(врач-психиатр)
Дидаскалейнофобия: симптомы, лечение, профилактика
18.02.2015Мария Барникова
Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется […]
Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?
Что такое дидаскалейнофобия
Слово «фобия» переводится с греческого языка, как «страх». Дидаскалейнофобия – это фобия, присущая только школьникам. Фактически она трактуется, как «боязнь школы».
Родители не всегда распознают вовремя наличие у ребенка этой фобии. Нежелание детей школьного возраста посещать учебное заведение обычно трактуется, как банальная лень или каприз. Однако в таких случаях стоит внимательнее присмотреться к школьнику, поскольку тревожно-фобические расстройства становятся всё более актуальными именно для людей юного возраста — если так можно выразиться, психические патологии «молодеют».
Еще одна причина, по которой взрослые игнорируют дидаскалейнофобию – ошибочная уверенность в том, что если ребенок действительно страдает психическим расстройством, то это проявляется во всех сферах жизни с одинаковой интенсивностью. Но это далеко не так: фобии связаны с конкретными страхами, и если пациента изолировать от источника его психологических проблем, то в целом он ведет себя адекватно.
Напротив, если долго игнорировать наличие реальных психологических проблем у ребенка, то впоследствии это приведет к более тяжелым расстройствам, паническим атакам и глубокой депрессии.
Симптомы дидаскалейнофобии
Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:
- удушьем;
- затрудненным дыханием;
- учащенным и сильным сердцебиением;
- интенсивным потоотделением;
- ощущением дрожи в теле;
- мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
- ощущением дискомфорта в груди и т.д.
Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.
Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами. Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии. В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.
Почему появляется боязнь школы
Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.
Примеры подобных факторов:
- постоянные издевательства одноклассников;
- подтрунивание и жестокие шутки школьников;
- частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
- непомерные умственные нагрузки;
- психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.
Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.
В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.
Как справиться с дидаскалейнофобией
Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.
Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.
Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.
Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.
Профилактика дидаскалейнофобии
Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.
Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.
Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.
Оценка статьи:
читайте также
Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.
Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим - и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.
Иногда причина страха - переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.
Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?
Вот что советуют психологи:
- Первоклассников лучше заранее познакомить с первой учительницей и со школьным зданием, особенно, если они не ходили в детский сад. Постарайтесь подробно рассказать им, зачем нужна школа, как будет проходить их день, что изменится, а что останется прежним, кто будет провожать в школу и встречать после уроков, когда они смогут гулять, играть и общаться с родителями.
- Если ребенок боится встречи с одноклассниками или учителями, нужно приложить усилия, чтобы выяснить, кто и что его расстраивает. Поговорите с родителями одноклассников, с классным руководителем и школьным психологом, позовите друзей вашего ребенка в гости или сходите с ними в кино, чтобы понаблюдать за их общением. Пусть ребенок почувствует ваше неравнодушие и вашу защиту: если ему плохо, станьте его адвокатом в сложной ситуации, покажите ему, что он всегда может на вас положиться.
- Для тех детей, которым тяжело дается учеба, можно заранее придумать приятные занятия, где они будут получать удовольствие от процесса и где будут чувствовать себя успешными. Это могут быть танцы, спорт или творческие кружки.
- Родителям важно не волноваться самим, чтобы не передать свою тревогу детям. Спокойное отношение мамы и папы к учебе и особенно к успехам ребенка покажет ему, что родители всегда будут на его стороне, объяснят, защитят, помогут. Дайте ребенку понять, что школа - только часть жизни, и мир не рухнет от плохих оценок или от замечания за плохое поведение.
- Наконец, если вы чувствуете, что ребенок близок к панике и никакие успокаивающие мероприятия на него не действуют, имеет смысл проконсультироваться с психологом. Родителям не всегда легко распознать глубокие причины детского страха, которые понятны специалисту. Вполне может быть, что одна или несколько консультаций сделают жизнь всей семьи спокойнее и радостнее.
- Есть и еще один очевидный способ снизить тревогу. Помогите ребенку поверить в то, что он готов к школьной жизни, что его интеллектуальных ресурсов хватит, чтобы справиться с учебой. Для этого тренируйте в игровой форме устный счет, пробуйте прочитать вслух пару абзацев детской книжки на скорость, почаще играйте в слова, выучите несколько стихотворений, скороговорок и загадок, которые нравятся ребенку.
