивида. Самодеятельность - это форма самоцельной деятельности людей, уровень самораскрытия и самореализации заложенных в человеке потенций, жизненной энергии его способностей, навыков и умений безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.

    Культура, воспроизводящая в своих идеальных и материальных формах цели и результаты человеческой деятельности, ориентирует последнюю на производство и потребление именно социально значимых ценностей. Поэтому интересы индивида предстают в деятельности, как его ценностные ориентации и цели. Ценностное содержание интересов побуждает человека к действию, будучи само обусловлено уровнем культуры общества.

    Итак, деятельность – это способ существования человека и общества, выраженный как процесс преобразования окружающей реальности, включая самого человека. Спецификой человеческой деятельности является целенаправленно-адаптирующая активность человека, способ реализации его потребностей (как материальных, так и духовных).

    Архипова Светлана М-10-1

    Пока живет человек, он постоянно чем-то занимается. В процессе деятельности человек создает для себя необходимые условия (пищу, жилье и т.д.), удовлетворяет духовные потребности (занятия музыкой, наукой и т.д.) и еще занимается самосовершенствованием (укрепляет свой характер, силу воли). Так что же такое деятельность? Деятельность – мотивированный процесс использования различных средств для достижения цели.

    Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения собственных потребностей. Возникает вопрос, что же такое потребность? Потребность – нужда в чем либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида. Потребности можно разделить на 3 группы:

    Естественные потребности – потребности человека в том, что нужно для его существования, развития, воспроизводства. Каждый человек нуждается в пище, воде, воздухе, отдыхе, сне и т.д.

    Социальные потребности – потребности, которые связаны с определенными аспектами социального поведения (общение с людьми).

    Идеальные потребности – это потребности, которые нужны человеку для духовного развития. Например: потребность познания окружающей среды или мира.

    Исходя из этого, социальные, естественные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, любой человек заботится о разнообразии блюд, чистой посуды.

    Структура деятельности и ее мотивация . Мотивы делятся на субъект и объект деятельности. Субъект – это человек, группа людей, осуществляющие ту или иную деятельность. А объект – это то, на что направлена деятельность субъекта. Нужно учесть, что человек может быть и субъектом и объектом деятельности. Советский психолог А.Н. Леонтьев описал структуру человеческой деятельности, выделил в ней цель, средства, результат (продукт).

    Любая деятельность человека определяется целями, которые он ставит. Цель – это конечный желаемый результат. К примеру, ученик хочет получить хорошую отметку за полугодие. Он будет выполнять все домашние задания, будет отвечать на уроке, следовательно, будет идти к своей цели.

    А чтобы достичь желаемого результата могут помочь определенные средства деятельности. Это определенные методические пособия, таблички, карты и т.д. – все это помогает человеку усвоению знаний и определённых умений.

    Во время деятельности также возникают результаты (продукты) деятельности. В результате деятельности осуществляется поставленная цель.

    Любая деятельность человека основывается на целях, которые он перед собой ставит. Но почему человек выдвигает необходимую ему цель? Потому что его побуждают к этому мотивы. Мотив обычно сравнивают с желанием. Какие-либо человеческие желания заставляют человека что-то делать. В мотивах деятельности человека выражаются его интересы, потребности, идеалы. Именно мотивы привносят смысл деятельности человека.

    Многообразие деятельности. Деятельность делится на духовную и практическую. Практическая деятельность сконцентрирована на преобразование объекта, а духовная деятельность на преобразование внутреннего мира, сознания людей.

    Многообразие деятельности зависит от многообразия потребностей. К примеру, наши родители каждый день ходят на работу, чтобы заработать деньги на удовлетворение потребностей. Различают деятельность внутреннюю (умственную) и внешнюю. Внешняя деятельность – физическая активность человека. Деятельность так же может быть коллективной, массовой, индивидуальной, однообразной, шаблонной и монотонной - осуществляется в связи с социальными формами объединения людей. С исторической точки зрения деятельность может быть моральной, аморальной, законной и не законной . Для политической сферы свойственны государственная, военная, международная деятельности , а для духовной сферы – научная, досуговая, образовательная деятельности. Деятельность может носить сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер. А также деятельность состоит из труда, учёбы, игровой и творческой деятельности . (Пример: мы учимся в школе для того, чтобы поступить в университет).

    Деятельность и сознание. Деятельность влияет на изменения в сознании человека и к тому же его развитию. А сознание, в свою очередь, формируется деятельностью, для того, чтобы влиять и регулировать деятельность. Сознание – способность ума контролировать свою деятельность (Геккель).

    Вывод: Я считаю, что деятельность является очень важной частью жизни каждого человека. Ведь пока живет человек, он постоянно чем-то занимается. Человек должен реализовывать себя в чем-то, а для этого и нужна деятельность. Наше общество динамично развивалось на протяжении своей истории, и всё это благодаря деятельности Потребности человека безграничны, а значит безгранично и многообразие деятельности.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Что такое деятельность?

    Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

    3. Как связаны деятельность и потребности?

    Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

    Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

    4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

    Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

    5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

    Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

    В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

    Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

    Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

    Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

    6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

    К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

    7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

    Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

    В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

    Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

    В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

    В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

    В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

    В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

    8. Как связаны деятельность и сознание?

    Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

    Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

    ЗАДАНИЯ

    1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

    Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

    2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

    а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

    б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

    в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

    3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

    Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

    4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

    Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.


    Различия между деятельностью человека и поведением животного Человек Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Другие живые существа Приспособление к существующим природным условиям. Приспособление к существующим природным условиям. Целесообразное поведение, направляемое инстинктом. Целесообразное поведение, направляемое инстинктом.


    Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности состоит в изменении и преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Она является непременным условием существования и развития человека и общества.








    Цель – т о, к чему стремятся. Осознанный образ предвосхищаемого результата. Желание достигнуть цели предопределяет выбор соответствующих средств и последовательность специфических действий для её достижения. Желание достигнуть цели предопределяет выбор соответствующих средств и последовательность специфических действий для её достижения.


    Средства достижения цели – приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществить эту деятельность, выбирая подходящие средства. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществить эту деятельность, выбирая подходящие средства.


    Действия, направленные на достижение цели – внешнее проявление волевого усилия, которое противополагается страдательному и безразличному состоянию. М.Вебер разделил действия на 4 группы: -Целерациональное действие (рационально поставленная, продуманная цель); -Ценностно-рациональное действие (осознанное определение своей направленности); -Аффективное действие (обусловлено эмоциональным состоянием индивида); -Традиционное действие (основано на длительной привычке).


    Результат деятельности не всегда соответствует цели Причины: -Заведомо недостижимая цель; -Недостаточный учёт внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей; -Неверный выбор средств достижения цели; -Неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.






    Пирамида Маслоу Группы потребностей: -Физиологические (пища, дыхание, жилище, одежда); -Экзистенциальные (безопасность, комфорт, занятость); -Социальные (общение, привязанности, совместная деятельность); -Престижные (самоуважение, признание, служебный рост); -Духовные (самовыражение). Физиологические и экзистенциальные – первичны (врожденные), социальные, престижные и духовные – вторичны (приобретенные).












    4 группы действий в зависимости от мотивов (Макс Вебер) 1. Целерациональное действие – рационально поставленная и продуманная цель. 1. Целерациональное действие – рационально поставленная и продуманная цель. Ценностно-рациональное действие – осознанное определение направленности и последовательно планируемая ориентация н действие. Ценностно-рациональное действие – осознанное определение направленности и последовательно планируемая ориентация н действие. Аффективное действие – эмоциональное состояние индивида. Аффективное действие – эмоциональное состояние индивида. Традиционное действие – основано на длительной привычке Традиционное действие – основано на длительной привычке


    Деятельность включает в себя Сознательное – Сознательное – осмысленность объективного мира и своего собственного бытия, определяющая и регулирующая деятельность. осмысленность объективного мира и своего собственного бытия, определяющая и регулирующая деятельность. Бессознательное – действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, не осознаваемое субъектом. Бессознательное – действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, не осознаваемое субъектом.




    Классификация деятельности: Практическая – Практическая – направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. -Материально- производственная (преобразование природы) - Социально-преобразовательная (преобразование общества) Духовная – Духовная – направлена на изменение сознания людей. - Познавательная (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях) - Ценностно-ориентировочная (определение отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование мировоззрения) - Прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности)




    Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое (новая цель, новый результат, новые средства достижения результатов). деятельность, порождающая нечто качественно новое (новая цель, новый результат, новые средства достижения результатов). Механизмы творческой деятельности: воображение, воображение, фантазия – отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. фантазия – отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. интуиция – знание, условия получения которого, не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но интуитивное в творчестве связано с сознательными усилиями. интуиция – знание, условия получения которого, не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но интуитивное в творчестве связано с сознательными усилиями.




    Игра - осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Ориентирована не только на результат, но и на сам процесс. Особенностью является двуплановость: с одной стороны – реальное действие, с другой – условность, действие в воображаемой обстановке




    Виды общения: общение между реальными субъектами (между двумя людьми) общение между реальными субъектами (между двумя людьми) общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (между человеком и животным) общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (между человеком и животным) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек со своим внутренним голосом) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек со своим внутренним голосом) общение воображаемых партнеров (общение литературных персонажей). общение воображаемых партнеров (общение литературных персонажей).




    Необходимо уметь отличать общение от коммуникации. Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. Передача информации происходит только в направлении одного из субъектов и обратная связь между субъектами отсутствует. Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. Передача информации происходит только в направлении одного из субъектов и обратная связь между субъектами отсутствует.


    Понятия темы, которые необходимо запомнить: Деятельность Духовная деятельность Игра Интересы Интуиция Коммуникация Мотивы Общение Объект деятельности Потребности Практическая деятельность Социальные установки Субъект деятельности Творческая деятельность Трудовая деятельность Убеждения Фантазия