Что читать?
Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции “К школе готов!” . В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.
Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.
— новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.
Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защитыТяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.
Школа для детей — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, особенно младшие, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты.
Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние ребенка и задуматься о причинах его ухудшения.
Страх или волнение?
Слово «боюсь» для детей не всегда означает страх. Так ребенок может называть и другие ощущения: «Мне не хочется», «Я волнуюсь». Помогите сыну или дочери понять свои чувства. «Когда это действительно школьный невроз, его проявления (депрессия или агрессия) усиливаются в период учебы, — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Если в каникулы состояние улучшается, ребенок увлеченно обсуждает разные темы, но при этом отторгает все, что связано со школой, — это повод внимательно присмотреться к ситуации».
Кто чаще боится
Проще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.
Тревожная «рассада»:
1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.
2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает ребенка комфорта: его не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. Людмила Аншакова, психолог: «Дети боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».
3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.
Практика
1. Если страшно идти в школу
Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.
2. Если страшно поднять руку и выйти к доске
Часто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.
3. Страх ответить неправильно
Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.
4. При волнении
Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.
5. Перед контрольной
Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).
6. Если ученик боится учителя
Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.
7. При неуверенности
Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.
8. При сложностях в общении
Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.
9. Для всех ситуаций
Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».
10. Анатомируем страхи
Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.
В подавляющем большинстве случаев нежелание ребёнка идти в школу – не лень, а страх остаться без поддержки родителей. Ребёнку страшно оказаться в незнакомом месте с чужими людьми, он боится потеряться. Чаще всего этот страх возникает у детей, которые до школы воспитывались дома и не прошли адаптацию в детском коллективе. Так что же делать, если ваш ребёнок боится идти в школу? Как помочь ему научиться регулировать своё поведение, чтобы стать частью коллектива?
Что делать, если ребёнок боится идти в школу
Во-первых, нежелание идти в школу – абсолютно нормальное явление, поэтому родителям не нужно так уж волноваться. Первый школьный год – самый трудный для учеников, ведь их привычная жизнь кардинально меняется. На смену играм приходит учёба и труд, завязываются новые отношения – всё это может вызвать стресс, из-за которого ребёнок боится идти в школу, и нужно иметь терпение, чтобы помочь вашему малышу пережить этот стресс как можно быстрее и легче.
Кроме того, что ребёнка пугает школьная нагрузка, не только физическая, но и психоэмоциональная, он испытывает страх перед той ответственностью, которая на него теперь легла. Он не может перестать учиться, как ещё вчера мог перестать играть в игру, которая надоела. К нему предъявляются требования, которые он обязан выполнять, ему вменяется в обязанность соблюдать школьный режим, и он не может выбирать, на какие уроки ходить, а на какие нет.
Ещё одной причиной страха перед школой является новый коллектив. И учителя, и одноклассники – люди, которых первоклассник не знает. Он боится, что взрослые будут его ругать, а дети не примут в коллектив. Даже взрослые люди волнуются перед первым рабочим днём, что уж о детях говорить…
Конечно, в большинстве случаев через время напряжение спадает, и страх исчезает. Но не всегда и не у всех. Поэтому давайте рассмотрим алгоритм действий, которые помогут вашему малышу облегчить привыкание к новому статусу. И первое, что вы должны сделать, это объяснить, что его страх – дело обычное. Расскажите, как сами боялись идти в школу, и каким смешными потом казались вам эти страхи и волнения.
Объясните ему, что учителя – люди, которые научат его тому, чего он никогда бы не выучил сам, а одноклассники – новые друзья, с которыми будет очень интересно. Для более быстрой адаптации предложите ему угостить одноклассников конфетами или печеньем, которое вы испечёте сами. Подскажите ему игру, в которую он сможет поиграть с новыми друзьями на перемене, и вполне может быть, что ваш ребёнок завоюет расположение одноклассников.
Если ваш ребёнок уже был ранее приучен к какому-то распорядку, ему будет легче привыкнуть к школьному режиму, и хотя ответственности у него стало больше, попытайтесь преподнести ему это так, словно вместе с ответственностью увеличилась и его личная значимость. Относитесь к нему, как к личности, научите гордиться своими успехами, и он в самом деле станет успешным.
Не запрещайте ребёнку брать с собой в школу игрушки: иногда только один взгляд на предмет из привычной обстановки поможет ему успокоиться. Если у него были до школы какие-либо увлечения, постарайтесь развить их в школе. Запишите ребёнка в школьный кружок, это наладит полезное времяпрепровождение и отношения с другими детьми, объединёнными общими интересами.
Не игнорируйте его проблемы, внимательно выслушивайте его, не поднимайте на смех. Говорите с ним на равных. Он всегда должен быть уверен в том, что не останется без вашей поддержки. Но не практикуйте назойливый контроль: он разрушает доверие и вредит отношениям. Поощряйте новые знакомства и всегда принимайте его друзей у себя дома. Рейтинг 5.00 (5 голоса(ов))
Здравствуйте,меня зовут Даша, мне 15 лет,у меня боязнь ходить в школу. Каждый день, просыпаясь, я начинаю почти плакать, так как жутко не хочу идти в школу, даже если в этот день легкие предметы, мне все равно тяжело идти туда. Я искала причину, вот уже с 6 класса я пыталась понять, в чем дело почему мне так плохо. Но что бы я не думала как бы я не пыталась это исправить, все без толку. Я ненавижу там все начиная от своих одноклассников, до учителей. Одноклассники ладно мне на них наплевать, пусть говорят что хотят, кричат вслед мне что хотят, я привыкла. Но учителя это уже совсем тяжелый случай, есть спокойные который спокойно объясняют ты это учишь и все хорошо, у нас таких два, а есть (почти все остальные) которые постоянно кричат, веду я себя очень тихо, почти никогда не разговариваю, руку тоже никогда не поднимаю потому что жутко боюсь, что наорут за что нибудь, бывало так что спросят скажешь неправильно и либо начинают орать, либо посмотрят тяжелым взглядом. Когда они начинают кричать или тому подобное у меня слезы невольно начинают литься,в это время пытаюсь мысленно успокоить себя, не слушать, а все равно. Часто плачу по ночам, так как завтра в школу, а не хочу туда. Начинаю то ли от нервов, то ли от слабого иммунитета, то ли сама подсознательно делаю все ради этого, вообщем я очень часто болею, бывает все волишь три дня а бывает и по неделями, из-за того что я болею, пропускаю, начинаю плохо учиться, а для меня это недопустимо, родители начинают злиться, да и самой страшно, боюсь не сдать ГИА... Очень боюсь... Получается такой милый круг. Говорила с родителями о жуткой боязни идти в школу, мама пожимает плечами, говорит раз так не выносишь иди в колледж/техникум, но у нас в городе нет подходящих... Хотя если не сдам английский(так в нашей школе что типо проходного теста в 10, выбераешь этот предмет и идешь дальше) что вероятность 75 процент, то выбора нет надо идти в колледж. Папа пытался помочь мотивировал меня к учебе, говорил не обращать внимание на учителей, даже дарил мне подарки что бы я развеселилась но...но без толку, прихожу туда вся вдохновленная выхожу как выжитый лимон, плюс дома меня выжимает 6-часовая домашняя работа. На душе очень плохо ночью в своё свободное время начинаю плакать, мечтать о жизни о той другой без школы, а сколько различных идей у меня! Но все они катятся в пропасть, нету времени, никто не даст им осуществиться. Друзей поддержать нет. Хотела покончить жизнь, точнее просто остановить ее, но это глупо, это очень глупо, из за здания с вениками в ней решаться дорогого. Я не знаю что делать...
P. s. Еще то ли из-за нервов то ли из-за возраста, но у меня жуткие прыщи по лицу, дермотолог что мне токо не советовала, что я только не делала, ничего. Только один раз увидела результат когда вышла на каникулы, примерно в середине прыщи почти исчезли... я очень была удивлена =) и рада, но примерно через три дня после когца каникул они вернулись... Все было как и прежде. Вообщем я стала ещё и стесняться выходить на улицу...